Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Д.И. Гадыршин
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Р. Гилманова,
судей Р.Я. Калимуллина и В.Г. Сазоновой,
при секретаре судебного заседания В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Я. Калимуллина гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета г. Нурлат Нурлатского муниципального района на решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 27 июля 2012 года, которым постановлено:
Исковое заявление Т.А., Т.О., Т.Ю., Т.Т., действующей также в интересах Т.И., к Исполнительному комитету гор. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан и Исполнительному комитету Нурлатского муниципального района Республики Татарстан о понуждении переселения из аварийного жилого дома в жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, взамен ранее занимаемого удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан предоставить Т.А., Т.О., Т.Ю., Т.Т., действующей также в интересах Т.И., на праве собственности благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, равнозначную по общей и жилой площади, но не менее ранее занимаемой, расположенную в пределах г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения Т.А. и его представителя С., Судебная коллегия
установила:
Т.А., Т.О., Т.Ю., Т.Т., действующая также в интересах Т.И., обратились в суд с иском к Исполнительному комитету г. Нурлат Нурлатского муниципального района РТ и Исполнительному комитету Нурлатского муниципального района РТ о понуждении переселения из аварийного жилого дома в жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, взамен ранее занимаемого.
В обоснование требований указано, что жилой дом, в котором они проживают, построен в 1915 году. С 1998 года истцы неоднократно обращались в администрацию Нурлатского района Республики Татарстан с просьбой признать их дом аварийным и включить в список на переселение, однако им отказывали, ссылаясь на то, что дом приватизирован и передан в собственность граждан. Вместе с тем, какого-либо акта о передаче жилого дома в их собственность они не подписывали, квартиры переданы им на основании договоров приватизации, право собственности на сам дом за кем-либо не зарегистрировано. По результатам проведенного 17 августа 2011 года межведомственной комиссией обследования установлено, что дом находится в аварийном состоянии, не пригоден к эксплуатации и подлежит сносу, представляет опасность для жизни и здоровья жильцов. Однако администрацией г. Нурлат Нурлатского района Республики Татарстан вопрос о переселении их из аварийного дома до настоящего времени не решен.
Ответчик иск не признал, в отзыве указал, что жильцы дома являются собственниками квартир и поэтому сами несут бремя содержания помещения. Данный жилой дом на баланс муниципального образования г. Нурлат не передавался. В настоящее время строительство муниципального жилья не ведется, свободный муниципальный жилищный фонд для предоставления истцам отсутствует.
Суд иск удовлетворил, постановив решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Исполнительный комитет г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения, указывается на его незаконность и необоснованность, неправильное применение норм материального права и неверную оценку имеющих значение для дела доказательств.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно статье 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе
такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьей 89 Жилищного кодекса РФ закреплено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из материалов дела следует, что Т.О. и Т.Ю. являются собственниками квартиры.
Согласно техническому паспорту вышеуказанный жилой дом построен в 1915 году, общая площадь квартиры .... составляет 48,4 кв. м.
В ходе проведенного 17 августа 2011 года межведомственной комиссией обследования дома установлено, что причиной появления трещин в конструкции фундамента и стен из бревен является просадка фундаментов в результате постоянной деформации земли из-за близкого расположения к железнодорожным путям и длительной эксплуатации дома. Дом находится в аварийном состоянии, так как фундамент не пригоден к эксплуатации, подлежит сносу.
На основании указанного акта обследования принято заключение от 17 августа 2011 года о том, что здание жилого дома находится в аварийном состоянии, не пригодно к эксплуатации и подлежит сносу.
Постановлением исполняющего обязанности руководителя исполнительного комитета г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан .... от 09 июля 2012 года указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесено к компетенции органа местного самоуправления (п. 49).
В силу вышеуказанных норм утверждение перечня жилых домов, подлежащих сносу или реконструкции, а также сроков отселения граждан отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для его жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
При этом по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате его непригодности для проживания, во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Законодатель также не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение.
Кроме того, согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
В соответствии с пунктами 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике по применению Жилищного кодекса РФ" по смыслу ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Учитывая, что положения ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусматривают порядок обеспечения жилищных прав собственника при изъятии земельного участка, в том числе, в связи с признанием дома аварийным, инициатором такой процедуры по закону выступает орган местного самоуправления, который не принимает решения о сносе, не разрешает вопрос либо о выкупной цене, либо о предоставлении жилого помещения по соглашению, оснований для отказа в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения в собственность не имеется.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что дом, в котором проживают истцы, признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, представляет реальную опасность для жизни и здоровья жильцов, грозит обрушением, однако до настоящего времени жильцы этого дома не переселены, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности иска.
По смыслу ч. 1 ст. 85, ст. ст. 86, 89 Жилищного кодекса РФ другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому что обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам (ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в таких случаях во внимание не принимаются.
С учетом приведенных выше положений жилищного законодательства истцам должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение равнозначное ранее занимаемому на праве собственности.
Апелляционная жалоба Исполнительного комитета г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан не содержит правовых оснований к отмене решения.
Факт не изъятия земельного участка, в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о предоставлении жилого помещения, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации непригодного для проживания жилищного фонда длительное не исполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в подлежащем сносу доме не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе и путем предоставления им в собственность другого жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия
определила:
Решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 27 июля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета г. Нурлат Нурлатского муниципального района - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 04.10.2012 N 33-10012/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2012 г. N 33-10012/2012
Судья Д.И. Гадыршин
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Р. Гилманова,
судей Р.Я. Калимуллина и В.Г. Сазоновой,
при секретаре судебного заседания В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Я. Калимуллина гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета г. Нурлат Нурлатского муниципального района на решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 27 июля 2012 года, которым постановлено:
Исковое заявление Т.А., Т.О., Т.Ю., Т.Т., действующей также в интересах Т.И., к Исполнительному комитету гор. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан и Исполнительному комитету Нурлатского муниципального района Республики Татарстан о понуждении переселения из аварийного жилого дома в жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, взамен ранее занимаемого удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан предоставить Т.А., Т.О., Т.Ю., Т.Т., действующей также в интересах Т.И., на праве собственности благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, равнозначную по общей и жилой площади, но не менее ранее занимаемой, расположенную в пределах г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения Т.А. и его представителя С., Судебная коллегия
установила:
Т.А., Т.О., Т.Ю., Т.Т., действующая также в интересах Т.И., обратились в суд с иском к Исполнительному комитету г. Нурлат Нурлатского муниципального района РТ и Исполнительному комитету Нурлатского муниципального района РТ о понуждении переселения из аварийного жилого дома в жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, взамен ранее занимаемого.
В обоснование требований указано, что жилой дом, в котором они проживают, построен в 1915 году. С 1998 года истцы неоднократно обращались в администрацию Нурлатского района Республики Татарстан с просьбой признать их дом аварийным и включить в список на переселение, однако им отказывали, ссылаясь на то, что дом приватизирован и передан в собственность граждан. Вместе с тем, какого-либо акта о передаче жилого дома в их собственность они не подписывали, квартиры переданы им на основании договоров приватизации, право собственности на сам дом за кем-либо не зарегистрировано. По результатам проведенного 17 августа 2011 года межведомственной комиссией обследования установлено, что дом находится в аварийном состоянии, не пригоден к эксплуатации и подлежит сносу, представляет опасность для жизни и здоровья жильцов. Однако администрацией г. Нурлат Нурлатского района Республики Татарстан вопрос о переселении их из аварийного дома до настоящего времени не решен.
Ответчик иск не признал, в отзыве указал, что жильцы дома являются собственниками квартир и поэтому сами несут бремя содержания помещения. Данный жилой дом на баланс муниципального образования г. Нурлат не передавался. В настоящее время строительство муниципального жилья не ведется, свободный муниципальный жилищный фонд для предоставления истцам отсутствует.
Суд иск удовлетворил, постановив решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Исполнительный комитет г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения, указывается на его незаконность и необоснованность, неправильное применение норм материального права и неверную оценку имеющих значение для дела доказательств.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно статье 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе
такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьей 89 Жилищного кодекса РФ закреплено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из материалов дела следует, что Т.О. и Т.Ю. являются собственниками квартиры.
Согласно техническому паспорту вышеуказанный жилой дом построен в 1915 году, общая площадь квартиры .... составляет 48,4 кв. м.
В ходе проведенного 17 августа 2011 года межведомственной комиссией обследования дома установлено, что причиной появления трещин в конструкции фундамента и стен из бревен является просадка фундаментов в результате постоянной деформации земли из-за близкого расположения к железнодорожным путям и длительной эксплуатации дома. Дом находится в аварийном состоянии, так как фундамент не пригоден к эксплуатации, подлежит сносу.
На основании указанного акта обследования принято заключение от 17 августа 2011 года о том, что здание жилого дома находится в аварийном состоянии, не пригодно к эксплуатации и подлежит сносу.
Постановлением исполняющего обязанности руководителя исполнительного комитета г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан .... от 09 июля 2012 года указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесено к компетенции органа местного самоуправления (п. 49).
В силу вышеуказанных норм утверждение перечня жилых домов, подлежащих сносу или реконструкции, а также сроков отселения граждан отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для его жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
При этом по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате его непригодности для проживания, во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Законодатель также не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение.
Кроме того, согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
В соответствии с пунктами 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике по применению Жилищного кодекса РФ" по смыслу ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Учитывая, что положения ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусматривают порядок обеспечения жилищных прав собственника при изъятии земельного участка, в том числе, в связи с признанием дома аварийным, инициатором такой процедуры по закону выступает орган местного самоуправления, который не принимает решения о сносе, не разрешает вопрос либо о выкупной цене, либо о предоставлении жилого помещения по соглашению, оснований для отказа в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения в собственность не имеется.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что дом, в котором проживают истцы, признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, представляет реальную опасность для жизни и здоровья жильцов, грозит обрушением, однако до настоящего времени жильцы этого дома не переселены, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности иска.
По смыслу ч. 1 ст. 85, ст. ст. 86, 89 Жилищного кодекса РФ другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому что обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам (ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в таких случаях во внимание не принимаются.
С учетом приведенных выше положений жилищного законодательства истцам должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение равнозначное ранее занимаемому на праве собственности.
Апелляционная жалоба Исполнительного комитета г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан не содержит правовых оснований к отмене решения.
Факт не изъятия земельного участка, в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о предоставлении жилого помещения, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации непригодного для проживания жилищного фонда длительное не исполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в подлежащем сносу доме не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе и путем предоставления им в собственность другого жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия
определила:
Решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 27 июля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета г. Нурлат Нурлатского муниципального района - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)