Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.07.2010 N 33-3352/2010

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2010 г. N 33-3352/2010


Судья Вишнякова О.О.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.,
судей Петровой С.Е., Решетникова М.Н.,
при секретаре М.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Д. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 апреля 2010 года по иску Д. к Комитету по социальным вопросам Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о признании действий незаконными, взыскании денежных сумм, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Косарева И.Э., объяснения истца Д., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Д. обратился в суд с иском к Комитету по социальным вопросам Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, указав, что ему, как имеющему статус ветерана труда и пенсионеру, в 2004 году были предоставлены льготы, в том числе и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг размере 50%, которыми он пользовался до разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, то есть до 01.01.05. При замене льгот в натуральной форме на денежную компенсацию Комитет по социальным вопросам Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области незаконно в течение года отказывал истцу в назначении денежной компенсации. Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22.03.06 Комитет по социальным вопросам Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области был обязан назначить Д. выплату ежемесячной денежной компенсации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг с 01.01.05. Истец ссылался на то, что ответчик до настоящего времени не исполняет или исполняет ненадлежащим образом указанное решение суда. Так, первоначально отказывая в выплате ежемесячной денежной компенсации, первую ее выплату, назначенную решением суда с 01.01.05, ответчик осуществил только в августе 2006 года. При этом, выплата была произведена в неполном объеме. С 01.11.06 ответчик прекратил выплату ежемесячной денежной компенсации, ссылаясь на окончание срока регистрации истца по месту пребывания. В дальнейшем, начиная с мая 2007 года, выплата ежемесячной денежной компенсации также производилась в размере менее установленного.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Д. просил признать незаконными данные действия Комитета по социальным вопросам Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, обязать ответчика выплатить ему сумму ежемесячной денежной компенсации в размере 27 750,17 рубля, проценты в соответствии со ст. 395 ГК РФ, обязать ответчика производить выплату ежемесячной денежной компенсации в размерах и сроки, установленные действующим законодательством, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 51 203,81 руб.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27.04.10 Д. в удовлетворении исковых требований было отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить обжалуемое решение суда, приняв по делу новое решение, ссылаясь на ошибочность вывода суда о правильности производимых ответчиком выплат, а также на незаконность имевших место действий по приостановлению и прекращению выплаты ежемесячной денежной компенсации.
Истец в заседании суда кассационной инстанции доводы своей жалобы поддержал.
Ответчик, третье лицо в судебное заседание не явились, извещены городским судом, сведений об уважительности причин неявки не представили, что в соответствии с ч. 2 ст. 354 ГПК РФ не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене решения суда по заявленным в кассационной жалобе доводам.
Согласно действовавшей, до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.04, редакции ст. 22 ФЗ "О ветеранах", ветеранам труда предоставлялись льготы в виде: оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством субъекта РФ и оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентской платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива (пункты 6 и 7 ч. 2).
В соответствии со статьей 44 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.04 редакция приведенной федеральной нормы изменена. Согласно статье 22 ФЗ "О ветеранах" (в редакции Закона от 22.08.04) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.04, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
При переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; реализовать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования; предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений; не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.
Методика исчисления размера денежной выплаты взамен ранее предоставлявшихся льгот федеральным законодательством не установлена, поэтому субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить данную методику и установить в соответствии с ней размер денежной компенсации. Не установлены федеральным законодательством в отношении субъектов Российской Федерации и нормы о необходимости предоставления последними конкретных видов льгот и размерах денежных компенсаций соответствующим категориям граждан.
Пунктом 2 ст. 1 Закона Ленинградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области" предусмотрено, что право на социальную поддержку в соответствии с данным Областным законом имеют и ветераны труда - лица, указанные в ст. ст. 7 и 22 ФЗ "О ветеранах". Согласно п. п. 2 п. 1 ст. 3 названного Областного закона ветеранам труда предоставляются, в том числе, следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов оплаты:
- за жилое помещение в пределах установленной социальной нормы, в том числе членами семей ветеранов труда, совместно с ними проживающими и находящимися на их иждивении, либо получающими пенсию по старости и не пользующимися правом на аналогичную выплату по другим основаниям. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
- коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных действующим законодательством). Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Статьей 5 Областного закона N 106-оз от 01.12.04 определено, что порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты, порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг устанавливается Правительством Ленинградской области.
Из материалов дела усматривается, что Д. является ветераном труда с 1997 года, зарегистрирован по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург <...>; фактически проживает в квартире N 78 д. 13/90 по <...> области, где был ранее зарегистрирован и зарегистрирован в настоящее время вновь по месту пребывания с 25.11.09 по 20.11.14.
Вступившим в законную силу решением Всеволожского городского суда Ленинградской области Комитет по социальным вопросам МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области был обязан назначить Д. с 01.01.05 выплату ежемесячной денежной компенсации льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Во исполнение данного решения суда, в соответствии с Областным законом от <...> "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области", и Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.01.05 N 10 (в действующей редакции) Комитет по социальным вопросам МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области 22.08.06 назначил Д. ежемесячную денежную компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01.01.05.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 23.11.06 утверждена новая редакция Положения о порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Ленинградской области. Данное Положение устанавливает порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с пунктом 3.7 Положения расчет размера ежемесячной денежной компенсации производится предприятиями, организациями и другими юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории муниципального образования, в порядке, установленном действующим законодательством.
Пунктом 5 указанного Положения установлен Регламент технологического процесса организации выплаты ежемесячных денежных компенсаций.
В соответствии с установленным Регламентом (п. 5.3 Положения), Комитет по социальным вопросам ежемесячно направляет в организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг списки граждан, имеющих право на начисление компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 5.4 Положения организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячно представляют в органы социальной защиты населения списки (на магнитных носителях) установленного образца с указанием суммы начисленной компенсации и поименные списки лиц, не оплативших в установленные сроки жилые помещения и коммунальные услуги.
Согласно пункту 5.5 указанного Положения органы социальной защиты населения в четырехдневный срок после поступления средств на выплату ежемесячной денежной компенсации и списков установленного образца (на магнитных носителях) с указанием сумм начисленной компенсации формируют выплатной массив и осуществляют зачисление ежемесячной денежной компенсации на текущие счета граждан.
При рассмотрении дела городским судом установлено, что во исполнение решения Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22.03.06 года Комитет по социальным вопросам МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области назначил Д. ежемесячную денежную компенсацию части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01.01.05 и в соответствии с Порядком назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 23.11.06, ежемесячно включает Д. в списки граждан, имеющих право на начисление компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые ежемесячно направляются в организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 3.9 Положения выплата ежемесячной денежной компенсации приостанавливается в случаях:
- если гражданами не производится оплата жилого помещения и коммунальных услуг в течение одного месяца после предоставления им ежемесячной денежной компенсации;
- если не исполняется соглашение о погашении задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
- если гражданами не оплачены отдельные виды фактически предоставленных жилищно-коммунальных услуг.
Д. осуществлялась выплата ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая была прекращена с 01.11.09 в связи с окончанием его регистрации по месту пребывания на территории Ленинградской области.
Определяя порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг Правительство Ленинградской области было вправе включить в него нормы, регулирующие как порядок назначения, производства и процедуры выплат, так и порядок приостановления ежемесячной денежной компенсации.
Во исполнение постановления Правительства Ленинградской области от 23.11.06, изменившего ранее действовавшее постановление от 27.01.05 N 10, Комитет по социальным вопросам МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области производил выплату ежемесячной денежной компенсации Д. на основании поименных списков (с указанием размера компенсации, причитающейся к выплате), представленных организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе ООО "Петербургская сбытовая компания", ЗАО "Петербургрегионгаз", МП "Центр КПСС", ООО "ЖКК".
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно установил, что разница в денежном выражении, которую просит взыскать истец, между начисленной суммой ежемесячной денежной компенсации и выплаченной, образовалась по причине несвоевременной оплаты Д. жилого помещения и коммунальных услуг. При этом, по мере оплаты Д. коммунальных услуг, в дальнейшем ему производились перечисления денежной компенсации части расходов по оплате коммунальных услуг.
Доводы жалобы истца об отмене п. 1 постановления Правительства Ленинградской области от 27.01.05 постановлением от 16.06.06 на действительность Положения о порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Ленинградской области, в редакции от 16.06.08, примененного судом первой инстанции, не влияют.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований истцу было отказано правомерно.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую правовую оценку исследованным доказательствам и постановил решение в соответствии с нормами материального права с соблюдением требований процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения в порядке ч. 1 ст. 347 ГПК РФ по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 апреля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Д. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)