Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2999

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2012 г. по делу N 33-2999


Судья Старикова И.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Орлова А.М.,
судей Шерстенниковой Е.Н.и Бакиной Е.Н.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 11 сентября 2012 года дело по апелляционной жалобе ООО "ПромЖилСервис" на заочное решение Октябрьского районного суда города Кирова от 25 июня 2012 года, которым с ООО "ПромЖилСервис" в пользу Н. возмещение материального ущерба взыскано 135953,39 руб., судебные издержки в размере 6420 руб.
Заслушав доклад судьи областного суда Шерстенниковой Е.Н., судебная коллегия,

установила:

Н. обратился в суд с иском к ООО "ПромЖилСервис" о возмещении материального ущерба. В обоснование заявленных требований указал, подъехал на принадлежащей ему автомашине марки Мини-Купер к дому по адресу:. Автомобиль, как обычно, поставил на стоянку рядом с домом, где находились и другие автомобили. Предупреждающих табличек о сходе снега на стоянке не было. Возвратившись к машине, в 21 час 15 минут он обнаружил, что в результате схода снега с крыши дома, расположенного по адресу:, вся машина была засыпана снегом со льдом. Открыв машину, убрав снег с крыши автомобиля, он обнаружил различные повреждения автомобиля. Вся передняя часть крыши полностью замята, был разбит стеклянный люк крыши, в результате чего снег попал внутрь салона. Крышка люка полностью сломана, на крыше машины находятся мелкие частицы стекла, оторвано зеркало заднего вида в салоне, оторван солнцезащитный козырек в салоне, повреждено управление люком, которое располагается в салоне машины на крыше машины изнутри салона, на лобовом стекле с правой стороны имеется трещина вверху, от которой отходят множественные мелкие трещины по стеклу, помят левый дворник, оторвано зеркало бокового вида с правой стороны машины. Считает, что обязанность по уборке крыши от снега лежит на обслуживающей дом организации. Обслуживанием дома, расположенного по адресу:, занимается ООО "ПромЖилСервис". Ответственность за материальный ущерб, причиненный его машине из-за падения снега, должна нести служба, которая следит за его безопасной эксплуатацией. Согласно отчету N, составленному ООО "Единая оценочная компания", стоимость материального ущерба, причиненного его автомобилю составила в общей сумме 135953,39 руб.
Просил суд взыскать с ООО "ПромЖилСервис" в его пользу стоимость материального ущерба в размере 135953,39 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3920 руб., расходы по оценке стоимости ущерба в размере 2000 руб., расходы по составлению нотариальной доверенности в размере 500 руб.
Определением суда к участию в деле качестве соответчика привлечено ТСЖ.
Судом постановлено приведенное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе ООО "ПромЖилСервис" ставит вопрос об отмене заочного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что суд ошибочно посчитал, что работы по очистке снега включены в договор на техническое обслуживание дома, в разделе 2 договора указано, что предметом договора не является и выполняется за отдельную плату, в том числе, очистка крыш от снега. Считает не соответствующим фактическим обстоятельствам дела вывод суда о том, что представленные в качестве доказательств акты N. были составлены во исполнение обязательств по договору технического обслуживания дома, поскольку ссылка на данный договор в них отсутствует. Полагает, что суд должен был рассмотреть вопрос о правомерности парковки автомобиля около дома. Считает, что собственниками дома избран способ управления дома товариществом собственников жилья. ООО "ПромЖилСервис" не является в отношении ТСЖ управляющей компанией.
В суде апелляционной инстанции представитель ООО "ПроЖилСервис" У. настаивала на доводах жалобы.
В возражениях на жалобу и в суде апелляционной инстанции представитель истца Г. просил решение оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Во исполнение п. 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ Правительство РФ Постановлением от 13 августа 2006 года N 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые устанавливают требования к содержанию общего имущества (разд. 2). Подпунктом "б" пункта 2 Правил крыши включены в состав общего имущества многоквартирного дома.
- Согласно п. 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом):
- путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации;
- путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из дела видно, что на собрании собственников помещений многоквартирного дома поставлен вопрос о создании товарищества собственников жилья и передаче многоквартирного дома в управление. 1 марта 2010 года созданным товариществом собственников жилья "Молодая Гвардия, 46а" с ООО "ПромЖилСервис" заключен договор технического обслуживания указанного многоквартирного дома.
Согласно данному договору его предметом является выполнение ответчиком, именуемым по договору "Обслуживающей организацией", за плату работ и услуг по эксплуатации и содержанию общего имущества (до внешней границы) и придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу:, крыша дома в рамках договора отнесена к общему имуществу собственников дома.
Ответчик ссылается, что очистка крыши в зимнее время не входит в предмет данного договора и выполняется по отдельному договору и за отдельную плату.
Однако договор на обслуживание общего имущества дома может не содержать весь перечень работ, которые подлежат выполнению обслуживающей организацией в течение срока действия договора.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) должно обеспечивать соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
При этом в соответствии с п. 11 Правил в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, в частности, должны проводиться осмотры общего имущества, которые обеспечивают своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации; текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, в том числе, крыш домов.
Согласно п. 14 Правил результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
Из дела не следует, что собственниками жилых помещений в данном доме принято решение об установлении отдельного размера обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание крыши дома, в том числе, удаление с крыши снега и наледей, а также, что товариществом заключен договор на обслуживание крыши с иным подрядчиком.
Ответчик, принявший на себя обязанность по эксплуатации и содержанию общего имущества дома, в силу заключенного договора и сложившихся с товариществом собственников жилья отношений по очистке крыши от снега (имеются акты выполненных работ по чистке крыши дома от снега от 28.02.2011 г., 24.03.2012 г.) отвечает перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил).
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 1095 ГК РФ также предусмотрено, что вред, причиненный, в частности, имуществу гражданина вследствие недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.
Разрешая спор, суд признал доказанным истцом факт причинения вреда, его размер, наличие причинной связи между бездействием ООО "ПромЖилСервис" и нанесенным ущербом. Данный ответчик, в свою очередь не доказал, что вред истцу причинен не по его вине, в том числе, не доказана неправомерность поведения истца в рассматриваемой ситуации, которая могла бы являться основанием для уменьшения размера возмещения. Повреждение транспортного средства явилось следствием схода снега с крыши, который должен был быть предотвращен надлежащим обслуживанием общего имущества дома.
Кроме того, вопросы технического обслуживания жилищного фонда, как элемент содержания общего имущества собственников дома, регулируются Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170.
Согласно данным Правилам техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания жилищного фонда (содержания и текущего ремонта), включая диспетчерское и аварийное, обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
В соответствии с п. п. 8 п. Д Приложения N 4к Правилам удаление с крыш снега и наледей включено в перечень работ по содержанию дома, которые выполняются организацией по обслуживанию жилищного фонда.
При этом в силу п. 3.6.14 Правил накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю.
Согласно п. 4.6.1.23 Правил удаление наледей и сосулек с кровли производится по мере необходимости, крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине).
Необходимость выполнения указанных мероприятий определяется обслуживающий организацией, и для выполнения этих работ не требуется проведения собрания собственников дома. Как и сложилось между сторонами, оплата данных работ осуществляется собственниками дома согласно квитанциям. Между тем, указанное сделано не было, в результате чего истцу причинен вред.
При таких обстоятельствах оснований не согласиться с выводами районного суда судебная коллегия не усматривает. Находит вынесенное решение соответствующим нормам материального закона и обоснованным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы его отмену не влекут. Они не содержат обстоятельств, которые не были предметом разбирательства в суде первой инстанции, а фактически направлены на переоценку вывода районного суда о возложении ответственности за возмещение вреда на ООО "ПромЖилСервис", однако оснований для этого не имеется.
Заочное решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 25 июня 2012 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "ПромЖилСервис" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Заочное решение Октябрьского районного суда города Кирова от 25 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)