Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Бакланова Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Зинченко И.П., судей Родионовой Т.О., Протасовой М.М., с участием прокурора отдела прокуратуры Свердловской области Истоминой И.В., при секретаре Федореевой Н.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании 19 июля 2012 г. гражданское дело
по иску прокурора Талицкого района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Талицкого городского округа, Главе Администрации Талицкого городского округа, Главе Талицкого городского округа, Управлению топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, Управлению городского хозяйства города Талица Талицкого городского округа, Троицкой управе Талицкого городского округа об обязании ликвидировать в течение 1 месяца несанкционированное размещение отходов производства и потребления (бытовых и строительных отходов), контейнерные площадки, организовать ежедневный вывоз контейнеров и других емкостей, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора
по апелляционной жалобе ответчика Главы Талицкого городского округа Т. на решение Талицкого районного суда Свердловской области от 17 мая 2012 г.
Заслушав доклад судьи Родионовой Т.О., объяснения представителя ответчиков - Главы Талицкого городского округа и Администрации Талицкого городского округа Ш. (по доверенностям от <...>, от <...> N <...>, выданных сроком <...>), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Истоминой И.В., возражавшей против отмены решения суда,
установила:
прокурор Талицкого района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка мест образования на территории г. Талица свалок твердых бытовых отходов по улицам <...> и в <...> проверкой выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления (бытовых и строительных отходов) вне объектов размещения отходов (на территориях, прилегающих к контейнерным площадкам, в придорожной полосе, в частном секторе), расположение контейнерных площадок на расстоянии до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом менее 20 м, что является нарушением требований Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.26-45-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", нарушает права жителей и неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. На основании изложенного прокурор просил обязать ответчиков, входящих в систему органов местного самоуправления муниципального образования, - Управление топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства, Главу Талицкого городского округа, Главу администрации Талицкого городского округа, Администрацию Талицкого городского округа: ликвидировать в течение 1 месяца несанкционированное размещение отходов производства и потребления (бытовых и строительных отходов) и контейнерные площадки, расположенные с нарушением санитарных норм и правил, по указанным в иске адресам; организовать ежедневный вывоз контейнеров и других емкостей, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора в соответствии с п. 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление городского хозяйства города Талица Талицкого городского округа, Троицкая управа Талицкого городского округа.
Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 17 мая 2012 г. иск прокурора к указанным ответчикам, за исключением Главы администрации Талицкого городского округа, удовлетворены (л. д. <...>).
В апелляционной жалобе ответчик - Глава Талицкого городского округа Т. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, считая, что суд возложил на органы местного самоуправления Талицкого городского округа не реализацию их полномочий по организации ликвидации несанкционированных свалок, а функции хозяйствующего субъекта - хозяйственную деятельность непосредственно по ликвидации свалок, по уборке территории; полагает незаконным возложение указанных в решении суда обязанностей на основании ст. 32 Устава ТГО на территориальные органы Администрации ТГО - Управление городского хозяйства и Троицкую управу, поскольку полномочия территориальных подразделений не могут превышать полномочия Администрации ТГО, а она полномочием по организации сбора и вывоза бытовых отходов не наделена; ссылаясь на пп. "д" 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от <...> N <...> и ч. ч. 1, 2 ст. 154 ЖК Российской Федерации указывает, что сбор и вывоз бытовых отходов осуществляется в рамках содержания общего имущества дома управляющими организациями, услуги которых оплачиваются и которые должны отвечать на ненадлежащее исполнение данной обязанности. Также отмечает, что указанные в решении контейнерные площадки не являются муниципальной собственностью, и органы местного самоуправления не вправе ими распоряжаться. Просит принять по делу новое решение (л. д. <...>).
Прокурор Талицкого района Свердловской области Симонов С.В. в письменном возражении просит решение суда оставить без изменения (л. д. <...>).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что на территории г. Талица и пос. Троицкий Талицкого городского округа производится несанкционированное размещение отходов на территориях, прилегающих к контейнерным площадкам, предназначенным для сбора бытовых отходов и мусора, расположенным в <...>, между домами N <...>; ул. <...>; а также на придорожной полосе <...>. Данные факты установлены в ходе прокурорской проверки, проведенной Талицкой прокуратурой с участием помощника прокурора М., с привлечением специалиста <...> М. специалиста-эколога экспертного отдела <...> В., подтверждаются составленным по результатам осмотра территории Экспертным заключением N <...> по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды от <...>, содержащим описание мест размещения отходов, характера нарушений и требований нормативных актов, фотографии (л. д. <...>).
В письменном возражении против иска, предъявленном в суд в т.ч. от имени Главы Талицкого городского округа, указывалось, что Глава Талицкого городского округа, Администрация Талицкого городского округа, Глава администрации Талицкого городского округа считают себя ненадлежащими ответчиками по заявленному иску, поскольку согласно п. 6 ст. 29.1., ст. 30 Устава ТГО, устанавливающими полномочия Главы администрации ТГО и полномочия Администрации ТГО по решению вопросов местного значения, ликвидация несанкционированного размещения отходов производства и потребления, контейнерных площадок, организация ежедневного вывоза контейнеров не входит в полномочия вышеуказанных органов местного самоуправления и их должностных лиц (л. д. <...>).
Доводов о том, что несанкционированное размещение отходов, в т.ч. в связи с установкой контейнеров с нарушением минимальных нормативных расстояний от жилых домов, возникло вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей конкретными управляющими компаниями, осуществляющими содержание общего имущества указанных в иске многоквартирных жилых домов, в возражении указанного лица не приводилось и соответствующих доказательств в ходе рассмотрения дела им не представлялось, также не было представлено доказательств, опровергающих доводы иска о ненадлежащей организации органами местного самоуправления деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов на территории муниципального образования.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался приведенными в решении нормами закона, в частности, п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 3 ст. 8, ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которым к вопросам местного значения (т.е. к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования) и к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами и в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 и пп. 6 п. 4, п. 5 ст. 28 Устава Талицкого городского округа Глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст. 6 настоящего Устава; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления городского округа полномочий по решению вопросов местного значения; Главе городского округа подведомственны иные органы местного самоуправления, наделенные настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и входящие в структуру органов местного самоуправления городского округа.
В силу приведенных норм закона и положений Устава Глава Талицкого городского округа, являясь высшим должностным лицом городского округа, обязан обеспечить надлежащее исполнение всеми органами местного самоуправления их полномочий по решению вопросов местного значения, и соблюдение на территории муниципального образования требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об охране окружающей среды.
Согласно п.п. 1.1., 3.27 Положения об Управлении топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа, утвержденного Решением Думы ТГО от <...> N <...>, п. 1, 4 ст. 36 Устава ТГО Управление является отраслевым (функциональным) органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, в т.ч. организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
Доказательств обеспечения главой округа надлежащего осуществления Управлением указанного полномочия в деле не имеется.
Решением Думы Талицкого городского округа от <...> N <...> утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Талицкого городского округа, которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования, в т.ч. к санитарному содержанию территорий, содержанию мест временного размещения отходов и мусора, предусматривают обязанности физических и юридических лиц, хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления (раздел 3 "Санитарное содержание территории Талицкого городского округа", раздел 4 "Организация содержания территорий Талицкого городского округа), устанавливают ответственность за нарушение требований Правил, определяют лиц, осуществляющих руководство в сфере санитарного содержания территории, чистоты и порядка (п. 1.4), а также осуществляющих контроль за выполнением требований Правил (п. 1.5., 16.1.).
Правилами, в частности, установлено, что на территории ТГО запрещается: сбрасывать бытовые и строительные отходы, мусор, отходы производства, тару и прочее на всей территории муниципального образования в местах, не отведенных для данных целей, загрязнение территорий отходами производства и потребления, складирование, размещение и захоронение отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест и без соответствующего на это разрешения; в случае сброса мусора, отходов и прочего на территории муниципального образования вне установленных для этого мест руководители и должностные лица организаций, физические лица, допустившие подобные нарушения, принимают меры по незамедлительной уборке загрязненной территории (п. 4.11.1.); накапливать и размещать отходы и мусор в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы, мусор в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка; в случае невозможности установления лиц, разместивших отходы, мусор на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории в соответствии с п. 3.1 Правил (п. 4.11.3.). Пунктом 16.1. Правил предусмотрено, что Администрация ТГО, ее структурные подразделения, другие органы местного самоуправления ТГО, органы государственной власти, иные государственные органы осуществляют контроль в пределах своей компетенции за соблюдением физическими и юридическими лицами, территориальными органами государственной власти настоящих Правил.
Как видно из материалов данного дела, лица, несанкционированно разместившие отходы, допустившие указанные в иске нарушения, не установлены, а ответчиками, на которых возложен контроль за соблюдением требований Правил, не представлены суду доказательства о лицах, обязанных обеспечить уборку территории в соответствии с п. 3.1. Правил.
Пунктами 16.2 - 16.4. Правил предусмотрено, что за нарушение Правил благоустройства, обеспечения санитарного содержания территории, обращения с отходами производства и потребления на территории ТГО устанавливается административная и иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Свердловской области и другими нормативно-правовыми актами. Вред, причиненный в результате нарушения Правил, возмещается виновными лицами в порядке, установленном действующим законодательством. Физические лица, а также юридические лица независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности несут материальную ответственность за нарушение настоящих Правил. Применение мер ответственности не освобождает правонарушителя от обязанности устранить допущенное нарушение.
Законом Свердловской области от 14 июня 2005 г. N 52-ОЗ "Об административных нарушениях на территории Свердловской области" установлена административная ответственность за несоблюдение требований по уборке территории, выбрасывание бытового мусора и иных предметов в не отведенных для этого местах, нарушение требований при обращении с отходами производства и потребления (ст. ст. 15, 15.1., 16 Закона). В соответствии со ст. 44 указанного Закона и Постановлением администрации Талицкого городского округа от <...> N <...> должностные лица органов местного самоуправления ТГО уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями Закона, в частности, Глава администрации ТГО, начальник Управления ТЭК, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа; заместитель начальника Управления ТЭК, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа; начальник территориального органа администрации Талицкого городского округа.
Из материалов дела не усматривается, что органами местного самоуправления, общее руководство которыми в силу пп. 6 п. 4, п. 5 ст. 28 Устава ТГО осуществляет глава городского округа, должным образом и в полном объеме реализованы предоставленные законом и муниципальными правовыми актами полномочия для решения вопросов местного значения в сфере обращения с отходами производства и потребления, санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия населения на территории округа. С учетом изложенного удовлетворение судом иска об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов, контейнерные площадки, установленные с нарушением нормативных требований, организовать ежедневный вывоз мусора на территории ТГО в числе других ответчиков и к Главе Талицкого городского округа соответствует закону, не влечет нарушения прав данного должностного лица, а также не возлагает непосредственно на него и иных ответчиков функции хозяйствующих субъектов. Доводы апелляционной жалобы заявителя обоснованность выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Талицкого районного суда Свердловской области от 17 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главы Талицкого городского округа Т. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-8550/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июля 2012 г. по делу N 33-8550/2012
Судья Бакланова Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Зинченко И.П., судей Родионовой Т.О., Протасовой М.М., с участием прокурора отдела прокуратуры Свердловской области Истоминой И.В., при секретаре Федореевой Н.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании 19 июля 2012 г. гражданское дело
по иску прокурора Талицкого района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Талицкого городского округа, Главе Администрации Талицкого городского округа, Главе Талицкого городского округа, Управлению топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, Управлению городского хозяйства города Талица Талицкого городского округа, Троицкой управе Талицкого городского округа об обязании ликвидировать в течение 1 месяца несанкционированное размещение отходов производства и потребления (бытовых и строительных отходов), контейнерные площадки, организовать ежедневный вывоз контейнеров и других емкостей, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора
по апелляционной жалобе ответчика Главы Талицкого городского округа Т. на решение Талицкого районного суда Свердловской области от 17 мая 2012 г.
Заслушав доклад судьи Родионовой Т.О., объяснения представителя ответчиков - Главы Талицкого городского округа и Администрации Талицкого городского округа Ш. (по доверенностям от <...>, от <...> N <...>, выданных сроком <...>), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Истоминой И.В., возражавшей против отмены решения суда,
установила:
прокурор Талицкого района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка мест образования на территории г. Талица свалок твердых бытовых отходов по улицам <...> и в <...> проверкой выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления (бытовых и строительных отходов) вне объектов размещения отходов (на территориях, прилегающих к контейнерным площадкам, в придорожной полосе, в частном секторе), расположение контейнерных площадок на расстоянии до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом менее 20 м, что является нарушением требований Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.26-45-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", нарушает права жителей и неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. На основании изложенного прокурор просил обязать ответчиков, входящих в систему органов местного самоуправления муниципального образования, - Управление топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства, Главу Талицкого городского округа, Главу администрации Талицкого городского округа, Администрацию Талицкого городского округа: ликвидировать в течение 1 месяца несанкционированное размещение отходов производства и потребления (бытовых и строительных отходов) и контейнерные площадки, расположенные с нарушением санитарных норм и правил, по указанным в иске адресам; организовать ежедневный вывоз контейнеров и других емкостей, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора в соответствии с п. 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление городского хозяйства города Талица Талицкого городского округа, Троицкая управа Талицкого городского округа.
Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 17 мая 2012 г. иск прокурора к указанным ответчикам, за исключением Главы администрации Талицкого городского округа, удовлетворены (л. д. <...>).
В апелляционной жалобе ответчик - Глава Талицкого городского округа Т. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, считая, что суд возложил на органы местного самоуправления Талицкого городского округа не реализацию их полномочий по организации ликвидации несанкционированных свалок, а функции хозяйствующего субъекта - хозяйственную деятельность непосредственно по ликвидации свалок, по уборке территории; полагает незаконным возложение указанных в решении суда обязанностей на основании ст. 32 Устава ТГО на территориальные органы Администрации ТГО - Управление городского хозяйства и Троицкую управу, поскольку полномочия территориальных подразделений не могут превышать полномочия Администрации ТГО, а она полномочием по организации сбора и вывоза бытовых отходов не наделена; ссылаясь на пп. "д" 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от <...> N <...> и ч. ч. 1, 2 ст. 154 ЖК Российской Федерации указывает, что сбор и вывоз бытовых отходов осуществляется в рамках содержания общего имущества дома управляющими организациями, услуги которых оплачиваются и которые должны отвечать на ненадлежащее исполнение данной обязанности. Также отмечает, что указанные в решении контейнерные площадки не являются муниципальной собственностью, и органы местного самоуправления не вправе ими распоряжаться. Просит принять по делу новое решение (л. д. <...>).
Прокурор Талицкого района Свердловской области Симонов С.В. в письменном возражении просит решение суда оставить без изменения (л. д. <...>).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что на территории г. Талица и пос. Троицкий Талицкого городского округа производится несанкционированное размещение отходов на территориях, прилегающих к контейнерным площадкам, предназначенным для сбора бытовых отходов и мусора, расположенным в <...>, между домами N <...>; ул. <...>; а также на придорожной полосе <...>. Данные факты установлены в ходе прокурорской проверки, проведенной Талицкой прокуратурой с участием помощника прокурора М., с привлечением специалиста <...> М. специалиста-эколога экспертного отдела <...> В., подтверждаются составленным по результатам осмотра территории Экспертным заключением N <...> по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды от <...>, содержащим описание мест размещения отходов, характера нарушений и требований нормативных актов, фотографии (л. д. <...>).
В письменном возражении против иска, предъявленном в суд в т.ч. от имени Главы Талицкого городского округа, указывалось, что Глава Талицкого городского округа, Администрация Талицкого городского округа, Глава администрации Талицкого городского округа считают себя ненадлежащими ответчиками по заявленному иску, поскольку согласно п. 6 ст. 29.1., ст. 30 Устава ТГО, устанавливающими полномочия Главы администрации ТГО и полномочия Администрации ТГО по решению вопросов местного значения, ликвидация несанкционированного размещения отходов производства и потребления, контейнерных площадок, организация ежедневного вывоза контейнеров не входит в полномочия вышеуказанных органов местного самоуправления и их должностных лиц (л. д. <...>).
Доводов о том, что несанкционированное размещение отходов, в т.ч. в связи с установкой контейнеров с нарушением минимальных нормативных расстояний от жилых домов, возникло вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей конкретными управляющими компаниями, осуществляющими содержание общего имущества указанных в иске многоквартирных жилых домов, в возражении указанного лица не приводилось и соответствующих доказательств в ходе рассмотрения дела им не представлялось, также не было представлено доказательств, опровергающих доводы иска о ненадлежащей организации органами местного самоуправления деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов на территории муниципального образования.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался приведенными в решении нормами закона, в частности, п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 3 ст. 8, ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которым к вопросам местного значения (т.е. к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования) и к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами и в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 и пп. 6 п. 4, п. 5 ст. 28 Устава Талицкого городского округа Глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст. 6 настоящего Устава; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления городского округа полномочий по решению вопросов местного значения; Главе городского округа подведомственны иные органы местного самоуправления, наделенные настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и входящие в структуру органов местного самоуправления городского округа.
В силу приведенных норм закона и положений Устава Глава Талицкого городского округа, являясь высшим должностным лицом городского округа, обязан обеспечить надлежащее исполнение всеми органами местного самоуправления их полномочий по решению вопросов местного значения, и соблюдение на территории муниципального образования требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об охране окружающей среды.
Согласно п.п. 1.1., 3.27 Положения об Управлении топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа, утвержденного Решением Думы ТГО от <...> N <...>, п. 1, 4 ст. 36 Устава ТГО Управление является отраслевым (функциональным) органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, в т.ч. организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
Доказательств обеспечения главой округа надлежащего осуществления Управлением указанного полномочия в деле не имеется.
Решением Думы Талицкого городского округа от <...> N <...> утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Талицкого городского округа, которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования, в т.ч. к санитарному содержанию территорий, содержанию мест временного размещения отходов и мусора, предусматривают обязанности физических и юридических лиц, хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления (раздел 3 "Санитарное содержание территории Талицкого городского округа", раздел 4 "Организация содержания территорий Талицкого городского округа), устанавливают ответственность за нарушение требований Правил, определяют лиц, осуществляющих руководство в сфере санитарного содержания территории, чистоты и порядка (п. 1.4), а также осуществляющих контроль за выполнением требований Правил (п. 1.5., 16.1.).
Правилами, в частности, установлено, что на территории ТГО запрещается: сбрасывать бытовые и строительные отходы, мусор, отходы производства, тару и прочее на всей территории муниципального образования в местах, не отведенных для данных целей, загрязнение территорий отходами производства и потребления, складирование, размещение и захоронение отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест и без соответствующего на это разрешения; в случае сброса мусора, отходов и прочего на территории муниципального образования вне установленных для этого мест руководители и должностные лица организаций, физические лица, допустившие подобные нарушения, принимают меры по незамедлительной уборке загрязненной территории (п. 4.11.1.); накапливать и размещать отходы и мусор в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы, мусор в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка; в случае невозможности установления лиц, разместивших отходы, мусор на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории в соответствии с п. 3.1 Правил (п. 4.11.3.). Пунктом 16.1. Правил предусмотрено, что Администрация ТГО, ее структурные подразделения, другие органы местного самоуправления ТГО, органы государственной власти, иные государственные органы осуществляют контроль в пределах своей компетенции за соблюдением физическими и юридическими лицами, территориальными органами государственной власти настоящих Правил.
Как видно из материалов данного дела, лица, несанкционированно разместившие отходы, допустившие указанные в иске нарушения, не установлены, а ответчиками, на которых возложен контроль за соблюдением требований Правил, не представлены суду доказательства о лицах, обязанных обеспечить уборку территории в соответствии с п. 3.1. Правил.
Пунктами 16.2 - 16.4. Правил предусмотрено, что за нарушение Правил благоустройства, обеспечения санитарного содержания территории, обращения с отходами производства и потребления на территории ТГО устанавливается административная и иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Свердловской области и другими нормативно-правовыми актами. Вред, причиненный в результате нарушения Правил, возмещается виновными лицами в порядке, установленном действующим законодательством. Физические лица, а также юридические лица независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности несут материальную ответственность за нарушение настоящих Правил. Применение мер ответственности не освобождает правонарушителя от обязанности устранить допущенное нарушение.
Законом Свердловской области от 14 июня 2005 г. N 52-ОЗ "Об административных нарушениях на территории Свердловской области" установлена административная ответственность за несоблюдение требований по уборке территории, выбрасывание бытового мусора и иных предметов в не отведенных для этого местах, нарушение требований при обращении с отходами производства и потребления (ст. ст. 15, 15.1., 16 Закона). В соответствии со ст. 44 указанного Закона и Постановлением администрации Талицкого городского округа от <...> N <...> должностные лица органов местного самоуправления ТГО уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями Закона, в частности, Глава администрации ТГО, начальник Управления ТЭК, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа; заместитель начальника Управления ТЭК, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа; начальник территориального органа администрации Талицкого городского округа.
Из материалов дела не усматривается, что органами местного самоуправления, общее руководство которыми в силу пп. 6 п. 4, п. 5 ст. 28 Устава ТГО осуществляет глава городского округа, должным образом и в полном объеме реализованы предоставленные законом и муниципальными правовыми актами полномочия для решения вопросов местного значения в сфере обращения с отходами производства и потребления, санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия населения на территории округа. С учетом изложенного удовлетворение судом иска об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов, контейнерные площадки, установленные с нарушением нормативных требований, организовать ежедневный вывоз мусора на территории ТГО в числе других ответчиков и к Главе Талицкого городского округа соответствует закону, не влечет нарушения прав данного должностного лица, а также не возлагает непосредственно на него и иных ответчиков функции хозяйствующих субъектов. Доводы апелляционной жалобы заявителя обоснованность выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Талицкого районного суда Свердловской области от 17 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главы Талицкого городского округа Т. - без удовлетворения.
Председательствующий
ЗИНЧЕНКО И.П.
Судьи
ПРОТАСОВА М.М.
РОДИОНОВА Т.О.
ЗИНЧЕНКО И.П.
Судьи
ПРОТАСОВА М.М.
РОДИОНОВА Т.О.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)