Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 27.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3731АП/2012Г.

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2012 г. по делу N 33-3731АП/2012г.


Судья Сурганов О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Коми в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,
судей Кореневой И.В., Ушаковой Л.В.,
при секретаре К.Т.,
рассмотрев в судебном заседании 27 августа 2012 г. дело по... апелляционной жалобе первичной профсоюзной организации К.А. на решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 25 мая 2012 года, по которому признаны решения Совета сельского поселения "Подчерье" от 03 мая 2012 года N... "О внесении изменений в решение Совета сельского поселения "Подчерье" N... от 21.06.2006 "Об утверждении Регламента работы Совета муниципального образования сельского поселения "Подчерье", N... "Об избрании заместителя председателя Совета муниципального образования сельского поселения "Подчерье", N... "О наделении полномочиями представлять интересы Совета СП "Подчерье", с правом совершать все процессуальные действия в судебных органах Российской Федерации", N... "О приостановлении сбора платежей с населения сельского поселения "Подчерье" за наем, содержание и обслуживание жилых помещений, вывоз твердых бытовых отходов и жидких нечистот", N... "Об отмене всех принятых ранее решений о передаче полномочий по решению вопросов местного значения сельского поселения "Подчерье" в части проведения открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на уровень муниципального района "Вуктыл", N... "О предоставлении рабочего кабинета заместителю председателя Совета сельского поселения "Подчерье" противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия.
Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Г., пояснения прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Вуктыл обратился в суд с заявлением о признании решений Совета сельского поселения "Подчерье" от 03 мая 2012 года N... незаконными и недействующими с момента принятия.
Требования прокурора мотивированы тем, что решения Совета СП "Подчерье" от 03 мая 2012 года: N... "О внесении изменений в решение Совета сельского поселения "Подчерье" N... от 21.06.2006 "Об утверждении Регламента работы Совета муниципального образования сельского поселения "Подчерье", N... "Об избрании заместителя председателя Совета муниципального образования сельского поселения "Подчерье", N... "О наделении полномочиями представлять интересы Совета СП "Подчерье", с правом совершать все процессуальные действия в судебных органах Российской Федерации", N... "О приостановлении сбора платежей с населения сельского поселения "Подчерье" за наем, содержание и обслуживание жилых помещений, вывоз твердых бытовых отходов и жидких нечистот", N... "Об отмене всех принятых ранее решений о передаче полномочий по решению вопросов местного значения сельского поселения "Подчерье" в части проведения открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на уровень муниципального района "Вуктыл", N... "О предоставлении рабочего кабинета заместителю председателя Совета сельского поселения "Подчерье" противоречат действующему законодательству, они приняты неправомочным составом депутатов, не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством к правовому акту.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представители администрации и Совета сельского "Подчерье" в судебное заседание не явились.
Вуктыльский городской суд постановил приведенное решение.
В апелляционной жалобе К.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на его несоответствие требованиям закона, что выразилось во вмешательстве прокурора в деятельность органа местного самоуправления, отсутствии нарушений законодательства Российской Федерации со стороны Совета СП "Подчерье", игнорировании ходатайства представителя СП "Подчерье" об отложении рассмотрения дела на более поздний срок, что нарушило его права как стороны в гражданском процессе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, в результате выборов, состоявшихся 12 октября 2008 года, был сформирован правомочный состав представительного органа местного самоуправления сельского поселения "Подчерье" - Совет сельского поселения "Подчерье" второго созыва по многомандатному избирательному округу N 1, состоявший из 10 депутатов.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Вуктыла от 20.10.2008 года N... зарегистрировано в качестве депутатов Совета сельского поселения 9 человек, а именно: ...
В список избранных депутатов не вошла ..., на основании ее заявления об отказе в регистрации в качестве депутата, в связи с избранием главой сельского поселения "Подчерье".
Советом сельского поселения "Подчерье" досрочно прекращены полномочия 5 депутатов муниципального образования сельского поселения "Подчерье", в частности: решением от 15.03.2011 года N... полномочия депутата ...; решением от 27.03.2012 года N... полномочия депутата ...; решением от 27.03.2012 года N... полномочия депутата ...; решением от 27.03.2012 года N... полномочия депутата...
27 марта 2012 года... обратился с заявлением с просьбой снять с него полномочия депутата Совета сельского поселения "Подчерье" второго созыва.
Таким образом, на день вынесения оспариваемых решений 6 из 10 депутатов Совета муниципального образования сельского поселения "Подчерье" добровольно сложили свои депутатские полномочия, в связи с чем в составе Совета депутатов сельского поселения осталось 4 депутата, что составляет менее чем две трети от установленной численности.
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Пунктами 1 и 2 части 10 статьи 40 указанного Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ установлено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае смерти, а также отставки по собственному желанию.
Согласно статье 20 Устава муниципального образования сельского поселения "Подчерье", принятого решением Совета сельского поселения "Подчерье" N... от 26.12.2005 года, Совет поселения "Подчерье" - представительный орган сельского поселения "Подчерье" избирается на муниципальных выборах в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми, и состоит из 10 депутатов, срок полномочий одного созыва 4 года.
В соответствии с пунктами 4 и 5 указанной статьи, Совет поселения "Подчерье" может осуществлять свои полномочия в случае избрания 2/3 от установленной численности депутатов; заседание Совета поселения "Подчерье" не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Указанное свидетельствует, что состав депутатов Совета сельского поселения "Подчерье" является правомочным при наличии не менее двух третей от установленной численности депутатов (10 человек), что составляет не менее 7 депутатов.
Поскольку на дату вынесения оспариваемых решений в Совете сельского поселения "Подчерье" осталось 4 действующих депутата, что составляет менее двух третей от установленной численности, необходимой для осуществления Советом своих полномочий, численный состав депутатов не позволял Совету осуществлять надлежащим образом полномочия представительного органа местного самоуправления.
При этом, поскольку заявления о сложении своих полномочий поданы депутатами... добровольно по собственному желанию, их депутатская деятельность фактически прекращена, участия в заседаниях Совета они не принимают и не будут принимать, то вопрос о прекращении их полномочий не может быть разрешен Советом. Сложение полномочий по собственному желанию является добровольным волеизъявлением депутата и не может ставиться в зависимость от принятия решения каким-либо органом.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
Таким образом, в данном случае, решение Совета сельского поселения "Подчерье" о принятии отставки или отказ в принятии отставки того или иного депутата, при наличии заявления о добровольном, по собственному желанию, сложении своих полномочий депутатом, какого-либо правового значения не имеет. Так же как и не имеет значения, обоснованно ли заявление депутата об отставке уважительными причинами.
То обстоятельство, что решением Совета сельского поселения "Подчерье" от 03 мая 2012 года N... решение Совета от 27 марта 2012 года N... о принятии отставки депутатов признано незаконным и, как следствие, депутаты, сложившие свои полномочия, восстановлены в статусе депутатов, не может быть принято во внимание. Действующее законодательство не предусматривает восстановление статуса депутата после того, как он добровольно сложил свои полномочия посредством вынесения решения Совета. Кроме того, при разрешении данного вопроса депутаты, прекратившие свои полномочия, на заседание Совета не приглашались, их мнение по данному вопросу не заслушивалось.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что заседание Совета СП "Подчерье" 03 мая 2012 года проведено в нарушение указанных норм действующего законодательства.
Суд также правильно признал неправомерным предоставление депутатом... нотариально заверенной доверенности на участие от ее имени в заседаниях Совета СП "Подчерье"... с правом голосования при принятии решений от имени ..., поскольку участие депутата в пленарных заседаниях представительного органа местного самоуправления является его обязанностью. При этом в рамках работы представительного органа депутат обладает набором прав, которые носят сугубо личный характер, то есть он не может их делегировать кому бы то ни было
Из ч. 1 ст. 48 Закона 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
При таких обстоятельствах у суда имелись основания для удовлетворения требования прокурора города Вуктыл о признании решений Совета сельского поселения "Подчерье" от 03 мая 2012 года незаконными и недействующими с момента принятия.
Доводы апелляционной жалобы о незаконном вмешательстве прокурора в деятельность местного самоуправления подлежат отклонению, поскольку в соответствии с нормами статей 45, 251 ГПК РФ прокурор наделен правом в пределах своей компетенции обращаться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.
Не подлежит удовлетворению и довод о рассмотрении дела в отсутствие представителя Совета сельского поселения.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Как установлено материалами дела, К.А., представлявшая при рассмотрении дела интересы Совета, была извещена о времени и месте судебного заседания, просила отложить рассмотрение дела, ссылаясь на необходимость подготовки к судебному заседанию, что суд правильно не признал в качестве уважительной причины, исключающей возможность участия представителя Совета СП "Подчерье" в судебном заседании, и оставил указанное ходатайство без удовлетворения.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам ответчика, выдвигавшимся при рассмотрении дела в суде первой инстанции, судебная коллегия считает их подлежащими отклонению как не соответствующих требованиям закона и установленным обстоятельствам дела по основаниям, указанным в решении суда и в настоящем определении.
На основании ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Вуктыльского городского суда от 25 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.А. без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)