Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ольховская Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей Залевской Е.А., Небера Ю.А.,
при секретаре С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Е.А. к Администрации Чажемтовского сельского поселения Колпашевского района Томской области об обязании включить в список внеочередного предоставления жилого помещения
по апелляционной жалобе истца Е.А. на решение Колпашевского городского суда Томской области от 04 июня 2012 года.
Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., судебная коллегия
установила:
Е.А. (далее - истец, апеллянт) обратилась в суд с иском к Администрации Чажемтовского сельского поселения (далее - ответчик, Администрация), просила суд обязать Администрацию включить ее в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, как /__/ Е.С., в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска в письменных заявлениях, в пояснениях суду первой инстанции в лице представителей Я. и С.Л. указала, что она является /__/ Е.С., умершего 01.02.1985. Брак между ней и Е.С. был зарегистрирован 06.01.1940, после смерти мужа она в повторный брак не вступала.
30.01.1996 Администрацией Колпашевского района ей присвоено звание "/__/", а 10.12.2003 - "/__/", Указами Президиума Верховного Совета СССР, затем Указами Президента Российской Федерации она награждена пятью юбилейными медалями "/__/".
Государственную поддержку в виде обеспечения жильем они с супругом никогда не получали, в настоящее время она проживает в квартире /__/, которая расположена в ветхом доме /__/. Являясь /__/, она не в состоянии проживать в указанном жилом помещении.
30.08.2011 она обратилась в Администрацию Чажемтовского поселения с просьбой о выделении субсидии на приобретение жилья на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 как /__/, так как по состоянию здоровья уже не могла проживать в ветхом неблагоустроенном жилье, нуждалась в улучшении жилищных условий. Выполняя требования о приложении к данному заявлению необходимых документов, она представила в Администрацию Чажемтовского сельского поселения решение Колпашевского городского суда Томской области от 11.04.2011 и выданное на его основании свидетельство о праве собственности на жилое помещение по адресу: /__/ от 06.06.2011.
Ответчик в удовлетворении данного заявления отказал в связи с тем, что она является собственником указанной квартиры и не имеет права на признание нуждающейся в жилом помещении.
На второе ее обращение с аналогичной просьбой от 26.01.2012 ответчик также ответил отказом, мотивируя его тем, что срок действия Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 по обеспечению жильем ветеранов ВОВ и членов семьи умерших истек 01.01.2012, и субсидия на приобретения жилья выделяется только гражданам, вставшим на учет на улучшение жилищных условий до 01.03.2005.
При этом указанное решение принято единолично главой Чажемтовского сельского поселения, без ссылки на заседание жилищной комиссии. К ней домой никто не приходил и комиссионной оценке ее дом на пригодность проживания в нем не подвергался.
Также Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 (в редакции от 09.01.2010) является действующим, законную силу не утратил, срок обеспечения жильем ветеранов ВОВ и иных лиц, обратившихся после 01.03.2005, не ограничен.
Администрация Чажемтовского сельского поселения Колпашевского района Томской области обязана была включить ее в список внеочередного предоставления жилья, а Администрация Колпашевского района Томской области обязана была направить сведения в Администрацию Томской области о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья, как /__/, в связи с тем, что она в силу своего возраста уже не могла проживать в ветхом доме и ремонтировать его. Накопленный износ жилого дома, где расположена квартира, составляет 81,13%.
Кроме того, с 2005 года она является /__/. Ответчик мог признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и с учетом того, что неблагоустроенная квартира, в которой она проживает, не приспособлена для передвижения на коляске и не оборудована спусками, а значит является непригодной для проживания применительно к состоянию ее здоровья.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Администрации Чажемтовского сельского поселения.
Обжалуемым решением в удовлетворении иска Е.А. отказано.
В апелляционной жалобе Е.А. просит решение суда отменить полностью.
В обоснование жалобы указывает, что отказ Главы Чажемтовского сельского поселения Колпашевского района Томской области в постановке на очередь граждан, нуждающихся на предоставление жилья и выделение субсидии на приобретение жилья без передачи вопроса на рассмотрение межведомственной комиссии, без обследования жилого помещения на пригодность проживания в нем незаконен. Данная комиссия находится в подчинении Главы Чажемтовского сельского поселения и не является самостоятельным органом, порядок рассмотрения заявления граждан предусматривает передачу заявлений граждан на рассмотрение комиссии. Доказательств законности таких действий ответчика нет.
Несоблюдение муниципальными служащими Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 N 18, не лишает ее права на своевременную судебную защиту.
Полагает, что суд не дал оценку тому, что ее заявление от 30.08.2011 было написано на бланке установленного образца, в строке "наименование органа местного самоуправления" она под диктовку работника Администрации написала "В Администрацию Чажемтовского поселения", а значит заявление было адресовано верно. Позиция ответчика о том, что отказ поставить ее на очередь граждан, нуждающихся в жилье в связи с тем, что ее заявление должно быть адресовано в жилищную комиссию, не основана на законе.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Чажемтовского сельского поселения просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании статей 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в нем лиц, извещенных о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом.
Обсудив и изучив материалы дела, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены судебного решения.
Из материалов дела следует и не отрицается апеллянтом, что Е.А. проживает в квартире, расположенной по адресу: /__/. Данная квартира принадлежит ей на праве собственности, о чем 06.06.2011 выдано свидетельство о государственной регистрации права (лист дела 34).
Е.А. дважды, 30.08.2011 и 26.01.2012 в лице дочери Ж., обращалась к ответчику с заявлениями о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, включении ее в список на внеочередное предоставление сертификата для приобретения благоустроенного жилья. Данные заявления оставлены без удовлетворения (листы дела 15, 87, 88, 89).
Отказывая в удовлетворении иска об обязании Администрации включить ее в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, как /__/ Е.С., в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции исходил из того, что действующим жилищным законодательством возможность предоставить вне очереди жилые помещения предусмотрена только в отношении граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, Е.А. доказательств своей нуждаемости суду не представила, признание квартиры истицы непригодной для проживания не входит в компетенцию суда.
Судебная коллегия поддерживает данные выводы.
Из материалов дела следует, что, обращаясь в Администрацию с заявлениями от 30.08.2011, 25.01.2012, Е.А. просила орган местного самоуправления поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как /__/, /__/.
Судом первой инстанции правильно установлено, что Е.А. действительно является /__/ Е.С., /__/ (листы дела 8, 13, 24, 16 - 18).
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 21 Закона о ветеранах супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 названного Закона о ветеранах Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пункте 3 статьи 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2).
В части первой статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон об инвалидах) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Системное толкование содержания перечисленных нормативных актов свидетельствует о том, что льготные категории граждан, в том числе и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, члены семей, инвалиды вправе рассчитывать на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем лишь при условии, если они могут быть отнесены к нуждающимся в жилом помещении, по правилам, установленным статьями 49 - 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем согласно пунктам 1, 2, 3 и 4 части 1, части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Статьей 52 указанного Кодекса предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В ходе судебного разбирательства пояснениями сторон, а также письменными обращениями к Администрации установлено, что Е.А. действительно обращалась с заявлениями о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указывая в качестве основания для такой постановки на то, что она является /__/, что к числу оснований нуждаемости, предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, не относится.
Из материалов дела следует, что истец указывает в своих обращениях к Администрации, а также суду на неблагоустроенность дома, где расположена квартира, нахождение дома в ветхом состоянии. Данное обстоятельство Е.А. пыталась подтвердить отчетом N 20120330 об определении износа квартиры по состоянию на 30.03.2012 в 81,13% (листы дела 62 - 75), свидетельскими показаниями Ж., Ж., Х. Сторона истца также ходатайствовала о назначении судебной строительно-технической экспертизы в целях признания жилого помещения, занимаемого Е.А., ветхим и непригодным для проживания в нем /__/, которое суд оставил без удовлетворения.
Данные доводы правильно отклонены судом.
Действительно, в силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Однако частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 7, 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение) признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство, как правильно указал суд первой инстанции, относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу пункта 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Следовательно, граждане вправе оспорить в судебном порядке как действия, так и бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суду представлены доказательства того, что на территории Чажемтовского сельского поселения создана межведомственная комиссия по признанию жилых домов (жилых помещений) в муниципальном образовании Чажемтовское сельское поселение непригодным для проживания, а именно Постановление главы Чажемтовского сельского поселения N 10 от 09.02.2009, утвердившее состав такой комиссии и положение о ней (листы дела 100 - 107, 112).
Поскольку материалами дела подтверждено и не оспаривается апеллянтом, что в указанную комиссию с заявлением о признании занимаемой ею квартиры непригодной для проживания она не обращалась, соответствующее заключение Администрации Чажемтовского сельского поселения не предоставляла, суд правильно указал, что оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации у ответчика не имелось.
Приведенные Е.А. доказательства технического состояния квартиры, а также ее износа в 81,13%, не могут быть приняты судом как доказательство непригодности квартиры истца для проживания, поскольку они с учетом приведенных положений закона недопустимы как средства доказывания данного факта (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы об обязанности ответчика самостоятельно при наличии заявления гражданина о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ставить перед межведомственной комиссией вопрос об обследовании занимаемого им жилого помещения на предмет непригодности для проживания.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 42 Положения, пункта 5 Положения о Комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) в муниципальном образовании Чажемтовское сельское поселение непригодными для проживания, утвержденного постановлением главы Чажемтовского сельского поселения N 10 от 09.02.2009 основанием проведения оценки соответствия помещения для проживания, а также признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является заявление собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Таким образом, правом на обращение в Комиссию наделен только собственник, наниматель помещения или уполномоченный государственный орган.
Собственником квартиры /__/ орган местного самоуправления не является, сведений о том, что квартира /__/, расположенная в этом же доме, является муниципальной собственностью и от ее жильцов в адрес Администрации поступали обращения с указанием на невозможность проживания, суду в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах доказательств того, что Администрация обязана была инициировать обследование квартиры Е.А. в целях признания квартиры пригодной (непригодной) для проживания не имеется.
Доводы Е.А. о том, что в качестве такого обращения гражданина следует рассматривать ее заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поданное в адрес Администрации Чажемтовского сельского поселения, не основаны на законе. Межведомственная комиссия является самостоятельно действующим органом, рассматривает заявления, поданные в ее адрес перечисленными выше лицами. Решение Комиссии является в силу пунктов 48 - 50 Положения основанием для принятия органом местного самоуправления решения по заявлению граждан о постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и прилагается к такому заявлению.
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 N 18, разработаны и приняты в целях реализации положений части 7 статьи 13, частей 2 и 5 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данные нормы устанавливают полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также органов местного самоуправления по установлению размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Указанный нормативный акт носит рекомендательный характер, устанавливает примерный перечень документов, которые гражданин прилагает к заявлению о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Вместе с тем в соответствии с требованиями части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Следовательно, при обращении Е.А. в Администрацию с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по основанию пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, она обязана была в силу указанной нормы приложить к нему и решение межведомственной комиссии Чажемтовского сельского поседения, принятое в порядке пункта 47 Положения, что ею выполнено не было.
Изложенное указывает на то, что доводы апелляционной жалобы необоснованны, направлены на переоценку доказательств по делу, оснований для такой переоценки нет.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено, решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Колпашевского городского суда Томской области от 04 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Е.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2091/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 августа 2012 г. по делу N 33-2091/2012
Судья: Ольховская Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей Залевской Е.А., Небера Ю.А.,
при секретаре С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Е.А. к Администрации Чажемтовского сельского поселения Колпашевского района Томской области об обязании включить в список внеочередного предоставления жилого помещения
по апелляционной жалобе истца Е.А. на решение Колпашевского городского суда Томской области от 04 июня 2012 года.
Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., судебная коллегия
установила:
Е.А. (далее - истец, апеллянт) обратилась в суд с иском к Администрации Чажемтовского сельского поселения (далее - ответчик, Администрация), просила суд обязать Администрацию включить ее в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, как /__/ Е.С., в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска в письменных заявлениях, в пояснениях суду первой инстанции в лице представителей Я. и С.Л. указала, что она является /__/ Е.С., умершего 01.02.1985. Брак между ней и Е.С. был зарегистрирован 06.01.1940, после смерти мужа она в повторный брак не вступала.
30.01.1996 Администрацией Колпашевского района ей присвоено звание "/__/", а 10.12.2003 - "/__/", Указами Президиума Верховного Совета СССР, затем Указами Президента Российской Федерации она награждена пятью юбилейными медалями "/__/".
Государственную поддержку в виде обеспечения жильем они с супругом никогда не получали, в настоящее время она проживает в квартире /__/, которая расположена в ветхом доме /__/. Являясь /__/, она не в состоянии проживать в указанном жилом помещении.
30.08.2011 она обратилась в Администрацию Чажемтовского поселения с просьбой о выделении субсидии на приобретение жилья на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 как /__/, так как по состоянию здоровья уже не могла проживать в ветхом неблагоустроенном жилье, нуждалась в улучшении жилищных условий. Выполняя требования о приложении к данному заявлению необходимых документов, она представила в Администрацию Чажемтовского сельского поселения решение Колпашевского городского суда Томской области от 11.04.2011 и выданное на его основании свидетельство о праве собственности на жилое помещение по адресу: /__/ от 06.06.2011.
Ответчик в удовлетворении данного заявления отказал в связи с тем, что она является собственником указанной квартиры и не имеет права на признание нуждающейся в жилом помещении.
На второе ее обращение с аналогичной просьбой от 26.01.2012 ответчик также ответил отказом, мотивируя его тем, что срок действия Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 по обеспечению жильем ветеранов ВОВ и членов семьи умерших истек 01.01.2012, и субсидия на приобретения жилья выделяется только гражданам, вставшим на учет на улучшение жилищных условий до 01.03.2005.
При этом указанное решение принято единолично главой Чажемтовского сельского поселения, без ссылки на заседание жилищной комиссии. К ней домой никто не приходил и комиссионной оценке ее дом на пригодность проживания в нем не подвергался.
Также Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 (в редакции от 09.01.2010) является действующим, законную силу не утратил, срок обеспечения жильем ветеранов ВОВ и иных лиц, обратившихся после 01.03.2005, не ограничен.
Администрация Чажемтовского сельского поселения Колпашевского района Томской области обязана была включить ее в список внеочередного предоставления жилья, а Администрация Колпашевского района Томской области обязана была направить сведения в Администрацию Томской области о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья, как /__/, в связи с тем, что она в силу своего возраста уже не могла проживать в ветхом доме и ремонтировать его. Накопленный износ жилого дома, где расположена квартира, составляет 81,13%.
Кроме того, с 2005 года она является /__/. Ответчик мог признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и с учетом того, что неблагоустроенная квартира, в которой она проживает, не приспособлена для передвижения на коляске и не оборудована спусками, а значит является непригодной для проживания применительно к состоянию ее здоровья.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Администрации Чажемтовского сельского поселения.
Обжалуемым решением в удовлетворении иска Е.А. отказано.
В апелляционной жалобе Е.А. просит решение суда отменить полностью.
В обоснование жалобы указывает, что отказ Главы Чажемтовского сельского поселения Колпашевского района Томской области в постановке на очередь граждан, нуждающихся на предоставление жилья и выделение субсидии на приобретение жилья без передачи вопроса на рассмотрение межведомственной комиссии, без обследования жилого помещения на пригодность проживания в нем незаконен. Данная комиссия находится в подчинении Главы Чажемтовского сельского поселения и не является самостоятельным органом, порядок рассмотрения заявления граждан предусматривает передачу заявлений граждан на рассмотрение комиссии. Доказательств законности таких действий ответчика нет.
Несоблюдение муниципальными служащими Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 N 18, не лишает ее права на своевременную судебную защиту.
Полагает, что суд не дал оценку тому, что ее заявление от 30.08.2011 было написано на бланке установленного образца, в строке "наименование органа местного самоуправления" она под диктовку работника Администрации написала "В Администрацию Чажемтовского поселения", а значит заявление было адресовано верно. Позиция ответчика о том, что отказ поставить ее на очередь граждан, нуждающихся в жилье в связи с тем, что ее заявление должно быть адресовано в жилищную комиссию, не основана на законе.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Чажемтовского сельского поселения просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании статей 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в нем лиц, извещенных о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом.
Обсудив и изучив материалы дела, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены судебного решения.
Из материалов дела следует и не отрицается апеллянтом, что Е.А. проживает в квартире, расположенной по адресу: /__/. Данная квартира принадлежит ей на праве собственности, о чем 06.06.2011 выдано свидетельство о государственной регистрации права (лист дела 34).
Е.А. дважды, 30.08.2011 и 26.01.2012 в лице дочери Ж., обращалась к ответчику с заявлениями о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, включении ее в список на внеочередное предоставление сертификата для приобретения благоустроенного жилья. Данные заявления оставлены без удовлетворения (листы дела 15, 87, 88, 89).
Отказывая в удовлетворении иска об обязании Администрации включить ее в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, как /__/ Е.С., в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции исходил из того, что действующим жилищным законодательством возможность предоставить вне очереди жилые помещения предусмотрена только в отношении граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, Е.А. доказательств своей нуждаемости суду не представила, признание квартиры истицы непригодной для проживания не входит в компетенцию суда.
Судебная коллегия поддерживает данные выводы.
Из материалов дела следует, что, обращаясь в Администрацию с заявлениями от 30.08.2011, 25.01.2012, Е.А. просила орган местного самоуправления поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как /__/, /__/.
Судом первой инстанции правильно установлено, что Е.А. действительно является /__/ Е.С., /__/ (листы дела 8, 13, 24, 16 - 18).
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 21 Закона о ветеранах супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 названного Закона о ветеранах Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пункте 3 статьи 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2).
В части первой статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон об инвалидах) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Системное толкование содержания перечисленных нормативных актов свидетельствует о том, что льготные категории граждан, в том числе и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, члены семей, инвалиды вправе рассчитывать на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем лишь при условии, если они могут быть отнесены к нуждающимся в жилом помещении, по правилам, установленным статьями 49 - 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем согласно пунктам 1, 2, 3 и 4 части 1, части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Статьей 52 указанного Кодекса предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В ходе судебного разбирательства пояснениями сторон, а также письменными обращениями к Администрации установлено, что Е.А. действительно обращалась с заявлениями о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указывая в качестве основания для такой постановки на то, что она является /__/, что к числу оснований нуждаемости, предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, не относится.
Из материалов дела следует, что истец указывает в своих обращениях к Администрации, а также суду на неблагоустроенность дома, где расположена квартира, нахождение дома в ветхом состоянии. Данное обстоятельство Е.А. пыталась подтвердить отчетом N 20120330 об определении износа квартиры по состоянию на 30.03.2012 в 81,13% (листы дела 62 - 75), свидетельскими показаниями Ж., Ж., Х. Сторона истца также ходатайствовала о назначении судебной строительно-технической экспертизы в целях признания жилого помещения, занимаемого Е.А., ветхим и непригодным для проживания в нем /__/, которое суд оставил без удовлетворения.
Данные доводы правильно отклонены судом.
Действительно, в силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Однако частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 7, 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение) признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство, как правильно указал суд первой инстанции, относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу пункта 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Следовательно, граждане вправе оспорить в судебном порядке как действия, так и бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суду представлены доказательства того, что на территории Чажемтовского сельского поселения создана межведомственная комиссия по признанию жилых домов (жилых помещений) в муниципальном образовании Чажемтовское сельское поселение непригодным для проживания, а именно Постановление главы Чажемтовского сельского поселения N 10 от 09.02.2009, утвердившее состав такой комиссии и положение о ней (листы дела 100 - 107, 112).
Поскольку материалами дела подтверждено и не оспаривается апеллянтом, что в указанную комиссию с заявлением о признании занимаемой ею квартиры непригодной для проживания она не обращалась, соответствующее заключение Администрации Чажемтовского сельского поселения не предоставляла, суд правильно указал, что оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации у ответчика не имелось.
Приведенные Е.А. доказательства технического состояния квартиры, а также ее износа в 81,13%, не могут быть приняты судом как доказательство непригодности квартиры истца для проживания, поскольку они с учетом приведенных положений закона недопустимы как средства доказывания данного факта (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы об обязанности ответчика самостоятельно при наличии заявления гражданина о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ставить перед межведомственной комиссией вопрос об обследовании занимаемого им жилого помещения на предмет непригодности для проживания.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 42 Положения, пункта 5 Положения о Комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) в муниципальном образовании Чажемтовское сельское поселение непригодными для проживания, утвержденного постановлением главы Чажемтовского сельского поселения N 10 от 09.02.2009 основанием проведения оценки соответствия помещения для проживания, а также признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является заявление собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Таким образом, правом на обращение в Комиссию наделен только собственник, наниматель помещения или уполномоченный государственный орган.
Собственником квартиры /__/ орган местного самоуправления не является, сведений о том, что квартира /__/, расположенная в этом же доме, является муниципальной собственностью и от ее жильцов в адрес Администрации поступали обращения с указанием на невозможность проживания, суду в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах доказательств того, что Администрация обязана была инициировать обследование квартиры Е.А. в целях признания квартиры пригодной (непригодной) для проживания не имеется.
Доводы Е.А. о том, что в качестве такого обращения гражданина следует рассматривать ее заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поданное в адрес Администрации Чажемтовского сельского поселения, не основаны на законе. Межведомственная комиссия является самостоятельно действующим органом, рассматривает заявления, поданные в ее адрес перечисленными выше лицами. Решение Комиссии является в силу пунктов 48 - 50 Положения основанием для принятия органом местного самоуправления решения по заявлению граждан о постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и прилагается к такому заявлению.
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 N 18, разработаны и приняты в целях реализации положений части 7 статьи 13, частей 2 и 5 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данные нормы устанавливают полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также органов местного самоуправления по установлению размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Указанный нормативный акт носит рекомендательный характер, устанавливает примерный перечень документов, которые гражданин прилагает к заявлению о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Вместе с тем в соответствии с требованиями части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Следовательно, при обращении Е.А. в Администрацию с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по основанию пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, она обязана была в силу указанной нормы приложить к нему и решение межведомственной комиссии Чажемтовского сельского поседения, принятое в порядке пункта 47 Положения, что ею выполнено не было.
Изложенное указывает на то, что доводы апелляционной жалобы необоснованны, направлены на переоценку доказательств по делу, оснований для такой переоценки нет.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено, решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Колпашевского городского суда Томской области от 04 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Е.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)