Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Южаковой М.Н.,
при секретаре Стонт О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия о признании решения Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 N 99 "Об утверждении нормы потребления электрической энергии на освещение 1 кв. м жилых помещений для предоставления мер социальной поддержки из средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район" противоречащим федеральному законодательству, недействующим,
установил:
Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании решения Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 N 99 "Об утверждении нормы потребления электрической энергии на освещение 1 кв. м жилых помещений для предоставления мер социальной поддержки из средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район" противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований заявитель сослался на то, что решением Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 N 99, опубликованного в газете "Орджоникидзевский рабочий" от 15.01.2010 N 2, утверждены нормы потребления электрической энергии на освещение 1 кв. м жилых помещений для предоставления мер социальной поддержки из средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район. Данным решением утверждена норма потребления электрической энергии для отдельных категорий граждан, которым меры социальной поддержки предоставляются за счет средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район. При этом, решением не уточняются категории граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки за счет средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район, из этого следует, что решение распространяется на все категории граждан, которым предусматриваются меры социальной поддержки из районного бюджета, в том числе на медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работников образования и культуры, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, которые на основании действующего федерального и регионального законодательства имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением без ограничения какими-либо нормами. Таким образом, установление нормы потребления электрической энергии при предоставлении мер социальной поддержки ограничено указанным решением Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 N 99. Такая формулировка решения Совета депутатов от 25.12.2009 N 99 содержит вполне конкретный коррупциогенный фактор, предусмотренный п. п. "в" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96.
В судебном заседании заместитель прокурора Тарасенко Е.А. на заявленных требованиях настаивала по основаниям, указанным в заявлении, пояснив, что указанным решением Совета депутатов от 25.12.2009 N 99 установлены нормы потребления электрической энергии на освещение для расчета предоставляемой за счет средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением отдельным категориям граждан, проживающим на территории муниципального образования Орджоникидзевский район из расчета 16 кВт в год на 1 кв. м общей площади занимаемого ими жилого помещения, при этом не указана категория граждан, на которых распространяется действие данного решения, - имеющих или не имеющих право на получение данной меры социальной поддержки из средств районного бюджета. Следовательно, решение распространяется на всех граждан, получающих меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с освещением, проживающие на территории муниципального образования Орджоникидзевский район, в том числе на медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работников образования и культуры, которые в сельской местности пользуются правом на бесплатное жилье с освещением на всю фактически занимаемую ими площадь без ограничения какими-либо нормами, что установлено действующим законодательством. Таким образом, в связи с отсутствием конкретики, а именно неуказание субъектного состава лиц, которые имеют право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилья с освещением, проживающих на территории Орджоникидзевского района, за счет средств районного бюджета, решение Совета депутатов N 99 от 25.12.2009 противоречит нормам действующего регионального и федерального законодательства, в том числе в отношении медицинских работников, педагогических, работников культуры, соответственно является незаконным. Неясность толкования ограничивает право граждан, имеющих право на бесплатное жилье с освещение, в части получения освещения без какого-либо ограничения действующими нормами. Советом депутатов при принятии решения N 99 от 25.12.2009 была нарушена юридико-лингвистическая технология, а именно не определен круг лиц, которые имеют право получать меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с освещением за счет средств районного бюджета, что влечет за собой не только неясность толкования данного нормативно-правового акта, но и злоупотребление должностными лицами при применении данного решения.
Представитель Совета депутатов Орджоникидзевского района В.А. Максименко, действующий на основании доверенности, не согласившись с заявлением прокурора, предоставил возражения по заявленным требованиям, считает, что оспариваемый нормативно-правовой акт полностью соответствует действующему законодательству. В обоснование дополнил, что не определение субъектного состава в решение Совета депутатов не является противоречием действующему законодательству, данный нормативно-правовой акт применяется в совокупности с другими нормативно-правовыми актами. Оспариваемым решением установлена норма потребления электрической энергии для расчета предоставляемой за счет средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением отдельным категориям граждан, проживающим на территории муниципального образования Орджоникидзевский район. Установленная норма - 16 кВТ в год на 1 кв. м общей площади занимаемого ими жилого помещения распространяется на все категории граждан, проживающих на территории муниципального образования Орджоникидзевский район и имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилья с освещением, в том числе на работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения и культуры.
Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что данное заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативно-правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации закреплен один из принципов федеративного правового государства, суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы.
Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех правовых актов, принимаемых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации.
Согласно п. п. "е", "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
25 декабря 2009 года Советом депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район вынесено решение N 99 "Об утверждении нормы потребления электрической энергии на освещение 1 кв. м жилых помещений для предоставления мер социальной поддержки из средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район", из которого следует, что рассмотрев ходатайство и.о. руководителя Финансового управления администрации муниципального образования Орджоникидзевский район Поярковой Т.И. от 16.12.2009 N 156 о внесении изменений в пункт 1 решения Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 10 декабря 2009 года N 91 "Об утверждении нормы потребления электрической энергии на освещение 1 кв. м жилых помещений, занимаемых квалифицированными работниками муниципальных учреждений образования, здравоохранения и культуры, проживающих на территории муниципального образования Орджоникидзевский район", на основании ст. 160 Жилищного кодекса РФ, ч. 9 ст. 68 Устава муниципального образования Орджоникидзевский район, Советом депутатов утверждены нормы потребления электрической энергии для расчета предоставляемой за счет средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением отдельным категориям граждан, проживающим на территории муниципального образования Орджоникидзевский район из расчета 16 кВт в год на 1 кв. м общей площади занимаемого ими жилого помещения.
Данное решение опубликовано в газете "Орджоникидзевский рабочий" от 15 января 2010 года N 2.
Исполняющим обязанности прокурора Орджоникидзевского района на указанное решение Совета депутатов был принесен протест N 7-3-11 26.10.2011 с требованиями указанное решение отменить.
Решением Совета депутатов от 22.11.2011 N 87 протест был отклонен.
Доводы заявителя суд считает обоснованными по следующим основаниям.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим статьи 55, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ).
Согласно ст. 55 данного Закона РФ нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 данной статьи (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 31.12.2010) (статья 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ).
Статьей ст. 32 Закона Республики Хакасия от 28.06.2006 N 30-ЗРХ (с последующими изменениями) "О культуре" также предусмотрено, что работники государственных республиканских и муниципальных организаций культуры имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности и поселках городского типа, установленных законодательством Республики Хакасия.
Размер, условия и порядок предоставления из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия субвенций на возмещение расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, а также форма и порядок представления отчетности органами местного самоуправления о финансировании расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются Правительством Республики Хакасия.
Согласно ст. 2 Федеральному закону от 06.05.2003 N 52-ФЗ (ред. от 29.12.2004) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации" "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем вторым статьи 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года N 438-1 "О социальном развитии села", частями второй и третьей статьи 6 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Из это следует, что педагогические работники образовательных учреждений, работники культуры освобождены от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.
Закрепленное за субъектами Российской Федерации законодателем право на установление порядка и условий представления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулируют правоотношения по предоставлению льгот для работников образования и культуры.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки установлена ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.
Пунктом 2 данного Постановления предусмотрено: осуществить в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 1 января 2012 г.) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 г. на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. из расчета 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году.
При этом, пунктом 4 Постановления предусмотрено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 2 настоящего Постановления, не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам за периоды, в течение которых они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (утратило силу 8 мая 2003 г.). Пунктом 10 этого Постановления квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были предоставляться соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или подлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости.
19 августа 1993 г. вступили в силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (утратили силу 1 января 2012 г.), статья 63 которых в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (часть вторая).
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно в нее была введена часть четвертая, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления, которые, как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.
Правовое регулирование, закрепленное в ч. 1 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало вплоть до 1 января 2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты, при том что именно орган местного самоуправления вправе избрать тот или иной способ социальной поддержки этих лиц, в том числе путем предоставления им в соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг при этом, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Вступившим в силу с 1 января 2012 г. Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 2 статьи 72).
В соответствии с предоставленными федеральным законодательством полномочиями Правительством Российской Федерации ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения установлена в размере 1200 руб.
Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2011 г. N 1556ан/174н.
Данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в период до 1 января 2005 г. права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Положение части 1 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 965-О-П, согласно которому положения Федерального закона N 122-ФЗ, включая пункт 2 статьи 42 и часть 1 статьи 153, призванные обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не могут рассматриваться как не допускающие реализацию возникшего у заявителей до 1 января 2005 г. права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления (пункт 2.3).
Предоставление медицинским и фармацевтическим работникам, занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты не свидетельствует о лишении данной категории лиц права на льготы, которыми они пользовались до 1 января 2005 г., и не ухудшает условия их предоставления.
Согласно ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Кроме того, согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статья 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. При этом каких-либо ограничений и норм не установлено.
Указанные выше категории граждан освобождены от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления. Возложение на таких граждан обязанности осуществлять оплату за жилое помещение и коммунальные услуги нарушает их права и законные интересы.
Право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки в жилищной сфере, в связи с чем, ограничение предоставления этой меры пределами, установленными решением Совета депутатов от 25.12.2009 N 99 не может быть расценено как установление субъектом Российской Федерации, исходя из возможностей бюджета, дополнительной меры социальной поддержки.
Таким образом, в связи с тем, что в решение Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 N 99 "Об утверждении нормы потребления электрической энергии на освещение 1 кв. м жилых помещений для предоставления мер социальной поддержки из средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район" не указан субъектный состава лиц, которые имеют право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилья с освещением, проживающих на территории Орджоникидзевского района, за счет средств районного бюджета, решение Совета депутатов N 99 от 25.12.2009 противоречит нормам действующего федерального законодательства.
Принимая во внимание, что до вынесения решения суда оспариваемый нормативный правовой акт в течение определенного времени применялся (действовал), суд считает необходимым признать вышеуказанное решение недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, что не лишает заинтересованных лиц, права которых были нарушены применением этого акта, на защиту своих субъективных прав путем предъявления соответствующих исков.
Согласно пункту 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая, что решение Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 N 99 "Об утверждении нормы потребления электрической энергии на освещение 1 кв. м жилых помещений для предоставления мер социальной поддержки из средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район" опубликовано в газете "Орджоникидзевский рабочий" от 15 января 2010 года N 2, суд считает необходимым обязать Совета депутатов Орджоникидзевского района опубликовать сообщение о принятом решении в указанном издании.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 N 99 "Об утверждении нормы потребления электрической энергии на освещение 1 кв. м жилых помещений для предоставления мер социальной поддержки из средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район".
Сообщение о состоявшемся по делу решении подлежит опубликованию в газете "Орджоникидзевский рабочий".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение вынесено 12.04.2012.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 10.04.2012 ПО ДЕЛУ N 2-86/2012
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРДЖОНИКИДЗЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2012 г. по делу N 2-86/2012
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Южаковой М.Н.,
при секретаре Стонт О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия о признании решения Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 N 99 "Об утверждении нормы потребления электрической энергии на освещение 1 кв. м жилых помещений для предоставления мер социальной поддержки из средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район" противоречащим федеральному законодательству, недействующим,
установил:
Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании решения Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 N 99 "Об утверждении нормы потребления электрической энергии на освещение 1 кв. м жилых помещений для предоставления мер социальной поддержки из средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район" противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований заявитель сослался на то, что решением Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 N 99, опубликованного в газете "Орджоникидзевский рабочий" от 15.01.2010 N 2, утверждены нормы потребления электрической энергии на освещение 1 кв. м жилых помещений для предоставления мер социальной поддержки из средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район. Данным решением утверждена норма потребления электрической энергии для отдельных категорий граждан, которым меры социальной поддержки предоставляются за счет средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район. При этом, решением не уточняются категории граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки за счет средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район, из этого следует, что решение распространяется на все категории граждан, которым предусматриваются меры социальной поддержки из районного бюджета, в том числе на медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работников образования и культуры, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, которые на основании действующего федерального и регионального законодательства имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением без ограничения какими-либо нормами. Таким образом, установление нормы потребления электрической энергии при предоставлении мер социальной поддержки ограничено указанным решением Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 N 99. Такая формулировка решения Совета депутатов от 25.12.2009 N 99 содержит вполне конкретный коррупциогенный фактор, предусмотренный п. п. "в" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96.
В судебном заседании заместитель прокурора Тарасенко Е.А. на заявленных требованиях настаивала по основаниям, указанным в заявлении, пояснив, что указанным решением Совета депутатов от 25.12.2009 N 99 установлены нормы потребления электрической энергии на освещение для расчета предоставляемой за счет средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением отдельным категориям граждан, проживающим на территории муниципального образования Орджоникидзевский район из расчета 16 кВт в год на 1 кв. м общей площади занимаемого ими жилого помещения, при этом не указана категория граждан, на которых распространяется действие данного решения, - имеющих или не имеющих право на получение данной меры социальной поддержки из средств районного бюджета. Следовательно, решение распространяется на всех граждан, получающих меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с освещением, проживающие на территории муниципального образования Орджоникидзевский район, в том числе на медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работников образования и культуры, которые в сельской местности пользуются правом на бесплатное жилье с освещением на всю фактически занимаемую ими площадь без ограничения какими-либо нормами, что установлено действующим законодательством. Таким образом, в связи с отсутствием конкретики, а именно неуказание субъектного состава лиц, которые имеют право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилья с освещением, проживающих на территории Орджоникидзевского района, за счет средств районного бюджета, решение Совета депутатов N 99 от 25.12.2009 противоречит нормам действующего регионального и федерального законодательства, в том числе в отношении медицинских работников, педагогических, работников культуры, соответственно является незаконным. Неясность толкования ограничивает право граждан, имеющих право на бесплатное жилье с освещение, в части получения освещения без какого-либо ограничения действующими нормами. Советом депутатов при принятии решения N 99 от 25.12.2009 была нарушена юридико-лингвистическая технология, а именно не определен круг лиц, которые имеют право получать меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с освещением за счет средств районного бюджета, что влечет за собой не только неясность толкования данного нормативно-правового акта, но и злоупотребление должностными лицами при применении данного решения.
Представитель Совета депутатов Орджоникидзевского района В.А. Максименко, действующий на основании доверенности, не согласившись с заявлением прокурора, предоставил возражения по заявленным требованиям, считает, что оспариваемый нормативно-правовой акт полностью соответствует действующему законодательству. В обоснование дополнил, что не определение субъектного состава в решение Совета депутатов не является противоречием действующему законодательству, данный нормативно-правовой акт применяется в совокупности с другими нормативно-правовыми актами. Оспариваемым решением установлена норма потребления электрической энергии для расчета предоставляемой за счет средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением отдельным категориям граждан, проживающим на территории муниципального образования Орджоникидзевский район. Установленная норма - 16 кВТ в год на 1 кв. м общей площади занимаемого ими жилого помещения распространяется на все категории граждан, проживающих на территории муниципального образования Орджоникидзевский район и имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилья с освещением, в том числе на работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения и культуры.
Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что данное заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативно-правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации закреплен один из принципов федеративного правового государства, суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы.
Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех правовых актов, принимаемых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации.
Согласно п. п. "е", "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
25 декабря 2009 года Советом депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район вынесено решение N 99 "Об утверждении нормы потребления электрической энергии на освещение 1 кв. м жилых помещений для предоставления мер социальной поддержки из средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район", из которого следует, что рассмотрев ходатайство и.о. руководителя Финансового управления администрации муниципального образования Орджоникидзевский район Поярковой Т.И. от 16.12.2009 N 156 о внесении изменений в пункт 1 решения Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 10 декабря 2009 года N 91 "Об утверждении нормы потребления электрической энергии на освещение 1 кв. м жилых помещений, занимаемых квалифицированными работниками муниципальных учреждений образования, здравоохранения и культуры, проживающих на территории муниципального образования Орджоникидзевский район", на основании ст. 160 Жилищного кодекса РФ, ч. 9 ст. 68 Устава муниципального образования Орджоникидзевский район, Советом депутатов утверждены нормы потребления электрической энергии для расчета предоставляемой за счет средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением отдельным категориям граждан, проживающим на территории муниципального образования Орджоникидзевский район из расчета 16 кВт в год на 1 кв. м общей площади занимаемого ими жилого помещения.
Данное решение опубликовано в газете "Орджоникидзевский рабочий" от 15 января 2010 года N 2.
Исполняющим обязанности прокурора Орджоникидзевского района на указанное решение Совета депутатов был принесен протест N 7-3-11 26.10.2011 с требованиями указанное решение отменить.
Решением Совета депутатов от 22.11.2011 N 87 протест был отклонен.
Доводы заявителя суд считает обоснованными по следующим основаниям.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим статьи 55, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ).
Согласно ст. 55 данного Закона РФ нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 данной статьи (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 31.12.2010) (статья 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ).
Статьей ст. 32 Закона Республики Хакасия от 28.06.2006 N 30-ЗРХ (с последующими изменениями) "О культуре" также предусмотрено, что работники государственных республиканских и муниципальных организаций культуры имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности и поселках городского типа, установленных законодательством Республики Хакасия.
Размер, условия и порядок предоставления из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия субвенций на возмещение расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, а также форма и порядок представления отчетности органами местного самоуправления о финансировании расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются Правительством Республики Хакасия.
Согласно ст. 2 Федеральному закону от 06.05.2003 N 52-ФЗ (ред. от 29.12.2004) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации" "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем вторым статьи 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года N 438-1 "О социальном развитии села", частями второй и третьей статьи 6 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Из это следует, что педагогические работники образовательных учреждений, работники культуры освобождены от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.
Закрепленное за субъектами Российской Федерации законодателем право на установление порядка и условий представления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулируют правоотношения по предоставлению льгот для работников образования и культуры.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки установлена ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.
Пунктом 2 данного Постановления предусмотрено: осуществить в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 1 января 2012 г.) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 г. на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. из расчета 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году.
При этом, пунктом 4 Постановления предусмотрено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 2 настоящего Постановления, не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам за периоды, в течение которых они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (утратило силу 8 мая 2003 г.). Пунктом 10 этого Постановления квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были предоставляться соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или подлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости.
19 августа 1993 г. вступили в силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (утратили силу 1 января 2012 г.), статья 63 которых в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (часть вторая).
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно в нее была введена часть четвертая, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления, которые, как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.
Правовое регулирование, закрепленное в ч. 1 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало вплоть до 1 января 2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты, при том что именно орган местного самоуправления вправе избрать тот или иной способ социальной поддержки этих лиц, в том числе путем предоставления им в соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг при этом, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Вступившим в силу с 1 января 2012 г. Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 2 статьи 72).
В соответствии с предоставленными федеральным законодательством полномочиями Правительством Российской Федерации ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения установлена в размере 1200 руб.
Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2011 г. N 1556ан/174н.
Данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в период до 1 января 2005 г. права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Положение части 1 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 965-О-П, согласно которому положения Федерального закона N 122-ФЗ, включая пункт 2 статьи 42 и часть 1 статьи 153, призванные обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не могут рассматриваться как не допускающие реализацию возникшего у заявителей до 1 января 2005 г. права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления (пункт 2.3).
Предоставление медицинским и фармацевтическим работникам, занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты не свидетельствует о лишении данной категории лиц права на льготы, которыми они пользовались до 1 января 2005 г., и не ухудшает условия их предоставления.
Согласно ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Кроме того, согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статья 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. При этом каких-либо ограничений и норм не установлено.
Указанные выше категории граждан освобождены от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления. Возложение на таких граждан обязанности осуществлять оплату за жилое помещение и коммунальные услуги нарушает их права и законные интересы.
Право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки в жилищной сфере, в связи с чем, ограничение предоставления этой меры пределами, установленными решением Совета депутатов от 25.12.2009 N 99 не может быть расценено как установление субъектом Российской Федерации, исходя из возможностей бюджета, дополнительной меры социальной поддержки.
Таким образом, в связи с тем, что в решение Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 N 99 "Об утверждении нормы потребления электрической энергии на освещение 1 кв. м жилых помещений для предоставления мер социальной поддержки из средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район" не указан субъектный состава лиц, которые имеют право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилья с освещением, проживающих на территории Орджоникидзевского района, за счет средств районного бюджета, решение Совета депутатов N 99 от 25.12.2009 противоречит нормам действующего федерального законодательства.
Принимая во внимание, что до вынесения решения суда оспариваемый нормативный правовой акт в течение определенного времени применялся (действовал), суд считает необходимым признать вышеуказанное решение недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, что не лишает заинтересованных лиц, права которых были нарушены применением этого акта, на защиту своих субъективных прав путем предъявления соответствующих исков.
Согласно пункту 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая, что решение Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 N 99 "Об утверждении нормы потребления электрической энергии на освещение 1 кв. м жилых помещений для предоставления мер социальной поддержки из средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район" опубликовано в газете "Орджоникидзевский рабочий" от 15 января 2010 года N 2, суд считает необходимым обязать Совета депутатов Орджоникидзевского района опубликовать сообщение о принятом решении в указанном издании.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 N 99 "Об утверждении нормы потребления электрической энергии на освещение 1 кв. м жилых помещений для предоставления мер социальной поддержки из средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район".
Сообщение о состоявшемся по делу решении подлежит опубликованию в газете "Орджоникидзевский рабочий".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение вынесено 12.04.2012.
Судья
М.Н.ЮЖАКОВА
М.Н.ЮЖАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)