Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Поздняковой Т.В.,
судей Семиколенных Т.В., Сеземова А.А.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Семиколенных Т.В. 20 сентября 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе Переславль-Залесской городской Думы пятого созыва на решение Переславского районного суда Ярославской области от 09 июля 2012 года, которым постановлено:
"Признать недействующим п. 18 ст. 4 главы 2 Правил благоустройства и санитарного содержания города Переславля-Залесского, утвержденных решением Переславль-Залесской городской думы от 29.02.2012 г. N 15 в части возложения на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, владельцев частных домовладений, ЖСК, ТСЖ, управляющих компаний, гаражных кооперативов, других хозяйствующих субъектов обязанности по уборке прилегающих территорий с учетом схематических карт уборки, а при их отсутствии - на удалении 20 метров от границ участков, ограждений, зданий, со дня вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу в газете "Переславская неделя".
По делу установлено:
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим п. 18 ст. 4 главы 2 Правил благоустройства и санитарного содержания города Переславля-Залесского, утвержденных решением Переславль-Залесской городской Думы от 17.06.2003 г. N 46 в редакции решений от 19.08.2004 г. N 57, от 08.06.2006 г. N 50, от 28.09.2006 г. N 77, от 06.06.2008 г. N 59, от 21.10.2010 г. N 115, от 26.05.2011 г. N 70, в части возложения на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, владельцев частных домовладений, ЖСК, ТСЖ, управляющие компании, гаражные кооперативы, других хозяйствующих субъектов дополнительных обязанностей по уборке прилегающих территорий с учетом схематических карт уборки, при их отсутствии - на удалении 20 метров от границ участков, ограждений, зданий.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что данный документ опубликован в газете "Переславская неделя" от 26.03.2012 г., является нормативным правовым актом. Данными правилами на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, владельцев частных домовладений, ЖСК, ТСЖ, управляющие компании, гаражные кооперативы, других хозяйствующих субъектов возложены дополнительные обязанности по уборке прилегающих территорий с учетом схематических карт уборки, при их отсутствии - на удалении 20 метров от границ участков, ограждений, зданий, что законодательством не предусмотрено.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, прекращении производства по делу. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, исследовав письменные материалы дела, заслушав представителя Переславль-Залесской городской Думы Ф., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры Ш., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены постановленного судом решения апелляционная жалоба не содержит.
При вынесении решения суд исходил из того, что возложение обязанностей органов местного самоуправления по уборке территорий (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, на юридических и физических лиц, которые правами пользования, иными вещными правами на данные участки не обладают, иначе, как на договорной основе законодательством не предусмотрено.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается, считает его правильным и обоснованным.
Часть 2 ст. 17 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право органов местного самоуправления поселений и городских округов в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения, включая вопрос организации благоустройства и озеленения территории.
Вопреки требованиям норм федерального законодательства Правила возлагают обязанности по организации или производству работ по уборке прилегающих, т.е. непосредственно примыкающих к границам объектов недвижимости и объектов благоустройства, территорий с учетом схематических карт уборки, а при их отсутствии на расстоянии до 20 м, на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, владельцев частных домовладений, ЖСК, ТСЖ, управляющие компании, гаражные кооперативы, других хозяйствующих субъектов.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемый пункт 18 ст. 4 главы 2 Правил благоустройства и санитарного содержания города Переславля-Залесского принят в соответствии с п. п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 11, 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного самоуправления относятся в том числе; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Приказом РФ от 27.12.2011 г. N 613 утверждены методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований. Указанные методические рекомендации раскрывают понятие "уборка территорий" как вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Согласно гражданскому и земельному законодательству бремя содержания земельных участков, в том числе бремя осуществления санитарной уборки, благоустройства территории земельных участков несут собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, если иное не предусмотрено договором аренды.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" нормативное регулирование обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В рассматриваемой правовой ситуации выполнение обязанности по уборке прилегающих территорий возлагается на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, владельцев частных домовладений, ЖСК, ТСЖ, управляющих компаний, гаражных кооперативов, других хозяйствующих субъектов в силу нормативного принуждения, тогда как законодатель исходит из добровольности участия в выполнении социально значимых работ.
При нормативно-правовом регулировании орган государственной власти субъекта должен учитывать требования действующего федерального законодательства, в том числе гражданского, земельного и жилищного.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что возложение дополнительных, не предусмотренных законом обязанностей на граждан и юридических лиц противоречит требованиям федерального законодательства.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности ссылки суда на ст. 210 ГК РФ, судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права.
Суд первой инстанции правильно указал на противоречие оспариваемого прокурором пункта "Правил благоустройства и санитарного содержания города Переславль-Залесского" положениям ст. 210 ГК РФ в том, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанности по уборке прилегающих к из земельным участкам территорий, может быть осуществлено только на основании федерального закона либо на основании договора.
Судебная коллегия отмечает, что представленные по делу доказательства суд первой инстанции исследовал и оценил в соответствии со статьей 67 ГПК РФ с учетом требований об относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности. Положения статей 55 - 57 ГПК РФ при оценке доказательств судом не нарушены. Оснований для иной оценки доказательств не имеется. Приведенные в апелляционной жалобе доводы таковых оснований не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Переславль-Залесской городской Думы пятого созыва на решение Переславского районного суда Ярославской области от 09 июля 2012 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5001/2012
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 сентября 2012 г. по делу N 33-5001/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Поздняковой Т.В.,
судей Семиколенных Т.В., Сеземова А.А.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Семиколенных Т.В. 20 сентября 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе Переславль-Залесской городской Думы пятого созыва на решение Переславского районного суда Ярославской области от 09 июля 2012 года, которым постановлено:
"Признать недействующим п. 18 ст. 4 главы 2 Правил благоустройства и санитарного содержания города Переславля-Залесского, утвержденных решением Переславль-Залесской городской думы от 29.02.2012 г. N 15 в части возложения на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, владельцев частных домовладений, ЖСК, ТСЖ, управляющих компаний, гаражных кооперативов, других хозяйствующих субъектов обязанности по уборке прилегающих территорий с учетом схематических карт уборки, а при их отсутствии - на удалении 20 метров от границ участков, ограждений, зданий, со дня вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу в газете "Переславская неделя".
По делу установлено:
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим п. 18 ст. 4 главы 2 Правил благоустройства и санитарного содержания города Переславля-Залесского, утвержденных решением Переславль-Залесской городской Думы от 17.06.2003 г. N 46 в редакции решений от 19.08.2004 г. N 57, от 08.06.2006 г. N 50, от 28.09.2006 г. N 77, от 06.06.2008 г. N 59, от 21.10.2010 г. N 115, от 26.05.2011 г. N 70, в части возложения на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, владельцев частных домовладений, ЖСК, ТСЖ, управляющие компании, гаражные кооперативы, других хозяйствующих субъектов дополнительных обязанностей по уборке прилегающих территорий с учетом схематических карт уборки, при их отсутствии - на удалении 20 метров от границ участков, ограждений, зданий.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что данный документ опубликован в газете "Переславская неделя" от 26.03.2012 г., является нормативным правовым актом. Данными правилами на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, владельцев частных домовладений, ЖСК, ТСЖ, управляющие компании, гаражные кооперативы, других хозяйствующих субъектов возложены дополнительные обязанности по уборке прилегающих территорий с учетом схематических карт уборки, при их отсутствии - на удалении 20 метров от границ участков, ограждений, зданий, что законодательством не предусмотрено.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, прекращении производства по делу. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, исследовав письменные материалы дела, заслушав представителя Переславль-Залесской городской Думы Ф., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры Ш., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены постановленного судом решения апелляционная жалоба не содержит.
При вынесении решения суд исходил из того, что возложение обязанностей органов местного самоуправления по уборке территорий (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, на юридических и физических лиц, которые правами пользования, иными вещными правами на данные участки не обладают, иначе, как на договорной основе законодательством не предусмотрено.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается, считает его правильным и обоснованным.
Часть 2 ст. 17 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право органов местного самоуправления поселений и городских округов в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения, включая вопрос организации благоустройства и озеленения территории.
Вопреки требованиям норм федерального законодательства Правила возлагают обязанности по организации или производству работ по уборке прилегающих, т.е. непосредственно примыкающих к границам объектов недвижимости и объектов благоустройства, территорий с учетом схематических карт уборки, а при их отсутствии на расстоянии до 20 м, на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, владельцев частных домовладений, ЖСК, ТСЖ, управляющие компании, гаражные кооперативы, других хозяйствующих субъектов.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемый пункт 18 ст. 4 главы 2 Правил благоустройства и санитарного содержания города Переславля-Залесского принят в соответствии с п. п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 11, 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного самоуправления относятся в том числе; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Приказом РФ от 27.12.2011 г. N 613 утверждены методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований. Указанные методические рекомендации раскрывают понятие "уборка территорий" как вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Согласно гражданскому и земельному законодательству бремя содержания земельных участков, в том числе бремя осуществления санитарной уборки, благоустройства территории земельных участков несут собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, если иное не предусмотрено договором аренды.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" нормативное регулирование обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В рассматриваемой правовой ситуации выполнение обязанности по уборке прилегающих территорий возлагается на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, владельцев частных домовладений, ЖСК, ТСЖ, управляющих компаний, гаражных кооперативов, других хозяйствующих субъектов в силу нормативного принуждения, тогда как законодатель исходит из добровольности участия в выполнении социально значимых работ.
При нормативно-правовом регулировании орган государственной власти субъекта должен учитывать требования действующего федерального законодательства, в том числе гражданского, земельного и жилищного.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что возложение дополнительных, не предусмотренных законом обязанностей на граждан и юридических лиц противоречит требованиям федерального законодательства.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности ссылки суда на ст. 210 ГК РФ, судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права.
Суд первой инстанции правильно указал на противоречие оспариваемого прокурором пункта "Правил благоустройства и санитарного содержания города Переславль-Залесского" положениям ст. 210 ГК РФ в том, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанности по уборке прилегающих к из земельным участкам территорий, может быть осуществлено только на основании федерального закона либо на основании договора.
Судебная коллегия отмечает, что представленные по делу доказательства суд первой инстанции исследовал и оценил в соответствии со статьей 67 ГПК РФ с учетом требований об относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности. Положения статей 55 - 57 ГПК РФ при оценке доказательств судом не нарушены. Оснований для иной оценки доказательств не имеется. Приведенные в апелляционной жалобе доводы таковых оснований не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Переславль-Залесской городской Думы пятого созыва на решение Переславского районного суда Ярославской области от 09 июля 2012 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)