Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3496

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 сентября 2011 г. по делу N 33-3496


Судья: Ежелый В.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Кубаревой Т.В.,
судей Буйнова Ю.К. и Суриной Е.В.,
с участием прокурора Мироновой М.С.
при секретаре Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Буйнова Ю.К.,
дело по кассационным жалобам представителя ООО УК "Служба заказчика" по доверенности Р.А., представителя ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" по доверенности К. на решение Осташковского городского суда Тверской области от 14 июля 2011 года, которым постановлено:
"Иск прокурора города Осташкова удовлетворить.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" по введению ограничения поставки природного газа в водогрейные котельные общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз", используемого последним для поставки тепловой энергии в виде горячего водоснабжения обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Служба заказчика", предоставляющему услуги горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов города
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" по введению ограничения поставки тепловой энергии в виде горячего водоснабжения от котельных предприятия обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Служба заказчика" для предоставления услуг горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" восстановить положение, существовавшее до нарушения права жителей многоквартирных домов, на бесперебойное обеспечение коммунальными услугами в виде горячего водоснабжения и возобновить подачу природного газа в водогрейные котельные общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" в объемах, предусмотренных условиями договора поставки и транспортировки газа N от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" восстановить положение, существовавшее до нарушения права жителей многоквартирных домов, на бесперебойное обеспечение коммунальными услугами в виде горячего водоснабжения и обеспечить подачу тепловой энергии в виде горячего водоснабжения в объемах, предусмотренных договором на снабжение и пользование тепловой энергией в горячей воде от 31 декабря 2009 года на объекты жилого фонда, находящегося в управлении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Служба заказчика".
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Служба заказчика" восстановить положение, существовавшее до нарушения права жителей многоквартирных домов, на бесперебойное обеспечение коммунальными услугами в виде горячего водоснабжения и обеспечить согласно договору управления от 12 марта 2009 года подачу услуги горячего водоснабжения от водогрейных котельных общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" потребителям-жителям многоквартирных домов, находящихся в управлении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Служба заказчика" установленного качества и в необходимых объемах.
Запретить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" в дальнейшем ограничивать поставку природного газа в водогрейные котельные общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" в городе для выработки тепловой энергии в виде горячего водоснабжения на объекты жилого фонда, находящегося в управлении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Служба заказчика" в целях соблюдения прав жителей, полностью исполняющих обязательства, установленные законодательством РФ, на бесперебойное обеспечение горячим водоснабжением, за исключением случаев, предусмотренных разделом X Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307.
Запретить обществу с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" в дальнейшем ограничивать поставку тепловой энергии в виде горячего водоснабжения на объекты жилого фонда, находящегося в управлении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Служба заказчика" в целях соблюдения прав жителей, полностью исполняющих обязательства, установленные законодательством РФ, на бесперебойное обеспечение горячим водоснабжением, за исключением случаев, предусмотренных разделом X Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307.
В силу особых обстоятельств обратить решение к немедленному исполнению".
Судебная коллегия,

установила:

Прокурор города Осташкова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Газпром межрегионгаз Тверь", ООО "Тверьэнергогаз" в котором с учетом последующих уточнений просил признать их действия незаконными, а также обязать обеспечить подачу природного газа в объемах, предусмотренных условиями договора поставки и транспортировки газа N 52-4-0855/11 от 07.12.2010 года, обязании обеспечить подачу тепловой энергии в виде горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов, получаемых данные коммунальные услуги в объемах, предусмотренных условиями договора на поставку тепловой энергии в горячей воде от 31.12.2009 года, запрете в дальнейшем ограничивать поставку природного газа и ограничивать поставку тепловой энергии в виде горячего водоснабжения.
В обосновании исковых требований указано, что 31.12.2009 года между ООО "Тверьэнергогаз" и ООО УК СЗ был заключен договор на снабжение и использование тепловой энергии в горячей воде, по условиям которого ООО "Тверьэнергогаз" обязуется подавать тепловую энергию через присоединительную сеть на объекты жилого фонда, находящиеся в управлении ООО УК "Служба заказчика", а ООО УК "Служба заказчика" в свою очередь обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию с распределением ее в виде коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению потребителям. 07 декабря 2010 года между ООО "Газпром межрегионгаз Тверь", ОАО "Тверьоблгаз" и ООО "Тверьэнергогаз" был заключен договор поставки и транспортировки газа N, согласно которому ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" обязуется подавать, ООО "Тверьоблгаз" обязуется транспортировать по своим сетям, а ООО "Тверьэнергогаз" обязуется принимать природный газ и оплачивать его оптовую стоимость. Регулируемую плату за снабженческо-сбытовые услуги и тариф за услуги по транспортировке. С 3 мая 2011 года ООО "Тверьэнергогаз" в связи с наличием задолженности по оплате энергоресурсов ввело ограничение поставки тепловой энергии от котельных ООО "Тверьэнергогаз" для ООО УК "Служба заказчика", что привело к прекращению подачи тепловой энергии в виде горячего водоснабжения для жителей многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК "Служба заказчика". С 4 мая 2011 года ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" в связи с наличием задолженности по оплате энергоресурсов ввело ограничение поставки природного газа на котельные ООО "Тверьэнергогаз", что повлекло остановку котельных ООО "Тверьэнергогаз" и прекращению подачи тепловой энергии в виде горячего водоснабжения для жителей многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК "Служба заказчика".
Вышеуказанные действия ООО "Газпром межрегионгаз Тверь", ООО "Тверьэнергогаз", ООО УК "Служба заказчика" являются незаконными, как создающими препятствия в подаче тепловой энергии в виде горячего водоснабжения для своевременного оплачивающих ее использование жителей многоквартирных домов, что является нарушением прав граждан как потребителей в соответствии с требованиями Закона РФ "О защите прав потребителей". При этом отсутствие договорных отношений ООО "Газпром межрегионгаз Тверь", ООО "Тверьэнергогаз" с гражданами не может служить основанием для нарушения их прав и законных интересов.
Определением суда от 03 июня 2011 года ООО УК "Служба заказчика" привлечено в качестве соответчика по данному делу.
Определением суда от 15 июня 2011 года ОАО "Тверская энергосбытовая компания" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по делу.
В судебном заседании прокурор Тихомиров А.А. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" по доверенности О. в судебном заседании просил производство по делу прекратить в связи с неподсудностью данного спора суду общей юрисдикции, возражал против заявленных требований и пояснил, что нарушений закона при ограничении газоснабжения допущено не было.
Представители ответчика ООО "Тверьэнергогаз" по доверенности М., А. В судебном заседании исковые требования не признали и пояснили, что общество исполнителем коммунальных услуг для населения не является, в связи с чем не несет перед ними обязательств по своевременному и качественному предоставлению коммунальных услуг.
Представитель ответчика ООО УК "Служба заказчика" по доверенности Р.А. в судебном заседании иск не признал.
Третье лицо администрация МО "городское поселение -" требования прокурора поддержало, о чем представило письменное заявление и ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Третье лицо - ОАО "Тверьэнергосбыт" возражений против иска не имеет, а также письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ООО УК "Служба заказчика" ставится вопрос об отмене решения суда в отношении ООО УК "Служба заказчика" отменить и об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в этой части. В обоснование указывается, что ООО УК "Служба заказчик" не совершало действий по прекращению подачи горячей воды, а достаточно оперативно выполнило все зависящие от них действия в целях восстановления подачи горячей воды гражданам. В течение 3-х часов с момента отключения горячего водоснабжения ООО УК "Служба заказчика" были направлены жалобы и подготовлено исковое заявление на ООО "Тверьэнергогаз".
Решение суда об обязании ООО УК "Служба заказчика" обеспечить исполнение услуги горячего водоснабжения от водогрейных котельных ООО "Тверьэнергогаз" потребителям - жителям многоквартирных домов противоречит требованиям ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, согласно которым управляющая организация осуществляет содержание общего имущества многоквартирных домов. Данные требования выходят за рамки полномочий управляющей организации, поскольку наружные сети горячего водоснабжения находятся в эксплуатации ООО "Тверьэнергогаз" и никогда не передавались ООО УК "Служба заказчика".
Решение суда выходит также за рамки Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ, поскольку управляющая компания не относится ни к теплоснабжающим организациям, ни к теплосетевым организациям, а лишь приобретает коммунальный ресурс на внешней границе стены дома и обязано поставить горячую воду от внешней границы стены дома до граждан-потребителей. Решение суда противоречит условиям договора управления от 12.03.2009 года и условиям договора "На снабжение и пользование тепловой энергией" N б/н от 31.12.2009 года. Кроме того, судом не учтено, что наружные сети теплоснабжения, от котельных ООО Тверьэнергогаз" до внешней границы стен многоквартирных домов, находятся в эксплуатации ООО "Тверьэнергогаз" на основании договора хранения наружных сетей от 04.09.2009 года, заключенного между ООО "Тверьэнергогаз" и Комитетом по управлению имуществом МО "Осташковский район".
Указание суда на задолженность, образовавшуюся у ООО УК "Служба заказчика" за поставленную тепловую энергию перед ООО "Тверьэнергогаз" неправомерно, поскольку опровергается письменными доказательствами, представленными в суд 14.07.2011 года за N 1032 и решениями Арбитражных судов. Решение вопросов соблюдения договорных отношений между юридическими лицами не входит в компетенцию суда общей юрисдикции, поэтому неправомерен вывод суда о невыполнении ответчиком п. 5.3 и п. 5.4 договора от 31.12.2009 года о своевременной оплате за полученную от ресурсоснабжающей организации тепловую энергию. При этом наличие какой-либо задолженности в Арбитражных судах ООО "Тверьэнергогаз" не доказано.
В кассационной жалобе ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" ставится вопрос об отмене решения суда, и прекращении производства по делу в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Тверь". В обоснование указывается, что прокурор в нарушение норм процессуального права необоснованно обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий ответчика, поскольку ст. 12 ГК РФ не предусматривает такого способа защиты права, как признание незаконными действий коммерческих организаций.
Неверное определение характера взаимоотношений между участниками судебного разбирательства привело к неправильному определению подведомственности искового заявления и вынесению незаконного решения. Ответчик не имеет договорных отношений с гражданами на оказание коммунальных услуг по горячему водоснабжению. Исходя из названия договора, правового статуса сторон его заключивших, предмета и условий договора следует, что отношения между сторонами возникли в сфере предпринимательской деятельности. Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов не распространяется на отношения с участием граждан, поэтому спор о законности приостановления подачи газа должен рассматриваться арбитражным судом.
Суд не в полном объеме определил: обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора и не установил, имело ли ООО "Тверьэнергогаз" резервные виды топлива. Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 года N 317, предусмотрено, что организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе.
В возражениях на кассационные жалобы и.о. прокурора Тверской области Кушнер Г.В. и прокурор города Осташкова Тихомиров А.А. считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, выслушав объяснения представителей ООО "УК "Служба заказчика" по доверенности Р.А., ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" по доверенности К., ООО "Тверьэнергогаз" по доверенности Б., С., поддержавших доводы жалоб, а также возражения прокурора Мироновой М.С. судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалоб.
Судом установлено, что между ООО "Тверьрегионгаз", ОАО "Тверьоблгаз" и ООО "Тверьэнергогаз" заключен договор поставки и транспортировки газа N 52-4-0855/11 от 07.12.2010 года, которым определен порядок поставки и транспортировки газа в котельные ООО "Тверьэнергогаз", а также порядок и срок оплаты за поставляемый газ, услуги по его транспортировке и за снабженческо-сбытовые услуги.
31 декабря 2009 года между ООО "Тверьэнергогаз" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "УК "Служба заказчика" (управляющая компания) заключен договор на снабжение и использование тепловой энергии в горячей воде, по условиям которого ООО "Тверьэнергогаз" приняла на себя обязательства подавать тепловую энергию через присоединительную сеть на объекты жилого фонда города Осташкова, находящиеся в управлении управляющей компании, а ООО "УК "Служба заказчика" обязалась принимать и оплачивать тепловую энергию с распределением ее в виде коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению потребителям.
ООО "УК "Служба заказчика" является управляющей организацией многоквартирных жилых домов.
По условиям п. 3.1.3 договора управления многоквартирными жилыми домами от 12.03.2009 года, управляющая компания обязуется предоставлять услуги, предоставляемые ресурсоснабжающими организациями собственнику помещений, а также нанимателям и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещениями собственника в многоквартирном доме установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу, в том числе горячее водоснабжение.
Поводом для введения с 4 мая 2011 года ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" ограничения подачи газа на 100% в водогрейные котельные, используемые ООО "Тверьэнергогаз" для поставки тепловой энергии в виде горячего водоснабжения ООО "УК "Служба заказчика", предоставляющему услуги горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов, послужили сведения о задолженности по состоянию на 27.07.2011 года за поставленную тепловую энергии ООО "УК "Служба заказчика" перед ООО "Тверьэнергогаз" и о задолженности по состоянию на 28 апреля 2011 года ООО "Тверьэнергогаз" перед ООО "Газпром межрегионгаз Тверь".
При этом уровень оплаты коммунальных платежей жителями многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК "Служба заказчика" на момент подачи иска в суд составлял 91%, а на момент рассмотрения дела в суде составил 95% и эти обстоятельства не оспариваются в доводах жалоб.
Разрешая спор суд первой инстанции правильно исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством гражданам - потребителям коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, а отсутствие договорных отношений ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" и ООО "Тверьэнергогаз" с гражданами - потребителями не может служить основанием для нарушения прав и законных интересов последних.
Мотивированные основания по которым суд не согласился с позицией ответчика - ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" о том, что ограничение поставки газа было произведено в соответствии с положениями договора и Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" в решении суда приведены.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В п. 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что прекращение или ограничение подачи тепловой энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения абонентом обязательств по оплате энергии.
"Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов" (далее Порядок), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен. Этим Порядком установлена последовательность действий энергоснабжающей (газоснабжающей) организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов.
В соответствии с п. 3 и 4 Порядка при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором.
При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя, за сутки до введения ограничения.
В силу п. 6 Порядка в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязан по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Установив нарушение ответчиками пунктов 5, 9, 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 и п. 6 Порядка суд правильно разрешил заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, в том числе и относительно права прокурора на обращение в суд с указанными требованиями, не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на их неверном толковании. При рассмотрении данного спора правила подведомственности не были нарушены, поскольку иск был заявлен в защиту прав неопределенного круга лиц - жителей города Осташков.
Судом первой инстанции давалась оценка доводам ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" об отсутствие у ООО "Тверьэнергогаз" резервного топлива и возможности его использования при прекращении поставки газа, поэтому доводы кассационной жалобы, основанные на положениях п. 49 Правил пользования газом и предоставлением услуг по газоснабжении в РФ об обязанности организаций, о не исследовании судом обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у ООО "Тверьоблгаз" возможности осуществлять выработку тепловой энергии за счет запасов резервного топлива не могут быть приняты во внимание.
Возражениям представителя ООО "УК Служба заказчика" об отсутствии вины этого ответчика в прекращении подачи тепловой энергии гражданам-потребителям, по существу повторяющимся в доводах кассационной жалобы, судом первой инстанции была дана оценка, не соглашаться с которой у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены, представленным по делу доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 67 ГПК РФ и нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела судом не допущены.
Учитывая, что доводы кассационной жалобы, направленные на иное толкование норм материального и процессуального права не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения и, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Осташковского городского суда Тверской области от 14 июля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителя ООО УК "Служба заказчика" по доверенности Р.А., представителя ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" по доверенности К. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)