Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Астапенко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании недействующим в части положения об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета, потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителями услуг по показаниям приборов учета, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 25 декабря 2003 года N 261,
постановлением правительства Ленинградской области от 25 декабря 2003 года N 261 "Об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителями услуг по их показаниям" утверждено положение об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета, потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителями услуг по показаниям приборов учета (далее - Положение).
Указанный нормативный акт опубликован 16 марта 2004 года в бюллетене "Вестник правительства Ленинградской области", N 8, и в соответствии с пунктом 5 статьи 39 областного закона Ленинградской области от 27 октября 1994 года N 6-оз "Устав Ленинградской области", статьей 10 областного закона Ленинградской области от 13 декабря 2001 года N 71-оз "О порядке подписания, опубликования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Ленинградской области" (в редакции, действовавшей по состоянию на 25 декабря 2003 года) вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, то есть с 26 марта 2004 года. В настоящее время действует в редакции постановлений правительства Ленинградской области от 11 октября 2004 года N 221, от 11 августа 2010 года N 208.
П., являясь потребителем жилищно-коммунальных услуг, производящим оплату коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению по показаниям индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг, обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 4.10 и 4.11 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы противоречат пункту 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, относящему установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, и пункту 24 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которому исполнитель вправе произвести расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг лишь в случае неоднократного отказа потребителя в допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета или распределителей. Указал, что оспариваемые нормы нарушают его права, поскольку возлагают на потребителя обязанность оплачивать коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению в завышенном размере. В сентябре 2011 года ему начислена плата за услуги водоснабжения и водоотведения исходя из расчета нормативов потребления коммунальных услуг, а после предъявления претензии ему в октябре 2011 года произведен перерасчет платы исходя из показаний его индивидуальных приборов учета.
П., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель правительства и губернатора Ленинградской области Я., ссылаясь на то, что оспариваемые нормы федеральному законодательству не противоречат, против удовлетворения заявления возражала. Указала, что пунктами 4.10, 4.11 Положения и пунктом 24 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, регулируются различные правоотношения; возможность расчета размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг допускается указанными Правилами, а потому и правительство Ленинградской области вправе установить применение такого расчета. Оспариваемые нормы прав заявителя не нарушают, поскольку после предъявления им показаний индивидуальных приборов учета перерасчет платы за водоснабжение и водоотведение, начисленной в сентябре 2011 года исходя из нормативов потребления, в соответствии с подпунктом "г" пункта 24 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, ему произведен.
Выслушав объяснения представителя правительства и губернатора Ленинградской области Я., заключение прокурора Астапенко С.А., полагавшего, что заявление должно быть удовлетворено, суд находит заявление П. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из пунктов 1.1, 1.2 положения об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета, потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителями услуг по показаниям приборов учета, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 25 декабря 2003 года N 261, следует, что Положение формирует основные правила установки и эксплуатации (технического обслуживания) индивидуальных и коллективных (домовых) приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа, регулирует порядок оплаты потребителями услуг по показаниям приборов учета и разработано в целях защиты интересов и прав потребителей и поставщиков коммунальных услуг и регулирования отношений между поставщиками услуг (ресурсоснабжающими организациями), управляющими компаниями по обслуживанию многоквартирных жилых домов и потребителями услуг (юридическими и физическими лицами) в части оплаты потребителями коммунальных услуг на основании показаний приборов учета.
В разделе 4 Положения регламентированы вопросы учета потребления и установлен порядок оплаты коммунальных услуг по показаниям приборов учета потребления коммунальных услуг.
Так, пунктом 4.10 Положения установлено, что если потребитель по каким-либо причинам не вписал показания индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг в оплаченную квитанцию, то в следующем за отчетным месяце потребителю предъявляется к оплате сумма, рассчитанная исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В пункте 4.11 предусмотрено, что если потребителем не произведена оплата за жилищно-коммунальные услуги за отчетный период, то в следующем за отчетным месяце потребителю предъявляется к оплате сумма, рассчитанная исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом начисленных в установленном органом местного самоуправления порядке пеней.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитываются исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1 Правил).
Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 Правил).
Пунктом 16 Правил установлено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что в случае неоднократного (2 и более раза) отказа потребителем в допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета или распределителей:
а) исполнитель направляет потребителю (в письменной форме) или вручает под роспись извещение о необходимости сообщить об удобных для потребителя дате и времени снятия в течение месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей в соответствии с подпунктом "г" пункта 50 и подпунктом "е" пункта 52 настоящих Правил, а также о последствиях бездействия потребителя;
б) потребитель обязан в течение недели со дня получения извещения, указанного в подпункте "а" настоящего пункта, сообщить (в письменной форме) исполнителю о дате и времени снятия в течение месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей;
в) при невыполнении потребителем обязанностей, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, исполнитель вправе произвести расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил и приложением N 2 к настоящим Правилам, начиная с месяца, в котором была проведена последняя проверка правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета или распределителей, их исправности, а также целостности на них пломб.
Таким образом, из приведенных нормативных положений федерального уровня следует, что исполнитель вправе произвести расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг только в случае неоднократного (2 и более раза) отказа потребителя в допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета или распределителей.
Между тем, правительством Ленинградской области в пункте 4.10 Положения установлен иной порядок оплаты коммунальных услуг по показаниям приборов учета потребления коммунальных услуг, отличный от порядка, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг, имеющими большую юридическую силу.
Пункт 4.11 Положения допускает возможность предъявления исполнителем к оплате суммы, рассчитанной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом начисленной в установленном органом местного самоуправления порядке пеней в следующем за отчетным месяце в случае, если потребителем не произведена оплата за жилищно-коммунальные услуги за отчетный период, в том числе рассчитанная и предъявленная на основании пункта 4.10 Положения.
Анализ Правил свидетельствует о том, что Правительством Российской Федерации исполнитель не наделен полномочиями по предъявлению к оплате суммы, рассчитанной исходя из нормативов потребления, с учетом начисленных в установленном органом местного самоуправления порядке пеней в случае, если потребителем не произведена оплата за коммунальные услуги в отчетный период.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и(или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Следовательно, и в пункте 4.11 Положения правительством Ленинградской области осуществлено правовое регулирование, противоречащее федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Доводы представителя правительства и губернатора Ленинградской области о том, что нормы, оспариваемые П., не нарушают его прав и законных интересов, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Следовательно, суду предоставлено право признания нормативного правового акта недействующим полностью или в части не только со дня его принятия, но и иного указанного судом времени.
П. считает, что оспариваемые нормативные положения подлежат признанию недействующими со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Между тем, из пояснений представителя правительства и губернатора Ленинградской области Я. и из материалов дела следует, что до вынесения судебного решения оспариваемые нормы применялись, а потому действовали, в связи с чем, имеются основания для признания их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно пункту 3 Правил потребитель - это гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, тогда как в силу пункта 1.3 Положения потребитель (конечный потребитель) - это физическое или юридическое лицо, использующее для бытовых (личных) нужд или в целях дальнейшей передачи другим лицам (конечным потребителям) услуг тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения.
В связи с этим, следует признать пункты 4.10 и 4.11 Положения недействующими в отношении потребителей - граждан, использующих коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 251 - 253 ГПК Российской Федерации, суд
заявление П. удовлетворить.
Признать пункты 4.10, 4.11 положения об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета, потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителями услуг по показаниям приборов учета, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 25 декабря 2003 года N 261, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в отношении потребителей - граждан, использующих коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.11.2011 ПО ДЕЛУ N 3-72/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2011 г. по делу N 3-72/2011
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Астапенко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании недействующим в части положения об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета, потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителями услуг по показаниям приборов учета, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 25 декабря 2003 года N 261,
установил:
постановлением правительства Ленинградской области от 25 декабря 2003 года N 261 "Об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителями услуг по их показаниям" утверждено положение об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета, потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителями услуг по показаниям приборов учета (далее - Положение).
Указанный нормативный акт опубликован 16 марта 2004 года в бюллетене "Вестник правительства Ленинградской области", N 8, и в соответствии с пунктом 5 статьи 39 областного закона Ленинградской области от 27 октября 1994 года N 6-оз "Устав Ленинградской области", статьей 10 областного закона Ленинградской области от 13 декабря 2001 года N 71-оз "О порядке подписания, опубликования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Ленинградской области" (в редакции, действовавшей по состоянию на 25 декабря 2003 года) вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, то есть с 26 марта 2004 года. В настоящее время действует в редакции постановлений правительства Ленинградской области от 11 октября 2004 года N 221, от 11 августа 2010 года N 208.
П., являясь потребителем жилищно-коммунальных услуг, производящим оплату коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению по показаниям индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг, обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 4.10 и 4.11 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы противоречат пункту 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, относящему установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, и пункту 24 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которому исполнитель вправе произвести расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг лишь в случае неоднократного отказа потребителя в допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета или распределителей. Указал, что оспариваемые нормы нарушают его права, поскольку возлагают на потребителя обязанность оплачивать коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению в завышенном размере. В сентябре 2011 года ему начислена плата за услуги водоснабжения и водоотведения исходя из расчета нормативов потребления коммунальных услуг, а после предъявления претензии ему в октябре 2011 года произведен перерасчет платы исходя из показаний его индивидуальных приборов учета.
П., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель правительства и губернатора Ленинградской области Я., ссылаясь на то, что оспариваемые нормы федеральному законодательству не противоречат, против удовлетворения заявления возражала. Указала, что пунктами 4.10, 4.11 Положения и пунктом 24 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, регулируются различные правоотношения; возможность расчета размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг допускается указанными Правилами, а потому и правительство Ленинградской области вправе установить применение такого расчета. Оспариваемые нормы прав заявителя не нарушают, поскольку после предъявления им показаний индивидуальных приборов учета перерасчет платы за водоснабжение и водоотведение, начисленной в сентябре 2011 года исходя из нормативов потребления, в соответствии с подпунктом "г" пункта 24 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, ему произведен.
Выслушав объяснения представителя правительства и губернатора Ленинградской области Я., заключение прокурора Астапенко С.А., полагавшего, что заявление должно быть удовлетворено, суд находит заявление П. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из пунктов 1.1, 1.2 положения об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета, потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителями услуг по показаниям приборов учета, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 25 декабря 2003 года N 261, следует, что Положение формирует основные правила установки и эксплуатации (технического обслуживания) индивидуальных и коллективных (домовых) приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа, регулирует порядок оплаты потребителями услуг по показаниям приборов учета и разработано в целях защиты интересов и прав потребителей и поставщиков коммунальных услуг и регулирования отношений между поставщиками услуг (ресурсоснабжающими организациями), управляющими компаниями по обслуживанию многоквартирных жилых домов и потребителями услуг (юридическими и физическими лицами) в части оплаты потребителями коммунальных услуг на основании показаний приборов учета.
В разделе 4 Положения регламентированы вопросы учета потребления и установлен порядок оплаты коммунальных услуг по показаниям приборов учета потребления коммунальных услуг.
Так, пунктом 4.10 Положения установлено, что если потребитель по каким-либо причинам не вписал показания индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг в оплаченную квитанцию, то в следующем за отчетным месяце потребителю предъявляется к оплате сумма, рассчитанная исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В пункте 4.11 предусмотрено, что если потребителем не произведена оплата за жилищно-коммунальные услуги за отчетный период, то в следующем за отчетным месяце потребителю предъявляется к оплате сумма, рассчитанная исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом начисленных в установленном органом местного самоуправления порядке пеней.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитываются исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1 Правил).
Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 Правил).
Пунктом 16 Правил установлено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что в случае неоднократного (2 и более раза) отказа потребителем в допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета или распределителей:
а) исполнитель направляет потребителю (в письменной форме) или вручает под роспись извещение о необходимости сообщить об удобных для потребителя дате и времени снятия в течение месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей в соответствии с подпунктом "г" пункта 50 и подпунктом "е" пункта 52 настоящих Правил, а также о последствиях бездействия потребителя;
б) потребитель обязан в течение недели со дня получения извещения, указанного в подпункте "а" настоящего пункта, сообщить (в письменной форме) исполнителю о дате и времени снятия в течение месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей;
в) при невыполнении потребителем обязанностей, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, исполнитель вправе произвести расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил и приложением N 2 к настоящим Правилам, начиная с месяца, в котором была проведена последняя проверка правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета или распределителей, их исправности, а также целостности на них пломб.
Таким образом, из приведенных нормативных положений федерального уровня следует, что исполнитель вправе произвести расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг только в случае неоднократного (2 и более раза) отказа потребителя в допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета или распределителей.
Между тем, правительством Ленинградской области в пункте 4.10 Положения установлен иной порядок оплаты коммунальных услуг по показаниям приборов учета потребления коммунальных услуг, отличный от порядка, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг, имеющими большую юридическую силу.
Пункт 4.11 Положения допускает возможность предъявления исполнителем к оплате суммы, рассчитанной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом начисленной в установленном органом местного самоуправления порядке пеней в следующем за отчетным месяце в случае, если потребителем не произведена оплата за жилищно-коммунальные услуги за отчетный период, в том числе рассчитанная и предъявленная на основании пункта 4.10 Положения.
Анализ Правил свидетельствует о том, что Правительством Российской Федерации исполнитель не наделен полномочиями по предъявлению к оплате суммы, рассчитанной исходя из нормативов потребления, с учетом начисленных в установленном органом местного самоуправления порядке пеней в случае, если потребителем не произведена оплата за коммунальные услуги в отчетный период.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и(или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Следовательно, и в пункте 4.11 Положения правительством Ленинградской области осуществлено правовое регулирование, противоречащее федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Доводы представителя правительства и губернатора Ленинградской области о том, что нормы, оспариваемые П., не нарушают его прав и законных интересов, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Следовательно, суду предоставлено право признания нормативного правового акта недействующим полностью или в части не только со дня его принятия, но и иного указанного судом времени.
П. считает, что оспариваемые нормативные положения подлежат признанию недействующими со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Между тем, из пояснений представителя правительства и губернатора Ленинградской области Я. и из материалов дела следует, что до вынесения судебного решения оспариваемые нормы применялись, а потому действовали, в связи с чем, имеются основания для признания их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно пункту 3 Правил потребитель - это гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, тогда как в силу пункта 1.3 Положения потребитель (конечный потребитель) - это физическое или юридическое лицо, использующее для бытовых (личных) нужд или в целях дальнейшей передачи другим лицам (конечным потребителям) услуг тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения.
В связи с этим, следует признать пункты 4.10 и 4.11 Положения недействующими в отношении потребителей - граждан, использующих коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 251 - 253 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
заявление П. удовлетворить.
Признать пункты 4.10, 4.11 положения об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета, потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителями услуг по показаниям приборов учета, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 25 декабря 2003 года N 261, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в отношении потребителей - граждан, использующих коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.
Судья
Е.В.Шадрина
Е.В.Шадрина
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)