Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.10.2010 ПО ДЕЛУ N 33-5058

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 октября 2010 г. по делу N 33-5058


Судья Кропотова Н.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:
председательствующего Горохова С.Ю.
судей Абрамовой Н.Н., Ломтевой Л.С.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле по докладу судьи Абрамовой Н.Н. 07 октября 2010 года
гражданское дело по кассационной жалобе администрации Ярославского муниципального района на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 15 июня 2010 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать МУЗ, Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области, Управление финансов Администрации Ярославского муниципального района, Управление социальной защиты населения, труда и здравоохранения Администрации Ярославского муниципального района, ООО "Заволжская управляющая компания" предоставлять Л.И. с 01.01.2010 года денежную компенсацию в размере 100% расходов на оплату содержания жилья, отопления, текущего ремонта, уборки придомовой территории, в отношении жилого помещения, расположенного по адресу:, понесенных им за соответствующий расчетный период, в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами для выплаты компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в денежной форме на территории Ярославского муниципального района Ярославской области.
Обязать МУЗ, Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области, Управление финансов Администрации Ярославского муниципального района. Управление социальной защиты населения, труда и здравоохранения Администрации Ярославского муниципального района, ООО "Заволжская управляющая компания" предоставлять Л.С. с 01.01.2010 года денежную компенсацию в размере 100% расходов на оплату содержания жилья, отопления, текущего ремонта в отношении жилого помещения, расположенного по адресу:, понесенных ею и проживающими с ней членами ее семьи за соответствующий расчетный период, в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами для выплаты компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в денежной форме на территории Ярославского муниципального района Ярославской области.
Заслушав доклад судьи Абрамовой Н.Н., судебная коллегия
установила:

Л.С. обратилась в суд с иском, в котором просила обязать МУЗ, Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области, Управление финансов Администрации Ярославского муниципального района, Управление социальной защиты населения, труда и здравоохранения Администрации Ярославского муниципального района, Управление федерального казначейства, Департамент финансов Ярославской области, ООО "Заволжская управляющая компания" предоставлять ей с 01.01.2010 года денежную компенсацию в размере 100% расходов на оплату содержания жилья, отопления, текущего ремонта в отношении жилого помещения, расположенного по адресу:, понесенных ею и проживающими с ней членами ее семьи за соответствующий расчетный период, в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами для выплаты компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в денежной форме на территории Ярославского муниципального района Ярославской области.
Л.И. обратился в суд с аналогичным иском, в котором просил обязать ответчиков предоставлять денежную компенсацию на оплату содержания жилья, отопления, текущего ремонта, уборки придомовой территории в отношении жилого помещения, расположенного по адресу:.
Гражданские дела по указанным искам соединены для рассмотрения в одном производстве.
В исковых заявлениях и судебном заседании истцы указали, что являются работниками муниципального учреждения здравоохранения - имеют право на бесплатное предоставление жилого помещения с отоплением и освещением, гак как указанная льгота предусматривалась ранее ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (далее по тексту - Основы). В силу действующего законодательства объем указанных льгот не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены, в связи с чем истцы имеют право на предоставление компенсации расходов в полном объеме.
В судебном заседании истцы требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в исковых заявлениях.
Представитель ООО "Заволжская управляющая компания" по доверенности Т. против предъявленных требований возражала. Пояснила, что с 01.01.2010 года медицинским работникам льготы в натуральном виде не предоставляются. В квитанциях на оплату жилья и коммунальных услуг с 01.01.2010 года ООО "Заволжская управляющая компания" указывает полную стоимость оплаты жилья и коммунальных услуг, подлежащую уплате в полном объеме, а также размер компенсации понесенных затрат в денежной форме. Компенсация указывается не в размере 100% от понесенных затрат, ее размер определяется исходя из нормативов, установленных действующими постановлениями Главы ЯМР и Администрации ЯМР. Предоставление льгот в натуральном выражении путем невзимания платы нарушает права Общества, которое вынуждено обращаться с исками в Арбитражный суд в целях взыскания убытков с соответствующих органов власти.
Ответчики МУЗ Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области, Управлению финансов Администрации Ярославского муниципального района, Управление социальной защиты населения, труда и здравоохранения Администрации Ярославского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе администрации Ярославского муниципального района ставится вопрос об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов кассационной жалобы, выслушав представителя администрации ЯМР по доверенности О. в поддержание доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что Л.С. работает в МУЗ с августа 1988 г., имеет в общей долевой собственности с двумя сыновьями жилое помещение (двухкомнатная квартира) по адресу:, в котором зарегистрированы: она и члены ее семьи.
Л.И. также работает в МУЗ с января 1992 г., имеет в собственности жилое помещение (1-комнатная квартира) по адресу:, в котором он зарегистрирован один.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан N 5487-1 от 22 июля 1993 года (в первоначальной редакции) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан признана утратившей силу, статья 63 дополнена, в том числе частью шестой, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В соответствии с п. п. 2, 2.1, 2.2 постановления администрации Ярославского муниципального района от 28 июля 2009 г. N 5754 "О мерах социальной поддержки работников муниципальных учреждений, расположенных на территории Ярославского муниципального района и финансируемых из районного бюджета" работникам муниципальных образовательных учреждений Ярославского муниципального района, за исключением педагогических работников, на которых распространяется действие Закона Ярославской области от 27.06.2007 N 45-з "О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений", муниципальных учреждений здравоохранения и физической культуры, культуры и искусства Ярославского муниципального района, финансируемых из районного бюджета, а также пенсионерам ликвидированного ГУЗ ЯО "Областной детский санаторий "Карабиха", проживающим и работающим в сельской местности и рабочих поселках Ярославского района, возмещаются расходы на оплату коммунальных услуг, отопления и освещения по нормам, установленным в приложении 3 к постановлению. Возмещение расходов на оплату иных коммунальных услуг (водоснабжения, газоснабжения, водоотведения и других) не производится (п. 2).
Работникам муниципальных учреждений, указанным в пункте 2 настоящего постановления, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, возмещаются расходы на приобретение твердого топлива и газа, используемого для коммунальных нужд (включая расходы по доставке этого топлива) в пределах норм, установленных приложением 3 к постановлению (п. 2.1).
Действие мер социальной поддержки работников муниципальных учреждений Ярославского муниципального района, указанных в пункте 2 настоящего постановления, распространяется на нетрудоспособных членов его семьи, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию и сохраняется за работниками бюджетных учреждений - пенсионерами, которые проработали в сельской местности и рабочих поселках Ярославского муниципального района не менее 10 лет, проживают там и к моменту выхода на пенсию имели право на соответствующие льготы (п. 2.2).
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что перечисленные в настоящем постановлении администрации ЯМР льготы истцам предоставляются в полном объеме.
Принимая во внимание, что названным выше Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан N 5487-1 от 22 июля 1993 года, предусматривавшая право работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними члены их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу, вопрос об установлении мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения передан на рассмотрение органам местного самоуправления и указанные меры социальной поддержки установлены постановлением администрации Ярославского муниципального района N 5754 от 28.07.2009 г., доводы истцов о нарушении их прав на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг являются несостоятельными.
В силу ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
- при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Учитывая, что совокупный объем финансирования льгот названной категории граждан в настоящее время не уменьшен по сравнению с совокупным объемом финансирования на 31 декабря 2004 года, а условия их предоставления не ухудшены (ранее льгота предоставлялась в натуральной форме, а в настоящее время - в виде денежной компенсации), оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
На основании изложенного, учитывая, что обстоятельства по делу судом установлены в полном объеме, однако, неправильно применено материальное право, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Л.С. и Л.И.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Ярославского районного суда Ярославской области от 15 июня 2010 года отменить, вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Л.С. и Л.И. к МУЗ, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Управлению финансов Администрации Ярославского муниципального района, Управлению социальной защиты населения, труда и здравоохранения Администрации Ярославского муниципального района, Управлению федерального казначейства, Департаменту финансов Ярославской области, ООО "Заволжская управляющая компания" о предоставлении с 01.01.2010 года денежной компенсации в размере 100% расходов на оплату содержания жилья, отопления, текущего ремонта в отношении занимаемых ими жилых помещений, понесенных ими и проживающими с ними членами семьи за соответствующий расчетный период, - отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)