Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Завертайлов В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Блинова В.А.
Судей Бусиной Н.В., Еремина В.А.
С участием прокурора Гросс А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула
на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 07 декабря 2011 года по делу по иску прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах А.Э. к ООО "Дирекция единого заказчика N 2" Ленинского района г. Барнаула, Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера компенсации по оплате отопления.
Заслушав доклад судьи Блинова В.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Барнаула обратился в суд с иском в интересах А.Э. о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению истцу 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья; возложении обязанности на ООО "Дирекция единого заказчика N 2" Ленинского района г. Барнаула рассчитать А.Э. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения - 50,00 кв. м с момента подачи искового заявления в суд; возложении обязанности на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула произвести А.Э. назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения - 50,00 кв. м с момента подачи искового заявления в суд.
В обосновании иска указал, что А.Э. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, статьей 16 закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Жилой дом, в котором проживает истец, находится на обслуживании ООО "Дирекция единого заказчика N 2" Ленинского района г. Барнаула. Как следует из представленной квитанции, общая площадь жилого помещения истца составляет 50,00 кв. м, а расчет льготы произведен на 21 кв. м, т.е. исходя из социальной площади жилья, а не из общей площади, что является нарушением прав льготополучателя.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 г. 359-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной п. 1 приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, где в расчет принимается общая площадь отапливаемого помещения. Несмотря на это, расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии незаконно произведен ответчиками из расчета социальной нормы, а не общей площади жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела, прокурор уточнил исковые требования в части размера общей жилой площади, которая составляет 53,90 кв. м. На исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Решением Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 07 декабря 2011 года иск прокурора Ленинского района г. Барнаула удовлетворен частично, действия ООО "Дирекция единого заказчика N 2" Ленинского района г. Барнаула, Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула по расчету и назначению А.Э. 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья признаны незаконными.
На Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула возложена обязанность для расчета компенсации А.Э. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу * в размере 25,00 кв. м.
На общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Дирекция единого заказчика N 2 Ленинского района г. Барнаула" возложена обязанность произвести расчет компенсации по оплате за отопление А.Э. из расчета 25,00 кв. м общей площади жилого помещения, расположенного по адресу *, начиная с 01 ноября 2011 года.
На Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула возложена обязанность производить выплату компенсации по оплате отопления А.Э. из расчета 25,00 кв. м общей площади жилого помещения, расположенного по адресу *, начиная с 01 ноября 2011 года.
В остальной части исковых требований прокурору Ленинского района г. Барнаула отказано.
В кассационной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что управление не может быть ответчиком по делу, поскольку не обладает самостоятельными полномочиями по определению размера денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате отопления, учитывая, что управление выплачивает льготополучателю компенсация в том размере, в котором ее рассчитали организации-поставщики услуг.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы в силу ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав заключение прокурора Гросс А.И. о законности решения суда, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Такие нормативы на территории г. Барнаула установлены постановлением администрации г. Барнаула от 26 января 2010 года N 290 "Об оплате жилищно-коммунальных услуг", в соответствии с Приложением 1 к которому по центральному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв. м общей площади.
Следовательно, для определения норматива потребления тепловой энергии законодательно не предусмотрено ограничение используемой при подсчете общей площади помещения социальной нормой предоставления.
Довод жалобы о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации (п. 3 ст. 4).
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 настоящего Закона (п. 7 ст. 4).
Аналогичные положения закреплены в п. 3 и 7 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных Постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года N 126.
Как установлено судом первой инстанции, А.С. является реабилитированным лицом и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: *, общей площадью 50,00 кв. м, которая принадлежит ей на праве собственности.
Как следует из материалов дела, проживающий с истицей А.С. получает компенсацию как ветеран труда.
В материалах дела имеется информация о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в которой имеется строка о размере общей площади 50,00 кв. м, льготной площади по жилью 21 кв. м и по отоплению 21 кв. м (л.д. 10).
Поскольку в спорной квартире проживает два лица, оба являющихся льготниками, судом обоснованно льготная площадь А.Э. определена в размере 25,00 кв. м (50,00 кв. м / 2 человека x 1 человека).
Доводы кассационной жалобы о том, что ответственным лицом за правильное начисление компенсации является исключительно организация-поставщик услуг, не основаны на законе.
Так, согласно вышеприведенному Закону Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг) рассчитывают только денежные эквиваленты мер социальной поддержки (п. 8 ст. 4), право определять объем льготы им не предоставлено.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия исходит из того, что без возложения на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула обязанности указывать общую площадь жилого помещения для расчета компенсации решение суда не приведет к восстановлению и защите нарушенных прав истца и тому положительному результату, для достижения которого было инициировано настоящее гражданское дело.
Рассмотрев дело в пределах заявленных требований на основании статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что при расчете норматива потребления площадь помещения не ограничивается социальной нормой предоставления, поскольку такого ограничения нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы назначения указанной компенсации, не устанавливают.
Учитывая изложенное, не имеется оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Кассационную жалобу Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 07 декабря 2011 года оставить без удовлетворения.
Текст публикации подготовил
помощник судьи
ШМИДТ Ю.С.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 18.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-113/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2012 г. по делу N 33-113/2012
Судья Завертайлов В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Блинова В.А.
Судей Бусиной Н.В., Еремина В.А.
С участием прокурора Гросс А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула
на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 07 декабря 2011 года по делу по иску прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах А.Э. к ООО "Дирекция единого заказчика N 2" Ленинского района г. Барнаула, Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера компенсации по оплате отопления.
Заслушав доклад судьи Блинова В.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Барнаула обратился в суд с иском в интересах А.Э. о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению истцу 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья; возложении обязанности на ООО "Дирекция единого заказчика N 2" Ленинского района г. Барнаула рассчитать А.Э. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения - 50,00 кв. м с момента подачи искового заявления в суд; возложении обязанности на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула произвести А.Э. назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения - 50,00 кв. м с момента подачи искового заявления в суд.
В обосновании иска указал, что А.Э. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, статьей 16 закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Жилой дом, в котором проживает истец, находится на обслуживании ООО "Дирекция единого заказчика N 2" Ленинского района г. Барнаула. Как следует из представленной квитанции, общая площадь жилого помещения истца составляет 50,00 кв. м, а расчет льготы произведен на 21 кв. м, т.е. исходя из социальной площади жилья, а не из общей площади, что является нарушением прав льготополучателя.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 г. 359-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной п. 1 приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, где в расчет принимается общая площадь отапливаемого помещения. Несмотря на это, расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии незаконно произведен ответчиками из расчета социальной нормы, а не общей площади жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела, прокурор уточнил исковые требования в части размера общей жилой площади, которая составляет 53,90 кв. м. На исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Решением Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 07 декабря 2011 года иск прокурора Ленинского района г. Барнаула удовлетворен частично, действия ООО "Дирекция единого заказчика N 2" Ленинского района г. Барнаула, Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула по расчету и назначению А.Э. 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья признаны незаконными.
На Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула возложена обязанность для расчета компенсации А.Э. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу * в размере 25,00 кв. м.
На общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Дирекция единого заказчика N 2 Ленинского района г. Барнаула" возложена обязанность произвести расчет компенсации по оплате за отопление А.Э. из расчета 25,00 кв. м общей площади жилого помещения, расположенного по адресу *, начиная с 01 ноября 2011 года.
На Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула возложена обязанность производить выплату компенсации по оплате отопления А.Э. из расчета 25,00 кв. м общей площади жилого помещения, расположенного по адресу *, начиная с 01 ноября 2011 года.
В остальной части исковых требований прокурору Ленинского района г. Барнаула отказано.
В кассационной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что управление не может быть ответчиком по делу, поскольку не обладает самостоятельными полномочиями по определению размера денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате отопления, учитывая, что управление выплачивает льготополучателю компенсация в том размере, в котором ее рассчитали организации-поставщики услуг.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы в силу ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав заключение прокурора Гросс А.И. о законности решения суда, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Такие нормативы на территории г. Барнаула установлены постановлением администрации г. Барнаула от 26 января 2010 года N 290 "Об оплате жилищно-коммунальных услуг", в соответствии с Приложением 1 к которому по центральному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв. м общей площади.
Следовательно, для определения норматива потребления тепловой энергии законодательно не предусмотрено ограничение используемой при подсчете общей площади помещения социальной нормой предоставления.
Довод жалобы о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации (п. 3 ст. 4).
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 настоящего Закона (п. 7 ст. 4).
Аналогичные положения закреплены в п. 3 и 7 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных Постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года N 126.
Как установлено судом первой инстанции, А.С. является реабилитированным лицом и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: *, общей площадью 50,00 кв. м, которая принадлежит ей на праве собственности.
Как следует из материалов дела, проживающий с истицей А.С. получает компенсацию как ветеран труда.
В материалах дела имеется информация о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в которой имеется строка о размере общей площади 50,00 кв. м, льготной площади по жилью 21 кв. м и по отоплению 21 кв. м (л.д. 10).
Поскольку в спорной квартире проживает два лица, оба являющихся льготниками, судом обоснованно льготная площадь А.Э. определена в размере 25,00 кв. м (50,00 кв. м / 2 человека x 1 человека).
Доводы кассационной жалобы о том, что ответственным лицом за правильное начисление компенсации является исключительно организация-поставщик услуг, не основаны на законе.
Так, согласно вышеприведенному Закону Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг) рассчитывают только денежные эквиваленты мер социальной поддержки (п. 8 ст. 4), право определять объем льготы им не предоставлено.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия исходит из того, что без возложения на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула обязанности указывать общую площадь жилого помещения для расчета компенсации решение суда не приведет к восстановлению и защите нарушенных прав истца и тому положительному результату, для достижения которого было инициировано настоящее гражданское дело.
Рассмотрев дело в пределах заявленных требований на основании статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что при расчете норматива потребления площадь помещения не ограничивается социальной нормой предоставления, поскольку такого ограничения нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы назначения указанной компенсации, не устанавливают.
Учитывая изложенное, не имеется оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Кассационную жалобу Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 07 декабря 2011 года оставить без удовлетворения.
Текст публикации подготовил
помощник судьи
ШМИДТ Ю.С.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)