Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Завертайлов В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Блинова В.А.
судей Еремина В.А., Бусиной Н.В.
с участием прокурора Гросс А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула
на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от * года по делу по иску прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Б. к муниципальному унитарному предприятию (МУП) "Дирекция единого заказчика N 1" Ленинского района г. Барнаула, Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула о возложении обязанности,
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Барнаула обратился в Ленинский районный суд г. Барнаула с иском в интересах Б. о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению *% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья; возложении обязанности на МУП "ДЕЗ N 1" Ленинского района г. Барнаула рассчитать Б. денежный эквивалент *% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения - * кв. м с момента подачи искового заявления в суд; возложении обязанности на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула произвести Б. назначение *% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения - * кв. м с момента подачи искового заявления в суд.
В дальнейшем исковые требования уточнил, указав общую площадь жилого помещения - * кв. м.
В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру района обратилась Б. с жалобой на неправильное предоставление льгот на оплату жилого помещения. В ходе проверки установлено, что Б. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, статьей 16 закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Согласно пункта 5 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 359-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Таким образом, льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги.
Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения N. 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307): P = S * N * T, где S - общая площадь отапливаемого помещения, N - норматив потребления тепловой энергии на отопление, Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение указанных норм расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии незаконно произведен из расчета социальной нормы, а не общей площади жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от * года исковые требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия муниципального унитарного предприятия (МУП) "Дирекция единого заказчика N 1" Ленинского района г. Барнаула, Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула по расчету и назначению Б. *% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья.
На Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула возложена обязанность для расчета компенсации Б. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу: * в размере * кв. м.
На муниципальное унитарное предприятие (МУЗ) "Дирекция единого заказчика N 1" Ленинского района г. Барнаула возложена обязанность произвести расчет компенсации по оплате за отопление Б. из расчета * кв. м общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: *, начиная с * года.
На Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула возложена обязанность производить выплату компенсации по оплате отопления Б. из расчета * кв. м общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: *, начиная с * года.
В остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение, указывая на то, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг.
Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула является ненадлежащим ответчиком, поскольку не производит расчет денежного эквивалента предоставляемой истцу меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 г. N 59-ФЗ "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Таким образом льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги.
Такие нормативы на территории г. Барнаула установлены постановлением администрации г. Барнаула от 26.01.2010 г. N 290 "Об оплате жилищно-коммунальных услуг", в соответствии с Приложением N 1 к которому единицей измерения при расчете платы за отопление является Гкал на 1 кв. м. Расчет платы за отопление производится исходя из общей площади либо объема отапливаемого жилого помещения.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу, что при расчете норматива потребления коммунальных услуг в целях выплаты реабилитированному лицу компенсации 50% расходов на оплату тепловой энергии следует принимать во внимание общую площадь занимаемой этим лицом и членами его семьи жилого помещения, а не социальную норму предоставления жилья, приходящуюся на них, поскольку для определения норматива потребления тепловой энергии законодательно не предусмотрено ограничение используемой при подсчете общей площади помещения социальной нормой предоставления.
Довод жалобы о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не производит расчет денежного эквивалента, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 ст. 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на эти цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формируется реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в п. 7 ст. 4 настоящего Закона.
Согласно ст. 4 настоящего Закона, денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 г. N 126 детализированы положения вышеназванного закона.
В материалах дела имеется информация о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в которой имеется строка о размере общей и льготной площади по отоплению.
Согласно п. 14 Правил, размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг.
Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган Социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсации с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.
Из содержания Соглашения об информационном обмене N 39 от 01.08.2010 года, заключенного между Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула и МУП "Дирекция единого заказчика N 1" следует, что организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных Управлением параметров для его исчисления.
Решение о назначении компенсации льготополучателям, принимаемое органами социальной защиты должно соответствовать требования закона.
Таким образом, при назначении компенсации Управление располагало сведениями об общей площади жилого помещения и имело возможность проверить правильность расчета денежного эквивалента по отоплению при принятии решения о назначении компенсации истцу.
Кроме того, поскольку в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного распорядителя средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии с Законом Алтайского края от 265.11.2010 года N 100-ЗС "О краевом бюджете на 2011 год и на плановый 2012 и 2013 годов" входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то обязанность выплаты денежной компенсации истцу правильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о начислении истцу льготы исходя из общей площади жилого помещения * кв. м, а не * кв. м.
Так, согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Других доводов жалобы, оставленных без внимания суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Барнаула от * года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 18.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-202/12
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2012 г. по делу N 33-202/12
Судья Завертайлов В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Блинова В.А.
судей Еремина В.А., Бусиной Н.В.
с участием прокурора Гросс А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула
на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от * года по делу по иску прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Б. к муниципальному унитарному предприятию (МУП) "Дирекция единого заказчика N 1" Ленинского района г. Барнаула, Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула о возложении обязанности,
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Барнаула обратился в Ленинский районный суд г. Барнаула с иском в интересах Б. о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению *% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья; возложении обязанности на МУП "ДЕЗ N 1" Ленинского района г. Барнаула рассчитать Б. денежный эквивалент *% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения - * кв. м с момента подачи искового заявления в суд; возложении обязанности на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула произвести Б. назначение *% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения - * кв. м с момента подачи искового заявления в суд.
В дальнейшем исковые требования уточнил, указав общую площадь жилого помещения - * кв. м.
В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру района обратилась Б. с жалобой на неправильное предоставление льгот на оплату жилого помещения. В ходе проверки установлено, что Б. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, статьей 16 закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Согласно пункта 5 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 359-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Таким образом, льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги.
Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения N. 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307): P = S * N * T, где S - общая площадь отапливаемого помещения, N - норматив потребления тепловой энергии на отопление, Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение указанных норм расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии незаконно произведен из расчета социальной нормы, а не общей площади жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от * года исковые требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия муниципального унитарного предприятия (МУП) "Дирекция единого заказчика N 1" Ленинского района г. Барнаула, Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула по расчету и назначению Б. *% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья.
На Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула возложена обязанность для расчета компенсации Б. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу: * в размере * кв. м.
На муниципальное унитарное предприятие (МУЗ) "Дирекция единого заказчика N 1" Ленинского района г. Барнаула возложена обязанность произвести расчет компенсации по оплате за отопление Б. из расчета * кв. м общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: *, начиная с * года.
На Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула возложена обязанность производить выплату компенсации по оплате отопления Б. из расчета * кв. м общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: *, начиная с * года.
В остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение, указывая на то, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг.
Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула является ненадлежащим ответчиком, поскольку не производит расчет денежного эквивалента предоставляемой истцу меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 г. N 59-ФЗ "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Таким образом льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги.
Такие нормативы на территории г. Барнаула установлены постановлением администрации г. Барнаула от 26.01.2010 г. N 290 "Об оплате жилищно-коммунальных услуг", в соответствии с Приложением N 1 к которому единицей измерения при расчете платы за отопление является Гкал на 1 кв. м. Расчет платы за отопление производится исходя из общей площади либо объема отапливаемого жилого помещения.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу, что при расчете норматива потребления коммунальных услуг в целях выплаты реабилитированному лицу компенсации 50% расходов на оплату тепловой энергии следует принимать во внимание общую площадь занимаемой этим лицом и членами его семьи жилого помещения, а не социальную норму предоставления жилья, приходящуюся на них, поскольку для определения норматива потребления тепловой энергии законодательно не предусмотрено ограничение используемой при подсчете общей площади помещения социальной нормой предоставления.
Довод жалобы о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не производит расчет денежного эквивалента, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 ст. 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на эти цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формируется реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в п. 7 ст. 4 настоящего Закона.
Согласно ст. 4 настоящего Закона, денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 г. N 126 детализированы положения вышеназванного закона.
В материалах дела имеется информация о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в которой имеется строка о размере общей и льготной площади по отоплению.
Согласно п. 14 Правил, размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг.
Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган Социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсации с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.
Из содержания Соглашения об информационном обмене N 39 от 01.08.2010 года, заключенного между Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула и МУП "Дирекция единого заказчика N 1" следует, что организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных Управлением параметров для его исчисления.
Решение о назначении компенсации льготополучателям, принимаемое органами социальной защиты должно соответствовать требования закона.
Таким образом, при назначении компенсации Управление располагало сведениями об общей площади жилого помещения и имело возможность проверить правильность расчета денежного эквивалента по отоплению при принятии решения о назначении компенсации истцу.
Кроме того, поскольку в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного распорядителя средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии с Законом Алтайского края от 265.11.2010 года N 100-ЗС "О краевом бюджете на 2011 год и на плановый 2012 и 2013 годов" входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то обязанность выплаты денежной компенсации истцу правильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о начислении истцу льготы исходя из общей площади жилого помещения * кв. м, а не * кв. м.
Так, согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Других доводов жалобы, оставленных без внимания суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Барнаула от * года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)