Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 28.03.2012 ПО ДЕЛУ N 33-9476

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 марта 2012 г. по делу N 33-9476


Судья Федюнина С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ермиловой В.В.
и судей Расторгуевой Н.С., Горбуновой В.А.
с участием прокурора Киприянова А.В.
при секретаре С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ермиловой В.В.
дело по кассационной жалобе Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы
на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 16 декабря 2011 г., которым постановлено иск Б.С., действующей в интересах несовершеннолетних детей Б.Е.К. и Б.Д., удовлетворить; признать право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: г. ***, за Б.Е.К. и Б.Д., по 1/2 доле в праве собственности за каждой; в удовлетворении иска ДЖП и ЖФ г. Москвы к Б.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Б.Е.К. и Б.Д., Б.К., Департаменту жилищного обеспечения МО РФ о признании недействительными распоряжения начальника ГлавКЭУ МО РФ, выписки из распоряжения, договора социального найма жилого помещения, признании не приобретшими право пользования жилым помещением, признании незаконной регистрации, выселении без предоставления другого жилого помещения отказать; настоящее решение является основанием для регистрации права собственности в Управлении Росреестра по г. Москве,

установила:

Б.С., действующая в свои в интересах несовершеннолетних детей Б.Е.К., Б.Д., обратилась в суд с иском о признании за Б.Е.К. и Б.Д. право собственности по 1/2 доле в праве в порядке приватизации на отдельную трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: г. ***
В обоснование заявленных требований истец указала на то, что ей и ее семье по договору социального найма жилого помещения N *** от *** г. Замоскворецкой КЭЧ МВО МО РФ было предоставлено жилое помещение - трехкомнатная квартира общей площадью *** кв. м, жилой площадью *** кв. м, расположенная по адресу: г. ***, после обращения с заявлением в Замоскворецкую КЭЧ МВО МО РФ с просьбой о передаче занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации стало известно, что в настоящее время оформление договора передачи в собственность вышеуказанного жилого помещения не представляется возможным в связи с отсутствием регистрации права оперативного управления. В настоящее время в спорной квартире зарегистрированы 4 человека - она, Б.К. и их дочери Б.Д., *** года рождения, и Б.Е.К., *** года рождения, она (Б.С.) и Б.К. от участия в приватизации вышеуказанной квартиры отказались в пользу дочерей. Истцы ранее не использовали право на приватизацию, Б.Д. и Б.Е.К. с рождения были зарегистрированы в п. ***, а с августа *** г. зарегистрированы по адресу спорной квартиры.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обратился со встречным иском к Б.С., Б.Е.К., Б.Д., Б.К., Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, о признании недействительными распоряжения начальника ГлавКЭУ МО РФ от *** г. N ***, выписки из вышеуказанного распоряжения N ***, договора социального найма жилого помещения от *** г. за N ***, заключенного между Замоскворецкой КЭЧ МВО МО РФ и Б.С. на жилое помещение по адресу: ***, признании Б.С., Б.Д., Б.Е.К. и Б.К. не приобретшими права пользования спорным жилым помещением, признании их регистрацию по месту жительства по указанному адресу незаконной, выселении Б.С., Б.Д., Б.Е.К. и Б.К. из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование заявленных требований Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы пояснил, что в жилом помещении по адресу: г. ***, по договору социального найма проживают Б.С., Б.К., Б.Е.К. и Б.Д., которым вышеуказанное жилое помещение было предоставлено на семью из 4 человек на основании распоряжения начальника Глав КЭУ МО РФ от *** г. N ***, в соответствии с выпиской из распоряжения N *** с Б.С. был заключен договор социального найма спорного жилого помещения N *** от *** г., в соответствии с распоряжением ФАУГИ от *** г. N *** "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением "Замоскворецкая КЭЧ МВО" в собственность г. Москвы" оно является основанием возникновения права собственности г. Москвы на передаваемое имущество (п. 7), датой, являющейся основанием для возникновения права собственности на спорное жилое помещение, является дата принятия и оформления распоряжения ФАУГИ, а именно - 15.11.2007 г., акт приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, был подписан 17.07.2009 г., и с этого момента г. Москва является собственником переданного ему имущества, в том числе и спорной квартиры, спорное жилое помещение было внесено в Реестр объектов собственности г. Москвы в жилищной сфере.
Б.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Б.Е.К., Б.Д., в судебное заседание не явилась.
Представитель Б.С. - Б.Е.В., в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, встречные исковые требования не признала.
Б.К. в судебное заседание не явился.
Представитель Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился.
Представитель Минобороны РФ в судебное заседание не явился.
Представитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в судебное заседание не явился.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Москве, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве, УФМС России по г. Москве, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе, поданной 22 декабря 2011 г. и дополненной 10 февраля 2012 г., Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы просит отменить решение суда с направлением дела на новое рассмотрение.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы - Ф. (доверенность от ***), представителя Б.С. - Б.Е.В. (доверенность от *** по реестру нотариуса), заключение прокурора, полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого решения.
При разрешении спора суд руководствовался ст. ст. 209, 216, 217 ГК РФ, Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Судом установлено, что спорное жилое помещение представляет собой отдельную трехкомнатную квартиру общей площадью ***кв. м, жилой площадью ***кв. м, расположенную по адресу: г. ***.
Согласно выписке из домовой книги от 15.12.2011 г. в спорном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства: Б.С., Б.Д., Б.Е.К.
Спорное жилое помещение было предоставлено Б.С. на семью из 4 человек (она, Б.К. - муж, Б.Д. - дочь и Б.Е.К. - дочь) на основании выписки N *** из распоряжения начальника ГлавКЭУ МО РФ от *** г. N ***.
18.06.2009 г. Замоскворецкой КЭЧ МВО РФ (наймодатель) и Б.С. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения N ***, согласно которому наймодатель предоставляет нанимателю в бессрочное пользование трехкомнатную квартиру, относящуюся к государственной собственности и находящуюся в ведении МО РФ, расположенную по адресу: г. ***; в качестве членов семьи указаны муж Б.К., дочь Б.Д. и дочь Б.Е.К.
Из письма N *** от *** г. Замоскворецкой КЭЧ МО РФ следует, что заявление Б.С., Б.Е.К. и Б.Д. от 21.09.2010 г. о возможности приватизации спорного жилого помещения рассмотрено, однако у Замоскворецкой КЭЧ МВО МО РФ отсутствуют права на недвижимое имущество, как на спорное жилое помещение, так и на объект недвижимости - жилой дом по адресу ***, в целом, исходя из чего Б.С., Б.Е.К. и Б.Д. отказано в передаче прав собственности на спорную квартиру.
Из письма Министерства обороны РФ от 15.09.2011 г. следует, что в соответствии с положением о Департаменте жилищного обеспечения МО РФ решение вопросов организации обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей, подготовки правовых актов по вопросам жилищного обеспечения возложено на последний, на основании п. 4 Приказа Министра обороны РФ от 17.12.2010 г. N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ" федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "Замоскворецкая квартирно-эксплуатационная часть района" МО РФ реорганизовано путем присоединения к федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ и прекратило свою деятельность с 05.09.2011 г.
Из распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом N 1832 от 15.11.2007 г. "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением "Замоскворецкая КЭЧ МВО" в собственность г. Москвы" следует, что право оперативного управления государственного учреждения "Замоскворецкая КЭЧ МВО" на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложении к распоряжению, прекращено (п. 1 распоряжения); указанное в приложении к настоящему распоряжению имущество передано в государственную собственность г. Москвы (п. 2 распоряжения); настоящее распоряжение является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество, право собственности г. Москвы возникает с момента утверждения акта приема-передачи (п. 7 распоряжения).
Приложение к вышеуказанному распоряжению содержит перечень имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением "Замоскворецкая КЭЧ МВО", передаваемого в собственность г. Москвы, в частности в него входит жилой дом (за исключением площадей помещений и другого имущества дома, принадлежащих иным лицам на праве собственности, за исключением служебных жилых помещений и встроено-пристроенных помещений) по адресу: г. ***.
Согласно акту приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и составляющего имущество Российской Федерации, в собственность субъекта Российской Федерации, муниципального образования от 17.06.2009 г. государственное учреждение "Замоскворецкая КЭЧ МВО" передает, а правительство Москвы принимает имущество, находящееся в федеральной собственности, в государственную собственность г. Москвы, в частности жилой дом по адресу: г. *** (за исключением служебных, приватизированных квартир и встроено-пристроенных помещений).
Из распоряжения Префекта ЮВАО г. Москвы N *** от *** г. "О приеме ведомственного жилищного фонда МО РФ в собственность г. Москвы" следует, что Замоскворецкая КЭЧ МВО передает в собственность г. Москвы многоквартирные жилые дома, находящиеся на балансе Замоскворецкой КЭЧ МВО, в частности дом по адресу: г. ***, за исключением жилых помещений, находящихся в собственности третьих лиц и служебных квартир N N ***, остающихся на балансе Министерства обороны РФ.
Б.Е.К. и Б.Д. ранее не участвовали в приватизации.
Б.С. и Б.К. отказались от участия в приватизации спорной квартиры, дали согласие на приватизацию спорной квартиры Б.Е.К. и Б.Д., вышеуказанные документы нотариально заверены.
Спорная квартира не отнесена законом к объектам, не подлежащим приватизации.
Исследовав обстоятельства дела, дав оценку представленным доказательствам, объяснениям сторон, суд пришел к выводу об удовлетворении требований Б.С. и об отказе в удовлетворении встречных исковых требований.
При удовлетворении требований Б.С. суд исходил из того, что в соответствии с положением о Департаменте жилищного обеспечения МО РФ на него возложены функции по оформлению жилых помещений в собственность в порядке приватизации. Предоставленное истцу жилое помещение относится к жилищному фонду, подлежащему приватизации.
При отказе в удовлетворении требований Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, суд исходил из того, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы собственником спорного жилого помещения не является, в настоящее время спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за государственным учреждением "Центральное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, в силу закона только собственнику имущества или уполномоченному им лицу принадлежат вещные права на имущество, и права по их защите, как установлено в ходе судебного заседания ранее спорное жилое помещение было закреплено на праве оперативного управления за Замоскворецкой КЭЧ МВО МО РФ, спорная квартира была предоставлена Б.С. на семью из четырех человек на основании выписки из распоряжения начальника ГлавКЭУ МО РФ от 20.05.2009 г., 18.06.2009 г. Замоскворецкой КЭЧ МВО МО РФ с Б.С. был заключен договор социального найма спорной квартиры, в качестве членов семьи указаны муж Б.К. и дочери Б.Д. и Б.Е.К.
Суд отклонил доводы Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о том, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы является собственником спорной квартиры, поскольку спорное жилое помещение в собственность г. Москвы не передавалось, находится в федеральной собственности, закреплено на праве оперативного управления за государственным учреждением "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Доводы кассационной жалобы Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не могут быть приняты во внимание, поскольку спорное жилое помещение в собственность г. Москвы не передавалось, находится в федеральной собственности. Так как данное обстоятельство Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в кассационной жалобе не оспаривается, обжалуемым решением права и законные интересы Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, который не является собственником спорного жилого помещения, не затрагиваются.
Не находя оснований к отмене или изменению решения суда по доводам кассационной жалобы, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, действовавшими до 1 января 2012 г., судебная коллегия,

определила:

решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 16 декабря 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)