Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Егоровой М.В., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Далидан О.А. по доверенности от 24.01.2012 N 199/11-19,
ответчика - Мешковой Г.В. по доверенности от 30.12.2011 N АГ-02/17434,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение "Казэнерго"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2012 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Захаров Е.И., Семушкин В.С.)
по делу N А65-5097/2011
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение "Казэнерго", г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21.12.2010 по делу N 05-155/2010 и постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 27.06.2011 N А05-413/2011 по статье 4.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 4 470 429 руб.,
установил:
в Арбитражный суд Республики Татарстан обратилось муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение "Казэнерго" (далее - МУП "ПО "Казэнерго", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, ответчик) от 21.12.2010 по делу N 05-155/2010.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2011 заявленные требования удовлетворены. Суд признал решение и предписание антимонопольного органа от 21.12.2010 по делу N 05-155/2010 незаконными и обязал антимонопольный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2011 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2011 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.01.2012 решение от 22.06.2011 и постановление от 10.10.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2012 с учетом позиции, изложенной в пункте 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" вышеперечисленные заявления заявителя были объединены для совместного рассмотрения в одно производство с присвоением номера арбитражному делу N А65-5097/2011.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменений
Судебной коллегией, на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв в судебном заседании с 06 12 2012 до 13.12.2012 09 часов 45 минут. После завершения перерыва судебное заседание продолжено.
В кассационной жалобе общество просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт о признании решения и предписания антимонопольного органа незаконным.
Ответчик, по основаниям, указанным в отзыве, не согласен с доводами кассационной жалобы и просит оставить судебные акты без изменения.
Судебной коллегией, на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв в судебном заседании с 24 01 2012 до 26.01.2012 16 часов 30 мин. После завершения перерыва судебное заседание продолжено.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в адрес антимонопольного органа поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (далее - ООО "УК "Наш Дом") по вопросу неправомерных действий МУП "ПО "Казэнерго", выразившихся в отказе от согласования протокола разногласий в соответствии с которым оплата за тепловую энергию жилого дома N 8 (7, 8, 9 блок секции) по улице Баки Урманче г. Казани должна производиться равными долями в течение 12 месяцев.
Проведенная проверка показала, что ООО "УК "Наш Дом" осуществляет функции исполнителя коммунальных услуг собственникам помещений дома N 8 (7, 8, 9 блок секции) по улице Баки Урманче г. Казани.
В обязанности ООО "УК "Наш Дом" входит управление жилищным фондом, а также заключение с собственниками жилых помещений договоров на управление многоквартирными домами и поставка жилищно-коммунальных услуг.
С целью обеспечения населения услугой теплоснабжения между ООО "УК "Наш Дом" и МУП "ПО "Казэнерго" заключен договор от 12.11.2009 N 2871 на пользование тепловой энергией, в соответствии с которым МУП "ПО "Казэнерго" обязуется подавать ООО "УК "Наш Дом" через присоединенную сеть тепловую энергию, а ООО "УК "Наш Дом" обязуется принимать и своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 2.2 договора потребление тепловой энергии определяется на основании показаний коммерческих приборов учета, либо расчетным путем. При этом МУП "ПО "Казэнерго" выставляет ООО "УК "Наш Дом" счета за тепловую энергию в соответствии с фактическим потреблением, то есть только за отапливаемый период (с октября по май), что подтверждается выставленными счетами-фактурами.
Антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела N 05-155/2010 у МУП "ПО "Казэнерго" запрошена информация о наличии договоров на пользование тепловой энергией с иными (кроме ООО "УК "Наш Дом") потребителями, расчет за потребленную тепловую энергию с которыми производится по фактическим показаниям приборов учета тепловой энергии (определение об отложении рассмотрения дела от 28.06.2010).
МУП "ПО "Казэнерго" представило информацию о том, что такие договоры заключены с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вахитовского района" (далее - ООО "УК "Вахитовского района"), обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальных услуг Приволжского района" (далее - ООО "УК "ЖКУ Приволжского района"), Товарищество собственников жилья "Алексеева" (далее - ТСЖ "Алексеева"), Товарищество собственников жилья "Комфорт" (далее - ТСЖ "Комфорт"), Товарищество собственников жилья "Калинка" (далее - ТСЖ "Калинка"), Товарищество собственников жилья "Монолит" (далее - ТСЖ "Монолит"). Расчеты за потребленную тепловую энергию на основании фактических показаний приборов учета тепловой энергии в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 подтверждаются представленными МУП "ПО "Казэнерго" счетами-фактурами, актами выполненных работ с вышеуказанными управляющими компаниями и товариществами собственников жилья.
Между МУП "ПО "Казэнерго" и ТСЖ "Калинка" заключен договор от 14.12.2007 N 2327 на пользование тепловой энергией, с ТСЖ "Монолит" заключен договор от 18.01.2005 N 1519 на пользование тепловой энергией, с ООО "УК "ЖКХ Приволжского района" заключен договор от 29.09.2006 N 1842 на пользование тепловой энергией, с ТСЖ "Алексеевка" заключен договор от 17.07.2007 N 2309 на пользование тепловой энергией, с ТСЖ "Комфорт" заключен договор от 25.09.2006 N 1839 на пользование тепловой энергией, в соответствии с которыми МУП "ПО "Казэнерго" в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 предъявляло указанным товариществам собственников жилья и управляющим компаниям к оплате суммы за потребленную тепловую энергию на основании фактических показаний приборов учета тепловой энергии только в отопительный период (с сентября по май).
Усмотрев в данном порядке расчета платы за тепловую энергию признаки нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган 21.12.2010 принял решение по делу N 05-155/2010, в соответствии с которым признал МУП "ПО "Казэнерго" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в части нарушения, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам) порядка расчета платы за тепловую энергию, результатом, которого является или может являться ущемление интересов потребителей тепловой энергии.
На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание от 21.12.2010 по делу N 05-155/2010, в соответствии с которым заявителю предписано прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ путем перерасчета платы за тепловую энергию в соответствии с Порядком предоставления коммунальных услуг гражданам.
Не согласившись с указанными ненормативными актами, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
При новом рассмотрении суды предыдущих инстанций, правомерно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В результате анализа состояния конкурентной среды антимонопольным органом сделан вывод, что географическими границами локального рынка тепловой энергии, потребителями которой являются население и хозяйствующие субъекты, имеющие технологическое присоединение теплопринимающих энергоустановок к тепловым сетям, источникам теплоты МУП "ПО "Казэнерго", является территория города Казани и прилегающая к нему территория, в пределах присоединенных тепловых сетей МУП "ПО "Казэнерго", а доля МУП "ПО "Казэнерго" в указанных географических границах локального рынка тепловой энергии равна 100%.
В соответствии с Порядком предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за отопление рассчитывается, исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако, в нарушение Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам МУП "ПО "Казэнерго" предъявляет ООО "УК "Вахитовского района", ООО "УК "ЖКХ Приволжского района", ТСЖ "Алексеева", ТСЖ "Комфорт", ТСЖ "Калинка", ТСЖ "Монолит" и другим организациям к оплате сумму за потребление тепловой энергии, рассчитанную на основании показателей приборов учета тепловой энергии, то есть только в отопительный период (сентябрь - май) и не предъявляет к оплате суммы за потребление тепловой энергии в летние месяцы.
Как верно отмечено судами предыдущих инстанций расчет платы за потребление тепловой энергии равными долями в течение года является более выгодным для потребителей тепловой энергии, так как финансовая нагрузка распределяется равными долями из расчета 1/12 от планируемого объема потребления. Более того, необходимо учитывать, что при низкой температуре наружного воздуха в зимний период потребление тепловой энергии возрастает, соответственно и возрастает плата за ее потребление, в то время как при оплате услуг за потребление тепловой энергии равными долями в течение года потребитель от данного фактора не зависит. У потребителей тепловой энергии, как правило, заработная плата в течение года остается неизменной, и потребитель планирует свой бюджет доходов и расходов с учетом своей среднемесячной заработной платы.
Судами на основании материалов дело также правомерно установлено, что тариф на тепловую энергию, поставляемую МУП "ПО "Казэнерго" своим потребителям почти в 2 раза выше, чем для потребителей тепловой энергии, поставляемой ОАО "Таттеплосбыт" своим потребителям, а учитывая, что в зимний период МУП "ПО "Казэнерго" взимает плату за потребление тепловой энергии по фактическим показаниям приборов учета тепловой энергии, то его потребители в зимние месяцы несут большие затраты по оплате тепловой энергии, что ущемляет (может ущемлять) их интересы.
Суды пришли к обоснованному выводу, о том, что расчет МУП "ПО "Казэнерго", занимающим доминирующее положение на локальном рынке тепловой энергии, платы за потребленную тепловую энергию, в нарушение Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, является нарушением антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части осуществления действий, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов потребителей тепловой энергии.
Доводы заявителя о том, что при применении сезонного метода начисления потребители получают выгоду являются несостоятельными.
Сумма оплаты за объем тепловой энергии, потребленной за год, определяется по показаниям общедомового прибора учета. Начисленная потребителям сумма будет одна и та же, так как сумма оплаты определяется как произведение объема на тариф.
При этом тот или иной порядок оплаты данной суммы не может изменить ее ни в большую, ни в меньшую сторону.
Таким образом, и в том и другом случае оплата будет производиться за один и тот же объем тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета на конец года.
Однако для потребителя существенное значение имеет порядок оплаты.
Как правомерно указано судами предыдущих инстанций расчет платы за потребление тепловой энергии равными долями в течение года является более выгодным для потребителей тепловой энергии, так как финансовая нагрузка распределяется равными долями из расчета 1/12 от планируемого объема потребления. Более того, необходимо учитывать, что при низкой температуре наружного воздуха в зимний период потребление тепловой энергии возрастает, соответственно и возрастает плата за ее потребление, в то время как при оплате услуг за потребление тепловой энергии равными долями в течение года потребитель от данного фактора не зависит. У потребителей тепловой энергии, как правило, заработная плата в течение года остается неизменной, и потребитель планирует свой бюджет доходов и расходов с учетом своей среднемесячной заработной платы.
Кроме того, в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктом "б" пункта 21 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" расчет по фактическому потреблению также ущемляет интересы потребителей, получающих субсидии.
МУП ПО "Казэнерго" не учтено, что Правилами предусмотрена корректировка размера платы за отопление, и в конце года потребители видят результаты экономии, которая осуществляется по фактическим показаниям прибора учета за текущий год.
В части довода о невозможности расчета объема тепловой энергии, использованной только на отопление, судами правомерно указано следующее.
Согласно счетам-фактурам, выставляемым управляющей компанией населению, графы "отопление" и "горячая вода" идут разными строками, при этом в тариф на горячее водоснабжение входит тариф на холодную воду, используемую для целей горячего водоснабжения и оплата тепловой энергии, израсходованной на ее подогрев (копия прилагается).
Таким образом, у управляющих компаний есть возможность определить отдельно объемы тепловой энергии, израсходованные на отопление и отдельно на горячее водоснабжение и представить данные в МУП ПО "Казэнерго", что подтверждается представленными антимонопольным органом ответами управляющих компаний города Казани.
Доводы заявителя о том, что административным органом не правомерно произведен расчет административного штрафа судебная коллегия считает несостоятельным.
Расчет административного штрафа МУП ПО "Казэнерго" правомерно определен от размера суммы выручки от реализации услуг на рынке реализации тепловой энергии в пределах присоединенных сетей.
Мера административной ответственности назначена МУП ПО "Казэнерго" в пределах установленной санкции с учетом характера совершенного правонарушения в минимально возможном размере.
Кроме того, по данным антимонопольного органа сумма штрафа, рассчитанная по новой редакции статьи 14.31 КоАП РФ выше, чем сумма штрафа, примененная по данному делу.
Учитывая вышеизложенное, суды первой и апелляционной инстанций при новом рассмотрении дела правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявителя не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в обеих судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы общества не опровергают сделанных судами предыдущих инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 по делу А65-5097/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Производственное объединение "Казэнерго", г. Казань из федерального бюджета излишне уплаченную за рассмотрение кассационной жалобы государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) руб., перечисленную по платежному поручению от 13.07.2012 N 3215.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.12.2012 ПО ДЕЛУ N А65-5097/2011
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2012 г. по делу N А65-5097/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Егоровой М.В., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Далидан О.А. по доверенности от 24.01.2012 N 199/11-19,
ответчика - Мешковой Г.В. по доверенности от 30.12.2011 N АГ-02/17434,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение "Казэнерго"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2012 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Захаров Е.И., Семушкин В.С.)
по делу N А65-5097/2011
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение "Казэнерго", г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21.12.2010 по делу N 05-155/2010 и постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 27.06.2011 N А05-413/2011 по статье 4.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 4 470 429 руб.,
установил:
в Арбитражный суд Республики Татарстан обратилось муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение "Казэнерго" (далее - МУП "ПО "Казэнерго", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, ответчик) от 21.12.2010 по делу N 05-155/2010.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2011 заявленные требования удовлетворены. Суд признал решение и предписание антимонопольного органа от 21.12.2010 по делу N 05-155/2010 незаконными и обязал антимонопольный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2011 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2011 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.01.2012 решение от 22.06.2011 и постановление от 10.10.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2012 с учетом позиции, изложенной в пункте 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" вышеперечисленные заявления заявителя были объединены для совместного рассмотрения в одно производство с присвоением номера арбитражному делу N А65-5097/2011.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменений
Судебной коллегией, на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв в судебном заседании с 06 12 2012 до 13.12.2012 09 часов 45 минут. После завершения перерыва судебное заседание продолжено.
В кассационной жалобе общество просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт о признании решения и предписания антимонопольного органа незаконным.
Ответчик, по основаниям, указанным в отзыве, не согласен с доводами кассационной жалобы и просит оставить судебные акты без изменения.
Судебной коллегией, на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв в судебном заседании с 24 01 2012 до 26.01.2012 16 часов 30 мин. После завершения перерыва судебное заседание продолжено.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в адрес антимонопольного органа поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (далее - ООО "УК "Наш Дом") по вопросу неправомерных действий МУП "ПО "Казэнерго", выразившихся в отказе от согласования протокола разногласий в соответствии с которым оплата за тепловую энергию жилого дома N 8 (7, 8, 9 блок секции) по улице Баки Урманче г. Казани должна производиться равными долями в течение 12 месяцев.
Проведенная проверка показала, что ООО "УК "Наш Дом" осуществляет функции исполнителя коммунальных услуг собственникам помещений дома N 8 (7, 8, 9 блок секции) по улице Баки Урманче г. Казани.
В обязанности ООО "УК "Наш Дом" входит управление жилищным фондом, а также заключение с собственниками жилых помещений договоров на управление многоквартирными домами и поставка жилищно-коммунальных услуг.
С целью обеспечения населения услугой теплоснабжения между ООО "УК "Наш Дом" и МУП "ПО "Казэнерго" заключен договор от 12.11.2009 N 2871 на пользование тепловой энергией, в соответствии с которым МУП "ПО "Казэнерго" обязуется подавать ООО "УК "Наш Дом" через присоединенную сеть тепловую энергию, а ООО "УК "Наш Дом" обязуется принимать и своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 2.2 договора потребление тепловой энергии определяется на основании показаний коммерческих приборов учета, либо расчетным путем. При этом МУП "ПО "Казэнерго" выставляет ООО "УК "Наш Дом" счета за тепловую энергию в соответствии с фактическим потреблением, то есть только за отапливаемый период (с октября по май), что подтверждается выставленными счетами-фактурами.
Антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела N 05-155/2010 у МУП "ПО "Казэнерго" запрошена информация о наличии договоров на пользование тепловой энергией с иными (кроме ООО "УК "Наш Дом") потребителями, расчет за потребленную тепловую энергию с которыми производится по фактическим показаниям приборов учета тепловой энергии (определение об отложении рассмотрения дела от 28.06.2010).
МУП "ПО "Казэнерго" представило информацию о том, что такие договоры заключены с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вахитовского района" (далее - ООО "УК "Вахитовского района"), обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальных услуг Приволжского района" (далее - ООО "УК "ЖКУ Приволжского района"), Товарищество собственников жилья "Алексеева" (далее - ТСЖ "Алексеева"), Товарищество собственников жилья "Комфорт" (далее - ТСЖ "Комфорт"), Товарищество собственников жилья "Калинка" (далее - ТСЖ "Калинка"), Товарищество собственников жилья "Монолит" (далее - ТСЖ "Монолит"). Расчеты за потребленную тепловую энергию на основании фактических показаний приборов учета тепловой энергии в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 подтверждаются представленными МУП "ПО "Казэнерго" счетами-фактурами, актами выполненных работ с вышеуказанными управляющими компаниями и товариществами собственников жилья.
Между МУП "ПО "Казэнерго" и ТСЖ "Калинка" заключен договор от 14.12.2007 N 2327 на пользование тепловой энергией, с ТСЖ "Монолит" заключен договор от 18.01.2005 N 1519 на пользование тепловой энергией, с ООО "УК "ЖКХ Приволжского района" заключен договор от 29.09.2006 N 1842 на пользование тепловой энергией, с ТСЖ "Алексеевка" заключен договор от 17.07.2007 N 2309 на пользование тепловой энергией, с ТСЖ "Комфорт" заключен договор от 25.09.2006 N 1839 на пользование тепловой энергией, в соответствии с которыми МУП "ПО "Казэнерго" в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 предъявляло указанным товариществам собственников жилья и управляющим компаниям к оплате суммы за потребленную тепловую энергию на основании фактических показаний приборов учета тепловой энергии только в отопительный период (с сентября по май).
Усмотрев в данном порядке расчета платы за тепловую энергию признаки нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган 21.12.2010 принял решение по делу N 05-155/2010, в соответствии с которым признал МУП "ПО "Казэнерго" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в части нарушения, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам) порядка расчета платы за тепловую энергию, результатом, которого является или может являться ущемление интересов потребителей тепловой энергии.
На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание от 21.12.2010 по делу N 05-155/2010, в соответствии с которым заявителю предписано прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ путем перерасчета платы за тепловую энергию в соответствии с Порядком предоставления коммунальных услуг гражданам.
Не согласившись с указанными ненормативными актами, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
При новом рассмотрении суды предыдущих инстанций, правомерно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В результате анализа состояния конкурентной среды антимонопольным органом сделан вывод, что географическими границами локального рынка тепловой энергии, потребителями которой являются население и хозяйствующие субъекты, имеющие технологическое присоединение теплопринимающих энергоустановок к тепловым сетям, источникам теплоты МУП "ПО "Казэнерго", является территория города Казани и прилегающая к нему территория, в пределах присоединенных тепловых сетей МУП "ПО "Казэнерго", а доля МУП "ПО "Казэнерго" в указанных географических границах локального рынка тепловой энергии равна 100%.
В соответствии с Порядком предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за отопление рассчитывается, исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако, в нарушение Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам МУП "ПО "Казэнерго" предъявляет ООО "УК "Вахитовского района", ООО "УК "ЖКХ Приволжского района", ТСЖ "Алексеева", ТСЖ "Комфорт", ТСЖ "Калинка", ТСЖ "Монолит" и другим организациям к оплате сумму за потребление тепловой энергии, рассчитанную на основании показателей приборов учета тепловой энергии, то есть только в отопительный период (сентябрь - май) и не предъявляет к оплате суммы за потребление тепловой энергии в летние месяцы.
Как верно отмечено судами предыдущих инстанций расчет платы за потребление тепловой энергии равными долями в течение года является более выгодным для потребителей тепловой энергии, так как финансовая нагрузка распределяется равными долями из расчета 1/12 от планируемого объема потребления. Более того, необходимо учитывать, что при низкой температуре наружного воздуха в зимний период потребление тепловой энергии возрастает, соответственно и возрастает плата за ее потребление, в то время как при оплате услуг за потребление тепловой энергии равными долями в течение года потребитель от данного фактора не зависит. У потребителей тепловой энергии, как правило, заработная плата в течение года остается неизменной, и потребитель планирует свой бюджет доходов и расходов с учетом своей среднемесячной заработной платы.
Судами на основании материалов дело также правомерно установлено, что тариф на тепловую энергию, поставляемую МУП "ПО "Казэнерго" своим потребителям почти в 2 раза выше, чем для потребителей тепловой энергии, поставляемой ОАО "Таттеплосбыт" своим потребителям, а учитывая, что в зимний период МУП "ПО "Казэнерго" взимает плату за потребление тепловой энергии по фактическим показаниям приборов учета тепловой энергии, то его потребители в зимние месяцы несут большие затраты по оплате тепловой энергии, что ущемляет (может ущемлять) их интересы.
Суды пришли к обоснованному выводу, о том, что расчет МУП "ПО "Казэнерго", занимающим доминирующее положение на локальном рынке тепловой энергии, платы за потребленную тепловую энергию, в нарушение Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, является нарушением антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части осуществления действий, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов потребителей тепловой энергии.
Доводы заявителя о том, что при применении сезонного метода начисления потребители получают выгоду являются несостоятельными.
Сумма оплаты за объем тепловой энергии, потребленной за год, определяется по показаниям общедомового прибора учета. Начисленная потребителям сумма будет одна и та же, так как сумма оплаты определяется как произведение объема на тариф.
При этом тот или иной порядок оплаты данной суммы не может изменить ее ни в большую, ни в меньшую сторону.
Таким образом, и в том и другом случае оплата будет производиться за один и тот же объем тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета на конец года.
Однако для потребителя существенное значение имеет порядок оплаты.
Как правомерно указано судами предыдущих инстанций расчет платы за потребление тепловой энергии равными долями в течение года является более выгодным для потребителей тепловой энергии, так как финансовая нагрузка распределяется равными долями из расчета 1/12 от планируемого объема потребления. Более того, необходимо учитывать, что при низкой температуре наружного воздуха в зимний период потребление тепловой энергии возрастает, соответственно и возрастает плата за ее потребление, в то время как при оплате услуг за потребление тепловой энергии равными долями в течение года потребитель от данного фактора не зависит. У потребителей тепловой энергии, как правило, заработная плата в течение года остается неизменной, и потребитель планирует свой бюджет доходов и расходов с учетом своей среднемесячной заработной платы.
Кроме того, в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктом "б" пункта 21 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" расчет по фактическому потреблению также ущемляет интересы потребителей, получающих субсидии.
МУП ПО "Казэнерго" не учтено, что Правилами предусмотрена корректировка размера платы за отопление, и в конце года потребители видят результаты экономии, которая осуществляется по фактическим показаниям прибора учета за текущий год.
В части довода о невозможности расчета объема тепловой энергии, использованной только на отопление, судами правомерно указано следующее.
Согласно счетам-фактурам, выставляемым управляющей компанией населению, графы "отопление" и "горячая вода" идут разными строками, при этом в тариф на горячее водоснабжение входит тариф на холодную воду, используемую для целей горячего водоснабжения и оплата тепловой энергии, израсходованной на ее подогрев (копия прилагается).
Таким образом, у управляющих компаний есть возможность определить отдельно объемы тепловой энергии, израсходованные на отопление и отдельно на горячее водоснабжение и представить данные в МУП ПО "Казэнерго", что подтверждается представленными антимонопольным органом ответами управляющих компаний города Казани.
Доводы заявителя о том, что административным органом не правомерно произведен расчет административного штрафа судебная коллегия считает несостоятельным.
Расчет административного штрафа МУП ПО "Казэнерго" правомерно определен от размера суммы выручки от реализации услуг на рынке реализации тепловой энергии в пределах присоединенных сетей.
Мера административной ответственности назначена МУП ПО "Казэнерго" в пределах установленной санкции с учетом характера совершенного правонарушения в минимально возможном размере.
Кроме того, по данным антимонопольного органа сумма штрафа, рассчитанная по новой редакции статьи 14.31 КоАП РФ выше, чем сумма штрафа, примененная по данному делу.
Учитывая вышеизложенное, суды первой и апелляционной инстанций при новом рассмотрении дела правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявителя не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в обеих судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы общества не опровергают сделанных судами предыдущих инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 по делу А65-5097/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Производственное объединение "Казэнерго", г. Казань из федерального бюджета излишне уплаченную за рассмотрение кассационной жалобы государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) руб., перечисленную по платежному поручению от 13.07.2012 N 3215.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)