Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Серова Ю.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Шанаевой И.Ю.
судей Самойленко В.Г. Захарова А.В.
при секретаре Б.Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Т. к государственному областному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска" о признании отказа в предоставлении субсидии незаконным и возложении обязанности по предоставлению субсидии,
по апелляционной жалобе ответчика государственного областного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска" на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 16 мая 2012 года, по которому постановлено:
"Исковые требований Т. удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГОКУ "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска" в предоставлении Т. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать ГОКУ "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска" предоставить Т. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сроком на 6 месяцев, начиная с 01 марта 2012 года".
Заслушав доклад судьи Шанаевой И.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,
Т. обратилась в суд с иском к государственному областному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" о признании отказа в предоставлении субсидии незаконным и возложении обязанности по предоставлению субсидии.
В обоснование заявленных требований указала, что имеет временную регистрацию в общежитии по адресу: ..., где постоянно проживает. Данное жилое помещение в настоящее время предоставлено ей на основании договора приватизации. Кроме того, она имеет постоянную регистрацию по адресу: ..., войсковая часть *. Поскольку она постоянно проживает по адресу временной регистрации, желает воспользоваться своим правом на получение субсидии по месту фактического проживания.
07 марта 2012 года обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку ее денежных средств не достаточно для оплаты коммунальных услуг. В предоставлении субсидии ей отказано со ссылкой на пункт 8 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года N 761. Считает, что ответчиком нарушено ее право на получение субсидии на оплату жилого помещения, поскольку другого жилья у нее в собственности не имеется, постоянно проживает в общежитии, несет расходы по оплате коммунальных услуг за комнату.
Просила признать отказ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения незаконным, обязать ответчика предоставить ей субсидию сроком на 06 месяцев с 01 марта 2012 года.
Истец Т. в судебном заседании на иске настаивала.
Представитель ответчика - государственного областного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска" в судебное заседание не явился, извещен, согласно представленным в суд возражениям, иск не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГОКУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" Б.Е.С. просит решение суда отменить.
Указывает, что с учетом положений статьи 159 Жилищного кодекса РФ, пункта 8 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещении и коммунальных услуг, а также пунктов 24, 27 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минрегиона РФ Минздравсоцразвития РФ N 58/403 от 26 мая 2006 года, по месту временного пребывания граждан субсидии не предоставляются, в связи с чем правовые основания для предоставления истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отсутствуют.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явились истец Т., представитель ответчика - государственного областного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска", которые заблаговременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса РФ.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 данных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно пункту 6 указанных Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Т., на основании договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность граждан от _ _ 2010 года является собственником комнаты N * в общежитии, расположенной по адресу: ..., в которой постоянно проживает.
В указанном жилом помещении истец имеет регистрацию по месту пребывания с _ _ 2010 года по _ _ 2015 года, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания N * от _ _ 2010 года.
Кроме того, истец имеет постоянную регистрацию по адресу: ..., войсковая часть *, где она никогда не проживала.
Согласно сообщению ГОКУ Центр социальной поддержки населения города Мурманска" от 21 марта 2012 года N 4-08-05/688, в предоставлении субсидий истцу отказано по тем основаниям, что субсидия по месту временного пребывания не предоставляется.
Обсудив обстоятельства, с которым ответчик связывал невозможность предоставления субсидии Т., суд пришел к правильном выводу о том, что отсутствие постоянной регистрации по месту жительства не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на получение мер социальной поддержки.
Положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам - собственникам жилых помещений, имеющим регистрацию в таком жилом помещении по месту пребывания.
Установив, что Т. постоянно проживает по указанному адресу в общежитии, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Данных о том, что истец не отвечает критериям, приведенным в статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчик суду не представил, не приведено таких оснований и суду апелляционной инстанции.
Согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Поэтому доводы ответчика об отсутствии у истца постоянной регистрации по месту жительства не могут быть основанием для отмены решения суда, поскольку данный факт не является обстоятельством, влияющим на право получения субсидии.
Правовое значение при решении вопроса о праве на указанную льготу имеют факты постоянного проживания и пользования жилым помещением.
Данных о том, что Т. относится к иным категориям граждан, которым субсидии не предоставляются, судом не установлено и в апелляционной жалобе не приведено.
Судебная коллегия находит выводы и решение суда законными и обоснованными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, поэтому не могут повлечь отмену постановленного решения.
Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влияющих на законность принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 16 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика государственного областного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.09.2012 N 33-2322
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 сентября 2012 г. N 33-2322
Судья Серова Ю.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Шанаевой И.Ю.
судей Самойленко В.Г. Захарова А.В.
при секретаре Б.Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Т. к государственному областному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска" о признании отказа в предоставлении субсидии незаконным и возложении обязанности по предоставлению субсидии,
по апелляционной жалобе ответчика государственного областного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска" на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 16 мая 2012 года, по которому постановлено:
"Исковые требований Т. удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГОКУ "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска" в предоставлении Т. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать ГОКУ "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска" предоставить Т. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сроком на 6 месяцев, начиная с 01 марта 2012 года".
Заслушав доклад судьи Шанаевой И.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,
установила:
Т. обратилась в суд с иском к государственному областному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" о признании отказа в предоставлении субсидии незаконным и возложении обязанности по предоставлению субсидии.
В обоснование заявленных требований указала, что имеет временную регистрацию в общежитии по адресу: ..., где постоянно проживает. Данное жилое помещение в настоящее время предоставлено ей на основании договора приватизации. Кроме того, она имеет постоянную регистрацию по адресу: ..., войсковая часть *. Поскольку она постоянно проживает по адресу временной регистрации, желает воспользоваться своим правом на получение субсидии по месту фактического проживания.
07 марта 2012 года обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку ее денежных средств не достаточно для оплаты коммунальных услуг. В предоставлении субсидии ей отказано со ссылкой на пункт 8 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года N 761. Считает, что ответчиком нарушено ее право на получение субсидии на оплату жилого помещения, поскольку другого жилья у нее в собственности не имеется, постоянно проживает в общежитии, несет расходы по оплате коммунальных услуг за комнату.
Просила признать отказ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения незаконным, обязать ответчика предоставить ей субсидию сроком на 06 месяцев с 01 марта 2012 года.
Истец Т. в судебном заседании на иске настаивала.
Представитель ответчика - государственного областного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска" в судебное заседание не явился, извещен, согласно представленным в суд возражениям, иск не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГОКУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" Б.Е.С. просит решение суда отменить.
Указывает, что с учетом положений статьи 159 Жилищного кодекса РФ, пункта 8 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещении и коммунальных услуг, а также пунктов 24, 27 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минрегиона РФ Минздравсоцразвития РФ N 58/403 от 26 мая 2006 года, по месту временного пребывания граждан субсидии не предоставляются, в связи с чем правовые основания для предоставления истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отсутствуют.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явились истец Т., представитель ответчика - государственного областного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска", которые заблаговременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса РФ.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 данных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно пункту 6 указанных Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Т., на основании договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность граждан от _ _ 2010 года является собственником комнаты N * в общежитии, расположенной по адресу: ..., в которой постоянно проживает.
В указанном жилом помещении истец имеет регистрацию по месту пребывания с _ _ 2010 года по _ _ 2015 года, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания N * от _ _ 2010 года.
Кроме того, истец имеет постоянную регистрацию по адресу: ..., войсковая часть *, где она никогда не проживала.
Согласно сообщению ГОКУ Центр социальной поддержки населения города Мурманска" от 21 марта 2012 года N 4-08-05/688, в предоставлении субсидий истцу отказано по тем основаниям, что субсидия по месту временного пребывания не предоставляется.
Обсудив обстоятельства, с которым ответчик связывал невозможность предоставления субсидии Т., суд пришел к правильном выводу о том, что отсутствие постоянной регистрации по месту жительства не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на получение мер социальной поддержки.
Положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам - собственникам жилых помещений, имеющим регистрацию в таком жилом помещении по месту пребывания.
Установив, что Т. постоянно проживает по указанному адресу в общежитии, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Данных о том, что истец не отвечает критериям, приведенным в статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчик суду не представил, не приведено таких оснований и суду апелляционной инстанции.
Согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Поэтому доводы ответчика об отсутствии у истца постоянной регистрации по месту жительства не могут быть основанием для отмены решения суда, поскольку данный факт не является обстоятельством, влияющим на право получения субсидии.
Правовое значение при решении вопроса о праве на указанную льготу имеют факты постоянного проживания и пользования жилым помещением.
Данных о том, что Т. относится к иным категориям граждан, которым субсидии не предоставляются, судом не установлено и в апелляционной жалобе не приведено.
Судебная коллегия находит выводы и решение суда законными и обоснованными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, поэтому не могут повлечь отмену постановленного решения.
Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влияющих на законность принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 16 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика государственного областного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)