Судебные решения, арбитраж
Жилой фонд; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Гавричкова М.Т.
Докладчик: Першина И.В.
"11" сентября 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Першиной И.В.,
судей: Овчаренко О.А., Казачкова В.В.,
при секретаре: Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Б.А. на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 17 мая 2012 года по иску Б.В., Б.А. к администрации Беловского городского округа о включении в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья,
установила:
Б.В., Б.А. обратились в суд с иском к администрации Беловского городского округа об обязании включить их в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья.
Иск обоснован тем, что Б.В. на праве собственности принадлежит дом и земельный участок, расположенные по адресу: <...>.
В доме зарегистрирован он и его сын Б.А.
Вышеуказанный дом находится в зоне влияния горных работ шахты "Пионерка". В настоящее время шахта ликвидирована. В связи с закрытием и затоплением шахты дом пришел в негодность, проживать в нем невозможно, что подтверждается заключением N от ДД.ММ.ГГГГ СФ ОАО ВНИМИ.
При обращении в администрацию Беловского городского округа о внесении их в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, им было отказано по причине уже составленных и утвержденных списков.
Б.В., Б.А. исковые требования поддержали.
Представитель администрации Беловского городского округа А. исковые требования не признал.
Решением суда постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать администрацию Беловского городского округа включить Б.В. собственника жилого дома, расположенного по адресу: <...> в список граждан для переселения из ветхого жилья за счет средств федерального бюджета.
В остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе Б.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, не предусмотрена необходимость установления нуждаемости членов семьи собственника недвижимого имущества в переселении и получении социальной выплаты.
Суд необоснованно сделал вывод о наличии у него на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: <...>, поскольку дом им фактически был продан, в нем проживают новые жильцы, в котором они зарегистрированы, также ему были переданы денежные средства за данный дом, оформить переход права собственности на данный дом не предоставляется возможным, поскольку нет необходимых денежных средств.
На апелляционную жалобу представителем администрации Беловского городского округа А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ - на л.д. 109) поданы возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, заслушав представителя администрации Беловского городского округа А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ N), возражавшего против жалобы, просившего решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно пункту 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, межбюджетные трансферты направляются в том числе и на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В силу пункта 8 данных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Из смысла названных Правил следует, что предусмотренные Правилами социальные выплаты адресованы тем лицам, которые не имеют возможности разрешить свои жилищные проблемы без государственной помощи, поскольку фактически лишились жилья в результате деятельности, осуществляемой организациями угольной промышленности, ликвидируемыми в рамках мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. Государство не брало на себя обязательство по осуществлению социальных выплат лицам, у которых имеется какое-либо пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности или ином, предусмотренном законом праве.
Меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, нуждающимся в предоставлении этой помощи, проживающим в домах, непригодных для проживания вследствие ведения работ организациями угольной промышленности на дату формирования списка домов, подлежащих сносу в связи с ликвидацией угольного предприятия.
Из анализа положений, закрепленных в Правилах, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности (т.е. граждане, подлежащие переселению, должны владеть домом на праве собственности либо проживать в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ и подлежащем сносу, на основании договора социального найма на дату принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности), и нуждаемость граждан, проживающим в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Как установил су<...> инстанции и следует из материалов дела, Б.В. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по <...> в <...>. В данном доме кроме собственника Б.В. зарегистрирован его сын Б.А. (л.д. 6,27,28,48,50,99).
Согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ N от ДД.ММ.ГГГГ данный жилой дом находится на угленосной территории в зоне влияния горных работ ликвидированной шахты "Пионерка", которые проводились при отработке пластов 9,10 в период дом рекомендуется к сносу, как ставший непригодный для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты "Пионерка" (л.д. 3-4).
Согласно заключению межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения данного дома не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и признаны непригодными для проживания (л.д. 67).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ Б.А. с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <...> (л.д. 49).
Удовлетворяя иск частично, суд обоснованно пришел к выводу о том, что только Б.В. подлежит включению в Список граждан, подлежащих переселению из жилого дома в <...>, который признан ветхим и непригодным для проживания, в исполнение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков".
Суд обоснованно указал, что поскольку Б.А. имеет в собственности иное жилое помещение, то не нуждается в социальной помощи государства в случае сноса дома по <...>.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что указанными Правилами не предусмотрена необходимость установления нуждаемости членов семьи собственника недвижимого имущества в переселении и получении социальной выплаты, что принадлежащий на праве собственности Б.А. жилой дом, расположенный в <...>, фактически был продан, что в нем проживают и зарегистрированы новые жильцы, что оформить переход права собственности на данный дом не предоставляется возможным, поскольку нет необходимых денежных средств, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Как было указано выше согласно Правилам предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, одним из обязательных условий предоставления социальных выплат является нуждаемость граждан (не только собственников ветхого жилья, но и членов семьи, проживающих вместе с ними) в переселении, то есть не обеспеченные иным жильем (не имеется прав на жилые помещения по договорам социального найма или нахождение жилых помещений на праве собственности).
Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что жилой дом по им был продан, что сделка сторонами исполнена, не имеют правового значения для разрешения вопроса о включении Б.А. в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья.
Разрешая дело, су<...> инстанции в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, дал оценку доказательствам, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ, рассмотрел дело с соблюдением норм процессуального права и принял законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 17 мая 2012 года в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.ПЕРШИНА
Судьи
О.А.ОВЧАРЕНКО
В.В.КАЗАЧКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.09.2012 N 33-8764
Разделы:Жилой фонд; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2012 г. N 33-8764
Судья: Гавричкова М.Т.
Докладчик: Першина И.В.
"11" сентября 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Першиной И.В.,
судей: Овчаренко О.А., Казачкова В.В.,
при секретаре: Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Б.А. на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 17 мая 2012 года по иску Б.В., Б.А. к администрации Беловского городского округа о включении в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья,
установила:
Б.В., Б.А. обратились в суд с иском к администрации Беловского городского округа об обязании включить их в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья.
Иск обоснован тем, что Б.В. на праве собственности принадлежит дом и земельный участок, расположенные по адресу: <...>.
В доме зарегистрирован он и его сын Б.А.
Вышеуказанный дом находится в зоне влияния горных работ шахты "Пионерка". В настоящее время шахта ликвидирована. В связи с закрытием и затоплением шахты дом пришел в негодность, проживать в нем невозможно, что подтверждается заключением N от ДД.ММ.ГГГГ СФ ОАО ВНИМИ.
При обращении в администрацию Беловского городского округа о внесении их в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, им было отказано по причине уже составленных и утвержденных списков.
Б.В., Б.А. исковые требования поддержали.
Представитель администрации Беловского городского округа А. исковые требования не признал.
Решением суда постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать администрацию Беловского городского округа включить Б.В. собственника жилого дома, расположенного по адресу: <...> в список граждан для переселения из ветхого жилья за счет средств федерального бюджета.
В остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе Б.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, не предусмотрена необходимость установления нуждаемости членов семьи собственника недвижимого имущества в переселении и получении социальной выплаты.
Суд необоснованно сделал вывод о наличии у него на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: <...>, поскольку дом им фактически был продан, в нем проживают новые жильцы, в котором они зарегистрированы, также ему были переданы денежные средства за данный дом, оформить переход права собственности на данный дом не предоставляется возможным, поскольку нет необходимых денежных средств.
На апелляционную жалобу представителем администрации Беловского городского округа А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ - на л.д. 109) поданы возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, заслушав представителя администрации Беловского городского округа А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ N), возражавшего против жалобы, просившего решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно пункту 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, межбюджетные трансферты направляются в том числе и на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В силу пункта 8 данных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Из смысла названных Правил следует, что предусмотренные Правилами социальные выплаты адресованы тем лицам, которые не имеют возможности разрешить свои жилищные проблемы без государственной помощи, поскольку фактически лишились жилья в результате деятельности, осуществляемой организациями угольной промышленности, ликвидируемыми в рамках мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. Государство не брало на себя обязательство по осуществлению социальных выплат лицам, у которых имеется какое-либо пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности или ином, предусмотренном законом праве.
Меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, нуждающимся в предоставлении этой помощи, проживающим в домах, непригодных для проживания вследствие ведения работ организациями угольной промышленности на дату формирования списка домов, подлежащих сносу в связи с ликвидацией угольного предприятия.
Из анализа положений, закрепленных в Правилах, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности (т.е. граждане, подлежащие переселению, должны владеть домом на праве собственности либо проживать в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ и подлежащем сносу, на основании договора социального найма на дату принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности), и нуждаемость граждан, проживающим в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Как установил су<...> инстанции и следует из материалов дела, Б.В. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по <...> в <...>. В данном доме кроме собственника Б.В. зарегистрирован его сын Б.А. (л.д. 6,27,28,48,50,99).
Согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ N от ДД.ММ.ГГГГ данный жилой дом находится на угленосной территории в зоне влияния горных работ ликвидированной шахты "Пионерка", которые проводились при отработке пластов 9,10 в период дом рекомендуется к сносу, как ставший непригодный для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты "Пионерка" (л.д. 3-4).
Согласно заключению межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения данного дома не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и признаны непригодными для проживания (л.д. 67).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ Б.А. с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <...> (л.д. 49).
Удовлетворяя иск частично, суд обоснованно пришел к выводу о том, что только Б.В. подлежит включению в Список граждан, подлежащих переселению из жилого дома в <...>, который признан ветхим и непригодным для проживания, в исполнение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков".
Суд обоснованно указал, что поскольку Б.А. имеет в собственности иное жилое помещение, то не нуждается в социальной помощи государства в случае сноса дома по <...>.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что указанными Правилами не предусмотрена необходимость установления нуждаемости членов семьи собственника недвижимого имущества в переселении и получении социальной выплаты, что принадлежащий на праве собственности Б.А. жилой дом, расположенный в <...>, фактически был продан, что в нем проживают и зарегистрированы новые жильцы, что оформить переход права собственности на данный дом не предоставляется возможным, поскольку нет необходимых денежных средств, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Как было указано выше согласно Правилам предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, одним из обязательных условий предоставления социальных выплат является нуждаемость граждан (не только собственников ветхого жилья, но и членов семьи, проживающих вместе с ними) в переселении, то есть не обеспеченные иным жильем (не имеется прав на жилые помещения по договорам социального найма или нахождение жилых помещений на праве собственности).
Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что жилой дом по им был продан, что сделка сторонами исполнена, не имеют правового значения для разрешения вопроса о включении Б.А. в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья.
Разрешая дело, су<...> инстанции в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, дал оценку доказательствам, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ, рассмотрел дело с соблюдением норм процессуального права и принял законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 17 мая 2012 года в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.ПЕРШИНА
Судьи
О.А.ОВЧАРЕНКО
В.В.КАЗАЧКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)