Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2720

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2012 г. по делу N 33-2720


Судья Сунцова М.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Стексова В.И.,
судей Сметаниной О.Н., Опалева О.М.,
с участием прокурора Шибановой Н.Е.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя ООО "УЖХ"
на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 18 июня 2012 года по иску прокуратуры Первомайского района г. Кирова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО "УЖХ" о понуждении к устранению нарушений пожарной безопасности,
которым постановлено:
Исковые требования прокурора Первомайского района г. Кирова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО "УЖХ" о понуждении к устранению нарушений пожарной безопасности - удовлетворить.
Обязать ООО "УЖХ" устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:
- - жилой дом, расположенный по адресу оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;
- - заключить договор на техническое обслуживание АПС с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;
- - жилой дом, расположенный по адресу оборудовать системой (установкой) оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- - систему противодымной защиты привести в исправное состояние;
- - внутренние пожарные краны оборудовать рукавами, стволами;
- - произвести проверку работоспособности внутреннего противопожарного водопровода;
- - пожарные шкафы привести в соответствие с требованиями НПБ 151-2000;
- - двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров оборудовать устройствами для самозакрывания дверей и уплотнением в притворах;
- - глухие металлические решетки на окнах заменить на распашные;
- - электрические светильники оборудовать защитными колпаками (рассеивателями).
Заслушав доклад судьи Сметаниной О.Н., судебная коллегия

установила:

Прокурор Первомайского района г. Кирова обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО "УЖХ" о понуждении к устранению нарушений пожарной безопасности. В обоснование иска указано, что прокуратурой Первомайского района с привлечением в качестве специалистов сотрудников ОНД Первомайского района г. Кирова 18.04.2012 проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении ООО "УЖХ", являющейся управляющей компанией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:. ООО "УЖХ", в нарушение требований закона, не выполняется обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности. Указанные нарушения норм и требований Правил пожарной безопасности влекут угрозу распространения пожара, затрудняют эвакуацию людей из помещений жилого дома при пожаре, чем создают угрозу жизни и здоровью людей. Просил обязать ООО "УЖХ" устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: жилой дом, расположенный по адресу:, оборудовать автоматической пожарной сигнализацией; заключить договор на техническое обслуживание АПС, с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности; жилой дом, расположенный по адресу:, оборудовать системой (установкой) оповещения и управления эвакуацией при пожаре; систему противодымной защиты привести в исправное состояние; внутренние пожарные краны оборудовать рукавами, стволами; произвести проверку работоспособности внутреннего противопожарного водопровода; пожарные шкафы привести в соответствие с требованиями НПБ 151-2000; двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров, оборудовать устройствами для самозакрывания дверей и уплотнением в притворах; глухие металлические решетки на окнах заменить на распашные; электрические светильники оборудовать защитными колпаками (рассеивателями).
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен представитель ООО "УЖХ". В апелляционной жалобе ставит требование о его отмене. В обоснование доводов указал, что на основании пп. 1 п. 2 ст. 44, п. 2 ст. 158 ЖК РФ вопрос о расходовании денежных средств, необходимых для капитального и текущего ремонта, должен решаться общим собранием собственников дома. При этом по договору N 10/56-08 от 05.03.2010 на ответчика возложена обязанность только по управлению многоквартирным домом и проведению текущего ремонта. Договором не предусмотрена обязанность ответчика проводить ремонтные работы капитального характера названного дома. Судом не принято во внимание, что собственники дома приняли решение не финансировать работы по устранению каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, соответственно денежные, средства собранные на текущий ремонт, управляющая компания не имеет права потратить на устранение выявленных недостатков. Согласно договору управляющая компания имеет право производить те работы, которые согласованы в предусмотренном законом порядке.
В судебном заседании представитель ответчика ООО "УЖХ" С. доводы жалобы поддержала. Указала, что согласно постановления Госстроя от 01.09.77 года, система автоматической пожарной сигнализации должна быть установлена только в общежитиях. То есть, на момент строительства жилого дома, система пожарной сигнализации вообще не была предусмотрена. При совместном выходе 12.09.2012 не обнаружили ни пожарной сигнализации, ни шахт, ни систем вентиляции, ни следов их демонтажа. В данном случае прокурор просит произвести полную модернизацию. Проектная документация и акты ввода дома в эксплуатацию не сохранились, представить не могут.
Представитель Отдела надзорной деятельности г. Кирова Главного управления МЧС России по Кировской области Б. суду пояснил, что из материалов предыдущих проверок видно, что в данном жилом доме ранее имелась АУПС. Необходимость наличия автоматической пожарной сигнализации обусловлена требованиями СНиП II-Л.1-71 "Жилые здания. Нормы проектирования". Так пунктом 5.24 нормы установлено, что в здании высотой десять этажей и более для удаления дыма и поэтажных коридоров и холлов необходимо предусматривать устройство вентиляционных шахт с принудительной вытяжкой и клапанами на каждом этаже. Открывание клапанов и включение вентиляторов предусматривается автоматически от специальных датчиков. Имеется в виду датчики, извещатели, регулирующие на опасные факторы пожара. Система оповещения должна включать извещатели, которые информируют людей о пожаре. Извещатели должны быть первого типа, при котором необходим простой звуковой сигнал. Системы дымоудаления должны включать шахты, извещатели, клапаны. В данном случае ничего обнаружено не было. Так же при проверке 12.09.2012 пожарные рукава не были обнаружены. Они должны находиться в пожарных шкафах.
В суде апелляционной инстанции прокурор Шибанова Н.Е. частично отказалась от исковых требований об обязании ООО "УЖХ" устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- заключить договор на техническое обслуживание АПС, с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;
- пожарные шкафы привести в соответствие с требованиями НПБ 151-2000;
- глухие металлические решетки на окнах заменить на распашные.
Отказ принят судом, производство по делу в этой части прекращено, о чем вынесено соответствующее определение.
Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что прокуратурой Первомайского района г. Кирова с привлечением в качестве специалистов сотрудников ОНД Первомайского района г. Кирова 18.04.2012 проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении ООО "УЖХ", являющегося управляющей компанией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:. По результатам проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности в жилом доме:
- здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, в нарушение п. 3 ППБ 01-03; п. 6.2 табл. 1 НПБ 110-03;
- не заключен договор на техническое обслуживание АПС, с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, в нарушение п. 3, 34, 96, 98 ППБ 01-03;
- здание не оборудовано системой (установкой) оповещения и управления эвакуацией при пожаре, в нарушение п. 3 ППБ 01-03; п. 19 табл. 2 НПБ 104-03;
- система противодымной защиты находится в неисправном состоянии, в нарушение п. 34 ППБ 01-03;
- внутренние пожарные краны не оборудованы рукавами, стволами, в нарушение п. 91 ППБ 01-03;
- не произведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода, в нарушение п. 89 ППБ 01-03;
- пожарные шкафы выполнены не в соответствии с требованиями НПБ 151-2000, в нарушение п. 4.4 НПБ 151-2000;
- двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров не оборудованы устройствами для самозакрывания дверей и уплотнением в притворах, в нарушение п. 34 ППБ 01-03;
- имеются глухие не распашные металлические решетки на окнах, в нарушение п. 40 ППБ 01-03;
- не все электрические светильники оборудованы защитными колпаками (рассеивателями), в нарушение п. 60 ППБ 01-03.
В суде апелляционной инстанции прекращено производство по исковым требованиям об обязании ООО "УЖХ" устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- заключить договор на техническое обслуживание АПС, с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;
- пожарные шкафы привести в соответствие с требованиями НПБ 151-2000;
- глухие металлические решетки на окнах заменить на распашные.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Установлено, что дом, в котором выявлены нарушения, является многоквартирным.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Часть 1.1 указанной статьи говорит о том, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности
В соответствии с п. 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно п. 11 данных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как установлено ООО "УЖХ" осуществляет управление многоквартирным домом N, на основании договора управления многоквартирным домом N от 05.03.2010 года.
Приложением N 2 к договору в обязательный перечень работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома входит организация работ по профилактике и предупреждению пожаров, инфекционных заболеваний в жилом фонде по выполнению предписаний управляющей компании, надзорных органов, администрации города Кирова и района (п. 4).
Следовательно, на ООО "УЖХ" лежит обязанность содержать общее имущество собственников дома в пределах сумм, поступивших от них, в том числе, выполнять требования норм пожарной безопасности по приведению этого имущества в соответствие с действующими нормами.
В процессе рассмотрения дела выяснилось, что часть работ представляет собой не содержание уже имеющегося оборудования, а установку его вновь. Так, в частности, прокурор просит обязать ответчика выполнить работы по оборудованию подъездов, подвала автоматической пожарной сигнализацией; оборудовать системой (установкой) оповещения и управления эвакуацией при пожаре.
Из материалов дела следует, что дом по адресу: был введен в эксплуатацию в 1980 году.
На тот момент действовали СНиП II-Л.1-71 "Жилые здания. Нормы проектирования", которые не предусматривали при проектировании жилых домов установку автоматической пожарной сигнализации.
Ссылка представителя Главного управления МЧС России по Кировской области П. на п. 5.24 данного СНиПа не может быть принята во внимание, поскольку данный пункт говорит об устройстве системы удаления дыма из поэтажных коридоров и холлов. Необходимость автоматической пожарной сигнализации в жилых домах была обозначена Постановлением Госстроя СССР от 01.09.1977 N 137 путем внесения дополнений в п. 10 примечания к таблице 8 "Состав и площади подсобных помещений культурно-бытового обслуживания в общежитиях".
В соответствии с п. 5.41 СНиП II-Л.1-71 в зданиях высотой более 5 этажей следовало предусматривать аварийное освещение путей эвакуации.
В настоящее время прокурор заявляет требование об оборудовании здания системой (установкой) оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствие с требованиями НПБ 104-03.
Нормами пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 (п. 4.1, п. 5.1) предусмотрено несколько типов СОУЭ (система оповещения и управления эвакуацией), в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик.
Так, в здании по необходимо установление СОУЭ со следующими характеристиками: звуковым способом оповещения (сирена, тонированный сигнал и др.). При этом в силу п. 3.3, п. 3.6 СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения или предусматривать полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения.
Из вышеизложенного следует, что прокурор заявляет требования о модернизации указанных выше систем силами ООО "УЖХ".
В соответствии с п. 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в Приложении N 8.
Из указанного приложения следует, что устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления относится к модернизации жилых зданий, а соответственно к работам по капитальному ремонту. По мнению коллегии, модернизацией следует считать и устройство СОУЭ с новыми современными характеристиками.
В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Согласно представленному локальному сметному расчету от 27.05.2012 стоимость установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре составляет руб.
Из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: от 28.05.2012 следует, что собственниками рассматривался вопрос о необходимости финансирования работ по оборудованию здания автоматической пожарной сигнализацией; оборудованию системой (установкой) оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Собственники отказались финансировать данные работы.
Следовательно, решение суда подлежит отмене в части возложения на ООО "УЖХ" обязанности устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:
- - жилой дом, расположенный по адресу оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;
- - жилой дом, расположенный по адресу оборудовать системой (установкой) оповещения и управления эвакуацией при пожаре.
Что касается остальных требований прокурора Первомайского района г. Кирова, то по мнению коллегии сформулированные в них виды работ обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Система дымоудаления из поэтажных коридоров и холлов в зданиях, высотой 10 этажей и более; механизмы самозакрывания дверей, ведущих на балконы и лоджии, к лифтовым холлам; противопожарный водопровод; пожарные рукава и стволы были предусмотрены законодательством, действующим на момент постройки дома (п. 5.24, п. 5.43 СНиП II-Л.1-71 "Жилые здания. Нормы проектирования", п. 4.24 СНиП II-30-76), а соответственно, должны быть приведены в надлежащее состояние. Утрата их в результате длительной эксплуатации дома не освобождает собственников от их восстановления, приведения в надлежащее состояние для соблюдения противопожарного режима в настоящее время. Поскольку содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями норм пожарной безопасности лежит на ООО "УЖХ", решение суда в данной части обоснованно и законно.
Довод представителя ООО "УЖХ" об отмене с 22.07.2012 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 не может быть принят во внимание, поскольку на момент вынесения решения судом нормы ППБ 01-03 действовали. Более того, были введены в действия Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ 25.04.2012 N 390, которые частично повторили требования ППБ 01-03.
На основании вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы являются обоснованными в части незаконности возложения на ООО "УЖХ" обязанности оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой (установкой) оповещения и управления эвакуацией при пожаре жилой дом, расположенный по адресу. Решение в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения.
В остальной части, за исключением требований по которым принят отказ от иска, вынесенное решение соответствует нормам материального права и обоснованно.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда Кировской области от 18 июня 2012 года отменить в части возложения на ООО "УЖХ" обязанности:
- жилой дом, расположенный по адресу оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;
- системой (установкой) оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В остальной части решение суда оставить без изменения, жалобу представителя ООО "УЖХ" без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)