Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Ковалева В.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.
и судей Шевченко Г.М., Погудиной Т.С.,
при секретаре Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 17 марта 2011 года дело по жалобе на решение Нововятского районного суда от 3 февраля 2011 г., которым постановлено о возложении на Департамент образования Кировской области обязанности включить С. ФИО10 в регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления им жилых помещений; на Правительство Кировской области обязанности выделить из областного бюджета администрации г. Кирова денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения для С. ФИО11; на администрацию города Кирова обязанности за счет средств Кировской области предоставить С. ФИО12 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах г. Кирова общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., объяснения истца и заключение прокурора Новиковой И.В. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия
Прокурор обратился в суд с иском о возложении на Департамент образования Кировской области обязанности включить С. ФИО13 в регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления им жилых помещений; на Правительство Кировской области обязанности выделить из областного бюджета администрации г. Кирова денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения для С. ФИО14; на администрацию города Кирова обязанности за счет средств Кировской области предоставить С. ФИО15 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах г. Кирова общей площадью не менее 18 квадратных метров.
В обоснование иска указано на то, что до 2003 года С.М. проживал со своими родителями ФИО16 ФИО17 в общежитии ОАО "Нововятский механический завод" по адресу: г. Киров ул.
Решением того же суда от 14.01.2003 г. родители заявителя были лишены родительских прав в отношении С. ФИО18, который распоряжением администрации города Кирова от 10.02.2003 N 465 был направлен для дальнейшего воспитания в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 2 распоряжения предоставление жилого помещения С.М. должно быть осуществлено в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
18 июля 2003 года решением того же суда родители С.М. были выселены из комнаты N 35 по вышеуказанному адресу ввиду имеющейся у них задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг. Принимая решение, суд указал, что интересы несовершеннолетнего С.М. не нарушаются, поскольку требования истца были заявлены в отношении ФИО19 права С.М. на прежнее жилое помещение сохраняются.
Письмом от 13.04.2005 г. N 7/65 ОАО "НМЗ" гарантировало предоставление С.М. комнаты в общежитии.
В 2003 - 2007 гг. С.М. находился на полном государственном обеспечении в 2007 - 2010 - в Нововятского района г. Кирова, откуда был отчислен 29.04.2010 г.
В настоящее время общежитие по адресу: г. Киров, Нововятский район ул. находится в собственности ОАО "Нововятский механический завод", комната N на праве собственности принадлежит ФИО20.
После отчисления из Нововятского района г. Кирова С.М. 27.09.2010 г. обратился в территориальное управление по Нововятскому району администрации МО "Город Киров". 02.11.2010 г. С.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, информация для включения его в регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена 08.11.2010 г. в управление опеки и попечительства администрации г. Кирова. Жилое помещение С.М. предположительно будет предоставлено не ранее 2012 года.
В настоящее же время места жительства и регистрации у С.М. на территории Российской Федерации нет.
Согласно ст. ст. 4, 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которыми детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения. Финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона Кировской области от 28.09.2006 N 40-30 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из областного бюджета.
В п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, отнесены к категории лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения.
Указано на то, что администрацией МО "Город Киров" не исполняется возложенная на них законом обязанность по предоставлению жилого помещения С.М. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Правительством Кировской области - предусмотренная этим же Законом обязанность финансирования его приобретения.
С.М. в соответствии с действующим законодательством имеет право на получение по договору социального найма за счет средств бюджета области благоустроенного жилого помещения в Нововятском районе г. Кирова общей площадью не ниже установленных социальных норм и обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на орган местного самоуправления.
Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе представителя Правительства Кировской области ставится вопрос об отмене решения суда в части, касающейся возложенной на орган власти обязанности. Кассатор указал на ошибочность выводов суда, несоответствие их требованиям закона. Автор жалобы настаивает на том, что действующим законодательством не предусмотрены указанное судом полномочие и обязанность Правительства Кировской области.
Проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждены значимые по делу обстоятельства, касающиеся нуждаемости С.М. в жилом помещении и права истца на внеочередное получение жилого помещения. Указанные обстоятельства никем не оспариваются и сомнений не вызывают.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статьями 1 и 2 Закона Кировской области от 28.09.2006 N 40-ЗО (ред. от 27.12.2007) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
Финансовое обеспечение выполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из областного бюджета.
Принимая во внимание указанные обстоятельства дела и требования закона, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на Департамент образования Кировской области обязанности включить С.М. в регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления им жилых помещений, а на администрацию города Кирова обязанности за счет средств Кировской области предоставить истцу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах г. Кирова общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Однако нельзя согласиться с решением суда о возложении на Правительство Кировской области обязанности выделить из областного бюджета администрации г. Кирова денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения.
В силу ст. 3 Закона Кировской области от 28.09.2006 N 40-ЗО Правительство Кировской области не наделено полномочиями по выделению органам местного самоуправления денежных средств из областного бюджета на приобретение благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Согласно ст. 21 Закона Кировской области от 28.09.2007 N 162-30 "О бюджетном процессе в Кировской области" Правительство Кировской области также не наделено бюджетными полномочиями главного распорядителя средств областного бюджета и не включено в Перечень главных распорядителей средств областного бюджета, утвержденный частью 1 статьи 2 Закона Кировской области 2 декабря 2010 года N 579-30 "Об областном бюджете на 2011 год".
Учитывая указанные требования Закона, следует согласиться с доводами жалобы и исключить из решения суда указание о возложении на Правительство Кировской области обязанности выделить из областного бюджета администрации г. Кирова денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Нововятского районного суда от 3 февраля 2011 года изменить. Исключить из решения суда от 3 февраля 2011 года указание о возложении на Правительство Кировской области обязанности выделить из областного бюджета администрации г. Кирова денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения.
В остальной части то же решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.03.2011 ПО ДЕЛУ N 33-831
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 марта 2011 г. по делу N 33-831
Судья Ковалева В.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.
и судей Шевченко Г.М., Погудиной Т.С.,
при секретаре Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 17 марта 2011 года дело по жалобе на решение Нововятского районного суда от 3 февраля 2011 г., которым постановлено о возложении на Департамент образования Кировской области обязанности включить С. ФИО10 в регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления им жилых помещений; на Правительство Кировской области обязанности выделить из областного бюджета администрации г. Кирова денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения для С. ФИО11; на администрацию города Кирова обязанности за счет средств Кировской области предоставить С. ФИО12 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах г. Кирова общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., объяснения истца и заключение прокурора Новиковой И.В. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия
установила:
Прокурор обратился в суд с иском о возложении на Департамент образования Кировской области обязанности включить С. ФИО13 в регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления им жилых помещений; на Правительство Кировской области обязанности выделить из областного бюджета администрации г. Кирова денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения для С. ФИО14; на администрацию города Кирова обязанности за счет средств Кировской области предоставить С. ФИО15 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах г. Кирова общей площадью не менее 18 квадратных метров.
В обоснование иска указано на то, что до 2003 года С.М. проживал со своими родителями ФИО16 ФИО17 в общежитии ОАО "Нововятский механический завод" по адресу: г. Киров ул.
Решением того же суда от 14.01.2003 г. родители заявителя были лишены родительских прав в отношении С. ФИО18, который распоряжением администрации города Кирова от 10.02.2003 N 465 был направлен для дальнейшего воспитания в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 2 распоряжения предоставление жилого помещения С.М. должно быть осуществлено в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
18 июля 2003 года решением того же суда родители С.М. были выселены из комнаты N 35 по вышеуказанному адресу ввиду имеющейся у них задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг. Принимая решение, суд указал, что интересы несовершеннолетнего С.М. не нарушаются, поскольку требования истца были заявлены в отношении ФИО19 права С.М. на прежнее жилое помещение сохраняются.
Письмом от 13.04.2005 г. N 7/65 ОАО "НМЗ" гарантировало предоставление С.М. комнаты в общежитии.
В 2003 - 2007 гг. С.М. находился на полном государственном обеспечении в 2007 - 2010 - в Нововятского района г. Кирова, откуда был отчислен 29.04.2010 г.
В настоящее время общежитие по адресу: г. Киров, Нововятский район ул. находится в собственности ОАО "Нововятский механический завод", комната N на праве собственности принадлежит ФИО20.
После отчисления из Нововятского района г. Кирова С.М. 27.09.2010 г. обратился в территориальное управление по Нововятскому району администрации МО "Город Киров". 02.11.2010 г. С.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, информация для включения его в регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена 08.11.2010 г. в управление опеки и попечительства администрации г. Кирова. Жилое помещение С.М. предположительно будет предоставлено не ранее 2012 года.
В настоящее же время места жительства и регистрации у С.М. на территории Российской Федерации нет.
Согласно ст. ст. 4, 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которыми детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения. Финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона Кировской области от 28.09.2006 N 40-30 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из областного бюджета.
В п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, отнесены к категории лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения.
Указано на то, что администрацией МО "Город Киров" не исполняется возложенная на них законом обязанность по предоставлению жилого помещения С.М. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Правительством Кировской области - предусмотренная этим же Законом обязанность финансирования его приобретения.
С.М. в соответствии с действующим законодательством имеет право на получение по договору социального найма за счет средств бюджета области благоустроенного жилого помещения в Нововятском районе г. Кирова общей площадью не ниже установленных социальных норм и обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на орган местного самоуправления.
Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе представителя Правительства Кировской области ставится вопрос об отмене решения суда в части, касающейся возложенной на орган власти обязанности. Кассатор указал на ошибочность выводов суда, несоответствие их требованиям закона. Автор жалобы настаивает на том, что действующим законодательством не предусмотрены указанное судом полномочие и обязанность Правительства Кировской области.
Проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждены значимые по делу обстоятельства, касающиеся нуждаемости С.М. в жилом помещении и права истца на внеочередное получение жилого помещения. Указанные обстоятельства никем не оспариваются и сомнений не вызывают.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статьями 1 и 2 Закона Кировской области от 28.09.2006 N 40-ЗО (ред. от 27.12.2007) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
Финансовое обеспечение выполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из областного бюджета.
Принимая во внимание указанные обстоятельства дела и требования закона, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на Департамент образования Кировской области обязанности включить С.М. в регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления им жилых помещений, а на администрацию города Кирова обязанности за счет средств Кировской области предоставить истцу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах г. Кирова общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Однако нельзя согласиться с решением суда о возложении на Правительство Кировской области обязанности выделить из областного бюджета администрации г. Кирова денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения.
В силу ст. 3 Закона Кировской области от 28.09.2006 N 40-ЗО Правительство Кировской области не наделено полномочиями по выделению органам местного самоуправления денежных средств из областного бюджета на приобретение благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Согласно ст. 21 Закона Кировской области от 28.09.2007 N 162-30 "О бюджетном процессе в Кировской области" Правительство Кировской области также не наделено бюджетными полномочиями главного распорядителя средств областного бюджета и не включено в Перечень главных распорядителей средств областного бюджета, утвержденный частью 1 статьи 2 Закона Кировской области 2 декабря 2010 года N 579-30 "Об областном бюджете на 2011 год".
Учитывая указанные требования Закона, следует согласиться с доводами жалобы и исключить из решения суда указание о возложении на Правительство Кировской области обязанности выделить из областного бюджета администрации г. Кирова денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нововятского районного суда от 3 февраля 2011 года изменить. Исключить из решения суда от 3 февраля 2011 года указание о возложении на Правительство Кировской области обязанности выделить из областного бюджета администрации г. Кирова денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения.
В остальной части то же решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)