Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья первой инстанции: Кузнецов И.Г.
Докладчик: Рябченко Р.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе: председательствующего судьи Гроза Н.В., судей коллегии Рябченко Р.Г., Загоруйко Л.В.,
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" на решение Тындинского районного суда Амурской области от 30 мая 2012 года.
Заслушав дело по докладу судьи Рябченко Р.Г., заключение прокурора ФИО6, судебная коллегия
установила:
И.о. Тындинского городского прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц - жителей Тындинского района, обратился в суд с иском к ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" указав, что в результате проведения прокурорской проверки было установлено, что ответчик является управляющей организацией для жителей ряда многоквартирных домов Тындинского района, однако в нарушение действующего законодательства жителям указанных многоквартирных домов не оказывается коммунальная услуга - электроснабжение в части внутриподъездного освещения, договор на поставку электроэнергии с ресурсоснабжающей организацией (филиалом "Амурэнергосбыт" ОАО "ДЭК") не заключен, самостоятельно электроэнергию ответчик также не производит. Истец считает, что указанное нарушение носит существенный характер, приводит к ограничению прав граждан на комфортное проживание в жилых домах, получение коммунальных услуг в полном объеме и способно повлечь непредсказуемые последствия (травмы и несчастные случаи в результате отсутствия внутриподъездного освещения).
На основании изложенного, просил признать незаконным бездействие ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа", выразившееся в непредставлении коммунальной услуги электроснабжение в части внутриподъездного освещения для жителей многоквартирных домов Тындинского района:; возложить на ответчика обязанность предоставить данную коммунальную услугу жителям перечисленных многоквартирных домов.
В судебном заседании прокурор настаивал на требованиях по доводам иска.
Представитель ответчика в ходе судебного разбирательства заявленные требования не признала, указав, что между ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах Тындинского района были заключены договоры на управление многоквартирными домами, в которых не было предусмотрено предоставление услуг по электроснабжению. Положения ст. 539 ГК РФ полностью исключают участие управляющей организации в отношениях между ресурсоснабжающей организацией и гражданином - потребителем поставляемой энергии. До 01 января 2012 года ОАО "ДЭК" выставляли счета напрямую потребителям, тем самым взяв на себя обязанность по предоставлению данной коммунальной услуги. Таким образом, собственники состоят в договорных отношениях с ресурсоснабжающей организацией. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 электроснабжение не делится на внутриподъездное и внутриквартирное освещение. В исковом заявлении указаны дома, с которыми ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" договоры на управление и содержание многоквартирного дома не заключало. Просила в иске и.о. Тындинского городского прокурора отказать.
Представитель третьего лица - ОАО "ДЭК" полагал заявленные требования обоснованными, указав, что ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа", являясь исполнителем коммунальных услуг, обязано заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Представитель третьего лица - администрации Тындинского района Амурской области пояснил, что на ответчике лежит обязанность обеспечить собственников жилых домов коммунальными услугами, в том числе по освещению мест общего пользования.
Представитель третьего лица - ООО "Районные электрические сети" в судебном заседании участия не принимал, из его письменного отзыва следует, что он согласен с заявленными требованиями, поскольку у управляющей компании имеется обязанность обеспечить освещение мест общего пользования в многоквартирных домах Тындинского района, в том числе внутриподъездного пространства, а также заключить договор с организацией, осуществляющей подачу соответствующего коммунального ресурса и производить оплату потребленного коммунального ресурса.
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 30 мая 2012 года заявленные требования удовлетворены в части, признано незаконным бездействие ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа", выразившееся в непредставлении коммунальной услуги электроснабжение в части внутриподъездного освещения для жителей многоквартирных домов Тындинского района. На ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" возложена обязанность предоставить данную коммунальную услугу жителям перечисленных многоквартирных домов. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что положениями пункта 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено обязательное указание в договоре управления многоквартирным домом перечня коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая компания, однако собственники спорных жилых помещений в договорах управления не возлагали на управляющую компанию обязанность по предоставлению услуги электроснабжение. Приводит доводы о том, что исполнителем услуги электроснабжения, в том числе и для внутриподъездного освещения многоквартирного дома является именно ОАО "ДЭК", которое не направляло ответчику счета-квитанции об оплате внутриподъездного освещения.
От ОАО "ДЭК" и администрации Тындинского района Амурской области поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых указывается на ее необоснованность, содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции прокурор ФИО6 в своем заключении полагала доводы апелляционной жалобы необоснованными, а решение суда - подлежащим оставлению без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем жалоба в соответствии со ст. 167 ГПК РФ была рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия правовых оснований к отмене решения не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договоров управления многоквартирными домами от 01 января 2008 года ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" является управляющей организацией для жителей многоквартирных домов Тындинского района:. Пунктом 2.1 договоров установлено, что их предметом является выполнение управляющей компанией за плату работ и услуг по управлению многоквартирными домами. Управление многоквартирными домами включает в себя на основе эффективного использования средств собственников помещений: надлежащее содержание и ремонт общего имущества собственников помещений; обеспечение благоприятных и безопасных условий пользования и проживания; обеспечение предоставления коммунальных услуг (в пределах эксплуатационной ответственности); заключение договоров аренды общего имущества в многоквартирном доме; осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом. Согласно п. 9 указанных договоров, данные договоры управления многоквартирными домами вступают в силу с 01 июля 2008 года и действуют в течение 5 лет.
В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, предоставление коммунальных услуг является предметом деятельности исполнителя, которым признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющий коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).
Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Под "коммунальными услугами", как следует из содержащихся в пункте 3 Правил N 307 определений, понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; под "коммунальными ресурсами" - электрическая энергия, тепловая энергия, вода, газ, твердое топливо.
В силу приведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам коммунальная услуга определяется как комплекс взаимосвязанных действий исполнителя коммунальной услуги, обеспечивающих приобретение соответствующего коммунального ресурса, доставку его до границы балансовой принадлежности общего имущества многоквартирного дома, передачу этого ресурса по внутридомовым инженерным сетям и коммуникациям до жилого помещения, занимаемого гражданином, пользующимся коммунальной услугой.
Таким образом, законодательством установлена обязанность исполнителя для целей оказания коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме приобретать коммунальный ресурс, в частности, электроэнергию, у ресурсоснабжающей организации (гарантирующего поставщика, энергоснабжающей организации), необходимый для предоставления гражданам услуги по электроснабжению.
В соответствии с пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, ответчик обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (действующих на момент заключения договоров управления многоквартирными домами) исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Данные положения также сохраняются в пункте 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 442, которым предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, учитывая положения указанных выше норм, а также установив бездействие ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа", выразившееся в непредставлении коммунальной услуги электроснабжение в части внутриподъездного освещения для жителей обслуживаемых ответчиком многоквартирных домов Тындинского района, пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в части многоквартирных домов Тындинского района, с жителями которых договоры управления многоквартирными домами ответчиком не заключались.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" приводит доводы о том, что положениями пункта 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено обязательное указание в договоре управления многоквартирным домом перечня коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая компания, однако собственники спорных жилых помещений в договорах управления не возлагали на управляющую компанию обязанность по предоставлению услуги электроснабжения, а также указывает о том, что исполнителем услуги электроснабжения, в том числе и для внутриподъездного освещения многоквартирного дома, является именно ОАО "ДЭК", которое не направляло ответчику счета-квитанции об оплате внутриподъездного освещения. Однако коллегия не может согласиться с указанными доводами, поскольку суд первой инстанции правомерно признал, что обязанность ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" по заключению договоров на электроснабжение мест общего пользования многоквартирных домов предусмотрена как приведенными выше нормативными правовыми актами, так и договорами управления многоквартирными домами, согласно которым общество обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания и пользования нежилыми помещениями, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах. В связи с изложенным следует признать, что ответчик, как исполнитель коммунальных услуг, в соответствии с требованиями действующего законодательства и не противоречащих ему условий договоров управления обязан принять меры к заключению договоров энергоснабжения с целью электроснабжения относящихся к общему имуществу мест общего пользования многоквартирных домов. Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства было установлено, что от ОАО "ДЭК" поступали предложения ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" заключить договор энергоснабжения для целей энергоснабжения потребителей, направлялся перечень объектов жилищного фонда, однако ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" от заключения такого договора уклонялось.
Изложенное свидетельствует о том, что обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тындинского районного суда Амурской области от 30 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АМУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33АП-2305/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2012 г. по делу N 33АП-2305/2012
Судья первой инстанции: Кузнецов И.Г.
Докладчик: Рябченко Р.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе: председательствующего судьи Гроза Н.В., судей коллегии Рябченко Р.Г., Загоруйко Л.В.,
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" на решение Тындинского районного суда Амурской области от 30 мая 2012 года.
Заслушав дело по докладу судьи Рябченко Р.Г., заключение прокурора ФИО6, судебная коллегия
установила:
И.о. Тындинского городского прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц - жителей Тындинского района, обратился в суд с иском к ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" указав, что в результате проведения прокурорской проверки было установлено, что ответчик является управляющей организацией для жителей ряда многоквартирных домов Тындинского района, однако в нарушение действующего законодательства жителям указанных многоквартирных домов не оказывается коммунальная услуга - электроснабжение в части внутриподъездного освещения, договор на поставку электроэнергии с ресурсоснабжающей организацией (филиалом "Амурэнергосбыт" ОАО "ДЭК") не заключен, самостоятельно электроэнергию ответчик также не производит. Истец считает, что указанное нарушение носит существенный характер, приводит к ограничению прав граждан на комфортное проживание в жилых домах, получение коммунальных услуг в полном объеме и способно повлечь непредсказуемые последствия (травмы и несчастные случаи в результате отсутствия внутриподъездного освещения).
На основании изложенного, просил признать незаконным бездействие ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа", выразившееся в непредставлении коммунальной услуги электроснабжение в части внутриподъездного освещения для жителей многоквартирных домов Тындинского района:; возложить на ответчика обязанность предоставить данную коммунальную услугу жителям перечисленных многоквартирных домов.
В судебном заседании прокурор настаивал на требованиях по доводам иска.
Представитель ответчика в ходе судебного разбирательства заявленные требования не признала, указав, что между ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах Тындинского района были заключены договоры на управление многоквартирными домами, в которых не было предусмотрено предоставление услуг по электроснабжению. Положения ст. 539 ГК РФ полностью исключают участие управляющей организации в отношениях между ресурсоснабжающей организацией и гражданином - потребителем поставляемой энергии. До 01 января 2012 года ОАО "ДЭК" выставляли счета напрямую потребителям, тем самым взяв на себя обязанность по предоставлению данной коммунальной услуги. Таким образом, собственники состоят в договорных отношениях с ресурсоснабжающей организацией. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 электроснабжение не делится на внутриподъездное и внутриквартирное освещение. В исковом заявлении указаны дома, с которыми ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" договоры на управление и содержание многоквартирного дома не заключало. Просила в иске и.о. Тындинского городского прокурора отказать.
Представитель третьего лица - ОАО "ДЭК" полагал заявленные требования обоснованными, указав, что ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа", являясь исполнителем коммунальных услуг, обязано заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Представитель третьего лица - администрации Тындинского района Амурской области пояснил, что на ответчике лежит обязанность обеспечить собственников жилых домов коммунальными услугами, в том числе по освещению мест общего пользования.
Представитель третьего лица - ООО "Районные электрические сети" в судебном заседании участия не принимал, из его письменного отзыва следует, что он согласен с заявленными требованиями, поскольку у управляющей компании имеется обязанность обеспечить освещение мест общего пользования в многоквартирных домах Тындинского района, в том числе внутриподъездного пространства, а также заключить договор с организацией, осуществляющей подачу соответствующего коммунального ресурса и производить оплату потребленного коммунального ресурса.
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 30 мая 2012 года заявленные требования удовлетворены в части, признано незаконным бездействие ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа", выразившееся в непредставлении коммунальной услуги электроснабжение в части внутриподъездного освещения для жителей многоквартирных домов Тындинского района. На ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" возложена обязанность предоставить данную коммунальную услугу жителям перечисленных многоквартирных домов. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что положениями пункта 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено обязательное указание в договоре управления многоквартирным домом перечня коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая компания, однако собственники спорных жилых помещений в договорах управления не возлагали на управляющую компанию обязанность по предоставлению услуги электроснабжение. Приводит доводы о том, что исполнителем услуги электроснабжения, в том числе и для внутриподъездного освещения многоквартирного дома является именно ОАО "ДЭК", которое не направляло ответчику счета-квитанции об оплате внутриподъездного освещения.
От ОАО "ДЭК" и администрации Тындинского района Амурской области поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых указывается на ее необоснованность, содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции прокурор ФИО6 в своем заключении полагала доводы апелляционной жалобы необоснованными, а решение суда - подлежащим оставлению без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем жалоба в соответствии со ст. 167 ГПК РФ была рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия правовых оснований к отмене решения не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договоров управления многоквартирными домами от 01 января 2008 года ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" является управляющей организацией для жителей многоквартирных домов Тындинского района:. Пунктом 2.1 договоров установлено, что их предметом является выполнение управляющей компанией за плату работ и услуг по управлению многоквартирными домами. Управление многоквартирными домами включает в себя на основе эффективного использования средств собственников помещений: надлежащее содержание и ремонт общего имущества собственников помещений; обеспечение благоприятных и безопасных условий пользования и проживания; обеспечение предоставления коммунальных услуг (в пределах эксплуатационной ответственности); заключение договоров аренды общего имущества в многоквартирном доме; осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом. Согласно п. 9 указанных договоров, данные договоры управления многоквартирными домами вступают в силу с 01 июля 2008 года и действуют в течение 5 лет.
В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, предоставление коммунальных услуг является предметом деятельности исполнителя, которым признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющий коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).
Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Под "коммунальными услугами", как следует из содержащихся в пункте 3 Правил N 307 определений, понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; под "коммунальными ресурсами" - электрическая энергия, тепловая энергия, вода, газ, твердое топливо.
В силу приведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам коммунальная услуга определяется как комплекс взаимосвязанных действий исполнителя коммунальной услуги, обеспечивающих приобретение соответствующего коммунального ресурса, доставку его до границы балансовой принадлежности общего имущества многоквартирного дома, передачу этого ресурса по внутридомовым инженерным сетям и коммуникациям до жилого помещения, занимаемого гражданином, пользующимся коммунальной услугой.
Таким образом, законодательством установлена обязанность исполнителя для целей оказания коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме приобретать коммунальный ресурс, в частности, электроэнергию, у ресурсоснабжающей организации (гарантирующего поставщика, энергоснабжающей организации), необходимый для предоставления гражданам услуги по электроснабжению.
В соответствии с пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, ответчик обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (действующих на момент заключения договоров управления многоквартирными домами) исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Данные положения также сохраняются в пункте 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 442, которым предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, учитывая положения указанных выше норм, а также установив бездействие ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа", выразившееся в непредставлении коммунальной услуги электроснабжение в части внутриподъездного освещения для жителей обслуживаемых ответчиком многоквартирных домов Тындинского района, пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в части многоквартирных домов Тындинского района, с жителями которых договоры управления многоквартирными домами ответчиком не заключались.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" приводит доводы о том, что положениями пункта 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено обязательное указание в договоре управления многоквартирным домом перечня коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая компания, однако собственники спорных жилых помещений в договорах управления не возлагали на управляющую компанию обязанность по предоставлению услуги электроснабжения, а также указывает о том, что исполнителем услуги электроснабжения, в том числе и для внутриподъездного освещения многоквартирного дома, является именно ОАО "ДЭК", которое не направляло ответчику счета-квитанции об оплате внутриподъездного освещения. Однако коллегия не может согласиться с указанными доводами, поскольку суд первой инстанции правомерно признал, что обязанность ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" по заключению договоров на электроснабжение мест общего пользования многоквартирных домов предусмотрена как приведенными выше нормативными правовыми актами, так и договорами управления многоквартирными домами, согласно которым общество обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания и пользования нежилыми помещениями, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах. В связи с изложенным следует признать, что ответчик, как исполнитель коммунальных услуг, в соответствии с требованиями действующего законодательства и не противоречащих ему условий договоров управления обязан принять меры к заключению договоров энергоснабжения с целью электроснабжения относящихся к общему имуществу мест общего пользования многоквартирных домов. Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства было установлено, что от ОАО "ДЭК" поступали предложения ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" заключить договор энергоснабжения для целей энергоснабжения потребителей, направлялся перечень объектов жилищного фонда, однако ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" от заключения такого договора уклонялось.
Изложенное свидетельствует о том, что обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тындинского районного суда Амурской области от 30 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания Коммунальные системы БАМа" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)