Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6542/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 ноября 2012 г. по делу N 33-6542/2012


Судья: Набенюк А.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Аршиновой Е.В. и Пантелеева В.М.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
при секретаре Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее Администрация) на решение Волжского районного суда города Саратова от 10 августа 2012 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Город Саратов" по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального жилого фонда по адресу <...> литер "Н".
Обязать Администрацию муниципального образования "Город Саратов" инициировать процедуру, установленную п. 42 - 52 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", утв. Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 года, подготовить в представить документы, указанные в п. 44, 45 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", утв. Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 года, на Межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу для рассмотрения вопроса о признании непригодными для проживания домов по адресу <...> литер "Н".
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору Фрунзенского района г. Саратова отказать",
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы,

установила:

прокурор Фрунзенского района города Саратова обратился в суд с исками в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации о признании бездействия Администрации как собственника квартиры N <...> жилого дома <...> по улице им. <...>, квартир NN <...> жилого дома <...> по улице <...> и дома N <...> литер "Н" по улице <...> в городе Саратова по неосуществлению контроля за их использованием и сохранностью, о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в необращении с заявлением в межведомственную комиссию для признания указанных жилых домов аварийными и подлежащими сносу, просил обязать Администрацию инициировать процедуру для признания данных жилых домов аварийными и подлежащими сносу, подготовить документы на межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу для рассмотрения на ее заседании вопроса о признании данных жилых домов аварийными и подлежащими сносу. В обоснование требований указывал, что в ходе проверки исполнения жилищного законодательства на территории Фрунзенского района города Саратова, проведенной в 2012 году с привлечением специалистов Государственной жилищной инспекции Саратовской области, установлено наличие на территории района вышеуказанных жилых домов с признаками аварийности, что подтверждается актами проверки Государственной жилищной инспекции Саратовской области. Учитывая, что в указанных домах находятся жилые помещения, занимаемые гражданами на основании договора социального найма, Администрация является собственником данных жилых помещений. Несмотря на предоставленное ей право обращения с заявлением о признании таких домов аварийными и непригодными для дальнейшего проживания граждан, Администрация меры, направленные на признание данных домов аварийными и подлежащими сносу, не предпринимает. Прокурор полагал, что дальнейшее проживание в указанных домах нанимателей, нахождение в них иных граждан, их посещающих, создает угрозу их жизни и здоровью.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что в полномочия Администрации не входит осуществление действий по передаче документов на рассмотрение в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, следовательно, незаконное бездействие со стороны Администрации отсутствует. Кроме того указывает, что прокурор обратился в суд с нарушением ст. 45 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, Администрация является собственником нескольких квартир многоквартирных домов N <...> по улице <...> и N <...> литер "Н" по улице <...> в городе Саратове.
Согласно техническому паспорту на жилой дом N <...> литер "Н" по улице <...> в городе Саратове данный жилой дома введен в эксплуатацию до 1917 года и техническое состояние его фундамента неудовлетворительное, износ здания составляет 53% (т. 1 л.д. 205-211).
Кроме того, специалистами общества с ограниченной ответственностью строительная коммерческая фирма "Каркас" в 2009 году выполнено визуально-инструментальное обследование основных строительных конструкций указанного жилого дома и сделаны выводы, что физический износ основных строительных конструкций дома достигает 60%, здание является непригодным для эксплуатации и не подлежит капитальному ремонту, его необходимо запланировать под снос. При этом возможна временная доэксплуатация здания в течение двух лет после проведения поддерживающего ремонта (т. 1 л.д. 59-88).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 23.11.1983 года, на жилой дом N <...> по улице <...> в городе Саратове данный жилой дом также введен в эксплуатацию до 1917 года, его износ составлял 45% (т. 1 л.д. 177-204).
В соответствии с актом инспекционной проверки Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 25.07.2012 года в жилом доме N <...> по улице <...> в городе Саратове выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а именно: трещины наружных стен, их местные разрушения, нарушение связи (выпадение) отдельных кирпичей с кладкой; разрушение слоя цоколя; неисправность, износ кровельного покрытия, протечки; нарушение примыканий кровли к вертикальным поверхностям; неисправность водоотводящих конструкций наружного водостока; наличие прогибов, трещин и других повреждений лестничных маршей, перекрытий лестничных площадок; наличие трещин на стенах лестничных клеток, повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток; наличие протечек и их последствий в квартире N <...> (т. 2 л.д. 23-24).
В соответствии с актом инспекционной проверки Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 25.07.2012 года в вышеуказанном жилом доме по улице <...> в городе Саратове выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а именно: частичное разрушение покрытия отмостки, ее провалы и повреждение ограждения приямков; наличие трещин наружных стен, их местные разрушения, нарушения связи (выпадение) отдельных кирпичей с кладкой; разрушение слоя цоколя; отслоение штукатурки, трещины межэтажных перекрытий, провисание и зыбкость перекрытий; неисправность, износ кровельного покрытия, протечки; нарушение примыканий кровли к вертикальным поверхностям; наличие прогибов, трещин и других повреждений лестничных маршей, перекрытий лестничных площадок; повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток; наличие протечек и их последствий, а также трещин и разрушений штукатурного и окрасочного слоя потолков в квартире N <...>, повреждений покрытий стен (внутри помещений), наличие трещин на стенах и перегородках в квартирах NN <...> (т. 2 л.д. 21-22).
Жилищный кодекс РФ предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (ст. 10); к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ст. 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28.01.2006 года, изданного, в свою очередь, во исполнение полномочий, предусмотренных ст. ст. 12, 15 ЖК РФ, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) (п. 7). Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п. 33); жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 34); комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42); процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (п. 44); комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (п. 46); по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47); на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49).
Постановлением главы администрации города Саратова N 36 от 29.01.2007 года (в редакции от 05.03.2008 года) утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В соответствии с п. п. 4.1.10 - 4.1.12, 4.4 указанного Положения по окончанию работы межведомственная комиссия составляет в 3-х экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для проживания или признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, направляет 1 экземпляр заключения комиссии в орган местного самоуправления для издания распоряжения согласно установленным требованиям. Передает по 1 экземпляру заключения комиссии и Распоряжения органа местного самоуправления заявителю и собственнику жилого помещения в 5-дневный срок. Организационное обеспечение деятельности комиссии осуществляет администрация города Саратова.
Несмотря на то, что в указанных многоквартирных домах выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, имеется значительный износ строительных конструкций, который может привести к их обрушению, имеют место другие дефекты, отраженные в актах Государственной жилищной инспекции Саратовской области, Администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; неправомерно бездействуя, не обращалась в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу с соответствующим заявлением, на основании которого данная комиссия, орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, дальнейшим использованием помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, и которые являются основанием для реализации прав этих лиц на предоставление вне очереди других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие Администрации по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества, расположенного по адресам: <...> и <...> литер "Н", и частично удовлетворил заявленные требования прокурора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Довод жалобы о том, что в полномочия Администрации не входит осуществление действий по передаче документов на рассмотрение в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными основан на неправильном толковании вышеприведенных нормативных правовых актов и опровергается их содержанием.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного по существу судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 10 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)