Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Колбаева Ф.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Авериной Е.Г. и Ожеговой И.Б.
при секретаре: Б.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г.
кассационную жалобу ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" на решение Советского районного суда г. Астрахани от 2 ноября 2011 года по гражданскому делу по иску П. к ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" о признании незаконным требования об оплате задолженности,
установила:
П. обратилась в суд указав, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ***. Для расчета за потребляемый газ истица установила счетчик, однако ответчик, ссылаясь на то, что...года срок поверки прибора учета газа закончился, произвел с ... года по ... года перерасчет оплаты за газ по нормативу потребления в сумме ... рублей. Полагая действия ответчика по перерасчету платы за газ по нормативу потребления незаконными, поскольку ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" не извещал ее о необходимости поверки прибора учета, а также об истечении срока его поверки, истица просит признать незаконным требование ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" N от ... года об оплате задолженности за потребленную электроэнергию за период с ... года до ... года в размере ... рублей
В судебном заседании представитель истца П. - Ч. требования поддержала, изложив доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" - К. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ОАО "Астраханьгазсервис" П. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 2 ноября 2011 года иск Павловой Л.В удовлетворен.
В кассационной жалобе ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку обязанность предоставления прибора учета газа в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд от ... года N, признанных Верховным судом РФ, законными, возложена на абонента. Материалами дела подтверждено, что истец не представляла прибор учета на поверку с декабря 2009 года, в связи с чем ей правомерно произведен расчет за потребляемый газ по нормативам установленным Правительством Астраханской области.
Представитель ОАО "Астраханьгазсервис" будучи надлежаще извещенным, на заседание судебной коллегии не явился, ходатайств об отложении
рассмотрения жалобы не представил, при указанных обстоятельствах в соответствии со ст. 354 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя.
Заслушав докладчика, представителей ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" К. и К.Н., поддержавших доводы жалобы, представителя истца Ч., полагавшую решение суда законным, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам установленным в судебном заседании и нарушениями норм материального права.
В соответствии с пунктами 25, 28 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа, при одновременном соблюдении условий: использование прибора учета газа, тип которого внесен в государственный реестр средств измерений; пломба завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку, и пломба поставщика на приборе учета газа не нарушены; срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; прибор учета газа находится в исправном состоянии.
На основании пункта 21 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" абонент обязан: оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме, обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения проверки, обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" определена обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
Из материалов дела следует, что П. является собственником жилого дома, расположенного по адресу:, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N от ... года и является потребителем. Между П. и ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" заключен договор газоснабжения для бытового потребления, по условиям которого П. обязана оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ее ведении энергетических сетей и исправность используемых ею приборов и оборудования, связанных с потреблением газа.
Удовлетворяя исковые требования П. суд первой инстанции исходил из того, что в силу ст. 543 ГК РФ обязанность своевременно поверять прибор учета в специализированных организациях возложена на энергоснабжающую организацию, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин.
Как указал суд, указанная норма закона соответствует положениям п. п. 21, 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, а поскольку в спорном жилом помещении установлен прибор учета газа, суд пришел к убеждению, что определение объема поставляемого газа должно осуществляться по показаниям прибора учета газа.
Данный вывод суд основал на положениях п. 24 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, а также ст. 544 ГК РФ, согласно которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии.
Поскольку правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, закрепляется исчерпывающий перечень оснований для определения объема потребления газа в соответствии с нормативами потребления газа, суд, учитывая что ответчиком не представлено доводов, а также доказательств в подтверждение повреждения целостности пломб на приборе учета газа, установленном в квартире истца, либо наличия оснований предполагать такие повреждения, суд признал действия ответчика по оплате незаконными.
Однако судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда и находит их несостоятельными и противоречащими нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1.7 Правил учета газа от 15 ноября 1996 г. N 1198, ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета.
Обязанность поставщика газа извещать абонентов об истечении срока госповерки счетчика действующим законодательством РФ не предусмотрена.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти и субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством.
Федеральным законом непосредственно установлено, что при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При этом начало расчета объема потребленного газа по нормативам потребления связывается с моментом истечения срока очередной поверки (ст. 191 ГК РФ).
В соответствии с п. 31 Правил N 307 в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб расчеты производятся в соответствии с и. п. 19 (как при отсутствии приборов учета), 21 (как при отсутствии индивидуальных, но наличии коллективных приборов учета) и 22 Правил N 307.
Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий своим Постановлением от 13 июня 2006 г. N 373 определило порядок установления органами государственной власти субъектов РФ нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа. Порядок расчета самих нормативов определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306.
На территории Астраханской области нормативы потребления природного газа населением, при отсутствии приборов учета (счетчиков) газа, установлены Правительством Астраханской области в Постановлении от 28 декабря 2006 г. N 02-П. и обязательны для исполнения всеми поставщиками, газораспределительными организациями и потребителями газа.
Исходя из изложенных норм законодательства судебная коллегия приходит к выводу, что суд необоснованно удовлетворил заявленные требования, поскольку установил, что П. не предоставила своевременно прибор учета на проверку, пользовалась прибором учета газа с истекшим межповерочным интервалом. Истец не исполнила возложенные на нее обязательства и не предоставил своевременно прибор учета газа для проверки, что повлекло начисление ответчиком платы за потребленные коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Истцом не оспаривалось, что согласно паспорту счетчика марки, заводской номер, счетчик ... года выпуска, с учетом того, что межповерочный интервал составляет 8 лет срок проведения очередной проверки закончился ... года.
Доводы представителя истца Ч. об отсутствии доказательств неисправности прибора учета, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку не имеют правового основания.
При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что судом первой инстанции обстоятельства по делу установлены полно и правильно, однако неправильно применен материальный закон, и выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам, судебная коллегия считает возможным вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований П. отказать.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 2 ноября 2011 года - отменить. Вынести по делу новое решение которым в удовлетворении требований П. к ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" о признании незаконным требования об оплате задолженности отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.12.2011 ПО ДЕЛУ N 33-4232/2011
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 декабря 2011 г. по делу N 33-4232/2011
Судья: Колбаева Ф.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Авериной Е.Г. и Ожеговой И.Б.
при секретаре: Б.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г.
кассационную жалобу ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" на решение Советского районного суда г. Астрахани от 2 ноября 2011 года по гражданскому делу по иску П. к ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" о признании незаконным требования об оплате задолженности,
установила:
П. обратилась в суд указав, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ***. Для расчета за потребляемый газ истица установила счетчик, однако ответчик, ссылаясь на то, что...года срок поверки прибора учета газа закончился, произвел с ... года по ... года перерасчет оплаты за газ по нормативу потребления в сумме ... рублей. Полагая действия ответчика по перерасчету платы за газ по нормативу потребления незаконными, поскольку ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" не извещал ее о необходимости поверки прибора учета, а также об истечении срока его поверки, истица просит признать незаконным требование ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" N от ... года об оплате задолженности за потребленную электроэнергию за период с ... года до ... года в размере ... рублей
В судебном заседании представитель истца П. - Ч. требования поддержала, изложив доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" - К. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ОАО "Астраханьгазсервис" П. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 2 ноября 2011 года иск Павловой Л.В удовлетворен.
В кассационной жалобе ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку обязанность предоставления прибора учета газа в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд от ... года N, признанных Верховным судом РФ, законными, возложена на абонента. Материалами дела подтверждено, что истец не представляла прибор учета на поверку с декабря 2009 года, в связи с чем ей правомерно произведен расчет за потребляемый газ по нормативам установленным Правительством Астраханской области.
Представитель ОАО "Астраханьгазсервис" будучи надлежаще извещенным, на заседание судебной коллегии не явился, ходатайств об отложении
рассмотрения жалобы не представил, при указанных обстоятельствах в соответствии со ст. 354 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя.
Заслушав докладчика, представителей ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" К. и К.Н., поддержавших доводы жалобы, представителя истца Ч., полагавшую решение суда законным, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам установленным в судебном заседании и нарушениями норм материального права.
В соответствии с пунктами 25, 28 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа, при одновременном соблюдении условий: использование прибора учета газа, тип которого внесен в государственный реестр средств измерений; пломба завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку, и пломба поставщика на приборе учета газа не нарушены; срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; прибор учета газа находится в исправном состоянии.
На основании пункта 21 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" абонент обязан: оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме, обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения проверки, обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" определена обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
Из материалов дела следует, что П. является собственником жилого дома, расположенного по адресу:, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N от ... года и является потребителем. Между П. и ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" заключен договор газоснабжения для бытового потребления, по условиям которого П. обязана оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ее ведении энергетических сетей и исправность используемых ею приборов и оборудования, связанных с потреблением газа.
Удовлетворяя исковые требования П. суд первой инстанции исходил из того, что в силу ст. 543 ГК РФ обязанность своевременно поверять прибор учета в специализированных организациях возложена на энергоснабжающую организацию, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин.
Как указал суд, указанная норма закона соответствует положениям п. п. 21, 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, а поскольку в спорном жилом помещении установлен прибор учета газа, суд пришел к убеждению, что определение объема поставляемого газа должно осуществляться по показаниям прибора учета газа.
Данный вывод суд основал на положениях п. 24 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, а также ст. 544 ГК РФ, согласно которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии.
Поскольку правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, закрепляется исчерпывающий перечень оснований для определения объема потребления газа в соответствии с нормативами потребления газа, суд, учитывая что ответчиком не представлено доводов, а также доказательств в подтверждение повреждения целостности пломб на приборе учета газа, установленном в квартире истца, либо наличия оснований предполагать такие повреждения, суд признал действия ответчика по оплате незаконными.
Однако судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда и находит их несостоятельными и противоречащими нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1.7 Правил учета газа от 15 ноября 1996 г. N 1198, ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета.
Обязанность поставщика газа извещать абонентов об истечении срока госповерки счетчика действующим законодательством РФ не предусмотрена.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти и субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством.
Федеральным законом непосредственно установлено, что при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При этом начало расчета объема потребленного газа по нормативам потребления связывается с моментом истечения срока очередной поверки (ст. 191 ГК РФ).
В соответствии с п. 31 Правил N 307 в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб расчеты производятся в соответствии с и. п. 19 (как при отсутствии приборов учета), 21 (как при отсутствии индивидуальных, но наличии коллективных приборов учета) и 22 Правил N 307.
Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий своим Постановлением от 13 июня 2006 г. N 373 определило порядок установления органами государственной власти субъектов РФ нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа. Порядок расчета самих нормативов определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306.
На территории Астраханской области нормативы потребления природного газа населением, при отсутствии приборов учета (счетчиков) газа, установлены Правительством Астраханской области в Постановлении от 28 декабря 2006 г. N 02-П. и обязательны для исполнения всеми поставщиками, газораспределительными организациями и потребителями газа.
Исходя из изложенных норм законодательства судебная коллегия приходит к выводу, что суд необоснованно удовлетворил заявленные требования, поскольку установил, что П. не предоставила своевременно прибор учета на проверку, пользовалась прибором учета газа с истекшим межповерочным интервалом. Истец не исполнила возложенные на нее обязательства и не предоставил своевременно прибор учета газа для проверки, что повлекло начисление ответчиком платы за потребленные коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Истцом не оспаривалось, что согласно паспорту счетчика марки, заводской номер, счетчик ... года выпуска, с учетом того, что межповерочный интервал составляет 8 лет срок проведения очередной проверки закончился ... года.
Доводы представителя истца Ч. об отсутствии доказательств неисправности прибора учета, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку не имеют правового основания.
При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что судом первой инстанции обстоятельства по делу установлены полно и правильно, однако неправильно применен материальный закон, и выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам, судебная коллегия считает возможным вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований П. отказать.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 2 ноября 2011 года - отменить. Вынести по делу новое решение которым в удовлетворении требований П. к ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" о признании незаконным требования об оплате задолженности отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)