Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Голубева Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Паюсовой Е.Г.,
судей: Русанова Р.А., Елисеевой А.Л.,
при секретаре: С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Русанова Р.А. гражданское дело по иску П.О.З. ФИО16, П.А.В. ФИО17, П.А.В. ФИО18 к Администрации города Красноярска, Администрации Железнодорожного района города Красноярска, Администрации Центрального района города Красноярска о предоставлении жилого помещения в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, внесении изменений в решение комиссии по распределению жилья социального и коммерческого использования,
по апелляционной жалобе представителя администрации Железнодорожного района г. Красноярска
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 20 марта 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Красноярска предоставить двухкомнатную квартиру общей площадью не менее 45 кв. м на семью из трех человек в составе: П.О.З. ФИО19, П.А.В. ФИО20, П.А.В. ФИО21.
В остальной части в удовлетворении заявленных исковых требований отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
П.О.Э., П.А.В. и П.А.В. обратились в суд с иском к Администрации города Красноярска, Администрации Железнодорожного района г. Красноярска, Администрации Центрального района г. Красноярска и с учетом заявления об изменении исковых требований просили обязать администрацию города Красноярска предоставить им на состав семьи из 3-х человек жилое помещение - квартиру общей площадью не менее 45 кв. м в виде отдельной двухкомнатной квартиры, изменить пункт 3.6.4 решения комиссии по распределению муниципального жилья социального и коммерческого использования от 17.06.2010 года, изложив его в следующей редакции: п. 3.6.4 "Выделить администрации Центрального района из фонда социального использования двухкомнатную квартиру по ул. жилой площадью 29,10 кв. м, общей площадью 52,90 кв. м, обязать администрацию Центрального района города Красноярска вынести распоряжение на заключение договора социального найма жилого помещения на вышеуказанную двухкомнатную квартиру".
Требования мотивированы тем, что жилой дом N, где расположена ранее занимаемая истцами квартира N, в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, включен в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Комната площадью 16,2 кв. м в квартире N была предоставлена П.В.А. по ордеру на семью из четырех человек: мужа, жену и двух дочерей. 16.06.2010 года П.В.А. умер. В комнате проживали П.О.Э., ее две дочери П.А.В. и П.А.В. и свекровь П.Г.А., зарегистрированная в квартире с 11.05.1982 года.
В соответствии с распоряжением администрации Железнодорожного района в городе Красноярске N 457-р от 05.07.2007 г. были внесены изменения в распоряжение администрации Железнодорожного района от 10.05.2007 г. N 291-р. Пункт 1 распоряжения N 291-р от 10.05.2007 читать в редакции: "Принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении малоимущего гражданина П.В.А. и членов его семьи: П.Г.А. - мать, проживающих по адресу: ул., присвоив порядковый номер очереди - N".
В соответствии с распоряжением администрации Железнодорожного района г. Красноярска N 461-р от 06.07.2007 г. - принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении малоимущего гражданина П.О.Э. с составом семьи: П.А.В. - дочь; П.А.В. - дочь, присвоив порядковый номер очереди - N.
18.08.2010 г. П.О.Э. получила уведомление от Администрации Железнодорожного района, действующей по поручению Администрации г. Красноярска о том, что в рамках реализации региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в Красноярском крае" семье взамен аварийного жилого помещения N (одна комната) дома N предоставлено жилое помещение по адресу: ул. (одна комната жилой площадью 16,8 кв. м, общей площадью 30,5 кв. м в двухкомнатной коммунальной квартире).
Однако, до настоящего времени вопрос с предоставлением жилого помещения по нормам предоставления и о заключении договора социального найма не решен. Истцы проживают в квартире N в г. Красноярске. Они не согласны с изменением законодательства, не согласны на заключение договора социального найма на одну комнату в коммунальной квартире по полагая, что П.О.Э. и членам ее семьи должна быть предоставлена как минимум 2-комнатная квартира.
Пунктом 3.6.4 решения комиссии по распределению муниципального жилья социального и коммерческого использования от 17.06.2010 года N 12 постановлено: "Выделить администрации Центрального района из фонда социального использования одну комнату жилой площадью 16,8 кв. м (общей 30,5 кв. м) в двухкомнатной квартире N для переселения граждан из коммунальных квартир в аварийных домах".
Истцы считают, что данный пункт решения противоречит действующему законодательству и подлежит изменению и изложению в следующей редакции: "Выделить администрации Центрального района из фонда социального использования двухкомнатную квартиру N для переселения граждан из коммунальных квартир в аварийных домах".
На момент обращения в суд никому из граждан не распределена вторая комната площадью 12,3 кв. м по ул. никто в квартиру не вселялся, из УК "Континент" истцы получили квитанцию об оплате коммунальных платежей за год на обе комнаты, тем самым фактически подтверждено право истцов на оформление договора социального найма на всю квартиру.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Железнодорожного района г. Красноярска просит решение отменить, поскольку вывод суда о распространении на истцов положений ст. 57 ЖК РФ, не основан на законе.
Суд обязал администрацию города Красноярска предоставить истцам двухкомнатную квартиру со ссылкой на Постановление администрации г. Красноярска от 14.04.2005 г. N 192 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска". Однако, на момент принятия решения суда, в указанном Постановлении N 192 отсутствуют основания для предоставления нуждающимся гражданам жилого помещения в определенном количестве комнат.
Действующий Жилищный Кодекс РФ также не устанавливает норм о предоставлении определенного количества комнат гражданам при предоставлении жилья очередникам. Данный вывод суда противоречит нормам действующего законодательства.
Кроме того, судом не принято во внимание то, что семья истцов подлежит переселению в рамках программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в Красноярском крае" на 2009 год", утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 12.03.2009 г. N 113-п, в рамках реализации которой многоквартирный дом по ул. подлежит сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации, а пользователи жилых помещений будут переселены в соответствии с условиями программы.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах, установленных ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ, заслушав представителя администрации Железнодорожного района г. Красноярска П.И.Б., представителя МКУ г. Красноярска "УКС" - У., поддержавших жалобу, истца П.О.Э. и ее представителя П.А.Г., согласных с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного слушания дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире (ч. 2 ст. 89 ЖК РФ).
В силу ч. 3 ст. 89 ЖК РФ, жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, предоставление в порядке статьи 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность одновременно в общей площади вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, в жилой площади этого жилого помещения по сравнению с ранее имевшимся.
В связи с изложенным, предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по размеру общей площади жилых помещений не исключает обязанности органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений не только равнозначных по размеру общей площади, но и по размеру жилой площади, соотношением которых определяются потребительские свойства жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 этой же нормы, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Судом первой инстанции по делу установлено, что на регистрационном учете в квартире N 5 в г. Красноярске состоят: П.О.З., П.А.В., П.А.В. и П.Г.А.
Распоряжением администрации Железнодорожного района г. Красноярска N 461-р от 06.07.2007 г. П.О.Э. с семьей в составе двух дочерей П.А.В. и П.А.В. принята на учет нуждающихся в жилом помещении как малоимущий гражданин, присвоен порядковый номер N.
Распоряжением администрации Железнодорожного района г. Красноярска N 291-р от 10.05.2007 г. П.В.А. в составе семьи 1 человек принят на учет нуждающихся в жилом помещении как малоимущий гражданин, присвоен порядковый номер N.
Распоряжением администрации Железнодорожного района г. Красноярска N 457-р от 05.07.2007 г. внесены изменения в распоряжение N 291-р от 10.05.2007 г. указанием принять П.В.А. в составе семьи П.Г.А. (мать) на учет нуждающихся в жилом помещении и заключить с ними договор социального найма.
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Железнодорожного района г. Красноярска N 18 от 10.08.2010 г. истцам в рамках программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в Красноярском крае" комната жилой площадью 16,8 кв. м, общей площадью 30,5 кв. м в двухкомнатной квартире N общей площадью 52,9 кв. м, жилой - 29,0 кв. м (коммунальной квартире) в доме N распределена П.О.Э. (наниматель), П.А.В. (дочь), П.А.В. (дочь), П.Г.А. (свекровь).
Кроме того, распоряжением администрации Центрального района г. Красноярска N 857 от 23.12.2010 г. П.О.Э. в составе семьи П.А.В. (дочь), П.А.В. (дочь), П.Г.А. (свекровь) предоставлена одна комната общей площадью 30,5 кв. м, жилой 16,8 кв. м в двухкомнатной квартире N общей площадью 52,9 кв. м, жилой 29,0 кв. м в доме N.
Однако, распоряжением администрации Железнодорожного района города Красноярска N 115-р от 26.12.2011 г. (л.д. 141) П.Г.А. предоставлено жилое помещение по ул. общей площадью 11,8 кв. м, как состоящей на учете граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, то есть до предоставления ей жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ЖК РФ.
26.12.2011 г. с П.Г.А. был заключен договор найма жилого помещения в общежитии (л.д. 139 - 140).
Жилой дом N по ул. в г. Красноярске, согласно выписки из реестра муниципального жилищного фонда N 4772 от 08.09.2010 г., является муниципальной собственностью, включен в реестр 23.01.1992 г.
Согласно выписки из домовой книги и финансово-лицевому счету, нанимателем квартиры N является Муниципальное образование "Город Красноярск", на регистрационном учете по прописке-выписке никто не значится, правообладателем данной квартиры является Муниципальное образование "Город Красноярск", что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что положения ст. 89 ЖК РФ о предъявляемых к предоставляемому в связи со сносом дома жилому помещению требованиях подлежат применению с учетом положении ст. 57 ЖК РФ, устанавливающей для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае признания занимаемых ими жилых помещений непригодными для проживания и неподлежащими ремонту или реконструкции, право на получение жилых помещений вне очереди по норме предоставления жилой площади.
Учитывая, что предоставленное истцам жилое помещение не отвечает требованиям закона в части нормы обеспечения жилой площадью выселяемых лиц, поскольку в соответствии с постановлением администрации города Красноярска от 14 апреля 2005 года N 192 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории города Красноярска" на состав семьи из трех человек предоставляется двухкомнатная квартира, общая площадь жилого помещения должна составлять не менее 45 кв. м, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истцов об обязании администрации г. Красноярска предоставить истцам как семье, состоящей из трех человек, двухкомнатную квартиру общей площадью не менее 45 кв. м.
Выводы суда мотивированны и подтверждаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом тщательного судебного разбирательства, обоснованно признаны судом несостоятельными с приведением убедительных доводов в решении, с которыми судебная коллегия согласилась.
Кроме того, в обоснование доводов апелляционной жалобы представитель администрации Железнодорожного районного суда г. Красноярска не представил каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обжалуемое решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 20 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Железнодорожного района г. Красноярска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 08.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-8775/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 октября 2012 г. по делу N 33-8775/2012
Судья Голубева Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Паюсовой Е.Г.,
судей: Русанова Р.А., Елисеевой А.Л.,
при секретаре: С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Русанова Р.А. гражданское дело по иску П.О.З. ФИО16, П.А.В. ФИО17, П.А.В. ФИО18 к Администрации города Красноярска, Администрации Железнодорожного района города Красноярска, Администрации Центрального района города Красноярска о предоставлении жилого помещения в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, внесении изменений в решение комиссии по распределению жилья социального и коммерческого использования,
по апелляционной жалобе представителя администрации Железнодорожного района г. Красноярска
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 20 марта 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Красноярска предоставить двухкомнатную квартиру общей площадью не менее 45 кв. м на семью из трех человек в составе: П.О.З. ФИО19, П.А.В. ФИО20, П.А.В. ФИО21.
В остальной части в удовлетворении заявленных исковых требований отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
П.О.Э., П.А.В. и П.А.В. обратились в суд с иском к Администрации города Красноярска, Администрации Железнодорожного района г. Красноярска, Администрации Центрального района г. Красноярска и с учетом заявления об изменении исковых требований просили обязать администрацию города Красноярска предоставить им на состав семьи из 3-х человек жилое помещение - квартиру общей площадью не менее 45 кв. м в виде отдельной двухкомнатной квартиры, изменить пункт 3.6.4 решения комиссии по распределению муниципального жилья социального и коммерческого использования от 17.06.2010 года, изложив его в следующей редакции: п. 3.6.4 "Выделить администрации Центрального района из фонда социального использования двухкомнатную квартиру по ул. жилой площадью 29,10 кв. м, общей площадью 52,90 кв. м, обязать администрацию Центрального района города Красноярска вынести распоряжение на заключение договора социального найма жилого помещения на вышеуказанную двухкомнатную квартиру".
Требования мотивированы тем, что жилой дом N, где расположена ранее занимаемая истцами квартира N, в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, включен в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Комната площадью 16,2 кв. м в квартире N была предоставлена П.В.А. по ордеру на семью из четырех человек: мужа, жену и двух дочерей. 16.06.2010 года П.В.А. умер. В комнате проживали П.О.Э., ее две дочери П.А.В. и П.А.В. и свекровь П.Г.А., зарегистрированная в квартире с 11.05.1982 года.
В соответствии с распоряжением администрации Железнодорожного района в городе Красноярске N 457-р от 05.07.2007 г. были внесены изменения в распоряжение администрации Железнодорожного района от 10.05.2007 г. N 291-р. Пункт 1 распоряжения N 291-р от 10.05.2007 читать в редакции: "Принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении малоимущего гражданина П.В.А. и членов его семьи: П.Г.А. - мать, проживающих по адресу: ул., присвоив порядковый номер очереди - N".
В соответствии с распоряжением администрации Железнодорожного района г. Красноярска N 461-р от 06.07.2007 г. - принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении малоимущего гражданина П.О.Э. с составом семьи: П.А.В. - дочь; П.А.В. - дочь, присвоив порядковый номер очереди - N.
18.08.2010 г. П.О.Э. получила уведомление от Администрации Железнодорожного района, действующей по поручению Администрации г. Красноярска о том, что в рамках реализации региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в Красноярском крае" семье взамен аварийного жилого помещения N (одна комната) дома N предоставлено жилое помещение по адресу: ул. (одна комната жилой площадью 16,8 кв. м, общей площадью 30,5 кв. м в двухкомнатной коммунальной квартире).
Однако, до настоящего времени вопрос с предоставлением жилого помещения по нормам предоставления и о заключении договора социального найма не решен. Истцы проживают в квартире N в г. Красноярске. Они не согласны с изменением законодательства, не согласны на заключение договора социального найма на одну комнату в коммунальной квартире по полагая, что П.О.Э. и членам ее семьи должна быть предоставлена как минимум 2-комнатная квартира.
Пунктом 3.6.4 решения комиссии по распределению муниципального жилья социального и коммерческого использования от 17.06.2010 года N 12 постановлено: "Выделить администрации Центрального района из фонда социального использования одну комнату жилой площадью 16,8 кв. м (общей 30,5 кв. м) в двухкомнатной квартире N для переселения граждан из коммунальных квартир в аварийных домах".
Истцы считают, что данный пункт решения противоречит действующему законодательству и подлежит изменению и изложению в следующей редакции: "Выделить администрации Центрального района из фонда социального использования двухкомнатную квартиру N для переселения граждан из коммунальных квартир в аварийных домах".
На момент обращения в суд никому из граждан не распределена вторая комната площадью 12,3 кв. м по ул. никто в квартиру не вселялся, из УК "Континент" истцы получили квитанцию об оплате коммунальных платежей за год на обе комнаты, тем самым фактически подтверждено право истцов на оформление договора социального найма на всю квартиру.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Железнодорожного района г. Красноярска просит решение отменить, поскольку вывод суда о распространении на истцов положений ст. 57 ЖК РФ, не основан на законе.
Суд обязал администрацию города Красноярска предоставить истцам двухкомнатную квартиру со ссылкой на Постановление администрации г. Красноярска от 14.04.2005 г. N 192 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска". Однако, на момент принятия решения суда, в указанном Постановлении N 192 отсутствуют основания для предоставления нуждающимся гражданам жилого помещения в определенном количестве комнат.
Действующий Жилищный Кодекс РФ также не устанавливает норм о предоставлении определенного количества комнат гражданам при предоставлении жилья очередникам. Данный вывод суда противоречит нормам действующего законодательства.
Кроме того, судом не принято во внимание то, что семья истцов подлежит переселению в рамках программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в Красноярском крае" на 2009 год", утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 12.03.2009 г. N 113-п, в рамках реализации которой многоквартирный дом по ул. подлежит сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации, а пользователи жилых помещений будут переселены в соответствии с условиями программы.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах, установленных ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ, заслушав представителя администрации Железнодорожного района г. Красноярска П.И.Б., представителя МКУ г. Красноярска "УКС" - У., поддержавших жалобу, истца П.О.Э. и ее представителя П.А.Г., согласных с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного слушания дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире (ч. 2 ст. 89 ЖК РФ).
В силу ч. 3 ст. 89 ЖК РФ, жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, предоставление в порядке статьи 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность одновременно в общей площади вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, в жилой площади этого жилого помещения по сравнению с ранее имевшимся.
В связи с изложенным, предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по размеру общей площади жилых помещений не исключает обязанности органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений не только равнозначных по размеру общей площади, но и по размеру жилой площади, соотношением которых определяются потребительские свойства жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 этой же нормы, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Судом первой инстанции по делу установлено, что на регистрационном учете в квартире N 5 в г. Красноярске состоят: П.О.З., П.А.В., П.А.В. и П.Г.А.
Распоряжением администрации Железнодорожного района г. Красноярска N 461-р от 06.07.2007 г. П.О.Э. с семьей в составе двух дочерей П.А.В. и П.А.В. принята на учет нуждающихся в жилом помещении как малоимущий гражданин, присвоен порядковый номер N.
Распоряжением администрации Железнодорожного района г. Красноярска N 291-р от 10.05.2007 г. П.В.А. в составе семьи 1 человек принят на учет нуждающихся в жилом помещении как малоимущий гражданин, присвоен порядковый номер N.
Распоряжением администрации Железнодорожного района г. Красноярска N 457-р от 05.07.2007 г. внесены изменения в распоряжение N 291-р от 10.05.2007 г. указанием принять П.В.А. в составе семьи П.Г.А. (мать) на учет нуждающихся в жилом помещении и заключить с ними договор социального найма.
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Железнодорожного района г. Красноярска N 18 от 10.08.2010 г. истцам в рамках программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в Красноярском крае" комната жилой площадью 16,8 кв. м, общей площадью 30,5 кв. м в двухкомнатной квартире N общей площадью 52,9 кв. м, жилой - 29,0 кв. м (коммунальной квартире) в доме N распределена П.О.Э. (наниматель), П.А.В. (дочь), П.А.В. (дочь), П.Г.А. (свекровь).
Кроме того, распоряжением администрации Центрального района г. Красноярска N 857 от 23.12.2010 г. П.О.Э. в составе семьи П.А.В. (дочь), П.А.В. (дочь), П.Г.А. (свекровь) предоставлена одна комната общей площадью 30,5 кв. м, жилой 16,8 кв. м в двухкомнатной квартире N общей площадью 52,9 кв. м, жилой 29,0 кв. м в доме N.
Однако, распоряжением администрации Железнодорожного района города Красноярска N 115-р от 26.12.2011 г. (л.д. 141) П.Г.А. предоставлено жилое помещение по ул. общей площадью 11,8 кв. м, как состоящей на учете граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, то есть до предоставления ей жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ЖК РФ.
26.12.2011 г. с П.Г.А. был заключен договор найма жилого помещения в общежитии (л.д. 139 - 140).
Жилой дом N по ул. в г. Красноярске, согласно выписки из реестра муниципального жилищного фонда N 4772 от 08.09.2010 г., является муниципальной собственностью, включен в реестр 23.01.1992 г.
Согласно выписки из домовой книги и финансово-лицевому счету, нанимателем квартиры N является Муниципальное образование "Город Красноярск", на регистрационном учете по прописке-выписке никто не значится, правообладателем данной квартиры является Муниципальное образование "Город Красноярск", что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что положения ст. 89 ЖК РФ о предъявляемых к предоставляемому в связи со сносом дома жилому помещению требованиях подлежат применению с учетом положении ст. 57 ЖК РФ, устанавливающей для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае признания занимаемых ими жилых помещений непригодными для проживания и неподлежащими ремонту или реконструкции, право на получение жилых помещений вне очереди по норме предоставления жилой площади.
Учитывая, что предоставленное истцам жилое помещение не отвечает требованиям закона в части нормы обеспечения жилой площадью выселяемых лиц, поскольку в соответствии с постановлением администрации города Красноярска от 14 апреля 2005 года N 192 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории города Красноярска" на состав семьи из трех человек предоставляется двухкомнатная квартира, общая площадь жилого помещения должна составлять не менее 45 кв. м, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истцов об обязании администрации г. Красноярска предоставить истцам как семье, состоящей из трех человек, двухкомнатную квартиру общей площадью не менее 45 кв. м.
Выводы суда мотивированны и подтверждаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом тщательного судебного разбирательства, обоснованно признаны судом несостоятельными с приведением убедительных доводов в решении, с которыми судебная коллегия согласилась.
Кроме того, в обоснование доводов апелляционной жалобы представитель администрации Железнодорожного районного суда г. Красноярска не представил каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обжалуемое решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 20 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Железнодорожного района г. Красноярска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)