Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Черкасова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Л.И. Костиной
и судей областного суда О.Б. Спрыгиной, И.Б. Ожеговой
при секретаре Х.
с участием прокурора Э.М. Дюсенбеевой
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Спрыгиной О.Б. дело по апелляционной жалобе администрации МО "Красноярский сельсовет" на решение Красноярского районного суда Астраханской области от 18 июня 2012 года по делу по иску прокурора Красноярского района Астраханской области в интересах А., Б., М., Е., З. к администрации МО "Красноярский сельсовет" о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
установила:
Прокурор Красноярского. района обратился в суд с иском в интересах А., Б., М., Е., З., в котором просит предоставить их семьям благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, в соответствии с требованиями жилищного законодательства, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований, прокурор указал, что семьи А., Б., М., Е., З. проживают по договорам социального найма в квартирах (кв. N) многоквартирного, в. Жилые помещения находятся в муниципальной собственности МО "Красноярский сельсовет". Распоряжением главы МО "Красноярский сельсовет" от ДД.ММ.ГГГГ N -р данный многоквартирный дом признан аварийным и не пригодным для проживания. На основании ст. ст. 14, 19, ст. 57 ч. 2 п. 1, ст. ст. 85, 87, 89 ЖК РФ и ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" на администрацию МО "Красноярский сельсовет" возложена обязанность по внеочередному обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени семьям истцов не предоставлены благоустроенные жилые помещения по договору социального найма.
В судебном заседании прокурор Красноярского района Астраханской области и А., Б., М., Е., З. исковые требования поддержали.
Представители ответчика администрации МО "Красноярский сельсовет" к судебном заседании согласились с требованием о предоставлении истцу жилого помещения в связи с переселением из аварийного дома, но указали, что заявленный прокурором срок предоставления до ДД.ММ.ГГГГ является неисполнимым, поскольку строительство жилья согласно заключенным администрацией контрактам должно быть завершено к ДД.ММ.ГГГГ, но предоставить жилые помещения они могут к ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Красноярского районного суда Астраханской области от 18 июня 2012 г. исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд обязал администрацию Муниципального образования "Красноярский сельсовет" в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить по договорам социального найма благоустроенные жилые помещения в соответствии с требованиями жилищного законодательства А. на состав семьи из 4 человек, Б. на состав семьи из 4 человек, М. на состав семьи 2 человека, Е. на состав семьи 2 человека, З. на состав семьи из 3 человек.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО "Красноярский сельсовет" ставит вопрос об отмене решения суда в части срока его исполнения, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения норм материального и процессуального права.
На заседание судебной коллегии, Е., Б., извещенные в установленном законом порядке, не явились, о причине неявки суд не уведомили, на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ жалоба по существу рассмотрена коллегией в их отсутствии.
Заслушав представителей администрации Муниципального образования "Красноярский сельсовет" М.А., С., поддержавших доводы жалобы, прокурора Дюсенбееву Э.М., А., М., З., возражавших против ее удовлетворения, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституцией России каждому гражданину гарантировано его право на жилище.
В силу статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между УМП "Красноярржилкоммунхоз" - наймодателем и А. - нанимателем, на основании ордера N заключен договор социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда N. 529, согласно которому наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи во владение и пользование для проживания жилое помещение, состоящее из 2 комнат по адресу:.
На основании решения о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с договором социального найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ Б. является нанимателем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из 2 комнат, общей площадью 34,0 кв. м, по адресу:.
М. согласно ордеру N от ДД.ММ.ГГГГ, является нанимателем двухкомнатной, в Яр, о чем заключен договор социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда N от ДД.ММ.ГГГГ.
По договору социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда N от ДД.ММ.ГГГГ нанимателю - Е. и членам его семьи предоставлено во владение и пользование для проживания жилое помещение, состоящее из 1 комнаты, по адресу:.
В соответствии с договором социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда N от ДД.ММ.ГГГГ З. является нанимателем двухкомнатной Яр.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: находится в муниципальной собственности МО "Красноярский сельсовет", что подтверждается договором о разграничении предметов ведения, муниципальной собственности и доходных источников между Красноярским районом и Красноярским сельсоветом Астраханской области. Наймодателем жилых помещений является администрация МО "Красноярский сельсовет".
Распоряжением Главы Муниципального образования "Красноярский сельсовет" Астраханской области N -р от 26.12.2012 г., на основании актов и заключений межведомственной комиссии, утвержденной постановлением главы МО "Красноярский сельсовет" от 23.1 1.2006 N, актов технического состояния основных строительных конструкций жилых домов, выданных ОАО "Астраханоргтехводстрой" от ДД.ММ.ГГГГ дома N по., признаны аварийными и непригодными для проживания.
Согласно пункту 2 распоряжения N -р от 26.12.2006 г. перечисленные дома подлежат включению в муниципальную программу "Переселение граждан, проживающих на территории МО "Красноярский сельсовет", из непригодного для проживания жилищного фонда".
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Конституционный Суд РФ разъяснил, что данная норма закона не исключает возможности предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с п. 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Из смысла указанных положений следует, что закон не связывает предоставление другого благоустроенного жилого помещения в связи с выселением из непригодного для проживания жилого помещения, с таким условием, как постановка этих граждан на жилищный учет. Следовательно, жилые помещения должны быть предоставлены независимо от постановки граждан на жилищный учет, по основанию, предусмотренному ст. 87 ЖК РФ.
Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 87 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах населенного пункта.
Как следует из материалов дела, истцы с семьями проживают по договорам социального найма в квартирах многоквартирного., который признан аварийным и непригодным для проживания. Другого благоустроенного жилья по договору социального найма им не предоставлено.
Согласно статье 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в том числе: учет муниципального жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
С учетом вышеизложенного суд обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить семьям истцов жилое помещение по договору социального найма. Состав семьи каждого из истцов подтвержден документами.
Поскольку истцы занимают по договору социального найма жилые помещения, которые в установленном законом порядке, признаны непригодными для проживания, ремонту и реконструкции не подлежат, суд правомерно удовлетворил исковые требования прокурора о предоставлении благоустроенных жилых помещений в соответствии с требованиями жилищного законодательства до 15 октября 2012 года.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения требований в указанный судом первой инстанции срок, являются несостоятельными, так как в представленных в материалы дела муниципальных контрактах на поставку (приобретение) жилых помещений в муниципальную собственность, срок поставки определен до 30 июня 2012 года, поэтому срок предоставления жилых помещений до 15 октября 2012 г. является реализуемым.
Вместе с тем, ответчики не лишены возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С учетом изложенного суд обоснованно удовлетворил требования прокурора.
Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения.
Руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Красноярского районного суда Астраханской области от 18 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО "Красноярский сельсовет" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2442/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 августа 2012 г. по делу N 33-2442/2012
Судья: Черкасова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Л.И. Костиной
и судей областного суда О.Б. Спрыгиной, И.Б. Ожеговой
при секретаре Х.
с участием прокурора Э.М. Дюсенбеевой
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Спрыгиной О.Б. дело по апелляционной жалобе администрации МО "Красноярский сельсовет" на решение Красноярского районного суда Астраханской области от 18 июня 2012 года по делу по иску прокурора Красноярского района Астраханской области в интересах А., Б., М., Е., З. к администрации МО "Красноярский сельсовет" о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
установила:
Прокурор Красноярского. района обратился в суд с иском в интересах А., Б., М., Е., З., в котором просит предоставить их семьям благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, в соответствии с требованиями жилищного законодательства, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований, прокурор указал, что семьи А., Б., М., Е., З. проживают по договорам социального найма в квартирах (кв. N) многоквартирного, в. Жилые помещения находятся в муниципальной собственности МО "Красноярский сельсовет". Распоряжением главы МО "Красноярский сельсовет" от ДД.ММ.ГГГГ N -р данный многоквартирный дом признан аварийным и не пригодным для проживания. На основании ст. ст. 14, 19, ст. 57 ч. 2 п. 1, ст. ст. 85, 87, 89 ЖК РФ и ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" на администрацию МО "Красноярский сельсовет" возложена обязанность по внеочередному обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени семьям истцов не предоставлены благоустроенные жилые помещения по договору социального найма.
В судебном заседании прокурор Красноярского района Астраханской области и А., Б., М., Е., З. исковые требования поддержали.
Представители ответчика администрации МО "Красноярский сельсовет" к судебном заседании согласились с требованием о предоставлении истцу жилого помещения в связи с переселением из аварийного дома, но указали, что заявленный прокурором срок предоставления до ДД.ММ.ГГГГ является неисполнимым, поскольку строительство жилья согласно заключенным администрацией контрактам должно быть завершено к ДД.ММ.ГГГГ, но предоставить жилые помещения они могут к ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Красноярского районного суда Астраханской области от 18 июня 2012 г. исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд обязал администрацию Муниципального образования "Красноярский сельсовет" в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить по договорам социального найма благоустроенные жилые помещения в соответствии с требованиями жилищного законодательства А. на состав семьи из 4 человек, Б. на состав семьи из 4 человек, М. на состав семьи 2 человека, Е. на состав семьи 2 человека, З. на состав семьи из 3 человек.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО "Красноярский сельсовет" ставит вопрос об отмене решения суда в части срока его исполнения, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения норм материального и процессуального права.
На заседание судебной коллегии, Е., Б., извещенные в установленном законом порядке, не явились, о причине неявки суд не уведомили, на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ жалоба по существу рассмотрена коллегией в их отсутствии.
Заслушав представителей администрации Муниципального образования "Красноярский сельсовет" М.А., С., поддержавших доводы жалобы, прокурора Дюсенбееву Э.М., А., М., З., возражавших против ее удовлетворения, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституцией России каждому гражданину гарантировано его право на жилище.
В силу статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между УМП "Красноярржилкоммунхоз" - наймодателем и А. - нанимателем, на основании ордера N заключен договор социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда N. 529, согласно которому наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи во владение и пользование для проживания жилое помещение, состоящее из 2 комнат по адресу:.
На основании решения о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с договором социального найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ Б. является нанимателем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из 2 комнат, общей площадью 34,0 кв. м, по адресу:.
М. согласно ордеру N от ДД.ММ.ГГГГ, является нанимателем двухкомнатной, в Яр, о чем заключен договор социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда N от ДД.ММ.ГГГГ.
По договору социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда N от ДД.ММ.ГГГГ нанимателю - Е. и членам его семьи предоставлено во владение и пользование для проживания жилое помещение, состоящее из 1 комнаты, по адресу:.
В соответствии с договором социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда N от ДД.ММ.ГГГГ З. является нанимателем двухкомнатной Яр.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: находится в муниципальной собственности МО "Красноярский сельсовет", что подтверждается договором о разграничении предметов ведения, муниципальной собственности и доходных источников между Красноярским районом и Красноярским сельсоветом Астраханской области. Наймодателем жилых помещений является администрация МО "Красноярский сельсовет".
Распоряжением Главы Муниципального образования "Красноярский сельсовет" Астраханской области N -р от 26.12.2012 г., на основании актов и заключений межведомственной комиссии, утвержденной постановлением главы МО "Красноярский сельсовет" от 23.1 1.2006 N, актов технического состояния основных строительных конструкций жилых домов, выданных ОАО "Астраханоргтехводстрой" от ДД.ММ.ГГГГ дома N по., признаны аварийными и непригодными для проживания.
Согласно пункту 2 распоряжения N -р от 26.12.2006 г. перечисленные дома подлежат включению в муниципальную программу "Переселение граждан, проживающих на территории МО "Красноярский сельсовет", из непригодного для проживания жилищного фонда".
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Конституционный Суд РФ разъяснил, что данная норма закона не исключает возможности предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с п. 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Из смысла указанных положений следует, что закон не связывает предоставление другого благоустроенного жилого помещения в связи с выселением из непригодного для проживания жилого помещения, с таким условием, как постановка этих граждан на жилищный учет. Следовательно, жилые помещения должны быть предоставлены независимо от постановки граждан на жилищный учет, по основанию, предусмотренному ст. 87 ЖК РФ.
Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 87 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах населенного пункта.
Как следует из материалов дела, истцы с семьями проживают по договорам социального найма в квартирах многоквартирного., который признан аварийным и непригодным для проживания. Другого благоустроенного жилья по договору социального найма им не предоставлено.
Согласно статье 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в том числе: учет муниципального жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
С учетом вышеизложенного суд обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить семьям истцов жилое помещение по договору социального найма. Состав семьи каждого из истцов подтвержден документами.
Поскольку истцы занимают по договору социального найма жилые помещения, которые в установленном законом порядке, признаны непригодными для проживания, ремонту и реконструкции не подлежат, суд правомерно удовлетворил исковые требования прокурора о предоставлении благоустроенных жилых помещений в соответствии с требованиями жилищного законодательства до 15 октября 2012 года.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения требований в указанный судом первой инстанции срок, являются несостоятельными, так как в представленных в материалы дела муниципальных контрактах на поставку (приобретение) жилых помещений в муниципальную собственность, срок поставки определен до 30 июня 2012 года, поэтому срок предоставления жилых помещений до 15 октября 2012 г. является реализуемым.
Вместе с тем, ответчики не лишены возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С учетом изложенного суд обоснованно удовлетворил требования прокурора.
Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения.
Руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Красноярского районного суда Астраханской области от 18 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО "Красноярский сельсовет" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)