Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.02.2011 ПО ДЕЛУ N 33-386

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 февраля 2011 г. по делу N 33-386


Судья Старикова И.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе
председательствующего Погудиной Т.С.
судей областного суда Кирсановой В.А., Носковой Г.Н.
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в гор. Кирове 1 февраля 2011 года
гражданское дело по кассационной жалобе Управления федерального казначейства по Кировской области
на решение Октябрьского районного суда от 13 декабря 2010 года, которым постановлено:
Исковые требования М. удовлетворить. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу М. убытки в размере 55 334 рубля 00 копеек, расходы по оплате госпошлины в размере 1 860 рублей 02 копеек.
Заслушав доклад судьи областного суда Кирсановой В.А., судебная коллегия
установила:


Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе Управление федерального казначейства по Кировской области ставит вопрос об отмене решения, указано на бездействие Администрации ЗАТО Первомайский Кировской области, отсутствие оснований для снятия обязанности по выплатам с Администрации ЗАТО Первомайский.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя УФК по Кировской области П., М., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что М. с 3.02.1997 года работает в МУЗ городская больница, ЗАТО Первомайский Кировской области, в должности врача бактериолога. Истица зарегистрирована по адресу: Кировская область, Юрьянский район, ЗАТО Первомайский, ул.

В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 N 267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствие со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации в 2007 году установлен 117 рублей ежемесячно, в 2008 году - 137 рублей ежемесячно, в 2009 году -400 рублей в месяц.
М., в соответствии с Законом Кировской области N 267-ЗО от 03.11.2004 года, за 2007 год не была начислена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с этим за период с 01.01.2007 года по 31.10.2010 года истица за счет своих средств оплатила наем жилья, его содержание и ремонт, а также понесла затраты на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению.
В соответствии с действующим с 01.01.2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления.
Согласно преамбуле Закона РФ N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пункт I ст. 153 Закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года указывает на то, что лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом.
Пункт 2 ст. 153 Закона N 122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего ФЗ нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Таким образом, Закон Кировской области N 267-ЗО не освобождает муниципальное образование от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствии с ч. 6 ст. 63 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников.
Из указанных норм следует, что действующее федеральное законодательство РФ и законодательство Кировской области не содержит в себе положений о наличии обязанности субъектов Российской Федерации производить финансирование компенсаций по оплате коммунальных услуг медицинских работников, относящихся к иному публичному образованию - соответствующему органу местного самоуправления.
Как было установлено, до настоящего времени, меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, администрацией ЗАТО Первомайский Кировской области, где проживает и работает истица, не установлены.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.
Отсутствие у муниципального образования ЗАТО Первомайский Кировской области необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан, так как обязанность по финансированию соответствующих льгот и компенсаций не ставится в зависимость от наличия соответствующих финансовых средств.
МУЗ городская больница ЗАТО Первомайский Кировской области, в которой работает Чернышева В.Ю., являлось и является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения является администрация ЗАТО Первомайский Кировской области.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации (Определение N 136-О-П от 03.02.2010 года), во избежание ущемления социальных прав медицинских работников, по оплате жилья и коммунальных услуг, надлежащее правовое регулирование работников медицинских учреждений должны осуществить органы, в ведении которых находятся учреждения здравоохранения; как следует из правовой позиции КС РФ (Постановление от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П), недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
В то же время администрацией муниципального образования ЗАТО Первомайский Кировской области мер правового регулирования, в том числе правовых актов, регулирующих права медицинских работников, размер льгот и компенсаций, порядок их предоставления, источник финансирования, не принималось, ответчиком не представлено данных об обращении в органы исполнительной власти Кировской области или иное публичное образование с заявлением о предоставлении субвенций, субсидий для финансирования соответствующих льгот и компенсаций.
Таким образом, имеются правовые основания для предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан из бюджета муниципального образования, в связи с чем исковые требования, предъявленные к Министерству финансов Российской Федерации удовлетворению не подлежат.
Размер исковых требований сторонами не оспаривается.
С учетом изложенного, коллегия считает, что имеет место неправильное применение норм материального права, не до конца были исследованы фактические обстоятельства дела. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, решение Октябрьского районного суда подлежит отмене с вынесением нового решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 13 декабря 2010 г. отменить.
Вынести новое решение. Взыскать с Администрации ЗАТО Первомайский Кировской области за счет казны муниципального образования ЗАТО Первомайский Кировской в пользу М. ФИО9 55 334 рубля, расходы по госпошлине в размере 1 860 рублей 02 копейки.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)