Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 31.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-114

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 января 2012 г. по делу N 33-114


Судья - Лыкина О.С.
Докладчик - Доманов В.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего - Роговой Л.В.
судей - Загорьян А.Г., Доманова В.Ю.
при секретаре судебного заседания - С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г. к администрации муниципального образования "Холмский городской округ", финансовому управлению муниципального образования "Холмский городской округ" о признании незаконными действий и бездействий, выразившихся в несвоевременном перечислении субсидии с 2009 года по настоящее время, нарушением сроков перечисления субсидии за март - апрель 2011 года, отсутствии соблюдения мер контроля за администрацией по своевременному перечислению субсидий за март - апрель 2011 года, вынесении частного определения в адрес виновных лиц, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов
по кассационной жалобе Г. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 29 августа 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Доманова В.Ю., судебная коллегия
установила:

20 мая 2011 года Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Сахалинской области, администрации муниципального образования "Холмский городской округ", финансовому управлению муниципального образования "Холмский городской округ" о признании незаконными действий и бездействий, выразившихся в несвоевременном перечислении субсидии с 2009 года по настоящее время, нарушением сроков перечисления субсидии за март - апрель 2011 года, отсутствии соблюдения мер контроля за администрацией по своевременному перечислению субсидий за март - апрель 2011 года, вынесении частного определения в адрес виновных лиц, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
В обоснование требований указала, что распоряжением управления социальной защиты населения по Холмскому району от 14 марта 2011 года N 1353-г ей назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно Правилам предоставления субсидии она должна быть перечислена на счет получателя не позднее 10 числа месяца следующим за истекшим - платежным, однако на момент обращения в суд субсидия за март - апрель 2011 года на ее счет в банке не перечислена. Кроме того, неоднократно с 2009 года по февраль 2011 года по вине ответчиков происходили задержки по перечислению субсидии. Полагает, что в результате действий и бездействий ответчиков ей причинены физические и нравственные страдания, в связи с чем причиненный моральный вред подлежит компенсации.
В ходе судебного разбирательства Г. отказалась от исковых требований к Министерству социальной защиты населения Сахалинской области и определением суда от 28 июня 2011 года производство по делу в указанной части прекращено.
В судебное заседание Г. и представитель финансового управления администрации "Холмский городской округ" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель администрации муниципального образования "Холмский городской округ" Д. с заявлением не признала.
Судом постановлено вышеприведенное решение которое обжалует Г. В кассационной жалобе указывает, что судом не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, субсидия за март и апрель месяц была ей перечислена только 10 июня 2011 года, однако в решении суда указанное обстоятельство не нашло своего отражения. Кроме того, судом были допущены нарушения ее прав, поскольку приняты от ответчиков документы без копий для всех участников судебного разбирательства.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В силу пунктов 1, 3, 4 статьи 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании пунктов 7, 8 указанной статьи порядок определения размера субсидии и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидии, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидии отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 6, 11 статьи 159 Жилищного кодекса РФ при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.
Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.
В соответствии с пунктом 71 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что на основании распоряжения Управления социальной защиты Холмского района N 1353 от 14.03.2011 года Г. назначена субсидия на период с 01 марта 2011 года по 31 августа 2011 года.
В соответствии с Соглашением от 30 декабря 2010 года о предоставлении субсидии муниципальному образованию "Холмский городской округ" на финансирование расходов, связанных с увеличением объемов предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, получателем средств является администрация муниципального образования "Холмский городской округ", которая в свою очередь оформляет выплатные документы, в соответствии с условиями кредитных организаций, оказывающих услуги по перечислению гражданам субсидии и в срок до 10 числа текущего месяца перечисляет сумму субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Поскольку жилищная субсидия направлена на поддержку социально незащищенной категории граждан для исполнения обязанности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, то юридическим значимым обстоятельством для разрешения данного дела является установление срока фактического перечисления денежных средств получателю субсидий.
Отказывая Г. в удовлетворении заявления о признании незаконными действий и бездействий в несвоевременном перечислении субсидии за март и апрель 2011 года, суд исходил из того, что субсидия за март месяц была перечислена вместе с субсидией за апрель месяц в соответствии с представленным списком, в связи с чем незаконность в бездействии органов муниципальной власти не установил.
Однако суд не учел, что указанный список не содержит сведений о фактическом перечислении денежных средств получателям субсидий, а свидетельствует лишь о размере начисленной субсидии. Иных сведений, подтверждающих своевременное перечисление субсидии в материалах дела не имеется, данное обстоятельство судом не выяснено и в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на обсуждение сторон не выносилось.
Кроме того, разрешая требования в части несвоевременного перечисления субсидии в период с 2009 года по настоящее время, суд первой инстанции мотивировал отказ тем, что решением суда по делу N 2-1497 на ответчика возложена обязанность по обеспечению перечисления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем данное требование разрешается в порядке исполнения решения суда.
Однако данный вывод ошибочен, поскольку указанным решением суда признаны незаконными действия ответчика администрации муниципального образования "Холмский городской округ" по несвоевременному перечислению субсидий за апрель, май, август - ноябрь 2006 года, и не охвачен оспариваемый период.
При таком положении, когда судом при вынесении решения не в полном объеме были исследованы юридически значимые обстоятельства и подтверждающие их доказательства, постановленное судом решение нельзя признать законным и обоснованным, в силу части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, тщательно и всесторонне исследовать имеющие значение для дела обстоятельства и доводы сторон, дать им надлежащую правовую оценку и постановить решение в строгом соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 347, 360 - 364, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 29 августа 2011 года - отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Л.В.РОГОВА
Судьи
А.Г.ЗАГОРЬЯН
В.Ю.ДОМАНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)