Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Фархутдиновой Г.Р.,
судей Куловой Г.Р.,
Хакимова А.Р.,
прокурора Фахретдиновой Ю.Ю., Тимербаева А.Р.
при секретаре К.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Товарищества собственников жилья "Надежда" Б. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан в интересах собственников жильцов дома N ...... к Товариществу собственников жилья "Надежда" о признании незаконными бездействия по расчету корректировки платы за отопление, по расчету и сбору расходов на электроснабжение мест общего пользования, об обязании произвести расчет корректировки платы за отопление по формуле, о признании незаконными бездействия по расчету корректировки платы за отопление, по расчету и сбору расходов на электроснабжение мест общего пользования, об обязании произвести расчет корректировки платы за отопление по формуле удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Товарищества собственников жилья "Надежда" по расчету корректировки платы за отопление за ... года.
Возложить на Товарищество собственников жилья "Надежда" обязанность произвести расчет корректировки платы за отопление за период ... года по формуле, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ... года N ....
Признать незаконными действия Товарищества собственников жилья "Надежда" по расчету и сбору расходов на электроснабжение мест общего пользования.
Возложить обязанность на Товарищество собственников жилья "Надежда" производить расчеты и сбор расходов на электроснабжение мест общего пользования в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и произвести перерасчет платы за электроэнергию в соответствии с указанным постановлением Правительства РФ за ... года.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Прокурор Октябрьского района города Уфы обратился в суд с иском в интересах собственников жильцов дома N ... по ... к ТСЖ "Надежда".
Просит признать незаконным бездействие ТСЖ "Надежда" по расчету корректировки платы за отопление за ... года и возложить обязанность произвести расчет корректировки платы за отопление за указанный период по формуле, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307; признать незаконными действия ТСЖ "Надежда" по расчету и сбору расходов на электроснабжение мест общего пользования, возложить обязанность производить расчеты и сбор расходов на электроснабжение мест общего пользования в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и произвести перерасчет платы за электроэнергию в соответствии с указанным постановлением Правительства РФ за ... года.
В обоснование требования указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению жильцов дома о нарушении жилищных прав ТСЖ "Надежда", в ходе которой установлены бездействия ТСЖ "Надежда" по произведению корректировки платы за отопление за ... года и действия по расчету и сбору расходов на электроснабжение мест общего пользования, не соответствующие действующему законодательству.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, как незаконного. Поскольку в домах N ... по ..., находящихся в ведении ТСЖ "Надежда", установлены общедомовые счетчики учета тепловой энергии корректировка платы за отопление не производится. Также является ошибочным вывод суда о необходимости руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 23.05.2007 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг граждан" при расчетах и сборах расходов на электроснабжение, применяемым при наличии общедомовых счетчиков учета электроэнергии. Однако, в домах N ... по ... общедомовые счетчики учета электроэнергии отсутствуют.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ТСЖ "Надежда" Б., поддержавшую апелляционную жалобу, возражения прокурора Фахретдиновой Ю.Ю., Т., судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По результатам проверки прокуратуры по обращению жильцов дома о нарушении их жилищных прав ТСЖ "Надежда" установлено, что протоколом общего собрания жильцов от ... года в многоквартирном доме по адресу: ..., создано ТСЖ "Надежда", председателем правления ТСЖ "Надежда" избран ФИО.
Протоколом общего собрания жильцов дома N ... по ул. ... от ... года принято решение по включению владельцев квартир указанного дома в состав ТСЖ "Надежда".
Многоквартирный дом по адресу: ... построен в ... года. Многоквартирный дом по адресу: ... построен в ... года. В указанных многоквартирных домах с момента постройки установлены общедомовые приборы учета электроэнергии.
Согласно акту от ... года прибор учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию.
В соответствии с п. п. 1.1, 1.2, 1.3 договора на техническое обслуживание жилых домов (квартир), находящихся в собственности граждан и предоставления коммунальных услуг, заключенным между ФИО2 (собственником кв. N ... в многоквартирном доме по адресу: ...) и ТСЖ "Надежда", указанное товарищество собственников жилья обязано осуществлять техническое обслуживание жилого дома, а также выполнение работ по обеспечению надежного функционирования инженерных систем и строительных конструкций дома в целом, санитарного содержания дома и придомовой территории в соответствии с перечнем и качеством услуг, предоставляемых ТСЖ "Надежда", соответствующим Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда.
В силу п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с п. п. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с п. п. 2 п. 1 приложения N 2 к Правилам.
Формула корректировки предусматривает включение в нее показателей, определяемых "ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".
В п. п. 2 и 4 п. 1 Приложения N 2 к Правилам определения размеров платы за потребленные коммунальные ресурсы, объемы (количество) которых определены расчетным путем, дано со ссылкой на действующее законодательство Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии,- если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Указанная норма в соответствии со ст. 548 Гражданского кодекса РФ применяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок расчета размера платы за поданный ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунальный ресурс должен быть согласован с исполнителем и указан в соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса РФ договоре ресурсоснабжения, заключаемом исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Между ТСЖ "Надежда" и ОАО "..." заключен договор энергоснабжения (с теплоносителем сетевая вода) N ... от ... года, на основании которого осуществлялась подача тепловой энергии в многоквартирный дом по адресу:....
В силу п. 9.1 указанного договора, договор продлен и на момент проверки является действующим.
В соответствии с п. 8.4 договора энергоснабжения, заключенного ТСЖ "Надежда" и ОАО "..." - при расчете за услуги теплоснабжения стороны руководствуются, в том числе, Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, и Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя, утвержденной приказом Госстроя РФ N 105 от 06.05.2000 г. (далее - Методика).
В соответствии с п. 25 указанной Методики, количество тепловой энергии и теплоносителя, использованных отдельным абонентом без приборов учета, рассматривается как соответствующая часть общего количества тепловой энергии и теплоносителя, потребленного всеми абонентами без приборов учета в системе теплоснабжения.
Общее количество тепловой энергии и теплоносителя, потребленное за расчетный период всеми абонентами без приборов учета, определяется из теплового и водного балансов системы теплоснабжения, а отдельным потребителем - пропорционально его расчетным часовым тепловой и массовой (объемной) нагрузками, указанными в договоре теплоснабжения, с учетом различия в характере теплового потребления.
Проверкой установлено, что ТСЖ "Надежда" размер платы за отопление определяется исходя из норматива расхода тепловой энергии, утвержденного решением Совета ГО г. Уфа РБ от 21.02.2006 г. N 8/12, при этом корректировку платы за тепловую энергию в многоквартирном доме по адресу:... по итогам ... года не производило, а также не применяло формулу для проведения корректировки платы, в соответствии с Приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от N 307.
Поскольку за период ... года ТСЖ "Надежда" не выполнен перерасчет по услуге отопления, представителем ответчика указанное обстоятельство не оспаривается, доказательств обратного суду не представлено, суд пришел к обоснованному выводу о признании незаконным бездействия ТСЖ "Надежда" по расчету корректировки платы за отопление, обязании его произвести.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 января 2007 года N 2 установлены нормативы потребления населением республики электрической энергии для бытовых нужд при отсутствии или неисправности индивидуальных приборов учета.
ТСЖ "Надежда" производит начисление с граждан с ... года платы за электрическую энергию на общедомовые нужды в размере 7 кВт в месяц на человека на работу лифтового оборудования и 7 кВт в месяц с человека на освещение мест общего пользования и производит взимание платы за электроэнергию на общедомовые нужды.
В соответствии с п. 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.
В соответствии с п. 14 Правил, для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.
Используемый ТСЖ "Надежда" расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт-ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт-ч в месяц на 1 человека применяются при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам.
Верховный Суд Российской Федерации в Решении от 02.10.2007 N ГКПИ07-1019 указал, что 7 кВт/ч - это величина, которая получена расчетным путем на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплуатационные расходы жилищного хозяйства, которые утверждены приказом Минжилколхоза РСФСР от 25.12.89 г. N 283. Эта величина не может применяться как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов, поскольку используется органами власти субъектов Российской Федерации при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам. Таким образом, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, не устанавливают нормативы, а регламентирует порядок их установления и определения органами государственной власти субъектов РФ. Установленная абзацем 2 пункта 25 величина - 7 кВ т. ч в месяц не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.
Кроме того, порядок начисления платы за электроснабжение с учетом расходов на места общего пользования урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета (п. 16). Следовательно, расходы на электроснабжение мест общего пользования указанным гражданам не предъявляются.
В силу п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг, гражданам при наличии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета собственники помещений несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из его показаний.
Поскольку ТСЖ "Надежда" производит взимание платы за электроснабжение мест общего пользования без учета показаний общедомовых приборов учета, при этом, оплата расходов на электроснабжение мест общего пользования происходит по неутвержденному в установленном порядке нормативу потребления коммунальных услуг, что не предусмотрено действующим законодательством, суд пришел к обоснованному выводу о признании незаконным действия ТСЖ "Надежда" по расчету и сбору расходов на электроснабжение мест общего пользования без учета требований постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию за 2009, 2010 гг. в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ.
С приведенными выводами суда коллегия согласна, поскольку они построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах по делу, и при верном применении норм материального права.
Ссылка в жалобе на необоснованность применения Постановления Правительства РФ от 23.05.2007 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг граждан", применяемого при наличии общедомовых счетчиков учета электроэнергии, не может служить основанием для отмены решения суда. Довод подателя жалобы об отсутствии в домах N ... по ... общедомовых счетчиков учета электроэнергии не нашел своего подтверждения, поскольку общедомовые приборы учета электроэнергии установлены в указанных домах с момента их постройки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от ... года оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Надежда" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Р.ФАРХУТДИНОВА
Судьи
Г.Р.КУЛОВА
А.Р.ХАКИМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 18.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-11813/2012
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 октября 2012 г. по делу N 33-11813/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Фархутдиновой Г.Р.,
судей Куловой Г.Р.,
Хакимова А.Р.,
прокурора Фахретдиновой Ю.Ю., Тимербаева А.Р.
при секретаре К.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Товарищества собственников жилья "Надежда" Б. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан в интересах собственников жильцов дома N ...... к Товариществу собственников жилья "Надежда" о признании незаконными бездействия по расчету корректировки платы за отопление, по расчету и сбору расходов на электроснабжение мест общего пользования, об обязании произвести расчет корректировки платы за отопление по формуле, о признании незаконными бездействия по расчету корректировки платы за отопление, по расчету и сбору расходов на электроснабжение мест общего пользования, об обязании произвести расчет корректировки платы за отопление по формуле удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Товарищества собственников жилья "Надежда" по расчету корректировки платы за отопление за ... года.
Возложить на Товарищество собственников жилья "Надежда" обязанность произвести расчет корректировки платы за отопление за период ... года по формуле, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ... года N ....
Признать незаконными действия Товарищества собственников жилья "Надежда" по расчету и сбору расходов на электроснабжение мест общего пользования.
Возложить обязанность на Товарищество собственников жилья "Надежда" производить расчеты и сбор расходов на электроснабжение мест общего пользования в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и произвести перерасчет платы за электроэнергию в соответствии с указанным постановлением Правительства РФ за ... года.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Прокурор Октябрьского района города Уфы обратился в суд с иском в интересах собственников жильцов дома N ... по ... к ТСЖ "Надежда".
Просит признать незаконным бездействие ТСЖ "Надежда" по расчету корректировки платы за отопление за ... года и возложить обязанность произвести расчет корректировки платы за отопление за указанный период по формуле, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307; признать незаконными действия ТСЖ "Надежда" по расчету и сбору расходов на электроснабжение мест общего пользования, возложить обязанность производить расчеты и сбор расходов на электроснабжение мест общего пользования в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и произвести перерасчет платы за электроэнергию в соответствии с указанным постановлением Правительства РФ за ... года.
В обоснование требования указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению жильцов дома о нарушении жилищных прав ТСЖ "Надежда", в ходе которой установлены бездействия ТСЖ "Надежда" по произведению корректировки платы за отопление за ... года и действия по расчету и сбору расходов на электроснабжение мест общего пользования, не соответствующие действующему законодательству.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, как незаконного. Поскольку в домах N ... по ..., находящихся в ведении ТСЖ "Надежда", установлены общедомовые счетчики учета тепловой энергии корректировка платы за отопление не производится. Также является ошибочным вывод суда о необходимости руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 23.05.2007 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг граждан" при расчетах и сборах расходов на электроснабжение, применяемым при наличии общедомовых счетчиков учета электроэнергии. Однако, в домах N ... по ... общедомовые счетчики учета электроэнергии отсутствуют.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ТСЖ "Надежда" Б., поддержавшую апелляционную жалобу, возражения прокурора Фахретдиновой Ю.Ю., Т., судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По результатам проверки прокуратуры по обращению жильцов дома о нарушении их жилищных прав ТСЖ "Надежда" установлено, что протоколом общего собрания жильцов от ... года в многоквартирном доме по адресу: ..., создано ТСЖ "Надежда", председателем правления ТСЖ "Надежда" избран ФИО.
Протоколом общего собрания жильцов дома N ... по ул. ... от ... года принято решение по включению владельцев квартир указанного дома в состав ТСЖ "Надежда".
Многоквартирный дом по адресу: ... построен в ... года. Многоквартирный дом по адресу: ... построен в ... года. В указанных многоквартирных домах с момента постройки установлены общедомовые приборы учета электроэнергии.
Согласно акту от ... года прибор учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию.
В соответствии с п. п. 1.1, 1.2, 1.3 договора на техническое обслуживание жилых домов (квартир), находящихся в собственности граждан и предоставления коммунальных услуг, заключенным между ФИО2 (собственником кв. N ... в многоквартирном доме по адресу: ...) и ТСЖ "Надежда", указанное товарищество собственников жилья обязано осуществлять техническое обслуживание жилого дома, а также выполнение работ по обеспечению надежного функционирования инженерных систем и строительных конструкций дома в целом, санитарного содержания дома и придомовой территории в соответствии с перечнем и качеством услуг, предоставляемых ТСЖ "Надежда", соответствующим Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда.
В силу п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с п. п. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с п. п. 2 п. 1 приложения N 2 к Правилам.
Формула корректировки предусматривает включение в нее показателей, определяемых "ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".
В п. п. 2 и 4 п. 1 Приложения N 2 к Правилам определения размеров платы за потребленные коммунальные ресурсы, объемы (количество) которых определены расчетным путем, дано со ссылкой на действующее законодательство Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии,- если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Указанная норма в соответствии со ст. 548 Гражданского кодекса РФ применяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок расчета размера платы за поданный ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунальный ресурс должен быть согласован с исполнителем и указан в соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса РФ договоре ресурсоснабжения, заключаемом исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Между ТСЖ "Надежда" и ОАО "..." заключен договор энергоснабжения (с теплоносителем сетевая вода) N ... от ... года, на основании которого осуществлялась подача тепловой энергии в многоквартирный дом по адресу:....
В силу п. 9.1 указанного договора, договор продлен и на момент проверки является действующим.
В соответствии с п. 8.4 договора энергоснабжения, заключенного ТСЖ "Надежда" и ОАО "..." - при расчете за услуги теплоснабжения стороны руководствуются, в том числе, Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, и Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя, утвержденной приказом Госстроя РФ N 105 от 06.05.2000 г. (далее - Методика).
В соответствии с п. 25 указанной Методики, количество тепловой энергии и теплоносителя, использованных отдельным абонентом без приборов учета, рассматривается как соответствующая часть общего количества тепловой энергии и теплоносителя, потребленного всеми абонентами без приборов учета в системе теплоснабжения.
Общее количество тепловой энергии и теплоносителя, потребленное за расчетный период всеми абонентами без приборов учета, определяется из теплового и водного балансов системы теплоснабжения, а отдельным потребителем - пропорционально его расчетным часовым тепловой и массовой (объемной) нагрузками, указанными в договоре теплоснабжения, с учетом различия в характере теплового потребления.
Проверкой установлено, что ТСЖ "Надежда" размер платы за отопление определяется исходя из норматива расхода тепловой энергии, утвержденного решением Совета ГО г. Уфа РБ от 21.02.2006 г. N 8/12, при этом корректировку платы за тепловую энергию в многоквартирном доме по адресу:... по итогам ... года не производило, а также не применяло формулу для проведения корректировки платы, в соответствии с Приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от N 307.
Поскольку за период ... года ТСЖ "Надежда" не выполнен перерасчет по услуге отопления, представителем ответчика указанное обстоятельство не оспаривается, доказательств обратного суду не представлено, суд пришел к обоснованному выводу о признании незаконным бездействия ТСЖ "Надежда" по расчету корректировки платы за отопление, обязании его произвести.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 января 2007 года N 2 установлены нормативы потребления населением республики электрической энергии для бытовых нужд при отсутствии или неисправности индивидуальных приборов учета.
ТСЖ "Надежда" производит начисление с граждан с ... года платы за электрическую энергию на общедомовые нужды в размере 7 кВт в месяц на человека на работу лифтового оборудования и 7 кВт в месяц с человека на освещение мест общего пользования и производит взимание платы за электроэнергию на общедомовые нужды.
В соответствии с п. 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.
В соответствии с п. 14 Правил, для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.
Используемый ТСЖ "Надежда" расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт-ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт-ч в месяц на 1 человека применяются при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам.
Верховный Суд Российской Федерации в Решении от 02.10.2007 N ГКПИ07-1019 указал, что 7 кВт/ч - это величина, которая получена расчетным путем на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплуатационные расходы жилищного хозяйства, которые утверждены приказом Минжилколхоза РСФСР от 25.12.89 г. N 283. Эта величина не может применяться как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов, поскольку используется органами власти субъектов Российской Федерации при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам. Таким образом, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, не устанавливают нормативы, а регламентирует порядок их установления и определения органами государственной власти субъектов РФ. Установленная абзацем 2 пункта 25 величина - 7 кВ т. ч в месяц не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.
Кроме того, порядок начисления платы за электроснабжение с учетом расходов на места общего пользования урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета (п. 16). Следовательно, расходы на электроснабжение мест общего пользования указанным гражданам не предъявляются.
В силу п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг, гражданам при наличии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета собственники помещений несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из его показаний.
Поскольку ТСЖ "Надежда" производит взимание платы за электроснабжение мест общего пользования без учета показаний общедомовых приборов учета, при этом, оплата расходов на электроснабжение мест общего пользования происходит по неутвержденному в установленном порядке нормативу потребления коммунальных услуг, что не предусмотрено действующим законодательством, суд пришел к обоснованному выводу о признании незаконным действия ТСЖ "Надежда" по расчету и сбору расходов на электроснабжение мест общего пользования без учета требований постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию за 2009, 2010 гг. в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ.
С приведенными выводами суда коллегия согласна, поскольку они построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах по делу, и при верном применении норм материального права.
Ссылка в жалобе на необоснованность применения Постановления Правительства РФ от 23.05.2007 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг граждан", применяемого при наличии общедомовых счетчиков учета электроэнергии, не может служить основанием для отмены решения суда. Довод подателя жалобы об отсутствии в домах N ... по ... общедомовых счетчиков учета электроэнергии не нашел своего подтверждения, поскольку общедомовые приборы учета электроэнергии установлены в указанных домах с момента их постройки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от ... года оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Надежда" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Р.ФАРХУТДИНОВА
Судьи
Г.Р.КУЛОВА
А.Р.ХАКИМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)