Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Кудрявцева А.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.
судей Кравцовой Е.В., Жабиной Н.А.
при секретаре М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Волгограда в защиту прав, свобод и законных интересов С.Е.В., С.Е.А. о признании незаконным бездействия администрации, администрации по рассмотрению заключения, понуждении к рассмотрению заключения,
по апелляционной жалобе представителя администрации Ч., действующей на основании доверенности
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 26 апреля 2012 года, которым заявление прокурора Волгограда в защиту прав, свобод и законных интересов С.Е.В., С.Е.А. о признании незаконным бездействие администрации, администрации по не рассмотрению заключения, понуждении к рассмотрению заключения удовлетворено частично.
Бездействие администрации по не рассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции от 06 июня 2011 года, составленного по результатам обследования технического состояния жилого признано незаконным. Суд обязал администрацию рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции от 06 июня 2011 года, составленного по результатам обследования технического состояния жилого с принятием одного из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
В удовлетворении требований прокурора Волгограда в защиту прав, свобод и законных интересов С.Е.В., С.Е.А. о признании незаконным бездействие администрации по не рассмотрению заключения, понуждении администрации к рассмотрению заключения - отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав возражения по доводам апелляционной жалобы С.Е.А., С.Е.В. и представителя С.Е.В. - К., действующей на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, а также прокурора Бецковой И.Б., Судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Волгограда обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов С-ных: С.Е.В., С.Е.А. о признании незаконным бездействие администрации, администрации по не рассмотрению заключения, понуждении к рассмотрению заключения.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Государственной жилищной инспекцией направлено в адрес межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилого фонда и многоквартирных домов администрации заключение от 06 июня 2011 года по вопросу признании индивидуального жилого дома по, в котором проживают С-ны: С.Е.В., С.Е.А. пригодным (непригодным) для проживания в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47. Однако решение по нему до настоящего времени не принято. В связи с этим прокурор просил признать бездействие администрации и администрации в лице межведомственной комиссии администрации по рассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции от 06 июня 2011 года, составленного по результатам обследования технического состояния жилого, незаконным и обязать администрацию и администрацию рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции от 06 июня 2011 года, составленного по результатам обследования технического состояния жилого с принятием одного из решений, предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация в лице Ч., действующей на основании доверенности, оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска.
В заседание суда апелляционной инстанции Администрация своего представителя не направила, о времени и месте извещена надлежащим образом.
С-ны: С.Е.А., С.Е.В., представитель С.Е.В. и прокурор в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Статья 17 указанного Закона определяет, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают рядом полномочий, в том числе по изданию муниципальных правовых актов.
Объектами жилищных прав в соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ являются жилые помещения.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно п. 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим или реконструкции.
Как следует из п. 46 Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствие со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Материалами дела подтверждено, что С.Е.В. и С.Е.А. проживают. Каким-либо вещным правом в отношении него не обладают, вступившим в законную силу решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 23 ноября 2009 года указанным лицам отказано в признании права собственности на дом, поскольку судом было установлено, что он отвечает признакам самовольной постройки.
С.Е.В. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно, С.Е.А. - инвалидом третьей группы - ребенок-инвалид, инвалид с детства, на срок до 01 апреля 2013 года.
20 мая 2011 года в ГЖИ из администрации поступило обращение Депутата Волгоградской областной Думы Б.О.Г., в интересах С.Е.В. о ненадлежащем техническом состоянии жилого.
С целью проверки изложенных в обращении фактов, должностным лицом Государственной жилищной инспекции 02 июня 2011 года проведена проверка, в результате которой выявлены повреждения конструктивных элементов жилого дома, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности здания и создать угрозу безопасному проживанию граждан.
Результаты проверки отражены в Акте от 02 июня 2011 года обследования технического состояния 1/2 части домовладения по, в ходе которого были выявлены повреждения конструктивных элементов жилого дома, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности здания и создать угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, а также нарушение требований, которым должно отвечать жилое помещение.
06 июня 2011 года по результатам проверки подготовлено заключение и 07 июня 2011 года на основании Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 направлено в администрацию.
Согласно ответу заместителя главы района Волгограда от 22 июня 2011 года и Протоколу заседания межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений от 16 июня 2011 года межведомственная комиссия района по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов не может принять решение по жилым помещениям, находящимся в собственности граждан, в связи с отсутствием полномочий.
Разрешая спор, и отказывая прокурору в удовлетворении заявления в части признания незаконным бездействия администрации по рассмотрению заключения, понуждении администрации к рассмотрению заключения, суд пришел к верному выводу об отсутствии у районной администрации таких полномочий, что исключает возможность возложения на нее обязанности по их реализации.
В указанной части решение не обжаловано, в связи с чем проверке не подлежит.
Между тем, в остальной части решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Возлагая на администрацию обязанность по рассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции от 06 июня 2011 года, составленного по результатам обследования технического состояния жилого, с принятием одного из решений, предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, суд сославшись на ст. 18 Конституции РФ, ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что исключение администрацией из полномочий межведомственной комиссии полномочий по оценке состояния частных жилых помещений, не может служить основанием для невыполнения требований, предусмотренных п. 47 Положения самой администрацией Волгограда.
Делая такие выводы, суд не принял во внимание, что действие Положения, на применении п. 47 которого в настоящем споре настаивал прокурор, распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации, тогда как доказательств наличия у С.Е.А., С.Е.А. титула собственников жилого в деле не имеется.
Напротив, вступившим в законную силу решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 23 ноября 2009 года указанным лицам отказано в признании права собственности на дом, поскольку судом было установлено, что он отвечает признакам самовольной постройки. В настоящем деле также не имеется доказательств того, что дом, на принятии решения в отношении которого настаивает прокурор, вообще является объектом какого либо вида собственности либо объектом недвижимости, юридически признанным уполномоченным на то органом.
Вместе с тем п. 3 Положения предусмотрено, что оно не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
При таких данных оснований для применения в настоящем споре п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, не имелось, решение суда в части удовлетворения требований прокурора подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в данной части требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 26 апреля 2012 года отменить в части признания бездействия администрации по рассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции от 06 июня 2011 года, составленного по результатам обследования технического состояния жилого, незаконным; возложения обязанности на администрацию рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции от 06 июня 2011 года, составленного по результатам обследования технического состояния жилого, с принятием одного из решений, предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
Постановить по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурору Волгограда.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Волгограда от 26 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7544/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2012 г. по делу N 33-7544/2012
Судья: Кудрявцева А.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.
судей Кравцовой Е.В., Жабиной Н.А.
при секретаре М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Волгограда в защиту прав, свобод и законных интересов С.Е.В., С.Е.А. о признании незаконным бездействия администрации, администрации по рассмотрению заключения, понуждении к рассмотрению заключения,
по апелляционной жалобе представителя администрации Ч., действующей на основании доверенности
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 26 апреля 2012 года, которым заявление прокурора Волгограда в защиту прав, свобод и законных интересов С.Е.В., С.Е.А. о признании незаконным бездействие администрации, администрации по не рассмотрению заключения, понуждении к рассмотрению заключения удовлетворено частично.
Бездействие администрации по не рассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции от 06 июня 2011 года, составленного по результатам обследования технического состояния жилого признано незаконным. Суд обязал администрацию рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции от 06 июня 2011 года, составленного по результатам обследования технического состояния жилого с принятием одного из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
В удовлетворении требований прокурора Волгограда в защиту прав, свобод и законных интересов С.Е.В., С.Е.А. о признании незаконным бездействие администрации по не рассмотрению заключения, понуждении администрации к рассмотрению заключения - отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав возражения по доводам апелляционной жалобы С.Е.А., С.Е.В. и представителя С.Е.В. - К., действующей на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, а также прокурора Бецковой И.Б., Судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Волгограда обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов С-ных: С.Е.В., С.Е.А. о признании незаконным бездействие администрации, администрации по не рассмотрению заключения, понуждении к рассмотрению заключения.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Государственной жилищной инспекцией направлено в адрес межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилого фонда и многоквартирных домов администрации заключение от 06 июня 2011 года по вопросу признании индивидуального жилого дома по, в котором проживают С-ны: С.Е.В., С.Е.А. пригодным (непригодным) для проживания в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47. Однако решение по нему до настоящего времени не принято. В связи с этим прокурор просил признать бездействие администрации и администрации в лице межведомственной комиссии администрации по рассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции от 06 июня 2011 года, составленного по результатам обследования технического состояния жилого, незаконным и обязать администрацию и администрацию рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции от 06 июня 2011 года, составленного по результатам обследования технического состояния жилого с принятием одного из решений, предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация в лице Ч., действующей на основании доверенности, оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска.
В заседание суда апелляционной инстанции Администрация своего представителя не направила, о времени и месте извещена надлежащим образом.
С-ны: С.Е.А., С.Е.В., представитель С.Е.В. и прокурор в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Статья 17 указанного Закона определяет, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают рядом полномочий, в том числе по изданию муниципальных правовых актов.
Объектами жилищных прав в соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ являются жилые помещения.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно п. 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим или реконструкции.
Как следует из п. 46 Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствие со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Материалами дела подтверждено, что С.Е.В. и С.Е.А. проживают. Каким-либо вещным правом в отношении него не обладают, вступившим в законную силу решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 23 ноября 2009 года указанным лицам отказано в признании права собственности на дом, поскольку судом было установлено, что он отвечает признакам самовольной постройки.
С.Е.В. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно, С.Е.А. - инвалидом третьей группы - ребенок-инвалид, инвалид с детства, на срок до 01 апреля 2013 года.
20 мая 2011 года в ГЖИ из администрации поступило обращение Депутата Волгоградской областной Думы Б.О.Г., в интересах С.Е.В. о ненадлежащем техническом состоянии жилого.
С целью проверки изложенных в обращении фактов, должностным лицом Государственной жилищной инспекции 02 июня 2011 года проведена проверка, в результате которой выявлены повреждения конструктивных элементов жилого дома, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности здания и создать угрозу безопасному проживанию граждан.
Результаты проверки отражены в Акте от 02 июня 2011 года обследования технического состояния 1/2 части домовладения по, в ходе которого были выявлены повреждения конструктивных элементов жилого дома, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности здания и создать угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, а также нарушение требований, которым должно отвечать жилое помещение.
06 июня 2011 года по результатам проверки подготовлено заключение и 07 июня 2011 года на основании Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 направлено в администрацию.
Согласно ответу заместителя главы района Волгограда от 22 июня 2011 года и Протоколу заседания межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений от 16 июня 2011 года межведомственная комиссия района по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов не может принять решение по жилым помещениям, находящимся в собственности граждан, в связи с отсутствием полномочий.
Разрешая спор, и отказывая прокурору в удовлетворении заявления в части признания незаконным бездействия администрации по рассмотрению заключения, понуждении администрации к рассмотрению заключения, суд пришел к верному выводу об отсутствии у районной администрации таких полномочий, что исключает возможность возложения на нее обязанности по их реализации.
В указанной части решение не обжаловано, в связи с чем проверке не подлежит.
Между тем, в остальной части решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Возлагая на администрацию обязанность по рассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции от 06 июня 2011 года, составленного по результатам обследования технического состояния жилого, с принятием одного из решений, предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, суд сославшись на ст. 18 Конституции РФ, ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что исключение администрацией из полномочий межведомственной комиссии полномочий по оценке состояния частных жилых помещений, не может служить основанием для невыполнения требований, предусмотренных п. 47 Положения самой администрацией Волгограда.
Делая такие выводы, суд не принял во внимание, что действие Положения, на применении п. 47 которого в настоящем споре настаивал прокурор, распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации, тогда как доказательств наличия у С.Е.А., С.Е.А. титула собственников жилого в деле не имеется.
Напротив, вступившим в законную силу решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 23 ноября 2009 года указанным лицам отказано в признании права собственности на дом, поскольку судом было установлено, что он отвечает признакам самовольной постройки. В настоящем деле также не имеется доказательств того, что дом, на принятии решения в отношении которого настаивает прокурор, вообще является объектом какого либо вида собственности либо объектом недвижимости, юридически признанным уполномоченным на то органом.
Вместе с тем п. 3 Положения предусмотрено, что оно не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
При таких данных оснований для применения в настоящем споре п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, не имелось, решение суда в части удовлетворения требований прокурора подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в данной части требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 26 апреля 2012 года отменить в части признания бездействия администрации по рассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции от 06 июня 2011 года, составленного по результатам обследования технического состояния жилого, незаконным; возложения обязанности на администрацию рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции от 06 июня 2011 года, составленного по результатам обследования технического состояния жилого, с принятием одного из решений, предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
Постановить по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурору Волгограда.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Волгограда от 26 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)