Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 21.05.2012 ПО ДЕЛУ N 12-54

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2012 г. по делу N 12-54


Судья: Иванова М.А.

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Головков Л.П., при секретаре Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 21 мая 2012 года жалобу представителя ТСЖ "<данные изъяты>" Ш.
на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска от 11 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ в отношении ТСЖ "<данные изъяты>",
установил:

постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска от 11 апреля 2012 года ТСЖ "<данные изъяты>" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, выразившегося в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
На данное постановление представителем ТСЖ "<данные изъяты>" Ш. подана жалоба, в которой он просит отменить постановление судьи и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы заявителя, прихожу к выводу о том, что постановление судьи от 11 апреля 2012 года является законным, поскольку вынесено с соблюдением норм действующего административного законодательства, соответствует существу и цели закона.
Судья проанализировал все обстоятельства правонарушения, имеющиеся в деле доказательства, дал им соответствующую правовую оценку и на основании этого обоснованно сделал вывод о наличии в действиях ТСЖ "<данные изъяты>" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
В силу требований ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
ТСЖ "<данные изъяты>" осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением собрания собственников помещений жилого дома по адресу: г. Ижевск, <адрес>.
В соответствии ч. 2.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, установлено, что коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно п. 6 Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение, под которым понимается круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В соответствии с п. 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.
ТСЖ "<...>" является лицом, ответственным по оказанию потребителям услуг надлежащего качества, соответствующих требованиям санитарных правил.
Из материалов дела следует, что 12 декабря 2011 года в адрес Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике поступило письменное обращение гражданина ФИО 8, проживающего по адресу: г. Ижевск, ул. <адрес>, с жалобой на несоответствие температуры горячей воды в его квартире действующему нормативу и непринятие в полном объеме мер со стороны ТСЖ "<данные изъяты>" по устранению нарушений и обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, что подтверждено протоколом измерения температуры горячей воды в квартире заявителя (N 2 от 23 января 2011 года).
25 января 2012 года специалистом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике" ФИО 9 в присутствии специалиста Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике ФИО 10, председателя правления ТСЖ "<данные изъяты>" ФИО 11. были проведены измерения температуры горячей воды в местах водоразбора в квартирах N <данные изъяты> многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ижевск, ул. <адрес>.
Согласно протоколу N <данные изъяты> от 26 января 2012 г. года измерения температуры воды аккредитованного испытательного лабораторного центра ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике" установлено, что измеренная температура горячей воды в квартирах NN <данные изъяты> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" с Изменением СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к безопасности систем горячего водоснабжения". При нормативе температуры горячей воды в местах водоразбора не ниже 60 град. C и не выше 75 град. C измеренная температура составляла в квартире N <данные изъяты> - 55 град. C, в квартире <данные изъяты> - 50 град. C, в квартире <данные изъяты> - 57,5 град. C, что является нарушением требований ч. 1 ст. 19 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, а именно:
- ч. 1 ст. 19 названного Федерального закона предусматривает, что горячая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении, что обеспечивается температурой воды, которая в местах водоразбора должна быть не менее 60 град. C. Качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарных норм и правил, предъявляемых к питьевой воде. Фактическая температура горячей воды составляла в точках водоразбора квартиры N <данные изъяты> - 55 град. C; в квартире N <данные изъяты> - 50 град. C; в квартире N <данные изъяты> - 57.5 град. C.
Согласно п. 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", при возникновении на внутридомовой системе водоснабжения технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, лицо, предоставляющее услугу горячего водоснабжения, обязано немедленно принять меры по их устранению, что не было сделано ТСЖ "<данные изъяты>" своевременно и должным образом.
Установлено, что в нарушение п. 2.2. СанПиН 2.1.4.2496-2009 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" горячая вода, поступающая к потребителю ФИО 12, а также в квартиры NN <данные изъяты> многоквартирного жилого дома ул. <адрес> в г. Ижевске, не отвечала требованиям санитарных норм и правил по температуре, определяющей ее эпидемиологическую безопасность, и составляла в точках водоразбора квартиры N <данные изъяты> - 55 град. C; в квартире N <данные изъяты> 50 град. C, в квартире N <данные изъяты> - 57.5 град. C при гигиеническом нормативе не менее 60 град. C.
Согласно п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-2009, предусматривающем, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 град. C и не выше 75 град. C, однако в месте водоразбора в квартире заявителя по адресу: г. Ижевск, ул. <адрес> температура горячей воды составляла 55 град. C, в квартире N <данные изъяты> - 50 град. C, в квартире N <данные изъяты> - 57,5 град. C, что подтверждено протоколом измерения температуры воды АИЛЦ ФБУЗ "ЦГиЭ в Удмуртской Республике" N <данные изъяты> от 26 января 2012 года.
В соответствии с п. 2.1 Устава к видам деятельности ТСЖ "<данные изъяты>" относится обеспечение коммунальными услугами собственников жилых помещений, обеспечение надлежащего технического, санитарного состояния общего имущества; заключение договоров с юридическими лицами и исполнение обязательств по договорам, представление общих интересов членов товарищества в различных инстанциях, включая суды; защита прав и интересов членов товарищества.
Как следует из материалов дела, между ТСЖ "<данные изъяты>" и ООО "Удмуртские коммунальные системы" заключен договор теплоснабжения/поставки тепловой энергии N <данные изъяты> от 26 ноября 2011 года (N <данные изъяты> от 1 января 2012 года) с Приложениями N 3 и N 4. Указанными документами определены тепловые нагрузки и расходы на горячее водоснабжение и величина тарифа на горячее водоснабжение для ТСЖ "<данные изъяты>".
Согласно договору ООО "Удмуртские коммунальные системы" не несет ответственность перед потребителем за снижение параметров теплоносителя и тепловой энергии в случае несоблюдения правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (п. 5.2.5), в том числе за нарушение технического состояния внутридомовых трубопроводов и их некачественную теплоизоляцию.
Между ООО "<данные изъяты>" (Исполнитель) и ТСЖ "<данные изъяты>" (Заказчик) 1 мая 2010 года заключен договор, предметом которого является техническое обслуживание Исполнителем общего имущества многоквартирного жилого дома, надлежащее содержание и ремонту его инженерных систем и оборудования мест общего пользования, при своевременной оплате Заказчиком оказанных услуг.
Виновное поведение ТСЖ "<данные изъяты>" состоит в том, что товарищество, приняв на себя функции по управлению многоквартирным домом, предоставляло услугу горячего водоснабжения потребителям ненадлежащего качества, не контролировала надлежащее выполнение условий договора с ООО "<данные изъяты>", которое не обеспечивало должным образом содержание и техническое обслуживание инженерных сетей горячего водоснабжения в доме, не приняло своевременных и действенных мер по выявлению причин поставки потребителям горячей воды с нарушениями требований СанПиН 2.1.4.2496-09 по температуре и их устранению.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.
Как установлено, ТСЖ "<данные изъяты> являясь исполнителем коммунальных услуг, осуществляет свою профессиональную деятельность по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: г. Ижевск, <адрес> с 2010 года, т.е. знает (должно знать) о требованиях к качеству коммунальных услуг.
ТСЖ "<данные изъяты>" предоставляющее некачественную услугу горячего водоснабжения, было обязано немедленно принять меры по устранению нарушений, вместе с тем оно каких-либо достаточных мер, направленных на улучшение качественных показателей воды, не принимало.
Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у ТСЖ "<данные изъяты>" отсутствовала возможность для соблюдения требований законодательства об обеспечении качества водоснабжения. Также не содержат материалы дела и доказательств, свидетельствующих о том, какие меры были предприняты ТСЖ "<данные изъяты>" для соблюдения указанных норм.
Таким образом, факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, а также наличие ТСЖ "<данные изъяты>" вины в совершении указанного правонарушения материалами дела подтверждается.
Действия ТСЖ "<данные изъяты>" правильно квалифицированы по ст. 6.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Административное наказание определено судьей с учетом характера совершенного правонарушения, требований ст. ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции, предусмотренной ст. 6.5 КоАП РФ и назначено Товариществу административное наказание в минимальном размере (20000 рублей).
С учетом указанных обстоятельств постановление судьи является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения.
Доводы жалобы о том, что действия ТСЖ "<данные изъяты>" необходимо квалифицировать по ст. 2.7 КоАП РФ, являются необоснованными.
В соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Таким образом, лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности, если оно своими действиями пыталось предотвратить опасность, угрожающую общегосударственным интересам или законным интересам субъектов частного права. При этом опасность могла быть устранена только в результате совершения административного правонарушения. В данном случае такие обстоятельства отсутствовали.
С учетом изложенного следует признать, что имелись все основания для привлечения Товарищества к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.5 КоАП РФ.
Другие доводы, приведенные в жалобе, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами ст. 26.1 КоАП РФ, поэтому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:

постановление судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска от 11 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении ТСЖ "<данные изъяты>" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)