Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Смирнова Н.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи
Погудина Т.С.,
судей
Сметаниной О.Н., Кощеева А.В.,
с участием прокурора
Шибановой Н.Е.,
при секретаре
К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Лузского района Кировской области на решение Лузского районного суда Кировской области от 14 июня 2012 года по иску прокурора Лузского района Кировской области в интересах У. к администрации Лузского района Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату жилья и коммунальных услуг, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Лузского района Кировской области в интересах У. к администрации Лузского района Кировской области удовлетворить.
Взыскать с администрации Лузского района Кировской области в пользу У. за счет казны муниципального образования "Лузский муниципальный район Кировской области" денежные средства в размере копеек.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Сметаниной О.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор Лузского района Кировской области действующий в интересах У. обратился в суд с иском к администрации Лузского района Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату жилья и коммунальных услуг. В обоснование иска указал, что У. проживает в. У. с 01 апреля 1994 года по настоящее время является работником муниципальной системы здравоохранения, работающим в поселке городского типа. У. была выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с июня 2009 года по декабрь 2011 года в сумме руб., предоставлена субсидия за период с июня 2009 года по ноябрь 2009 года в размере. Однако, данный размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартиры с освещением и отоплением. Расходы У. в оспариваемый период составили. Действовавшее с 01 января 2005 года по 31 декабря 2011 года законодательство обязанность по сохранению за медицинскими работниками муниципальных учреждений здравоохранения, проживающими в сельской местности и поселках городского типа, того объема обеспечения, который был установлен ранее, возлагает на органы местного самоуправления. Просил взыскать с ответчика в пользу истца, что составляет разницу между понесенными У. расходами и полученными компенсацией и субсидией.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен представитель Администрации Лузского района Кировской области. В апелляционной жалобе просит решение суда отменит, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указал, что выводы суда первой инстанции основываются на нормах ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, которые были истолкованы в пользу истца. Из норм названного Закона прежде всего следует, что правовым основанием для компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения должны являться муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие меры социальной поддержки, размеры и порядок выплаты соответствующих компенсаций. Срок принятия таких муниципальных актов не был установлен. В силу постоянной дотационности и дефицитности местного бюджета органами местного самоуправления Лузского района таких муниципальных нормативных правовых актов не принималось. Считает, что в данном случае устанавливается требование о соблюдении размера социальной поддержки лишь на тот случай, если органами местного самоуправления будут предприниматься соответствующие муниципальные нормативные правовые акты. Поскольку органами местного самоуправления Лузского района не принимались муниципальные правовые акты, устанавливающие меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, размер и порядок выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанным категориям граждан не был установлен, судом вынесено безосновательное решение о взыскании денежной суммы.
Прокурор Лузского района Кировской области предоставил в суд возражения на апелляционную жалобу в которых считает доводы представителя администрации Лузского района Кировской области несостоятельными и необоснованными. В обоснование доводов указал, что отсутствие правового регулирования не предполагает лишения медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005, в соответствии с ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, п. 2 ст. 153 ФЗ N 122-ФЗ.
Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции до 01.01.2005) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, статья 63 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Законом Кировской области от 03.11.2004 N 267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 данного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Он составил ежемесячно в 2009 году - 400 руб., в 2010-400 рублей, в 2011 - 460 руб.
В соответствии с действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы местного самоуправления.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пункт 1 статьи 153 названного Закона указывает на то, что лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31.12.2004.
Таким образом, действие Закона Кировской области N 267-ЗО не освобождает муниципальное образование от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствии с ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников.
До настоящего времени, меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, муниципальным образованием Лузский район Кировской области не установлены.
Из материалов дела следует, что У. проживает в. Согласно записям в трудовой книжке N У. со 02 апреля 2009 года по 31 декабря 2010 года работала фельдшером отделения скорой медицинской помощи в, а с 01 января 2011 года по настоящее время - фельдшером отделения скорой помощи в До 01 января 2005 года пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с освещением и отоплением. Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение ", в соответствии с Уставом, являлось некоммерческой организацией, созданной для оказания населению квалифицированной медицинской помощи, финансируемой за счет средств районного бюджета. Учредитель - администрация Лузского района Кировской области.
В связи с этим администрация Лузского района, в ведении которой находилось МЛПУ, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников обязана была осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечить предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с соблюдением требований Федерального закона 122-ФЗ о сохранении прежнего уровня их социальной незащищенности в жилищно-коммунальной сфере. Отсутствие у муниципального образования необходимых финансовых средств не должно повлечь нарушение прав указанной категории граждан, так как обязанность по финансированию соответствующих льгот и компенсаций не ставится в зависимость от наличия соответствующих финансовых средств.
Материалами дела подтверждено требование истца о взыскании с администрации Лузского района за период 01 июня 2009 года по 31 декабря 2011 года понесенных У. расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд обоснованно в соответствии с нормами действующего законодательства постановил решение о взыскании с администрации Лузского района за счет казны муниципального образования "Лузский муниципальный район Кировской области" в пользу У. денежной компенсации в размере.
Доводы жалобы об отсутствии правового регулирования вопроса выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на муниципальном уровне не принимаются, поскольку отсутствие правового регулирования указанного вопроса на муниципальном уровне не освобождает орган местного самоуправления от исполнения норм действующего законодательства более высокого уровня регулирующего спорные правоотношения.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства постановил отвечающее нормам материального права решение.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, коллегия
определила:
Решение Лузского районного суда Кировской области от 14 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации Лузского района Кировской области без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2672
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2012 г. по делу N 33-2672
Судья Смирнова Н.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи
Погудина Т.С.,
судей
Сметаниной О.Н., Кощеева А.В.,
с участием прокурора
Шибановой Н.Е.,
при секретаре
К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Лузского района Кировской области на решение Лузского районного суда Кировской области от 14 июня 2012 года по иску прокурора Лузского района Кировской области в интересах У. к администрации Лузского района Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату жилья и коммунальных услуг, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Лузского района Кировской области в интересах У. к администрации Лузского района Кировской области удовлетворить.
Взыскать с администрации Лузского района Кировской области в пользу У. за счет казны муниципального образования "Лузский муниципальный район Кировской области" денежные средства в размере копеек.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Сметаниной О.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор Лузского района Кировской области действующий в интересах У. обратился в суд с иском к администрации Лузского района Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату жилья и коммунальных услуг. В обоснование иска указал, что У. проживает в. У. с 01 апреля 1994 года по настоящее время является работником муниципальной системы здравоохранения, работающим в поселке городского типа. У. была выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с июня 2009 года по декабрь 2011 года в сумме руб., предоставлена субсидия за период с июня 2009 года по ноябрь 2009 года в размере. Однако, данный размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартиры с освещением и отоплением. Расходы У. в оспариваемый период составили. Действовавшее с 01 января 2005 года по 31 декабря 2011 года законодательство обязанность по сохранению за медицинскими работниками муниципальных учреждений здравоохранения, проживающими в сельской местности и поселках городского типа, того объема обеспечения, который был установлен ранее, возлагает на органы местного самоуправления. Просил взыскать с ответчика в пользу истца, что составляет разницу между понесенными У. расходами и полученными компенсацией и субсидией.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен представитель Администрации Лузского района Кировской области. В апелляционной жалобе просит решение суда отменит, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указал, что выводы суда первой инстанции основываются на нормах ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, которые были истолкованы в пользу истца. Из норм названного Закона прежде всего следует, что правовым основанием для компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения должны являться муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие меры социальной поддержки, размеры и порядок выплаты соответствующих компенсаций. Срок принятия таких муниципальных актов не был установлен. В силу постоянной дотационности и дефицитности местного бюджета органами местного самоуправления Лузского района таких муниципальных нормативных правовых актов не принималось. Считает, что в данном случае устанавливается требование о соблюдении размера социальной поддержки лишь на тот случай, если органами местного самоуправления будут предприниматься соответствующие муниципальные нормативные правовые акты. Поскольку органами местного самоуправления Лузского района не принимались муниципальные правовые акты, устанавливающие меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, размер и порядок выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанным категориям граждан не был установлен, судом вынесено безосновательное решение о взыскании денежной суммы.
Прокурор Лузского района Кировской области предоставил в суд возражения на апелляционную жалобу в которых считает доводы представителя администрации Лузского района Кировской области несостоятельными и необоснованными. В обоснование доводов указал, что отсутствие правового регулирования не предполагает лишения медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005, в соответствии с ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, п. 2 ст. 153 ФЗ N 122-ФЗ.
Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции до 01.01.2005) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, статья 63 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Законом Кировской области от 03.11.2004 N 267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 данного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Он составил ежемесячно в 2009 году - 400 руб., в 2010-400 рублей, в 2011 - 460 руб.
В соответствии с действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы местного самоуправления.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пункт 1 статьи 153 названного Закона указывает на то, что лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31.12.2004.
Таким образом, действие Закона Кировской области N 267-ЗО не освобождает муниципальное образование от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствии с ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников.
До настоящего времени, меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, муниципальным образованием Лузский район Кировской области не установлены.
Из материалов дела следует, что У. проживает в. Согласно записям в трудовой книжке N У. со 02 апреля 2009 года по 31 декабря 2010 года работала фельдшером отделения скорой медицинской помощи в, а с 01 января 2011 года по настоящее время - фельдшером отделения скорой помощи в До 01 января 2005 года пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с освещением и отоплением. Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение ", в соответствии с Уставом, являлось некоммерческой организацией, созданной для оказания населению квалифицированной медицинской помощи, финансируемой за счет средств районного бюджета. Учредитель - администрация Лузского района Кировской области.
В связи с этим администрация Лузского района, в ведении которой находилось МЛПУ, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников обязана была осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечить предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с соблюдением требований Федерального закона 122-ФЗ о сохранении прежнего уровня их социальной незащищенности в жилищно-коммунальной сфере. Отсутствие у муниципального образования необходимых финансовых средств не должно повлечь нарушение прав указанной категории граждан, так как обязанность по финансированию соответствующих льгот и компенсаций не ставится в зависимость от наличия соответствующих финансовых средств.
Материалами дела подтверждено требование истца о взыскании с администрации Лузского района за период 01 июня 2009 года по 31 декабря 2011 года понесенных У. расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд обоснованно в соответствии с нормами действующего законодательства постановил решение о взыскании с администрации Лузского района за счет казны муниципального образования "Лузский муниципальный район Кировской области" в пользу У. денежной компенсации в размере.
Доводы жалобы об отсутствии правового регулирования вопроса выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на муниципальном уровне не принимаются, поскольку отсутствие правового регулирования указанного вопроса на муниципальном уровне не освобождает орган местного самоуправления от исполнения норм действующего законодательства более высокого уровня регулирующего спорные правоотношения.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства постановил отвечающее нормам материального права решение.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, коллегия
определила:
Решение Лузского районного суда Кировской области от 14 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации Лузского района Кировской области без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)