Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2460/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 октября 2012 г. по делу N 33-2460/2012


Судья Назарова В.А.
Докладчик Фролова Е.М.

15 октября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе: председательствующего Брик Г.С., судей Фроловой Е.М. и Поддымова А.В., при секретаре Т., рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации г. Ельца на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 06 августа 2012 года, которым постановлено:
"Заявленные исковые требования Р. ФИО10 к администрации г. Ельца об обязании оказания надлежащих коммунальных услуг и замены оборудования, удовлетворить.
Обязать администрацию г. Ельца произвести замену прибора учета электрической энергии, расположенного на лестничной площадке в распределительном щите, класса точности 2,0 и выше, а также санитарно-технического оборудования - ванны в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования Р. ФИО11 к Обществу с ограниченной ответственностью "РЖК-Люкс", Комитету коммунального хозяйства администрации г. Ельца, Муниципальному бюджетному учреждению "Аварийно-спасательная служба" г. Ельца, Открытому акционерному обществу "Липецкая энергосбытовая компания" оставить без удовлетворения. Взыскать с администрации города Ельца в пользу Р. ФИО12 расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей". Заслушав доклад судьи Фроловой Е.М., судебная коллегия

установила:

Р.А. обратился в суд с иском к администрации г. Ельца о замене ванной в связи с истечением срока службы, а также прибора учета электроэнергии на более высокий по классу точности, ссылаясь на то, что он является нанимателем в и проживает по вышеуказанному адресу с 1984 года, с момента сдачи дома в эксплуатацию. За все это время в квартире ни сантехническое оборудование, при приборы учета наймодателем не менялись. Просил установить срок исполнения решения суда не более одного месяца.
К участию в деле привлечены в качестве соответчиков ООО "РЖК-Люкс"; Муниципальное бюджетное учреждение "Аварийно-спасательная служба" г. Ельца, Комитет по коммунальному хозяйству администрации г. Ельца, третьих лиц (ст. 43 ГПК РФ) ОАО "Липецкая энергосбытовая компания", Р.Н.
Представитель ответчика администрации г. Ельца возражал против иска, ссылаясь на то, что администрация г. Ельца не является надлежащим ответчиком. В целях решения вопросов местного значения администрацией г. Ельца создан Комитет по коммунальному хозяйству администрации г. Ельца, который является самостоятельным юридическим лицом и в его функции входит контроль за качеством обеспечения населения коммунальными услугами, ремонт и содержание объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, организация снабжения населения коммунальными услугами. Кроме того, жилой изъят из хозяйственного ведения и снят с баланса МУЖЭРП г. Ельца в 2008 году, передан на обслуживание ООО "РЖК-Люкс". Квартира N <...> является объектом муниципальной собственности, передана в оперативное управление на баланс МБУ "АСС" в 2009 году. Указанные организации являются надлежащими ответчиками по делу.
Представитель ответчика Комитета по коммунальному хозяйству администрации г. Ельца (далее Комитет) иск не признал и пояснил, что муниципальные квартиры находятся в реестре комитета имущественных и земельных отношении администрации г. Ельца и состоят на балансе МБУ "АСС". В функции Комитета входит обеспечение содержания и ремонта объектов жилищного фонда, то есть капитальный ремонт, а замена прибора учета и ванны не относится к капитальному ремонту, поэтому Комитет не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика ООО "РЖК-Люкс" иск не признала, указав, что управляющая компания надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку обслуживает только общее имущество многоквартирного дома. Индивидуальный прибор учета электроэнергии, а также сантехническое оборудование, находящиеся в квартире истца, не входят в состав общедомового имущества. Индивидуальный счетчик и ванна является собственностью владельца жилого помещения и обязанность по содержанию и замене указанного оборудования возложена на собственника квартиры - администрацию г. Ельца.
Представитель МБУ "Аварийно-спасательная служба" г. Ельца в суд не явился.
Третье лицо Р.Н. просила иск удовлетворить.
Суд постановил решение, которым удовлетворил иск в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик администрация г. Ельца просила решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неверное распределение ответственности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, письменные возражения истца, судебная коллегия считает необходимым в интересах законности выйти за пределы доводов жалобы и решение суда отменить в части.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором - ст. 210 ГК РФ.
Исходя из содержания ст. ст. 60 - 67 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Наймодатель имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги и обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, в том числе осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и(или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.
Наниматель имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг; обязан поддерживать надлежащее состояние жилого помещения и проводить текущий ремонт жилого помещения.
Согласно приложению N 8 к Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", п. 3.8 МДС 81-35.2004, утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 г. N 15/1, к капитальному ремонту зданий и сооружений отнесены работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом, разрушением на более долговечные и экономические, улучшающие их эксплуатационные показатели, проведение полной замены существующих систем центрального отопления горячего и холодного водоснабжения (в том числе с обязательным применением модернизирующих отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика, установка поквартальных счетчиков горячей и холодной воды при замене сетей); замена внутриквартирных инженерных сетей.
Из "Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 Р), действующего с 01.07.1989 г., следует, что максимальные эффективные сроки службы ванн стальных - 25 лет.
Согласно абз. 2 подп. "е" п. 4 "Типового договора социального найма жилого помещения", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 г. N 315, Перечню работ по ремонту квартиры, выполняемых за счет средств нанимателей, утвержденному приказом Госкомархитектуры при Госстрое от 23.11.1988 г. N 312 (приложение N 8 ВСН), Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 г. (приложение N 3) к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения), а также замена умывальников, моек, раковин, полотенцесушилок, замена унитазов всех видов
Из материалов дела следует, что в является муниципальной собственностью, нанимателем квартиры является Р.А., также в квартире зарегистрирована Р.Н.
Жилой дом, в котором расположена квартира, сдан в эксплуатацию в 1984 г.
01.12.1997 г. между ЖЭУ N 2 МЖЭРП и Р.А. заключен договор социального найма, по условиям договора (п. 6) наймодатель обязан в соответствии с правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилого фонда систематически производить осмотр жилых помещений и профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, обеспечивать бесперебойную работу сантехнического и иного оборудования, своевременно заменять вследствие нормального износа основные конструкции дома, ремонтировать сантехническое и иное оборудование.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.05.2005 г. N 315, договоры социального найма жилого помещения, заключенные до вступления в силу данного Постановления, переоформлению не подлежат.
Тот факт, что ванна в квартире истца пришла в негодность в связи с истечением сроков эксплуатации, замена сантехнического оборудования с 1984 г. в квартире не производилась, стороны не оспаривают.
Судебная коллегия считает довод жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет по коммунальному хозяйству администрации г. Ельца - несостоятельным.
В соответствии с договором социального найма от 01.12.1997 г. управомоченным собственником лицом в качестве наймодателя являлось ЖЭУ N 2 МЖЭРП.
Уставом МУЖЭРП г. Ельца по состоянию на 2003 г. предусмотрено, что данное предприятие является коммерческой организацией и оказывает услуги по ремонту за плату.
Согласно Положению о Комитете по коммунальному хозяйству Комитет является отраслевым органом администрации г. Ельца, его задачами является оперативный контроль за техническим состоянием и эксплуатацией жилых зданий, организация содержания муниципального жилищного фонда. Перечень функций Комитета (п. 3) не содержит обязанность по замене и ремонту оборудования в конкретном жилом помещении, а сводится к организационным мероприятиям - подготовка сводных планов в части взаимоотношений организаций, в том числе по ассигнованиям по содержанию, текущему и капитальному ремонтам жилья (п. 3.21). Полномочия наймодателя по отношению к муниципальному жилому фонду не переданы.
Из устава МБУ "АСС" следует, что целью и предметом деятельности учреждения является организация деятельности аварийно-спасательной службы и проведение аварийно-спасательных работ на территории г. Ельца, к неосновным видам деятельности относятся деятельность по заключению договоров социального найма муниципального жилья от имени собственника, содержание жилого муниципального фонда.
Вместе с тем, из объяснений представителя администрации г. Ельца усматривается, что в 2008 г. жилой в изъят из хозяйственного ведения и снят с баланса МУЖЭРП г. Ельца, в 2009 г. квартира N <...> передана в оперативное управление на баланс МБУ "АСС", однако письменных доказательств замены управомоченного лица (наймодателя) в соответствии с требованиями жилищного законодательства суду не представлено.
Коль скоро наймодатель, а при его отсутствии, собственник, несет ответственность перед нанимателем, следовательно, суд правомерно возложил обязанность по замене ванны на администрацию г. Ельца как собственника квартиры с учетом условий договора от 01.12.1997 г.
Что касается решения суда о замене прибора индивидуального учета электроэнергии, то в данной части решение суда подлежит отмене.
В силу п.п. 2, 3 ст. 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
В соответствии со ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов является обязательным. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи приборов учета с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно абз. 1 п. 138 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и(или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
Из материалов дела следует, что квартира истца обеспечена индивидуальным счетчиком электроэнергии более низкого класса точности.
В силу п. 13 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
На основании подп. 2 п. 2, п. 8 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и(или) нежилого помещения (квартиры).
Внешней границей электросетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В соответствии с Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. N 307 и Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") установка индивидуального прибора учета электроэнергии, соответствующего требованиям законодательства РФ, с целью определения объема потребленных коммунальных ресурсов и соответствующей оплаты предоставленной услуги является правом потребителя.
При отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).
Установлено, что истец коммунальную услугу - электроэнергию получает, соответственно, собственник жилого помещения обеспечил готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем.
Согласно вышеназванному перечню работ ремонт и замена внутриквартирного инженерно-технического оборудования относится к текущему ремонту, производимому за счет нанимателя.
Таким образом, замена индивидуального прибора учета более высокого класса точности обязанностью собственника жилого помещения не является, поскольку связана не с предоставлением, а с потреблением энергоресурсов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение суда в данной части отменить и постановить новое об отказе в иске о замене электросчетчика.
Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Елецкого городского суда Липецкой области от 06 августа 2012 г. отменить в части и постановить новое, которым Р. ФИО13 в иске к администрации г. Липецка о возложении обязанности произвести замену прибора учета электрической энергии, расположенного на лестничной площадке в распределительном щите, класса точности 2,0 и выше - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика администрации г. Липецка без - удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)