Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 29.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-10688/2012

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2012 г. по делу N 33-10688/2012


Судья Кашапов Р.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Галиевой А.С.,
судей Сазоновой В.Г., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания...
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Х.А. на решение Советского районного суда г. Казани от 15 августа 2012 года, которым постановлено:
Иск ТСЖ "Игелек" к Х.Ф., Х.Р., Х.А. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг удовлетворить частично.
Взыскать солидарно с Х.Ф., Х.Р., Х.А. задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 42492,40 рублей и судебные расходы в размере 1474,77 рублей.
В удовлетворении встречного иска Х.Ф., Х.Р., Х.А. к ТСЖ "Игелек" о перерасчете по оплате жилищно-коммунальных услуг отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Х.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ТСЖ "Игелек" - Р., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ТСЖ "Игелек" обратилось в суд с иском к Х.Ф., Х.Р., Х.А. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. В обоснование требований указано, что в было создано ТСЖ "Игелек". С этого момента всю хозяйственную деятельность жилого дома осуществляет ТСЖ "Игелек". Тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства были установлены согласно постановлению ИК МО г. Казани для муниципального жилья. Ответчикам на праве собственности принадлежит квартира .... в указанном жилом доме, они обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В течение длительного времени ответчики не выполняют своих обязательств по оплате услуг ЖКХ. С начала 2011 года по декабрь 2011 года образовалась задолженность в сумме 54492,40 рублей, которую истец просил взыскать с ответчиков солидарно, а также расходы на уплату государственной пошлины в размере 1800 рублей.
Х.Ф., Х.Р., Х.А. предъявили встречный иск о перерасчете оплаты за жилищно-коммунальные услуги, указав, что начисления ТСЖ "Игелек" необоснованны, тарифы завышены, платежи за услуги введены без утверждения на общем собрании. Законные тарифы за содержание и ремонт общего имущества, сформированные на основании плана о финансовой деятельности (смета расходов), были утверждены на общем собрании. Начисления, которые производит ТСЖ в настоящее время, противоречат вышеуказанным утвержденным тарифам. В связи с чем просили обязать ТСЖ "Игелек" произвести перерасчет по жилищно-коммунальным услугам за период с по, а также взыскать расходы на уплату государственной пошлины в размере 356 рублей.
В судебном заседании представитель истца ТСЖ "Игелек" - Р. заявленные требования поддержал, встречный иск не признал.
Ответчик Х.А., являясь также представителем ответчиков Х.Ф., Х.Р., исковые требования не признал, встречный иск поддержал.
Судом принято решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Х.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указав, что не согласен с выводами суда, поскольку в домах, где создано ТСЖ, применение муниципальных тарифов не допускается. Кроме того, с декабря 2007 года производятся начисления по охране территории двора, однако решения по организации охраны на общем собрании ТСЖ не принималось. Тарифы за содержание и ремонт общего имущества незаконно завышены. Также указано, что отсутствуют подтверждения, что иск подписан уполномоченным лицом.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с частью 2 и 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Согласно частям 1, 3, 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Из материалов дела следует, что Х.Ф., Х.Р., Х.А. являются сособственниками жилого помещения, расположенного по адресу:.
в указанном жилом доме было создано ТСЖ "Игелек", которое осуществляет всю хозяйственную деятельность жилого дома, управляет им.
Согласно пункту 5.5 Устава ТСЖ собственники жилых и нежилых помещений оплачивают предоставленные им коммунальные услуги, а также несут ответственность за своевременность и полноту оплаты этих коммунальных услуг нанимателями и арендаторами.
В силу пункта 6.1 Устава для достижения целей, предусмотренных Уставом, товарищество может управлять обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 8.1.3 Устава товарищество имеет право определять бюджет товарищества на год, включая необходимые расходы по текущей эксплуатации и ремонту общего имущества, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие цели, установленные Жилищным кодексом РФ, Уставом ТСЖ.
Пункт 9.5 Устава предусматривает, что товарищество обязано обеспечивать выполнение собственниками, нанимателями и арендаторами обязательств по своевременному внесению обязательных платежей, сборов и взносов в соответствии с действующим законодательством, Уставом, решениями общего собрания.
Удовлетворяя требования ТСЖ о взыскании с ответчиков в солидарном порядке 42492,40 рублей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии данной задолженности у ответчиков по оплате жилищно-коммунальных услуг. При этом суд учитывал частичное погашение ответчиками долга в размере 12000 рублей.
В удовлетворении встречных требований Х-овых судом первой инстанции также обоснованно было отказано ввиду несостоятельности доводов ответчиков о том, что тарифы ТСЖ завышены и с 2008 года действуют тарифы, не утвержденные решением общего собрания, в нарушение Устава ТСЖ и действующего законодательства.
Как следует из пояснений представителя истца суду апелляционной инстанции, что не оспаривалось ответчиком Х.А., ввиду отсутствия кворума, общие собрания членов ТСЖ не состоялись, тарифы не утверждались, поэтому с 01 января 2008 года начисления по жилищно-коммунальным услугам производились в соответствии с постановлениями ИК МО г. Казани "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о правомерности требований ТСЖ в силу следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся, в частности, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
В соответствии с частью 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.
Согласно статье 138 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ обязано управлять и обеспечивать содержание, ремонт и эксплуатацию имущества данного дома.
Из содержания статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за содержание и ремонт жилых помещений, устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и по тарифам, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением ИК МО г. Казани N 9663 от 17 ноября 2008 года "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2009 год" с 1 января 2009 года были утверждены тарифы на жилищные услуги для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Казани. Кроме того, данным постановлением рекомендовано собственникам жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным жилым домом в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации установить перечень услуг, и размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме на 2009 год в соответствии с вышеуказанными утвержденными тарифами.
Постановлением ИК МО г. Казани N 10325 от 26 ноября 2009 года "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде г. Казани на 2010 год" с 1 января 2010 года были утверждены тарифы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений, а также собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.
Постановлением ИК МО г. Казани N 11151 от 13 декабря 2010 года "О размере платы за пользование жилым помещением в жилищном фонде г. Казани на 2011 год" с 1 января 2011 года были утверждены тарифы за содержание и ремонт жилых помещений (со всеми видами благоустройства) для нанимателей жилых помещений, а также собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что установление тарифов ТСЖ "Игелек" в 2009, 2010, 2011 г.г. на уровне установленных органом местного самоуправления обоснованно. Такие действия ТСЖ "Игелек" не противоречат закону и прямо предусмотрены названными постановлениями ИК МО г. Казани, где указано, что данные тарифы также действуют для многоквартирных домов, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.
Довод апелляционной жалобы о том, что в домах, где создано ТСЖ, применение муниципальных тарифов не допускается, не может быть принят во внимание по мотивам, указанным выше.
Также несостоятельны доводы апелляционной жалобы о том, что завышены тарифы за содержание и ремонт общего имущества, поскольку данные тарифы не превышают тарифы, установленные постановлениями ИК МО г. Казани.
Доводы апелляционной жалобы о том, что незаконно производятся начисления по охране территории двора также не могут повлечь отмену решения суда, поскольку в материалах дела имеется протокол собрания.... от на котором решался вопрос об охране территории двора. Принятое на данном собрании решение не оспорено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что иск подписан неуполномоченным лицом также несостоятельны, так как в деле имеется надлежаще оформленная доверенность на имя представителя ТСЖ "Игелек" (л.д. 5), выданная председателем ТСЖ.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 199, 328 п. 1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Казани от 15 августа 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Х.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)