Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья{ }Диденко{ }Д.М. Дело{ }N{ }2-4260/11{
судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
в составе:
председательствующего Мирошниковой С.В.
судей Бобылева С.В., Бежевцовой Н.В.
при секретаре
судебного заседания С.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Магаданэнерго"
на решение Магаданского городского суда от 28 октября 2011 года,
которым постановлено:
Признать действия открытого акционерного общества "Магаданэнерго" по взиманию платы за отопление за период с 15 июня 2011 года по 15 сентября 2011 года с Я. - незаконными.
Взыскать с открытого акционерного общества "Магаданэнерго" в доход бюджета МО "Город Магадан" расходы по уплате госпошлины в размере... рублей.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бобылева С.В., объяснения представителя ОАО "Магаданэнерго" С.А., возражения относительно доводов жалобы Я., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
установила:
Я. обратился в Магаданский городской суд с иском к открытому акционерному обществу "Магаданэнерго" о нарушении прав потребителя при взимании платы за не предоставленные услуги.
В обоснование требований указал, что является собственником квартиры N ..., расположенной по ул. ..., ... в г. Магадане и потребителем услуг по отоплению своей квартиры, которые оказывает ответчик - ОАО "Магаданэнерго".
В нарушение норм, регламентирующих порядок и условия начисления оплаты за оказанные услуги, ответчик в летний период, фактически не оказывает услуги по отоплению, однако производит начисление оплаты в размере, установленном для отопительного периода.
Плата за отопление согласно Приказу Департамента цен и тарифов Администрации Магаданской области в городе Магадане для его дома установлено из норматива 0,019 Гкал в месяц, а в денежном выражении в месяц составляет 1626,54 рубля. Отопительный сезон 2010 - 2011 года закончился 14 июня 2011 года, а отопительный сезон 2011 - 2012 года начался с 15 сентября 2011 года. В период с 15 июня 2011 года по 15 сентября 2011 года услуги по отоплению не оказывались. Однако квитанции об оплате за отопление ответчиком выставлены в июне, июле, августе и сентябре 2011 года. Просил суд признать действия ОАО "Магаданэнерго" по взиманию платы за отопление за период 15 июня 2011 года по 15 сентября 2011 года неправомерными.
Магаданским городским судом 28 октября 2011 года постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ОАО "Магаданэнерго" просит решение суда отменить, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Полагает, что в соответствии с п. п. 13, 14 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потреблений коммунальных услуг, а также согласно ст. 155 ЖК РФ, деление норматива потребления коммунальных услуг на 12 равномерных частей не ущемляет права и законные интересы потребителя.
Судом необоснованно отклонено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области.
Вместе с тем, Департамент производит расчет норматива потребления тепловой энергии, его установление на законодательном уровне, ОАО "Магаданэнерго" только осуществляет применение указанных нормативных актов. Полагает, что суд необоснованно привлек к участию в деле в качестве третьего лица, мэрию г. Магадана, которая какого-либо отношения к установлению норматива потребления услуги и выставлению платы за отопление не имеет.
Нормативный акт Департамента (приказ N 1-НКУ от 01.12.2010 г.) об установления норматива потребления услуги принят в соответствии с действующим законодательством, не отменен, не оспорен, в связи с чем ответчик должен им руководствоваться при начислении платы за тепловую энергию.
Мэрия города Магадана, Государственная жилищная инспекция администрации Магаданской области полагают доводы кассационной жалобы обоснованными, решение суда считают незаконным.
В возражениях на жалобу Я. указывает, что решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и представленные на нее возражения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что норматив потребления тепловой энергии на отопление рассчитанный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, носит сезонный характер и поэтому при отсутствии отопления в летние периоды в расчетах приниматься не должен и плата за отопление взиматься не должна.
С таким выводом суда согласиться нельзя.
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 (далее - Правила N 307), расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Утвержденные Правительством РФ Правила не исключают возможность оплаты за тепловую энергию равномерно в течение года с установлением расчетного периода для оплаты коммунальных услуг равным календарному месяцу.
При этом размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг по следующей формуле:
<...>, (1)
где:
- - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
Таким образом, определение размера платы предусматривает применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Норматив потребления коммунальных услуг - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (в данном случае тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 (в редакции от 06 мая 2011 года).
Согласно Приложению к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (формула 6, пункт 13) норматив отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) рассчитывается по формуле:
<...>,
где:
- - количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год);
- - общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
То есть ежемесячный норматив потребления тепловой энергии определяется путем деления нормы фактического годового потребления тепловой энергии на 12 месяцев. При этом годовое количество тепловой энергии рассчитывается на основании проектных тепловых нагрузок исходя из продолжительности отопительного сезона.
Круглогодичная оплата за отопление обусловлена разнесением стоимости отопления за отопительный период на 12 месяцев в соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, чем компенсируется в летний период недоплата за тепло, полученное в зимний период.
При таком положении согласиться с выводом суда на возможность определения количества тепловой энергии по нормативу потребления только в течение отопительного периода, согласиться нельзя.
Действуя в соответствии с требованиями, установленными указанными Правилами Приказом N 1-НКУ от 01 декабря 2010 года Департамент цен и тарифов Администрации Магаданской области утвердил нормативы потребления коммунальных услуг в муниципальном образовании "Город Магадан".
Из материалов дела видно, что ОАО "Магаданэнерго" оказывает услуги Я. по теплоснабжению и горячему водоснабжению. При этом ОАО "Магаданэнерго" в расчетах за тепловую энергию указывает норматив потребления 0,0190 Гкал/м2, утвержденный Приказом N 1-НКУ от 01 декабря 2010 года Департамента цен и тарифов Администрации Магаданской области.
При этом суду следовало проверить каким образом был определен норматив тепловой энергии, какая продолжительность отопительного периода был взят для расчета норматива, на какой период рассчитаны нормативы, утвержденные приказом N 1-НКУ от 01 декабря 2010 года.
Также суд первой инстанции не исследовал вопрос о том, какую долю названная величина утвержденного приказом норматива составляет от общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимого для бесперебойного круглосуточного отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода.
Этот вопрос имеет существенное значение для оценки обоснованности применявшихся ответчиком порядков расчета стоимости тепловой энергии в спорном периоде.
Если величина 0,0190 Гкал/м2, определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящаяся на этот отопительный период, она подлежит применению для определения платы за отопление только в течение этого периода. Если же величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящейся на каждый из 12 месяцев года независимо от того, относится он к отопительному периоду (с сентября по июнь), или нет, то оплата указанного общегодового нормативного количества тепловой энергии будет обеспечиваться только при условии применения величины норматива для исчисления ежемесячной платы.
Таким образом, от того, каким из двух названных способов была вычислена величина норматива, утвержденного приказом N 1-НКУ от 01 декабря 2010 года, зависит количество месяцев, в течение которых такой норматив подлежит применению.
При первом способе исчисления норматива плата должна взиматься только в месяцы, относящиеся к отопительному периоду, при втором способе - в течение всех 12 месяцев.
Следовательно, применение рассчитанного вторым способом норматива для определения платы за отопление только в течение отопительного периода приведет к неполной оплате общегодового нормативного количества тепловой энергии.
Поскольку суд первой инстанции, неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неверно истолковал закон, решение суда в силу положений ст. 362 ГПК РФ нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, дать оценку имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам, и разрешить возникший спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
определила:
решение Магаданского городского суда от 28 октября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Председательствующий
С.В.МИРОШНИКОВА
Судьи
Н.В.БЕЖЕВЦОВА
С.В.БОБЫЛЕВ
судья обл. суда
С.В.БОБЫЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.12.2011 N 33-1323/11 ПО ДЕЛУ N 2-4260/11
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 декабря 2011 г. N 33-1323/11
Судья{ }Диденко{ }Д.М. Дело{ }N{ }2-4260/11{
судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
в составе:
председательствующего Мирошниковой С.В.
судей Бобылева С.В., Бежевцовой Н.В.
при секретаре
судебного заседания С.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Магаданэнерго"
на решение Магаданского городского суда от 28 октября 2011 года,
которым постановлено:
Признать действия открытого акционерного общества "Магаданэнерго" по взиманию платы за отопление за период с 15 июня 2011 года по 15 сентября 2011 года с Я. - незаконными.
Взыскать с открытого акционерного общества "Магаданэнерго" в доход бюджета МО "Город Магадан" расходы по уплате госпошлины в размере... рублей.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бобылева С.В., объяснения представителя ОАО "Магаданэнерго" С.А., возражения относительно доводов жалобы Я., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
установила:
Я. обратился в Магаданский городской суд с иском к открытому акционерному обществу "Магаданэнерго" о нарушении прав потребителя при взимании платы за не предоставленные услуги.
В обоснование требований указал, что является собственником квартиры N ..., расположенной по ул. ..., ... в г. Магадане и потребителем услуг по отоплению своей квартиры, которые оказывает ответчик - ОАО "Магаданэнерго".
В нарушение норм, регламентирующих порядок и условия начисления оплаты за оказанные услуги, ответчик в летний период, фактически не оказывает услуги по отоплению, однако производит начисление оплаты в размере, установленном для отопительного периода.
Плата за отопление согласно Приказу Департамента цен и тарифов Администрации Магаданской области в городе Магадане для его дома установлено из норматива 0,019 Гкал в месяц, а в денежном выражении в месяц составляет 1626,54 рубля. Отопительный сезон 2010 - 2011 года закончился 14 июня 2011 года, а отопительный сезон 2011 - 2012 года начался с 15 сентября 2011 года. В период с 15 июня 2011 года по 15 сентября 2011 года услуги по отоплению не оказывались. Однако квитанции об оплате за отопление ответчиком выставлены в июне, июле, августе и сентябре 2011 года. Просил суд признать действия ОАО "Магаданэнерго" по взиманию платы за отопление за период 15 июня 2011 года по 15 сентября 2011 года неправомерными.
Магаданским городским судом 28 октября 2011 года постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ОАО "Магаданэнерго" просит решение суда отменить, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Полагает, что в соответствии с п. п. 13, 14 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потреблений коммунальных услуг, а также согласно ст. 155 ЖК РФ, деление норматива потребления коммунальных услуг на 12 равномерных частей не ущемляет права и законные интересы потребителя.
Судом необоснованно отклонено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области.
Вместе с тем, Департамент производит расчет норматива потребления тепловой энергии, его установление на законодательном уровне, ОАО "Магаданэнерго" только осуществляет применение указанных нормативных актов. Полагает, что суд необоснованно привлек к участию в деле в качестве третьего лица, мэрию г. Магадана, которая какого-либо отношения к установлению норматива потребления услуги и выставлению платы за отопление не имеет.
Нормативный акт Департамента (приказ N 1-НКУ от 01.12.2010 г.) об установления норматива потребления услуги принят в соответствии с действующим законодательством, не отменен, не оспорен, в связи с чем ответчик должен им руководствоваться при начислении платы за тепловую энергию.
Мэрия города Магадана, Государственная жилищная инспекция администрации Магаданской области полагают доводы кассационной жалобы обоснованными, решение суда считают незаконным.
В возражениях на жалобу Я. указывает, что решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и представленные на нее возражения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что норматив потребления тепловой энергии на отопление рассчитанный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, носит сезонный характер и поэтому при отсутствии отопления в летние периоды в расчетах приниматься не должен и плата за отопление взиматься не должна.
С таким выводом суда согласиться нельзя.
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 (далее - Правила N 307), расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Утвержденные Правительством РФ Правила не исключают возможность оплаты за тепловую энергию равномерно в течение года с установлением расчетного периода для оплаты коммунальных услуг равным календарному месяцу.
При этом размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг по следующей формуле:
<...>, (1)
где:
- - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
Таким образом, определение размера платы предусматривает применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Норматив потребления коммунальных услуг - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (в данном случае тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 (в редакции от 06 мая 2011 года).
Согласно Приложению к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (формула 6, пункт 13) норматив отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) рассчитывается по формуле:
<...>,
где:
- - количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год);
- - общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
То есть ежемесячный норматив потребления тепловой энергии определяется путем деления нормы фактического годового потребления тепловой энергии на 12 месяцев. При этом годовое количество тепловой энергии рассчитывается на основании проектных тепловых нагрузок исходя из продолжительности отопительного сезона.
Круглогодичная оплата за отопление обусловлена разнесением стоимости отопления за отопительный период на 12 месяцев в соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, чем компенсируется в летний период недоплата за тепло, полученное в зимний период.
При таком положении согласиться с выводом суда на возможность определения количества тепловой энергии по нормативу потребления только в течение отопительного периода, согласиться нельзя.
Действуя в соответствии с требованиями, установленными указанными Правилами Приказом N 1-НКУ от 01 декабря 2010 года Департамент цен и тарифов Администрации Магаданской области утвердил нормативы потребления коммунальных услуг в муниципальном образовании "Город Магадан".
Из материалов дела видно, что ОАО "Магаданэнерго" оказывает услуги Я. по теплоснабжению и горячему водоснабжению. При этом ОАО "Магаданэнерго" в расчетах за тепловую энергию указывает норматив потребления 0,0190 Гкал/м2, утвержденный Приказом N 1-НКУ от 01 декабря 2010 года Департамента цен и тарифов Администрации Магаданской области.
При этом суду следовало проверить каким образом был определен норматив тепловой энергии, какая продолжительность отопительного периода был взят для расчета норматива, на какой период рассчитаны нормативы, утвержденные приказом N 1-НКУ от 01 декабря 2010 года.
Также суд первой инстанции не исследовал вопрос о том, какую долю названная величина утвержденного приказом норматива составляет от общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимого для бесперебойного круглосуточного отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода.
Этот вопрос имеет существенное значение для оценки обоснованности применявшихся ответчиком порядков расчета стоимости тепловой энергии в спорном периоде.
Если величина 0,0190 Гкал/м2, определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящаяся на этот отопительный период, она подлежит применению для определения платы за отопление только в течение этого периода. Если же величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящейся на каждый из 12 месяцев года независимо от того, относится он к отопительному периоду (с сентября по июнь), или нет, то оплата указанного общегодового нормативного количества тепловой энергии будет обеспечиваться только при условии применения величины норматива для исчисления ежемесячной платы.
Таким образом, от того, каким из двух названных способов была вычислена величина норматива, утвержденного приказом N 1-НКУ от 01 декабря 2010 года, зависит количество месяцев, в течение которых такой норматив подлежит применению.
При первом способе исчисления норматива плата должна взиматься только в месяцы, относящиеся к отопительному периоду, при втором способе - в течение всех 12 месяцев.
Следовательно, применение рассчитанного вторым способом норматива для определения платы за отопление только в течение отопительного периода приведет к неполной оплате общегодового нормативного количества тепловой энергии.
Поскольку суд первой инстанции, неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неверно истолковал закон, решение суда в силу положений ст. 362 ГПК РФ нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, дать оценку имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам, и разрешить возникший спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
определила:
решение Магаданского городского суда от 28 октября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Председательствующий
С.В.МИРОШНИКОВА
Судьи
Н.В.БЕЖЕВЦОВА
С.В.БОБЫЛЕВ
судья обл. суда
С.В.БОБЫЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)