Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Громоздина Г.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Чингири Т.П.,
судей Капустиной Н.И., Раковского В.В.,
с участием прокурора Устабаева Е.Т.,
при секретаре Б.,
рассмотрела 14 декабря 2011 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управление коммунального хозяйства" на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 04 октября 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Новотроицка Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Управление коммунального хозяйства" о признании противоправными действий,
заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., пояснения представителя ответчика К., поддержавшего доводы жалобы, пояснения прокурора Устабаева Е.Т., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, проверив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
прокурор г. Новотроицка обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Управление коммунального хозяйства" о признании противоправными действий. В обоснование заявленных требований, указал, что прокуратурой г. Новотроицка проведена проверка по обращению Ф. по вопросу правомерности действий ООО "УКХ" по взиманию платы за оказание услуг по опломбировки индивидуальных приборов учета водоснабжения. В ходе проверки было установлено, что оказываемая услуга ООО "УКХ" по опломбировке счетчиков х/г воды для населения, проживающего в многоквартирных домах является платной. Стоимость указанных услуг за 2 счетчика в соответствии с представленной ООО "УКХ" калькуляцией составляет руб. коп. В случае отсутствия пломбы на приборах учета ООО "УКХ" его показания не принимаются, плата за услуги водоснабжения взимается по нормативам. Порядок проведения работ по опломбированию не определен ни одним нормативно-правовым актом. Полагал, что действия ООО "УКХ" по навязыванию оплаты услуг по опломбировке приборов учета, которые обуславливают регистрацию приборов учета воды потребителей, являются незаконными.
Просил признать противоправными действия ООО "УКХ" по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды, об обязании ООО "УКХ" не допускать обуславливания регистрации (ввод в эксплуатацию) приборов учета воды потребителей их обязательным платным опломбированием, об обязании ООО "УКХ" довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу через газету "Гвардеец труда".
В судебном заседании зам. прокурора Шидловский А.А. уточнил требование, просил признать противоправными действия ООО "УКХ" по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды, обязать ООО "УКХ" не допускать обуславливания регистрации (ввод в эксплуатацию) приборов учета воды потребителей их обязательным платным опломбированием.
Представитель ООО "УКХ" в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без участия представителя.
Решением суда исковые требования прокурора г. Новотроицка Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО "УКХ" о признании противоправными действий удовлетворены.
Суд постановил решение, которым признал противоправными действия ООО "УКХ" по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды. Обязал ООО "УКХ" не допускать обуславливания регистрации (ввод в эксплуатацию) приборов учета воды потребителей их обязательным платным опломбированием.
С решением суд не согласно ООО "УКХ", в кассационной жалобе просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения и удовлетворения жалобы.
В соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета ставится в зависимость от способа управления многоквартирным домом и может обеспечиваться: ТСЖ (статья 137), ЖСК и ЖК (статья 110), управляющей организацией (статья 162) или иным лицом, осуществляющим соответствующий вид деятельности (статья 164).
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, "коммунальные услуги надлежащего качества" - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в жилищном секторе потребителями услуг тепло и водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы... управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
Проанализировав положения действующего законодательства, имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, Новотроицкий городской суд Оренбургской области обоснованно удовлетворил исковые требования истца, признав действия по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды противоправными, обязав ООО "УКХ" не допускать обусловливания регистрации (ввод в эксплуатацию) приборов учета воды потребителей их обязательным платным опломбированием.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, в подпункте "г" пункта 52 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении, однако требований об установке пломб за счет граждан-потребителей указанным пунктом не предусмотрено.
Ссылку ответчика на ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, приведенную в кассационной жалобе, судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку бремя содержания собственности в жилом помещении не включает в себя установление пломб за счет средств собственников.
На основании п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Согласно п. 2 ст. 6 ГК РФ права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу о том, что, требуя с потребителей оплаты работ по опломбированию приборов учета, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, обуславливает регистрацию приборов учета потребителей дополнительной платной услугой, тем самым нарушает требования законодательства о защите прав потребителей.
Вместе с тем судебная коллегия считает довод кассационной жалобы о том, что суд неправильно в решении суда сослался на Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, является обоснованным, поскольку данное постановление в настоящий момент не вступило в законную силу.
Поэтому судебная коллегия считает необходимым исключить из мотивировочной части решения суда ссылку на Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354.
Руководствуясь ст. ст. 360 - 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 04 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управление коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.12.2011 ПО ДЕЛУ N 33-7761/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 декабря 2011 г. по делу N 33-7761/2011
судья Громоздина Г.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Чингири Т.П.,
судей Капустиной Н.И., Раковского В.В.,
с участием прокурора Устабаева Е.Т.,
при секретаре Б.,
рассмотрела 14 декабря 2011 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управление коммунального хозяйства" на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 04 октября 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Новотроицка Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Управление коммунального хозяйства" о признании противоправными действий,
заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., пояснения представителя ответчика К., поддержавшего доводы жалобы, пояснения прокурора Устабаева Е.Т., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, проверив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
прокурор г. Новотроицка обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Управление коммунального хозяйства" о признании противоправными действий. В обоснование заявленных требований, указал, что прокуратурой г. Новотроицка проведена проверка по обращению Ф. по вопросу правомерности действий ООО "УКХ" по взиманию платы за оказание услуг по опломбировки индивидуальных приборов учета водоснабжения. В ходе проверки было установлено, что оказываемая услуга ООО "УКХ" по опломбировке счетчиков х/г воды для населения, проживающего в многоквартирных домах является платной. Стоимость указанных услуг за 2 счетчика в соответствии с представленной ООО "УКХ" калькуляцией составляет руб. коп. В случае отсутствия пломбы на приборах учета ООО "УКХ" его показания не принимаются, плата за услуги водоснабжения взимается по нормативам. Порядок проведения работ по опломбированию не определен ни одним нормативно-правовым актом. Полагал, что действия ООО "УКХ" по навязыванию оплаты услуг по опломбировке приборов учета, которые обуславливают регистрацию приборов учета воды потребителей, являются незаконными.
Просил признать противоправными действия ООО "УКХ" по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды, об обязании ООО "УКХ" не допускать обуславливания регистрации (ввод в эксплуатацию) приборов учета воды потребителей их обязательным платным опломбированием, об обязании ООО "УКХ" довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу через газету "Гвардеец труда".
В судебном заседании зам. прокурора Шидловский А.А. уточнил требование, просил признать противоправными действия ООО "УКХ" по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды, обязать ООО "УКХ" не допускать обуславливания регистрации (ввод в эксплуатацию) приборов учета воды потребителей их обязательным платным опломбированием.
Представитель ООО "УКХ" в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без участия представителя.
Решением суда исковые требования прокурора г. Новотроицка Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО "УКХ" о признании противоправными действий удовлетворены.
Суд постановил решение, которым признал противоправными действия ООО "УКХ" по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды. Обязал ООО "УКХ" не допускать обуславливания регистрации (ввод в эксплуатацию) приборов учета воды потребителей их обязательным платным опломбированием.
С решением суд не согласно ООО "УКХ", в кассационной жалобе просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения и удовлетворения жалобы.
В соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета ставится в зависимость от способа управления многоквартирным домом и может обеспечиваться: ТСЖ (статья 137), ЖСК и ЖК (статья 110), управляющей организацией (статья 162) или иным лицом, осуществляющим соответствующий вид деятельности (статья 164).
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, "коммунальные услуги надлежащего качества" - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в жилищном секторе потребителями услуг тепло и водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы... управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
Проанализировав положения действующего законодательства, имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, Новотроицкий городской суд Оренбургской области обоснованно удовлетворил исковые требования истца, признав действия по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды противоправными, обязав ООО "УКХ" не допускать обусловливания регистрации (ввод в эксплуатацию) приборов учета воды потребителей их обязательным платным опломбированием.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, в подпункте "г" пункта 52 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении, однако требований об установке пломб за счет граждан-потребителей указанным пунктом не предусмотрено.
Ссылку ответчика на ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, приведенную в кассационной жалобе, судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку бремя содержания собственности в жилом помещении не включает в себя установление пломб за счет средств собственников.
На основании п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Согласно п. 2 ст. 6 ГК РФ права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу о том, что, требуя с потребителей оплаты работ по опломбированию приборов учета, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, обуславливает регистрацию приборов учета потребителей дополнительной платной услугой, тем самым нарушает требования законодательства о защите прав потребителей.
Вместе с тем судебная коллегия считает довод кассационной жалобы о том, что суд неправильно в решении суда сослался на Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, является обоснованным, поскольку данное постановление в настоящий момент не вступило в законную силу.
Поэтому судебная коллегия считает необходимым исключить из мотивировочной части решения суда ссылку на Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354.
Руководствуясь ст. ст. 360 - 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 04 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управление коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)