Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 12.09.2011 N 33-11367/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2011 г. N 33-11367/2011


Судья А.Н. Бадриев

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.С. Галиевой,
судей Ш.Ш. Гафиятуллина, Р.Я. Калимуллина,
с участием прокурора Д.В. Дындова,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Ш.Ш. Гафиятуллина гражданское дело по кассационной жалобе Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 05 августа 2011 года, которым постановлено:
Заявление Альметьевского городского прокурора удовлетворить.
Признать незаконными действия Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района, выразившиеся в снижении объема финансирования капитального ремонта жилого многоквартирного дома.
Признать постановление N 3981 от 29 сентября 2010 года Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района "О внесении изменений и дополнений в постановление исполнительного комитета Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Альметьевского муниципального района N 3848 от 18 декабря 2009 года" в части определения и снижения объема финансирования капитального ремонта жилого дома недействительным.
Обязать Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в срок до 01 августа 2012 года обеспечить проведение капитального ремонта жилого многоквартирного дома с выполнением всех видов работ, утвержденных общим собранием собственников жилых помещений многоквартирного дома, от 05 ноября 2009 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ В.О., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ООО "ЖЭУ-5" В.Д., М., С.М., С.З., Б., возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора, полагавшего необходимым кассационную жалобу отклонить, Судебная коллегия

установила:

Альметьевский городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации - собственников жилого дома к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района о признании недействительным постановления N 3981 от 29 сентября 2010 года в части снижения объема финансирования капитального ремонта жилого дома и возложении обязанности выполнить работы по ремонту указанного жилого дома.
В обоснование заявления указал, что поводом для подачи иска послужило обращение жителей вышеуказанного дома о том, что органом местного самоуправления незаконно были прекращены работы по капитальному ремонту дома. В ходе прокурорской проверки было установлено, что из-за снижения объема финансирования, капитальный ремонт дома закончен без полного ремонта фасада здания, а ремонт фасада здания необходим. Оспариваемым постановлением Исполкома и действиями ответчика нарушены жилищные и социальные права собственников указанного дома, которые приняли участие в адресной программе, но были ограничены в своих правах без их ведома.
Жильцы дома М., Б. и С.Е., в чьих интересах прокурор обратился в суд, иск поддержали.
Представитель Исполкома Альметьевского муниципального района иск не признал.
Представители третьих лиц - Альметьевской зональной жилищной инспекции и управляющей организации ООО "ЖЭУ-5" иск поддержали.
Представитель третьего лица Кабинета Министров Республики Татарстан с иском не согласился.
Суд заявление удовлетворил.
В кассационной жалобе Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района РТ просит решение суда отменить, указывая, что изменения и дополнения в постановление N 3848 обусловлены в том числе изменениями нормативов предельных затрат, то есть изменением установленных лимитов финансирования; оригинал протокола общего собрания был; видеозаписи не являются относимыми и допустимыми доказательствами по делу, поскольку видеофрагменты были неполными, представлены третьим лицом, а не телерадиокомпанией, лица, снятые на видеозаписи не были осведомлены о проведении видеозаписи; суд не принял во внимание постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05 октября 2010 года N 784 и постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 февраля 2010 года N 84, которыми утверждается программа капитального ремонта и выделяется соответствующее финансирование, хотя данные постановления не признаны недействительными; ответчику не ясно, что означает требование о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта жилого многоквартирного дома.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ч. ч. 4 - 6 ст. 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах.
В течение семи дней со дня принятия решения, указанного в части 4 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан уведомить товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации, которые осуществляют управление многоквартирными домами, в отношении которых принято такое решение, о принятии такого решения с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома.
В течение тридцати дней со дня получения уведомления, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, в отношении которого принято решение, указанное в части 4 настоящей статьи, открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления:
1) уведомления об открытии таких счетов с указанием их реквизитов;
2) решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) утвержденную общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме смету расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 7 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.
В соответствии со ст. 77 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицо, представляющее аудио- и (или) видеозаписи на электронном или ином носителе либо ходатайствующее об их истребовании, обязано указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи.
Из дела видно, что жилой дом построен в 1963 году.
На общем собрании собственников жилых помещений этого дома от 05 ноября 2009 года вынесено решение об участии в адресной программе по капитальному ремонту жилых домов.
На основании указанного решения собственников жилого дома постановлением Исполкома Альметьевского муниципального района от 18 декабря 2009 года N 3848 "Об утверждении муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных жилых домов по Альметьевскому муниципальному району на 2010 год" многоквартирный жилой дом внесен в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту.
На основании указанного постановления Исполкома жилой дом включен в Республиканскую адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2010 год, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 февраля 2010 года N 84 "Об утверждении Республиканской адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год".
Вышеуказанным постановлением Исполкома определен объем потребности финансовых средств на проведение работ по капитальному ремонту указанного дома в размере 9 542 399,88 руб.
Впоследствии постановлением Исполкома Альметьевского муниципального района РТ от 25 марта 2010 года N 1127 были внесены изменения и дополнения в постановление Исполкома N 3848 от 18 декабря 2009 года, и объем потребности финансовых средств на капитальный ремонт указанного дома увеличен до 10055718,92 руб.
Постановлением Исполкома Альметьевского муниципального района РТ от 29 сентября 2010 года N 3981 вновь внесены изменения и дополнения в постановление Исполкома N 3848 от 18 декабря 2009 года, перечень подлежащих капитальному ремонту домов изложен в новой редакции и объем финансирования капитального ремонта дома снижен до 4304343,30 руб.
Из материалов проверки, проведенной сотрудниками Альметьевского УВД, а также постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 21 июня 2011 года, суд установил, что 30 собственников указанного дома из 46 пояснили, что никакого собрания 01 июня 2010 года не проводилось, и они в собрании не участвовали. С.З., указанный в протоколе общего собрания секретарем, указал, что подпись в протоколе не его, что он ни на каком собрании собственников не участвовал. Кроме того, как указано в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, оригинал протокола общего собрания от 01 июня 2010 года найти не удалось.
Кроме того, копия протокола общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома, на основании которой ответчиком вынесено оспариваемое постановление N 3981, никем не заверена.
При таких обстоятельствах суд обоснованно не принял вышеуказанную копию протокола как допустимое доказательство.
Из видеоматериалов, представленных третьим лицом ООО "ЖЭУ-5", суд установил, что снижение объема финансирования на капитальный ремонт дома N не был связан с решением собственников об уменьшении объема работ. Из видеозаписи встречи главы Администрации Альметьевского района и города Альметьевска с жителями дома от 30 июня 2010 года, где присутствовала съемочная группа телекомпании "Луч", видно, что причиной снижения объема финансирования, как следует со слов главы Администрации, является отсутствие товарищества собственников жилья указанного дома. При этом глава Администрации прямо указывает, что прекращает финансирование капитального ремонта этого дома ввиду отсутствия "ТСЖ".
Учитывая, что по делу не установлено обстоятельств, которые позволили ответчику на законных основаниях внести в постановление N 3848 от 18 декабря 2009 года изменения и дополнения, повлекшие снижение объема финансирования капитального ремонта дома, суд обоснованно заявление прокурора удовлетворил, признав постановление N 3981 от 29 сентября 2010 года Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района "О внесении изменений и дополнений в постановление исполнительного комитета Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Альметьевского муниципального района N 3848 от 18 декабря 2009 года" в части определения и снижения объема финансирования капитального ремонта жилого дома недействительным и обязав Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в срок до 01 августа 2012 года обеспечить проведение капитального ремонта жилого многоквартирного дома с выполнением всех видов работ, утвержденных общим собранием собственников жилых помещений многоквартирного дома, от 05 ноября 2009 года.
Доводы кассационной жалобы Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ о том, что изменения и дополнения в постановление N 3848 обусловлены в том числе изменениями нормативов предельных затрат, то есть изменением установленных лимитов финансирования, подлежат отклонению, поскольку изменение объема финансирования капитального ремонта не должно влечь за собой нарушение прав и законных интересов жильцов многоквартирного дома.
Доводы кассационной жалобы о том, что оригинал протокола общего собрания был, являются несостоятельными, поскольку в суд оригинал протокола в нарушение ч. 7 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
Доводы жалобы о том, что видеозаписи не являются относимыми и допустимыми доказательствами по делу, поскольку видеофрагменты были неполными, представлены третьим лицом, а не телерадиокомпанией, лица, снятые на видеозаписи не были осведомлены о проведении видеозаписи, являются несостоятельными. Как установлено судом, видеозапись встречи главы Администрации Альметьевского района и города Альметьевска с жителями дома от 30 июня 2010 года произведена сотрудниками телерадиокомпании "Луч", аккредитованной в городе Альметьевске. Видеозапись от 19 августа 2010 года встречи представителя Исполкома Альметьевского муниципального района с жителями дома также произведена законно, нарушения требований ст. 77 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы кассационной жалобы, что суд не принял во внимание постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05 октября 2010 года N 784 и постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 февраля 2010 года N 84, которыми утверждается программа капитального ремонта и выделяется соответствующее финансирование, хотя данные постановления не признаны недействительными, ошибочны, поскольку издание оспариваемого постановления относилось к компетенции Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ, а вышеуказанные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан напрямую не влияли на отношения сторон, которые были предметом рассмотрения суда.
Тот факт, что ответчику не ясно, что означает требование о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта жилого многоквартирного дома, не служит основанием для отмены решения, так как ответчик не лишен права в порядке ст. 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд с заявлением о разъяснении решения суда.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 350, 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

определила:

Решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 05 августа 2011 года по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)