Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья{ }Губренко{ }Е.С. Дело{ }N{ }2-1810/11{
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего: Мирошниковой С.В.,
судей: Лобыкина С.Н., Кошкиной М.Г.,
при секретаре: М.Н.,
рассмотрела 13 декабря 2011 года в г. Магадане в здании Магаданского областного суда, расположенного по ул. Якутской, д. 49, в зале N 2 в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования "поселок Ола" на решение Ольского районного суда Магаданской области от 31 октября 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Ольского района Магаданской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "поселок Ола" совершить действия по обращению недвижимой вещи - канализационной сети в пос. Ола на участке домов N ..., ..., ..., ..., ..., ... по ул. ..., включая КНС-13, КНС-14 и канализационный коллектор до станции биологической очистки жидких бытовых отходов - в муниципальную собственность путем обращения с заявлением о принятии его на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования "поселок Ола" произвести ремонтные работы канализационной сети в пос. Ола на участке домов N ..., ..., ..., ..., ..., ... по ул. ..., включая КНС-13, КНС-14 и канализационный коллектор до станции биологической очистки жидких бытовых отходов в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кошкиной М.Г., объяснения представителя администрации муниципального образования "Поселок Ола" М.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы заместителя прокурора Ольского района Магаданской области Пруцкова С.А., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
установила:
Прокурор Ольского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском администрации муниципального образования "поселок Ола" об обязании произвести ремонтные работы и обеспечить надлежащее содержание канализационной сети в пос. Ола на участке возле домов N ..., ......, ..., ..., ..., ... по ул. ..., включая КНС-13, КНС-14 и канализационный коллектор до станции биологической очистки жидких бытовых отходов пос. Ола и совершения действий для регистрации права муниципальной собственности на канализационные сети пос. Ола в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Заявление мотивировано тем, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов N ..., ..., ..., ... по ул. ... в пос. Ола, установлено, что администрацией муниципального образования "поселок Ола" нарушаются права неопределенного круга лиц.
Канализационная сеть пос. Ола от домов N ..., ..., ..., ... по ул. ..., МБУЗ "Ольская центральная районная больница", расположенного по ул. ...... и ГОУ "Магаданский областной детский дом", расположенного по ул. ......, включая КНС-13, КНС-14 и канализационный коллектор до станции биологической очистки жидких бытовых отходов находятся в неисправном состоянии и их содержание надлежащим образом не осуществляется.
Указал, что поскольку эксплуатационные службы не определены, а техническое состояние канализационной сети систематически не проверяется, на ней происходят аварии, которые длительное время не устраняются, в результате сточные воды от потребителей поднимаются и разливаются на придомовых территориях, что может привести к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, а также причинить ущерб окружающей природной среде.
В силу статьи 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с п. 3.2.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001 (утв. Приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 года N 168), канализационная сеть должна обеспечивать отвод сточных вод на очистные сооружения.
В нарушение указанных норм закона, а также требований ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации; положений п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307; п. 3.2.1, п. 3.2.6 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168 надлежащая техническая эксплуатация и содержание канализационной сети на указанном участке не производились, что привело коммуникации в неисправное состояние, отвод сточных вод на очистные сооружения не обеспечен.
Подземные канализационные сети по физическим и техническим свойствам подлежат отнесению к объектам недвижимости в силу ст. 130 ГК РФ и должны приниматься на учет органом, регистрирующим права на недвижимость, по заявлению органа местного самоуправления.
Ссылаясь на заключенный 01 января 2006 года между муниципальным образованием "Ольский район" и муниципальным образованием "поселок Ола" договор N ... безвозмездной передачи муниципального имущества, на основании которого муниципальному образованию "поселок Ола" передано муниципальное имущество муниципального образования "Ольский район", в том числе и канализационные сети, указывал, что ответчиком деятельность по эксплуатации и обслуживанию канализационной сети в пос. Ола в настоящее время не урегулирована, лица, ответственные за эксплуатацию и осуществление ремонта данного объекта, не определены. Непринятие муниципальным образованием "поселок Ола" мер, направленных на регистрацию объекта недвижимого имущества (участок канализационной сети п. Ола), является незаконным и противоречит требованиям законодательства.
В ходе рассмотрения дела заместитель прокурора Ольского района Пруцков С.А. уточнил заявленные требования, просил исключить из требований указание на обеспечение надлежащего содержания канализационной сети, так как дальнейшее содержание канализационной сети будет осуществляться обслуживающей организацией.
Ольским районным судом Магаданской области 31 октября 2011 года постановлено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, администрация муниципального образования "поселок Ола" обратилась с кассационной жалобой, в которой ссылается на его незаконность и необоснованность. Просит об отмене судебного решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Полагает, что поскольку схема расположения земельного участка N ... не отражает подключение КНС-13 к самотечному коллектору и КНС-14 до очистных сооружений и проектной документации по этому поводу не имеется, то факт существования канализационной сети в пос. Ола на участке домов N ..., ..., ..., ..., ..., ... по ул. ..., включая КНС-13, КНС-14 и канализационный коллектор до станции биологической очистки жидких бытовых отходов, не доказан. Указывает, что в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих внесение канализационных сетей на ... км и канализационно-насосных станций в реестр муниципальной собственности муниципального образования "поселок Ола".
Ссылается на распоряжение от 23 января 2006 года N ... "О закреплении муниципального имущества муниципального образования "поселок Ола", которым все насосные станции и канализационные сети закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ольское" (право которого также подлежит государственной регистрации), из его ведения не изымались, поэтому полагает неправильным вывод суда о необходимости регистрации права собственности на указанное имущество за муниципальным образованием "поселок Ола".
Спорным объектом пользуется МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ольское", являясь эксплуатирующей организацией, в связи с чем у администрации муниципального образования "поселок Ола" отсутствует обязанность по ремонту и обслуживанию указанного имущества.
Считает, что в соответствии с ч. 7 ст. 114 ГК РФ содержание имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, должно осуществляться за счет собственных средств предприятия.
Обращает внимание, что судом не указан нормативно-правовой акт, который нарушается бездействием администрация муниципального образования "поселок Ола", не обращаясь за государственной регистрацией права собственности или иного права на насосные станции и канализационные сети, и какие права и свободы неопределенного круга лиц нарушаются данным бездействием.
Оспаривает необходимость ремонта на всем участке спорной канализационной сети, до станции биологической очистки, поскольку судом не установлено и не подтверждено материалами дела, какой конкретный участок канализационной сети нуждается в ремонте.
Полагает, что судом расширено толкование положений п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящего к ведению органов местного самоуправления вопросы организации, содержания и развития муниципального водоснабжения и канализации, в связи с чем у администрации муниципального образования "поселок Ола" отсутствуют полномочия по ремонту спорного участка канализационных сетей.
Поскольку положения Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" распространяются на внутридомовые инженерные сети и придомовую территорию, ссылку на них в решении полагает необоснованной.
В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, правильность применения норм материального и процессуального права, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с преамбулой Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" названный Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьей 8 названного Закона закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Как следует из материалов дела, в целях разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями "Ольский район" и "поселок Ола" для решения вопросов местного значения 01 января 2006 года заключен договор N ... о безвозмездной передаче муниципального имущества, в том числе канализационных сетей поселка Ола на ... км, инвентарный номер ..., и насосных станций, инвентарные номера ..., ..., ..., ... (т. 1 л.д. 15 - 19, 23), в собственность муниципального образования "поселок Ола".
Согласно п. п. 3.3 договора муниципальное образование "поселок Ола" приняло на себя обязательство по содержанию указанного имущества, при этом в силу п. п. 3.4 договора до государственной регистрации перехода права собственности ответчика на указанное недвижимое имущество ответчик для исполнения полномочий по предметам ведения муниципального образования "поселок Ола" вправе безвозмездно использовать его и передавать третьим лицам.
Согласно п. п. 4 п. 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения среди прочего и водоотведения; п. 4 части 1 ст. 9 Устава муниципального образования "поселок Ола" к вопросам местного значения данного муниципального образования отнесена организация в границах муниципального образования водоснабжения и водоотведения.
Вышеназванное имущество предназначено для водоотведения в пос. Ола.
Доказательств наличия на территории муниципального образования "поселок Ола" иного имущества, при помощи которого органы местного самоуправления могут решать вопросы местного значения по организации в границах поселения водоотведения, суду не представлено.
Судом первой инстанции установлено и доказано материалами дела, что с мая 2010 года канализационные стоки из домов по ул.... в пос. Ола (д. ..., ..., ..., ...) и Ольского детского дома, которые подключены к общему колодцу и должны попадать в канализационную сеть, сходящую в промежуточный колодец в районе дома... по ул...., затем до здания КНС-13, далее до КНС-14 и очистных сооружений, не попадают в централизованный коллектор и через колодцы выходят на придомовые территории (том 1 л.д. 8 - 9, 32, 33, том 2 л.д. 15 - 16).
При этом канализационная сеть на участке домов N ..., ..., ..., ..., ..., ... по ул. ..., включая КНС-13, КНС-14 и канализационный коллектор до станции биологической очистки жидких бытовых отходов пос. Ола, по которым до мая 2010 года осуществлялось водоотведение от указанных домов, входит в централизованную канализационную сеть пос. Ола.
Обязанность обеспечить водоотведение путем ремонтных работ канализационной сети от указанных жилых домов следует из положений Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Необеспечение администрацией муниципального образования "поселок Ола" водоотведения от домов N ..., ..., ..., ..., ..., ... по ул. ... в пос. Ола нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
На основании вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств, в том числе обязательства ответчика, предусмотренного пп. 3.3 и 3.4 договора от 01 января 2006 года N 1, не противоречащего ст. 310 ГК РФ, суд правомерно пришел к выводу об обязанности администрации муниципального образования "поселок Ола" произвести ремонтные работы канализационной сети в пос. Ола на участке домов N ..., ..., ..., ..., ..., ... по ул. ..., включая КНС-13, КНС-14 и канализационный коллектор до станции биологической очистки жидких бытовых отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Нормами статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. В частности, в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
По смыслу приведенных норм права целью государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является не только учет недвижимого имущества, но и обеспечение субъектам прав на недвижимое имущество гарантий устойчивости оборота такого имущества со стороны государства.
Пунктом 2.2.1 договора от 01 января 2006 года N ... о безвозмездной передаче муниципального имущества муниципальное образование "поселок Ола" приняло на себя обязанность принять в собственность муниципального образования передаваемое имущество согласно передаточному акту (т. 1 л.д. 16).
Согласно перечня имущества, передаваемого из собственности муниципального образования "Ольский район" в муниципальную собственность "Поселок Ола", являющемуся приложением N ... к передаточному акту от 01.01.2006 г., под номером ... переданы канализационные сети поселка Ола на ... км, инвентарный номер ... и насосные станции (т. 1 л.д. 23).
Пунктом 3.1 того же договора муниципальное образование "Поселок Ола" приняло на себя обязательство по проведению технической инвентаризации и государственной регистрации перехода прав на указанное имущество, а также по несению расходов по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию.
В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, не принимая мер по проведению государственной регистрации спорного недвижимого имущества более 4 лет с момента принятия на себя обязательства об этом, то есть с 01 января 2006 года, администрация муниципального образования "поселок Ола" ограничивает возможность неопределенного круга лиц, проживающих в поселке Ола, использовать гарантии, предоставленные государством, связанные с оборотом недвижимого имущества.
Доказательств наличия каких-либо правовых оснований государственной регистрации права и перехода права на спорное недвижимое имущество иного органа, в том числе муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" "Ольское", в деле не имеется.
Распоряжением главы муниципального образования "поселок Ола" от 23 января 2006 года N ... указанное муниципальное имущество "поселка Ола" закреплено на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" "Ольское" (том 2 л.д. 17 - 28).
Закрепление имущества муниципального образования "поселок Ола", в том числе насосных станций и канализационных сетей, за МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ольское" на основании распоряжения от 23 января 2006 года N 01а на праве хозяйственного ведения основанием для возникновения права собственности на него МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ольское" не является.
Иные доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, также не ставят под сомнение законность решения суда, а сводятся по существу к иной, отличной от данной судом первой инстанции, оценке доказательств по делу, полно и всесторонне исследованных в судебном заседании, оснований для которой не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного по существу решения суда об удовлетворении требования прокурора.
С учетом изложенного постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы кассационной жалобы - необоснованными.
Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
определила:
решение Ольского районного суда Магаданской области от 31 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "поселок Ола" - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.МИРОШНИКОВА
Судьи
С.Н.ЛОБЫКИН
М.Г.КОШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.12.2011 N 33-1362/11 ПО ДЕЛУ N 2-1810/11
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 декабря 2011 г. N 33-1362/11
Судья{ }Губренко{ }Е.С. Дело{ }N{ }2-1810/11{
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего: Мирошниковой С.В.,
судей: Лобыкина С.Н., Кошкиной М.Г.,
при секретаре: М.Н.,
рассмотрела 13 декабря 2011 года в г. Магадане в здании Магаданского областного суда, расположенного по ул. Якутской, д. 49, в зале N 2 в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования "поселок Ола" на решение Ольского районного суда Магаданской области от 31 октября 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Ольского района Магаданской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "поселок Ола" совершить действия по обращению недвижимой вещи - канализационной сети в пос. Ола на участке домов N ..., ..., ..., ..., ..., ... по ул. ..., включая КНС-13, КНС-14 и канализационный коллектор до станции биологической очистки жидких бытовых отходов - в муниципальную собственность путем обращения с заявлением о принятии его на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования "поселок Ола" произвести ремонтные работы канализационной сети в пос. Ола на участке домов N ..., ..., ..., ..., ..., ... по ул. ..., включая КНС-13, КНС-14 и канализационный коллектор до станции биологической очистки жидких бытовых отходов в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кошкиной М.Г., объяснения представителя администрации муниципального образования "Поселок Ола" М.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы заместителя прокурора Ольского района Магаданской области Пруцкова С.А., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
установила:
Прокурор Ольского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском администрации муниципального образования "поселок Ола" об обязании произвести ремонтные работы и обеспечить надлежащее содержание канализационной сети в пос. Ола на участке возле домов N ..., ......, ..., ..., ..., ... по ул. ..., включая КНС-13, КНС-14 и канализационный коллектор до станции биологической очистки жидких бытовых отходов пос. Ола и совершения действий для регистрации права муниципальной собственности на канализационные сети пос. Ола в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Заявление мотивировано тем, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов N ..., ..., ..., ... по ул. ... в пос. Ола, установлено, что администрацией муниципального образования "поселок Ола" нарушаются права неопределенного круга лиц.
Канализационная сеть пос. Ола от домов N ..., ..., ..., ... по ул. ..., МБУЗ "Ольская центральная районная больница", расположенного по ул. ...... и ГОУ "Магаданский областной детский дом", расположенного по ул. ......, включая КНС-13, КНС-14 и канализационный коллектор до станции биологической очистки жидких бытовых отходов находятся в неисправном состоянии и их содержание надлежащим образом не осуществляется.
Указал, что поскольку эксплуатационные службы не определены, а техническое состояние канализационной сети систематически не проверяется, на ней происходят аварии, которые длительное время не устраняются, в результате сточные воды от потребителей поднимаются и разливаются на придомовых территориях, что может привести к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, а также причинить ущерб окружающей природной среде.
В силу статьи 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с п. 3.2.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001 (утв. Приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 года N 168), канализационная сеть должна обеспечивать отвод сточных вод на очистные сооружения.
В нарушение указанных норм закона, а также требований ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации; положений п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307; п. 3.2.1, п. 3.2.6 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168 надлежащая техническая эксплуатация и содержание канализационной сети на указанном участке не производились, что привело коммуникации в неисправное состояние, отвод сточных вод на очистные сооружения не обеспечен.
Подземные канализационные сети по физическим и техническим свойствам подлежат отнесению к объектам недвижимости в силу ст. 130 ГК РФ и должны приниматься на учет органом, регистрирующим права на недвижимость, по заявлению органа местного самоуправления.
Ссылаясь на заключенный 01 января 2006 года между муниципальным образованием "Ольский район" и муниципальным образованием "поселок Ола" договор N ... безвозмездной передачи муниципального имущества, на основании которого муниципальному образованию "поселок Ола" передано муниципальное имущество муниципального образования "Ольский район", в том числе и канализационные сети, указывал, что ответчиком деятельность по эксплуатации и обслуживанию канализационной сети в пос. Ола в настоящее время не урегулирована, лица, ответственные за эксплуатацию и осуществление ремонта данного объекта, не определены. Непринятие муниципальным образованием "поселок Ола" мер, направленных на регистрацию объекта недвижимого имущества (участок канализационной сети п. Ола), является незаконным и противоречит требованиям законодательства.
В ходе рассмотрения дела заместитель прокурора Ольского района Пруцков С.А. уточнил заявленные требования, просил исключить из требований указание на обеспечение надлежащего содержания канализационной сети, так как дальнейшее содержание канализационной сети будет осуществляться обслуживающей организацией.
Ольским районным судом Магаданской области 31 октября 2011 года постановлено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, администрация муниципального образования "поселок Ола" обратилась с кассационной жалобой, в которой ссылается на его незаконность и необоснованность. Просит об отмене судебного решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Полагает, что поскольку схема расположения земельного участка N ... не отражает подключение КНС-13 к самотечному коллектору и КНС-14 до очистных сооружений и проектной документации по этому поводу не имеется, то факт существования канализационной сети в пос. Ола на участке домов N ..., ..., ..., ..., ..., ... по ул. ..., включая КНС-13, КНС-14 и канализационный коллектор до станции биологической очистки жидких бытовых отходов, не доказан. Указывает, что в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих внесение канализационных сетей на ... км и канализационно-насосных станций в реестр муниципальной собственности муниципального образования "поселок Ола".
Ссылается на распоряжение от 23 января 2006 года N ... "О закреплении муниципального имущества муниципального образования "поселок Ола", которым все насосные станции и канализационные сети закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ольское" (право которого также подлежит государственной регистрации), из его ведения не изымались, поэтому полагает неправильным вывод суда о необходимости регистрации права собственности на указанное имущество за муниципальным образованием "поселок Ола".
Спорным объектом пользуется МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ольское", являясь эксплуатирующей организацией, в связи с чем у администрации муниципального образования "поселок Ола" отсутствует обязанность по ремонту и обслуживанию указанного имущества.
Считает, что в соответствии с ч. 7 ст. 114 ГК РФ содержание имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, должно осуществляться за счет собственных средств предприятия.
Обращает внимание, что судом не указан нормативно-правовой акт, который нарушается бездействием администрация муниципального образования "поселок Ола", не обращаясь за государственной регистрацией права собственности или иного права на насосные станции и канализационные сети, и какие права и свободы неопределенного круга лиц нарушаются данным бездействием.
Оспаривает необходимость ремонта на всем участке спорной канализационной сети, до станции биологической очистки, поскольку судом не установлено и не подтверждено материалами дела, какой конкретный участок канализационной сети нуждается в ремонте.
Полагает, что судом расширено толкование положений п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящего к ведению органов местного самоуправления вопросы организации, содержания и развития муниципального водоснабжения и канализации, в связи с чем у администрации муниципального образования "поселок Ола" отсутствуют полномочия по ремонту спорного участка канализационных сетей.
Поскольку положения Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" распространяются на внутридомовые инженерные сети и придомовую территорию, ссылку на них в решении полагает необоснованной.
В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, правильность применения норм материального и процессуального права, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с преамбулой Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" названный Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьей 8 названного Закона закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Как следует из материалов дела, в целях разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями "Ольский район" и "поселок Ола" для решения вопросов местного значения 01 января 2006 года заключен договор N ... о безвозмездной передаче муниципального имущества, в том числе канализационных сетей поселка Ола на ... км, инвентарный номер ..., и насосных станций, инвентарные номера ..., ..., ..., ... (т. 1 л.д. 15 - 19, 23), в собственность муниципального образования "поселок Ола".
Согласно п. п. 3.3 договора муниципальное образование "поселок Ола" приняло на себя обязательство по содержанию указанного имущества, при этом в силу п. п. 3.4 договора до государственной регистрации перехода права собственности ответчика на указанное недвижимое имущество ответчик для исполнения полномочий по предметам ведения муниципального образования "поселок Ола" вправе безвозмездно использовать его и передавать третьим лицам.
Согласно п. п. 4 п. 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения среди прочего и водоотведения; п. 4 части 1 ст. 9 Устава муниципального образования "поселок Ола" к вопросам местного значения данного муниципального образования отнесена организация в границах муниципального образования водоснабжения и водоотведения.
Вышеназванное имущество предназначено для водоотведения в пос. Ола.
Доказательств наличия на территории муниципального образования "поселок Ола" иного имущества, при помощи которого органы местного самоуправления могут решать вопросы местного значения по организации в границах поселения водоотведения, суду не представлено.
Судом первой инстанции установлено и доказано материалами дела, что с мая 2010 года канализационные стоки из домов по ул.... в пос. Ола (д. ..., ..., ..., ...) и Ольского детского дома, которые подключены к общему колодцу и должны попадать в канализационную сеть, сходящую в промежуточный колодец в районе дома... по ул...., затем до здания КНС-13, далее до КНС-14 и очистных сооружений, не попадают в централизованный коллектор и через колодцы выходят на придомовые территории (том 1 л.д. 8 - 9, 32, 33, том 2 л.д. 15 - 16).
При этом канализационная сеть на участке домов N ..., ..., ..., ..., ..., ... по ул. ..., включая КНС-13, КНС-14 и канализационный коллектор до станции биологической очистки жидких бытовых отходов пос. Ола, по которым до мая 2010 года осуществлялось водоотведение от указанных домов, входит в централизованную канализационную сеть пос. Ола.
Обязанность обеспечить водоотведение путем ремонтных работ канализационной сети от указанных жилых домов следует из положений Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Необеспечение администрацией муниципального образования "поселок Ола" водоотведения от домов N ..., ..., ..., ..., ..., ... по ул. ... в пос. Ола нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
На основании вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств, в том числе обязательства ответчика, предусмотренного пп. 3.3 и 3.4 договора от 01 января 2006 года N 1, не противоречащего ст. 310 ГК РФ, суд правомерно пришел к выводу об обязанности администрации муниципального образования "поселок Ола" произвести ремонтные работы канализационной сети в пос. Ола на участке домов N ..., ..., ..., ..., ..., ... по ул. ..., включая КНС-13, КНС-14 и канализационный коллектор до станции биологической очистки жидких бытовых отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Нормами статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. В частности, в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
По смыслу приведенных норм права целью государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является не только учет недвижимого имущества, но и обеспечение субъектам прав на недвижимое имущество гарантий устойчивости оборота такого имущества со стороны государства.
Пунктом 2.2.1 договора от 01 января 2006 года N ... о безвозмездной передаче муниципального имущества муниципальное образование "поселок Ола" приняло на себя обязанность принять в собственность муниципального образования передаваемое имущество согласно передаточному акту (т. 1 л.д. 16).
Согласно перечня имущества, передаваемого из собственности муниципального образования "Ольский район" в муниципальную собственность "Поселок Ола", являющемуся приложением N ... к передаточному акту от 01.01.2006 г., под номером ... переданы канализационные сети поселка Ола на ... км, инвентарный номер ... и насосные станции (т. 1 л.д. 23).
Пунктом 3.1 того же договора муниципальное образование "Поселок Ола" приняло на себя обязательство по проведению технической инвентаризации и государственной регистрации перехода прав на указанное имущество, а также по несению расходов по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию.
В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, не принимая мер по проведению государственной регистрации спорного недвижимого имущества более 4 лет с момента принятия на себя обязательства об этом, то есть с 01 января 2006 года, администрация муниципального образования "поселок Ола" ограничивает возможность неопределенного круга лиц, проживающих в поселке Ола, использовать гарантии, предоставленные государством, связанные с оборотом недвижимого имущества.
Доказательств наличия каких-либо правовых оснований государственной регистрации права и перехода права на спорное недвижимое имущество иного органа, в том числе муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" "Ольское", в деле не имеется.
Распоряжением главы муниципального образования "поселок Ола" от 23 января 2006 года N ... указанное муниципальное имущество "поселка Ола" закреплено на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" "Ольское" (том 2 л.д. 17 - 28).
Закрепление имущества муниципального образования "поселок Ола", в том числе насосных станций и канализационных сетей, за МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ольское" на основании распоряжения от 23 января 2006 года N 01а на праве хозяйственного ведения основанием для возникновения права собственности на него МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ольское" не является.
Иные доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, также не ставят под сомнение законность решения суда, а сводятся по существу к иной, отличной от данной судом первой инстанции, оценке доказательств по делу, полно и всесторонне исследованных в судебном заседании, оснований для которой не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного по существу решения суда об удовлетворении требования прокурора.
С учетом изложенного постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы кассационной жалобы - необоснованными.
Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
определила:
решение Ольского районного суда Магаданской области от 31 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "поселок Ола" - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.МИРОШНИКОВА
Судьи
С.Н.ЛОБЫКИН
М.Г.КОШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)