Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6384/2012

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2012 г. по делу N 33-6384/2012


Судья Аршинова Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Саяпиной Е.Г., Шмидт Т.Е.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Ильина Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья - 3 Фрунзенского района (далее ТСЖ - 3 Фрунзенского района) на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 28 августа 2012 года, которым постановлено:
"Обязать ТСЖ - 3 Фрунзенского района оборудовать место для установки контейнеров, расположенных по адресу: <...> площадкой с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченной бордюром и зелеными насаждениями по периметру в срок до 01 декабря 2012 г.
Обязать ТСЖ - 3 Фрунзенского района обеспечить соблюдение нормативного размера (не менее 20 метров) от контейнерной площадки, расположенной по адресу: <...> до детской игровой площадки и места для отдыха и спорта в срок до 01 декабря 2012 г.
Обязать ТСЖ - 3 Фрунзенского района согласовать место временного хранения отходов на территории жилой застройки по адресу: <...> с архитектором по Фрунзенскому району и управлением Роспотребнадзора по Саратовской области в срок до 01 декабря 2012 г.
Обязать ТСЖ - 3 Фрунзенского района обеспечить ежедневную очистку и вывоз контейнеров для сбора ТБО, расположенных по адресу: <...>".
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя ТСЖ - 3 Фрунзенского района Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 - 330 ГПК РФ судебная коллегия

установила:

Прокурор Фрунзенского района г. Саратова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ТСЖ - 3 Фрунзенского района о возложении обязанности оборудовать место для установки контейнеров площадкой с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченной бордюром и зелеными насаждениями по периметру, обеспечить соблюдение нормативного размера от контейнерной площадки до детской игровой площадки и места для отдыха и спорта, возложении обязанности согласовать место временного хранения отходов на территории жилой застройки с архитектором и управлением Роспотребнадзора, возложении обязанности обеспечить ежедневную очистку и вывоз контейнеров для сбора ТБО.
Требования с учетом уточнений мотивированы тем, что, прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова с привлечением специалистов территориального отдела по г. Саратову Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области 17.07.2012 проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ТСЖ-3 Фрунзенского района. В ходе проверки установлено, что для установки контейнеров, расположенных по адресу: <...> не оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями по периметру. На площадке установлено более 5 контейнеров, не выдержан нормативный разрыв до детской игровой площадки и места для отдыха и спорта менее 20 метров. Не согласовано место временного хранения отходов на территории жилой застройки, не удаляются негабаритные отходы с контейнерных площадок. Контейнеры для сбора ТБО не вывозятся ежедневно, допускается загрязнение лестничных пролетов и клеток подъездов жилого дома, отсутствует искусственная освещенность на лестничных площадках. Изложенное свидетельствует о нарушении требований Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", п. 2.2.3, 2.2.9, СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", п. п. 2.11., 8.2.4. 9.1., 5.4., 5.5.
Таким образом, ТСЖ-3 Фрунзенского района грубо нарушает требования законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологического законодательства, что может привести к загрязнению окружающей природной среды и иным негативным последствиям. В связи с чем просил обязать ТСЖ-3 Фрунзенского района оборудовать место для установки контейнеров, расположенных по адресу: <...> площадкой с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченной бордюром и зелеными насаждениями по периметру в срок до 01.12.2012 г.; обязать ТСЖ-3 Фрунзенского района обеспечить соблюдение нормативного размера (не менее 20 метров) от контейнерной площадки до детской игровой площадки и места для отдыха и спорта в срок до 01.12.2012 г.; обязать ТСЖ-3 Фрунзенского района согласовать место временного хранения отходов на территории жилой застройки с архитектором по Фрунзенскому району и Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области в срок до 01.12.2012 г.; обязать ТСЖ-3 Фрунзенского района обеспечить ежедневную очистку и вывоз контейнеров для сбора ТБО.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ТСЖ-3 Фрунзенского района ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права. Указывает, что требование о размещении мест временного хранения отходов может быть исполнено только в случае согласования таких мест с районным архитектором и Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области. По мнению автора жалобы, обязанность по согласованию мест временного хранения отходов на территории жилой застройки должна быть возложена на Комитет по архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Саратов" и Управление Роспотребнадзора по Саратовской области. Кроме того, ответчиком в судебное заседание было представлено два решения комиссии Фрунзенского района по вопросу размещения контейнерных площадок с учетом сложившейся застройки, так как конкретное место размещения мусорных контейнеров в решении комиссии не указано, ТСЖ-3 Фрунзенского района расположило мусорные контейнеры во дворе жилых домов на расстоянии менее 20 метров от них, что не противоречит действующему законодательству и СанПиН. Также полагает, что суд неправомерно удовлетворил требование прокурора о возложении на ТСЖ-3 Фрунзенского района обязанности обеспечить ежедневную очистку и вывоз контейнеров для сбора ТБО, т. к. ТСЖ-3 Фрунзенского района 01.01.2007 года заключен договор на оказание услуг по вывозу, приему и размещению бытовых отходов с ООО "Х".
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 1 ст. 22 названного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м (п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы").
Кроме того, п. 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусматривает, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Материалами дела установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова проверки выявлено, что для установки контейнеров расположенных по адресу: <...> не оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями по периметру. Установлено более 5 контейнеров, не выдержан нормативный разрыв до детской игровой площадки и места для отдыха и спорта менее 20 метров (контейнеры установлены вплотную к детской площадке). Не согласовано место временного хранения отходов на территории жилой застройки с районным архитектором и управлением Роспотребнадзора по Саратовской области, не удаляются негабаритные отходы с контейнерных площадок. Контейнеры, предназначенные для сбора ТБО, не вывозятся ежедневно.
Принимая во внимание приведенные выше нормы и установленные обстоятельства. Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора и возложении на ТСЖ-3 Фрунзенского района обязанности оборудовать место для установки контейнеров площадкой с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченной бордюром и зелеными насаждениями по периметру, обеспечить соблюдение нормативного размера от контейнерной площадки до детской игровой площадки и места для отдыха и спорта, согласовать место временного хранения отходов на территории жилой застройки с архитектором и управлением Роспотребнадзора, обеспечить ежедневную очистку и вывоз контейнеров для сбора ТБО.
Довод апелляционной жалобы о том, что требование о размещении мест временного хранения отходов может быть исполнено только в случае согласования таких мест с районным архитектором и Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области и поэтому обязанность по согласованию мест временного хранения отходов на территории жилой застройки должна быть возложена на Комитет по архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Саратов" и Управление Роспотребнадзора по Саратовской области, является несостоятельным, поскольку в силу названных выше норм действующего законодательства на ТСЖ-3 Фрунзенского района как на субъекта хозяйственной деятельности, связанной с обращением с отходами, возложена обязанность по принятию мер для согласования с указанными органами размещения мест временного хранения отходов.
Вопреки доводу жалобы о том, что на основании решений комиссии Фрунзенского района по вопросу размещения контейнерных площадок с учетом сложившейся застройки ТСЖ-3 Фрунзенского района расположило мусорные контейнеры во дворе жилых домов на расстоянии менее 20 метров от них, что не противоречит действующему законодательству и СанПиН, названные решения комиссии Фрунзенского района по вопросу размещения контейнерной площадки от 07.09.2011 года сами по себе не подтверждают невозможность соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, данными документами соответствующие расстояния не установлены.
Иных доказательств, свидетельствующих об исключительности случая, что позволяет в силу п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 сократить нормативное расстояние от контейнерной площадки (не менее 20 м) до детской игровой площадки и места для отдыха и спорта, ответчиком суду не представлено.
Необоснованным является и довод жалобы о неправомерности вывода суда об удовлетворении требования прокурора о возложении на ТСЖ-3 Фрунзенского района обязанности обеспечить ежедневную очистку и вывоз контейнеров для сбора ТБО, т. к. ТСЖ-3 Фрунзенского района 01.01.2007 года заключен договор на оказание услуг по вывозу, приему и размещению бытовых отходов с ООО "Х". Наличие указанного договора не подтверждает выполнение ТСЖ-3 Фрунзенского района требований СанПиН в части сроков очистки и вывоза контейнеров для сбора ТБО.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал правильную оценку.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 28 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья - 3 Фрунзенского района - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)