Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Лаврентьева А.А.,
судей: Пуминовой Т.Н., Жегуновой Е.Е.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации г. Тюмени на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 05 июня 2012 года, которым постановлено:
"Иск К.С., Л., К.В. удовлетворить.
Признать отказ Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени в перечислении социальной выплаты не соответствующим действующему законодательству.
Обязать Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени предоставить свидетельство о праве на получение социальной выплаты молодой семье в составе: К.С., Л., К.В. для оплаты приобретенного жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителя ответчика О., действующего на основании доверенности от 15 ноября 2011 года, представителя истцов М.А., действующего на основании доверенности от 29 декабря 2011 года, судебная коллегия,
установила:
К.С., Л., К.В. обратились в суд с иском к Администрации г. Тюмени, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени о признании отказа Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени в перечислении социальной выплаты не соответствующим действующему законодательству, возложении обязанности на Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени предоставить свидетельство о праве на получение социальной выплаты молодой семье в составе К.С., Л., К.В., для оплаты приобретенного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что истцы проживают по адресу:, указанный дом является непригодным для проживания. На обращение в Администрацию г. Тюмени с заявлением о получении социальной выплаты для погашения задолженности по договору ипотечного кредитования, заключенного для приобретения квартиры по адресу:, Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени 19 декабря 2011 года в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения отказал. Отказ мотивирован тем, что на молодую семью приходится более нормы общей площади жилого помещения, не представлен документ, подтверждающий проживание в помещении, признанным непригодным для проживания, в связи с чем семья не является нуждающейся в жилом помещении. Данный отказ истцы считают незаконным, поскольку согласно акту обследования жилищных условий от 26 сентября 1990 года установлен общий физический износ дома 74% распоряжением Администрации г. Тюмени от жилой дом признан ветхим, следовательно, по мнению истцов, жилой дом является аварийным и непригодным для проживания. Также ссылаются на то, что жилой дом подлежит сносу в связи со строительством нового, земельный участок под домом передан в аренду ООО СФ ".
Истцы К.С., Л., К.В. в суд не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены.
Представители истцов К.М. и М.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчиков М.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что у истцов нет права на получение социальной выплаты, поскольку они обеспечены жилым помещением, которое не признано аварийным и подлежащим сносу.
Представитель третьего лица Правительства Тюменской области С. в судебном заседании полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку на данную семью приходится более нормы общей площади жилого помещения, оснований для признания истцов нуждающимися не имеется.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Администрация г. Тюмени.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на что, что на молодую семью К.С. приходится 60,45 кв. м общей площади жилого помещения по адресу:, что превышает учетную норму, жилой дом признан ветхим согласно распоряжению Администрации г. Тюмени от с целью уточнения применения льготной оплаты за содержание и текущий ремонт жилья и за капитальный ремонт, в установленном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 порядке жилой дом непригодным для проживания и подлежащим сносу не признан. Указывает, что порядок участия молодых семей в подпрограмме 2011-2015 годов определен Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 и постановление Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года N 78-п, согласно которым одним из оснований участия в подпрограмме является признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении исходя из обеспеченности жилой площадью на одного человека менее учетной нормы, то есть менее 15 кв. м, в случае отсутствия оснований для участия в подпрограмме орган местного самоуправления отказывает молодой семье в перечислении социальной выплаты. Полагает, что суд неправильно применил ст. 51 Жилищного кодекса РФ, п. п. 1.4, 1.5.3, 2.3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от. Указывает, что судом не принято во внимание, что квартира непригодной для проживания не признана, заключение от вынесено в отношении квартир и по вопросу содержания общего имущества в доме, оно выдано для межведомственной комиссии не заменяет ее заключения. Также считает, что суд не учел ответ на данное заключение Государственной жилищной инспекции Тюменской области от о нецелесообразности рассмотрения вопроса о признании жилого дома, в котором проживают истцы, аварийным и подлежащим сносу, а также тот факт, что жилой дом включен в адресный перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту. В связи с чем ответчик не согласен с выводом суда о том, что квартира являются ветхими на момент возникновения спорных правоотношений.
На апелляционную жалобу ответчика от истцов поступили возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, как это предусмотрено ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В разделе II подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, в числе задач подпрограммы названо обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья. Одним из принципов реализации подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.
Как следует из материалов дела, семья истцов состоит из трех человек: К.С., жена Л., дочь К.B., 25 марта 2009 года рождения.
17 октября 2011 года К.С. обратился в Администрацию г. Тюмени с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, в целях погашения средствами социальной выплаты в 2011 году ипотечного жилищного кредита, предоставленного для приобретения квартиры, расположенной по адресу (л.д. 122).
19 декабря 2011 года Департаментом имущественных отношений Администрации г. Тюмени в адрес К.С. направлено сообщение об отказе в выдаче свидетельства о социальной выплате на основании Приказа от. В качестве основания для отказа указано наличие в собственности К.С. на праве общей долевой собственности жилого помещения (доля в праве ?), расположенного по адресу общей площадью 80,6 кв. м. ? доля в праве общей долевой собственности на вышеуказанное жилое помещение принадлежит Ш., который членом семьи истцов не является (л.д. 33). В связи с этим, в пользование истцов находится 60,15 кв. м общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму, составляющую 15 кв. метров на каждого члена семьи.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства превышения учетной нормы, исчисленной от общей площади квартиры, не являются юридически значимыми, поскольку жилой дом является непригодным для проживания.
Судебная коллегия находит данный вывод суда ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
Согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением к указанной подпрограмме, участником подпрограммы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил.
В силу п. 7 Правил в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из приведенной нормы следует, что участником программы может быть молодая семья, которая не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, при этом, правовое значение имеет нуждаемость семьи в жилом помещении по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, а также п. 1.5.3 Положения "О порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома", утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 г. N 78-п, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, для участия в подпрограмме молодая семья наряду с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и иными документами, подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования предусмотрено, что основанием для отказа в признании молодой семьи участником подпрограммы является в том числе несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Согласно ч. 4 - 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно Решению Тюменской городской Думы от 30.06.2005 N 225 (ред. от 23.06.2011) учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Поскольку К.С. имеет в собственности жилое помещение, общей площадью превышающей учетную норму площади жилого помещения на одного человека, составляющую 15 кв. м, семья истцов не является нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления социальной выплаты.
Удовлетворяя исковые требования суд исходил из того, что дом по адресу хотя и не признан в установленном порядке непригодным для проживания, однако техническое состояние и содержание жилых помещений и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по своим характеристикам не соответствует "Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, кроме того, дом имеет общий физический износ 74%. При этом, суд первой инстанции сослался на заключение комиссии от 26 сентября 1990 года и заключение Государственной жилищной инспекции Тюменской области от.
Данный вывод суда нельзя признать законным, поскольку он не соответствует нормам действующего законодательства.
В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 N 78-п (ред. от 16.04.2012) "Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома", для признания нуждающимися в жилых помещениях по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1.5.3 настоящего Положения, необходимо представить документ, подтверждающий проживание в помещении, не отвечающем установленным требованиям (акт уполномоченного органа о признании жилого помещения непригодным для проживания).
Признание жилого помещения непригодным для проживания относится к компетенции межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Администрации города Тюмени в соответствии с распоряжением Администрации города Тюмени от 14.04.2006 N 740-рк "Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" и вышеуказанным распоряжением Администрации города Тюмени от 14.04.2006 N 740-рк.
Вместе с тем, при обращении в администрацию г. Тюмени с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, доказательств того, что жилое помещение, принадлежащее на праве собственности истцу К.С. не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, суду представлено не было.
Выводы суда первой инстанции о том, что распоряжение Администрации г. Тюмени от о признании дома ветхим, заменяет собой заключение межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу, основаны на неверном толковании норм материального права.
Правоотношения сторон в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы возникли в период действия Жилищного кодекса РФ, которым определен порядок для признания жилых помещений непригодными для проживания.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 8 ЖК РСФСР проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания, производилось в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 сентября 1983 г. N 427 определение такого порядка было поручено Министерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, утвердившему приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529 Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания.
В силу пункта 3.5 данного Положения решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания, независимо от его ведомственной принадлежности, выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке.
Между тем, из содержания распоряжения Администрации г. Тюмени от не усматривается, что дом непригоден для проживания, не подлежит капитальному ремонту, модернизации и реконструкции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания и имеются правовые основания для отказа в удовлетворении исковых требований, в связи с чем оспариваемое решение суда, как постановленное при неправильном применении норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, подлежит отмене в соответствии с положениями ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с принятием нового решения по делу.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 05 июня 2012 года отменить. Апелляционную жалобу Администрации г. Тюмени удовлетворить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований К.С., Л., К.В. о признании отказа Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени в перечислении социальной выплаты не соответствующим действующему законодательству и возложении обязанности на Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени по выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4006/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2012 г. по делу N 33-4006/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Лаврентьева А.А.,
судей: Пуминовой Т.Н., Жегуновой Е.Е.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации г. Тюмени на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 05 июня 2012 года, которым постановлено:
"Иск К.С., Л., К.В. удовлетворить.
Признать отказ Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени в перечислении социальной выплаты не соответствующим действующему законодательству.
Обязать Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени предоставить свидетельство о праве на получение социальной выплаты молодой семье в составе: К.С., Л., К.В. для оплаты приобретенного жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителя ответчика О., действующего на основании доверенности от 15 ноября 2011 года, представителя истцов М.А., действующего на основании доверенности от 29 декабря 2011 года, судебная коллегия,
установила:
К.С., Л., К.В. обратились в суд с иском к Администрации г. Тюмени, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени о признании отказа Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени в перечислении социальной выплаты не соответствующим действующему законодательству, возложении обязанности на Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени предоставить свидетельство о праве на получение социальной выплаты молодой семье в составе К.С., Л., К.В., для оплаты приобретенного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что истцы проживают по адресу:, указанный дом является непригодным для проживания. На обращение в Администрацию г. Тюмени с заявлением о получении социальной выплаты для погашения задолженности по договору ипотечного кредитования, заключенного для приобретения квартиры по адресу:, Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени 19 декабря 2011 года в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения отказал. Отказ мотивирован тем, что на молодую семью приходится более нормы общей площади жилого помещения, не представлен документ, подтверждающий проживание в помещении, признанным непригодным для проживания, в связи с чем семья не является нуждающейся в жилом помещении. Данный отказ истцы считают незаконным, поскольку согласно акту обследования жилищных условий от 26 сентября 1990 года установлен общий физический износ дома 74% распоряжением Администрации г. Тюмени от жилой дом признан ветхим, следовательно, по мнению истцов, жилой дом является аварийным и непригодным для проживания. Также ссылаются на то, что жилой дом подлежит сносу в связи со строительством нового, земельный участок под домом передан в аренду ООО СФ ".
Истцы К.С., Л., К.В. в суд не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены.
Представители истцов К.М. и М.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчиков М.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что у истцов нет права на получение социальной выплаты, поскольку они обеспечены жилым помещением, которое не признано аварийным и подлежащим сносу.
Представитель третьего лица Правительства Тюменской области С. в судебном заседании полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку на данную семью приходится более нормы общей площади жилого помещения, оснований для признания истцов нуждающимися не имеется.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Администрация г. Тюмени.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на что, что на молодую семью К.С. приходится 60,45 кв. м общей площади жилого помещения по адресу:, что превышает учетную норму, жилой дом признан ветхим согласно распоряжению Администрации г. Тюмени от с целью уточнения применения льготной оплаты за содержание и текущий ремонт жилья и за капитальный ремонт, в установленном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 порядке жилой дом непригодным для проживания и подлежащим сносу не признан. Указывает, что порядок участия молодых семей в подпрограмме 2011-2015 годов определен Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 и постановление Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года N 78-п, согласно которым одним из оснований участия в подпрограмме является признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении исходя из обеспеченности жилой площадью на одного человека менее учетной нормы, то есть менее 15 кв. м, в случае отсутствия оснований для участия в подпрограмме орган местного самоуправления отказывает молодой семье в перечислении социальной выплаты. Полагает, что суд неправильно применил ст. 51 Жилищного кодекса РФ, п. п. 1.4, 1.5.3, 2.3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от. Указывает, что судом не принято во внимание, что квартира непригодной для проживания не признана, заключение от вынесено в отношении квартир и по вопросу содержания общего имущества в доме, оно выдано для межведомственной комиссии не заменяет ее заключения. Также считает, что суд не учел ответ на данное заключение Государственной жилищной инспекции Тюменской области от о нецелесообразности рассмотрения вопроса о признании жилого дома, в котором проживают истцы, аварийным и подлежащим сносу, а также тот факт, что жилой дом включен в адресный перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту. В связи с чем ответчик не согласен с выводом суда о том, что квартира являются ветхими на момент возникновения спорных правоотношений.
На апелляционную жалобу ответчика от истцов поступили возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, как это предусмотрено ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В разделе II подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, в числе задач подпрограммы названо обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья. Одним из принципов реализации подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.
Как следует из материалов дела, семья истцов состоит из трех человек: К.С., жена Л., дочь К.B., 25 марта 2009 года рождения.
17 октября 2011 года К.С. обратился в Администрацию г. Тюмени с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, в целях погашения средствами социальной выплаты в 2011 году ипотечного жилищного кредита, предоставленного для приобретения квартиры, расположенной по адресу (л.д. 122).
19 декабря 2011 года Департаментом имущественных отношений Администрации г. Тюмени в адрес К.С. направлено сообщение об отказе в выдаче свидетельства о социальной выплате на основании Приказа от. В качестве основания для отказа указано наличие в собственности К.С. на праве общей долевой собственности жилого помещения (доля в праве ?), расположенного по адресу общей площадью 80,6 кв. м. ? доля в праве общей долевой собственности на вышеуказанное жилое помещение принадлежит Ш., который членом семьи истцов не является (л.д. 33). В связи с этим, в пользование истцов находится 60,15 кв. м общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму, составляющую 15 кв. метров на каждого члена семьи.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства превышения учетной нормы, исчисленной от общей площади квартиры, не являются юридически значимыми, поскольку жилой дом является непригодным для проживания.
Судебная коллегия находит данный вывод суда ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
Согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением к указанной подпрограмме, участником подпрограммы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил.
В силу п. 7 Правил в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из приведенной нормы следует, что участником программы может быть молодая семья, которая не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, при этом, правовое значение имеет нуждаемость семьи в жилом помещении по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, а также п. 1.5.3 Положения "О порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома", утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 г. N 78-п, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, для участия в подпрограмме молодая семья наряду с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и иными документами, подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования предусмотрено, что основанием для отказа в признании молодой семьи участником подпрограммы является в том числе несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Согласно ч. 4 - 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно Решению Тюменской городской Думы от 30.06.2005 N 225 (ред. от 23.06.2011) учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Поскольку К.С. имеет в собственности жилое помещение, общей площадью превышающей учетную норму площади жилого помещения на одного человека, составляющую 15 кв. м, семья истцов не является нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления социальной выплаты.
Удовлетворяя исковые требования суд исходил из того, что дом по адресу хотя и не признан в установленном порядке непригодным для проживания, однако техническое состояние и содержание жилых помещений и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по своим характеристикам не соответствует "Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, кроме того, дом имеет общий физический износ 74%. При этом, суд первой инстанции сослался на заключение комиссии от 26 сентября 1990 года и заключение Государственной жилищной инспекции Тюменской области от.
Данный вывод суда нельзя признать законным, поскольку он не соответствует нормам действующего законодательства.
В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 N 78-п (ред. от 16.04.2012) "Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома", для признания нуждающимися в жилых помещениях по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1.5.3 настоящего Положения, необходимо представить документ, подтверждающий проживание в помещении, не отвечающем установленным требованиям (акт уполномоченного органа о признании жилого помещения непригодным для проживания).
Признание жилого помещения непригодным для проживания относится к компетенции межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Администрации города Тюмени в соответствии с распоряжением Администрации города Тюмени от 14.04.2006 N 740-рк "Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" и вышеуказанным распоряжением Администрации города Тюмени от 14.04.2006 N 740-рк.
Вместе с тем, при обращении в администрацию г. Тюмени с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, доказательств того, что жилое помещение, принадлежащее на праве собственности истцу К.С. не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, суду представлено не было.
Выводы суда первой инстанции о том, что распоряжение Администрации г. Тюмени от о признании дома ветхим, заменяет собой заключение межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу, основаны на неверном толковании норм материального права.
Правоотношения сторон в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы возникли в период действия Жилищного кодекса РФ, которым определен порядок для признания жилых помещений непригодными для проживания.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 8 ЖК РСФСР проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания, производилось в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 сентября 1983 г. N 427 определение такого порядка было поручено Министерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, утвердившему приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529 Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания.
В силу пункта 3.5 данного Положения решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания, независимо от его ведомственной принадлежности, выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке.
Между тем, из содержания распоряжения Администрации г. Тюмени от не усматривается, что дом непригоден для проживания, не подлежит капитальному ремонту, модернизации и реконструкции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания и имеются правовые основания для отказа в удовлетворении исковых требований, в связи с чем оспариваемое решение суда, как постановленное при неправильном применении норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, подлежит отмене в соответствии с положениями ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с принятием нового решения по делу.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 05 июня 2012 года отменить. Апелляционную жалобу Администрации г. Тюмени удовлетворить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований К.С., Л., К.В. о признании отказа Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени в перечислении социальной выплаты не соответствующим действующему законодательству и возложении обязанности на Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени по выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)