Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Князева Д.А.
Докладчик - Капкаун Т.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего - Роговой Л.В.
судей - Капкаун Т.И. и Кривулько В.В.
при секретаре судебного заседания - Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья (далее - ТСЖ) "Спортивный проезд, 1-Б" о возложении обязанности по размещению информации
по кассационному представлению участвовавшего в деле прокурора на решение Южно-Сахалинского городского суда от 25 апреля 2011 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Капкаун Т.И., судебная коллегия
21 марта 2011 года прокурор города Южно-Сахалинска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ "Спортивный проезд, 1-Б" о возложении обязанности по размещению информации.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки исполнения жилищно-коммунальными организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, их обязанностей по раскрытию информации установлено, что ТСЖ "Спортивный проезд, 1-Б", осуществляя деятельность в сфере управления многоквартирными домами, не разместил на сайтах в сети Интернет либо в официальном печатном издании или на информационном стенде в помещении управляющей организации информацию о своей деятельности в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства N 731 от 23 сентября 2010 года Стандартом, чем нарушил права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме работы.
В судебном заседании участвовавший в деле прокурор Акимова И.А. заявленные требования поддержала, представители ответчика К., Б.М. и Б.В. с исковыми требованиями не согласились.
Судом принято приведенное выше решение, которое прокурор, участвовавший в деле, в кассационном представлении просит отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на обстоятельства, которыми он обосновывал заявленное требование.
Считает также, что ТСЖ "Спортивный проезд, 1-Б", являясь исполнителем коммунальных услуг, в соответствии со статьей 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" обязано своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услуге.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, заслушав объяснения представителей ответчика Б.М. и Б.В., возражавших против его удовлетворения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
На основании части 10 статья 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Правительством Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731.
Указанным Стандартом раскрытия информации, пунктом 2 которого установлено, что под управляющей организацией в настоящем документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - договор управления).
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Пунктом 3 указанного Стандарта предусмотрено, что управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
При этом в силу пункта 5 данного Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (часть 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Из положений статей 137 и 138 Жилищного кодекса РФ следует, что заключение договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ является правом, а не обязанностью Товарищества собственников жилья.
Как установлено судом, ТСЖ "Спортивный проезд, 1-Б", созданное и действующее на основании Устава, утвержденного собственниками жилья 20 мая 2002 года, является объединением 12 собственников жилых помещений в одном многоквартирном доме. Договоры на оказание услуг им не заключались.
Не заключался данным Товариществом и договор управления многоквартирным домом в соответствии статьей 162 Жилищного кодекса РФ.
Проанализировав нормы материального права, подлежащие применению к спорному правоотношению и исследовав установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик не является управляющей организацией, на которой лежит обязанность по размещению информации в соответствии с названным выше Стандартом.
При таких обстоятельствах, когда решение судом принято в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в кассационном представлении, не находит оснований к его удовлетворению.
Доводы кассационного представления аналогичны доводам, которыми прокурор обосновывал заявленное требование, и несостоятельности которых суд первой инстанции дал правильную правовую оценку.
Кроме того нельзя согласиться и с доводом прокурора о том, что не размещением ответчиком информации о своей деятельности нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку эта деятельность в силу закона направлена на защиту интересов собственников жилых помещений многоквартирного дома, создавших ТСЖ "Спортивный проезд, 1-Б" для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, что прав иных лиц не затрагивает.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 347, статьями 360 - 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
решение Южно-Сахалинского городского суда от 25 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.06.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1640/2011
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июня 2011 г. по делу N 33-1640/2011
Судья - Князева Д.А.
Докладчик - Капкаун Т.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего - Роговой Л.В.
судей - Капкаун Т.И. и Кривулько В.В.
при секретаре судебного заседания - Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья (далее - ТСЖ) "Спортивный проезд, 1-Б" о возложении обязанности по размещению информации
по кассационному представлению участвовавшего в деле прокурора на решение Южно-Сахалинского городского суда от 25 апреля 2011 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Капкаун Т.И., судебная коллегия
установила:
21 марта 2011 года прокурор города Южно-Сахалинска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ "Спортивный проезд, 1-Б" о возложении обязанности по размещению информации.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки исполнения жилищно-коммунальными организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, их обязанностей по раскрытию информации установлено, что ТСЖ "Спортивный проезд, 1-Б", осуществляя деятельность в сфере управления многоквартирными домами, не разместил на сайтах в сети Интернет либо в официальном печатном издании или на информационном стенде в помещении управляющей организации информацию о своей деятельности в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства N 731 от 23 сентября 2010 года Стандартом, чем нарушил права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме работы.
В судебном заседании участвовавший в деле прокурор Акимова И.А. заявленные требования поддержала, представители ответчика К., Б.М. и Б.В. с исковыми требованиями не согласились.
Судом принято приведенное выше решение, которое прокурор, участвовавший в деле, в кассационном представлении просит отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на обстоятельства, которыми он обосновывал заявленное требование.
Считает также, что ТСЖ "Спортивный проезд, 1-Б", являясь исполнителем коммунальных услуг, в соответствии со статьей 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" обязано своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услуге.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, заслушав объяснения представителей ответчика Б.М. и Б.В., возражавших против его удовлетворения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
На основании части 10 статья 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Правительством Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731.
Указанным Стандартом раскрытия информации, пунктом 2 которого установлено, что под управляющей организацией в настоящем документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - договор управления).
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Пунктом 3 указанного Стандарта предусмотрено, что управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
При этом в силу пункта 5 данного Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (часть 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Из положений статей 137 и 138 Жилищного кодекса РФ следует, что заключение договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ является правом, а не обязанностью Товарищества собственников жилья.
Как установлено судом, ТСЖ "Спортивный проезд, 1-Б", созданное и действующее на основании Устава, утвержденного собственниками жилья 20 мая 2002 года, является объединением 12 собственников жилых помещений в одном многоквартирном доме. Договоры на оказание услуг им не заключались.
Не заключался данным Товариществом и договор управления многоквартирным домом в соответствии статьей 162 Жилищного кодекса РФ.
Проанализировав нормы материального права, подлежащие применению к спорному правоотношению и исследовав установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик не является управляющей организацией, на которой лежит обязанность по размещению информации в соответствии с названным выше Стандартом.
При таких обстоятельствах, когда решение судом принято в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в кассационном представлении, не находит оснований к его удовлетворению.
Доводы кассационного представления аналогичны доводам, которыми прокурор обосновывал заявленное требование, и несостоятельности которых суд первой инстанции дал правильную правовую оценку.
Кроме того нельзя согласиться и с доводом прокурора о том, что не размещением ответчиком информации о своей деятельности нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку эта деятельность в силу закона направлена на защиту интересов собственников жилых помещений многоквартирного дома, создавших ТСЖ "Спортивный проезд, 1-Б" для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, что прав иных лиц не затрагивает.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 347, статьями 360 - 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 25 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.РОГОВА
Л.В.РОГОВА
Судьи
В.В.КРИВУЛЬКО
Т.И.КАПКАУН
В.В.КРИВУЛЬКО
Т.И.КАПКАУН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)