Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-12648

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2012 г. по делу N 33-12648


Судья Ташлыкова Л.Т.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Афанасьева О.В.,
судей: Берестова В.П., Мартышенко С.Н.,
при секретаре С.К.В.,
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Берестова В.П. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Белокалитвинского района Ростовской области на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 10 августа 2012 года,

установила:

(ФИО)9., (ФИО)10 обратились с иском к Администрации Белокалитвинского района об установлении факта проживания в жилом помещении по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с 1993 г. по настоящее время, о признании права на социальную выплату для приобретения жилья, ставшего непригодным в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте ОАО ШУ "Краснодонецкое", об обязании Администрации Белокалитвинского района включить (ФИО)11., (ФИО)12 в списки граждан, переселяемых из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте ОАО ШУ "Краснодонецкое" непригодным для проживания по критериям безопасности.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что на основании договора купли-продажи, заключенного 20.07.1993 г., супруги (ФИО)13 приобрели жилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, которое является их совместной собственностью. С указанного времени по настоящее время истцы (ФИО)14 проживают в указанном жилом помещении.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации Белокалитвинского района от 27.04.2011 г., жилое помещение по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не соответствует требованиям, указанным в "Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", предъявляемым к жилым помещениям, отнесено к категории непригодного для проживания.
В соответствии с заключением СКП ОАО "ВНИМИ" от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. установлено: расчетные показатели суммарных деформаций по жилому дому, расположенному по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, превысили допустимые значения, следовательно, горные работы ШУ "Краснодонецкое" ОАО "Ростовуголь" негативно повлияли на техническое состояние строения.
Истцы обратились с заявлением в Администрацию Белокалитвинского района по вопросу включения их в списки граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, пришедшего в негодность вследствие ведения горных работ ОАО ШУ "Краснодонецкое" и предоставления социальных выплат для последующего переселения.
Администрацией Белокалитвинского района было отказано в удовлетворении заявления в связи с недоказанностью фактического проживания (ФИО)15 в ветхом жилье - жилом доме по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на момент ликвидации шахты, а также по тем основаниям, что истец (ФИО)16 собственником жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не является.
Истцы считают отказ незаконным, не соответствующим требованиям постановления Правительства РФ от 13.07.2005 г. N 428, в связи с чем, просят суд в порядке искового производства установить факт их проживания в указанном жилом помещении с момента его приобретения в 1993 году по настоящее время, а также удовлетворить их требования о признании права на социальную выплату и включении их в Списки граждан для получения социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, пришедшего в негодность вследствие ведения горных работ на ликвидированной шахте.
В судебном заседании истцы и их представитель поддержали исковые требования.
Представитель ответчика исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 10 августа 2012 г. установлен факт постоянного проживания (ФИО)17 и (ФИО)18 по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с 1993 г. по настоящее время.
За (ФИО)19 и (ФИО)20 признано право на социальную выплату для приобретения жилья взамен ветхого, пришедшего в негодность в результате ведения горных работ на ОАО ШУ "Краснодонецкое".
Суд обязал Администрацию Белокалитвинского района включить (ФИО)21 и (ФИО)22 в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО ШУ "Краснодонецкое" непригодным для проживания по критериям безопасности.
Не согласившись с указанным решением суда с апелляционной жалобой обратилась Администрация Белокалитвинского района, в которой просит данное решение отменить.
Апеллянт считает, что при вынесении решения, судом нарушены нормы материального права, не правильно применены нормы постановления Правительства РФ от 13.07.2005 г. N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков" и п. 8 утвержденных им "Правил <...>".
По мнению апеллянта, истцами не доказан факт постоянного проживания (ФИО)23 по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, поскольку согласно представленной документации только в 2012 г. она была зарегистрирована по указанному адресу.
По указанному адресу был зарегистрирован (ФИО)24., но ввиду того, что он не является собственником указанного жилого помещения, то не может быть исполнено требование п. 11 "Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", утвержденных постановлением Правительства от 13.07.2005 г. N 428, в соответствии с которым, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу МСУ по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты, социальная выплата так же не может быть ему предоставлена.
Апеллянт указывает, что (ФИО)25 подарив, принадлежащую ему квартиру по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (как установлено судом, пригодную для проживания) совершил действия по ухудшению своих жилищных условий, в связи, с чем на основании ст. 53 ЖК РФ не может быть принят на учет до истечения пятилетнего срока со дня совершения указанных действий.
Апеллянт также не согласен с оценкой, которая дана судом показаниям свидетелей, подтвердившим факт проживания истцов по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ответчика, настаивавшего на доводах жалобы, (ФИО)26 и представителя истцов, полагавших доводы жалобы необоснованными, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения и отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Согласно п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 ГПК РФ.
Удовлетворяя исковые требования истцов, суд первой инстанции руководствовался постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности в порядке их финансирования"; "Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", утвержденными постановлением Правительства от 13.07.2005 г. N 428, регулирующими возникшие спорные правоотношения, однако допустил их неправильное применение, неверно определил предмет доказывания по делу и пришел к выводам, не соответствующим обстоятельствам дела, что влечет отмену решения суда применительно к пунктам 3 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, в соответствии с п. 8 Правил, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В соответствии с п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящимся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 01.11.2001 г. N 308 (с изменениями от 27.06.2002 года), переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Анализ вышеуказанных нормативных актов позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника. Указанная социальная гарантия направлена, прежде всего, для обеспечения переселения граждан, проживающих в ветхих домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ, а также на реализацию мероприятий по обеспечению занятости для шахтерских городов и поселков.
Таким образом, предоставление социальных гарантий в форме субсидий в рамках программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возможно при одновременном наличии следующих условий:
- признания жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах,
- наличия у гражданина законного и бессрочного права на жилое помещение на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и включение гражданина в специальный список,
- нуждаемость граждан, проживающих в ветхом жилье, в переселении, то есть необеспеченность иным жильем, установленная на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и на момент составления специальных списков.
Как следует из материалов дела (ФИО)27 и (ФИО)28 зарегистрировали брак 1 июля 1977 г.
20 июля 1993 г. (ФИО)29 приобрела в собственность по договору купли-продажи домовладение по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Зарегистрирована (ФИО)30 по указанному адресу с 29 марта 2012 г., до этого времени была зарегистрирована по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Сам по себе факт приобретения (ФИО)31 права собственности на жилое помещение, ставшего впоследствии непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, не является основанием для включения ее в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В 1996 году (ФИО)32 по договору купли-продажи приобретена квартира, общей площадью 41,8 кв. м, по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Поскольку домовладение и квартира были приобретены (ФИО)33 в браке, то в силу ст. ст. 33 и 34 СК РФ данное имущество являлось их совместной собственностью. Доказательств обратному истцами суду не представлено.
Так как в собственности супругов имелось два жилых помещения, домовладение АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не являлось для супругов (ФИО)34 единственным местом жительства.
21 апреля 2012 г. квартира НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН подарена (ФИО)35 (ФИО)36 (ФИО)37, подарив сыну квартиру, пригодную для проживания, намеренно создал условия, при которых он и его супруга (ФИО)38 стали нуждаться в улучшении жилищных условий, что является намеренным ухудшением жилищных условий в смысле положений ст. 53 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, (ФИО)39 и (ФИО)40 не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях и, соответственно не могут быть отнесены к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Исходя из установленных обстоятельств и сделанных выводов, не подлежали удовлетворению и требования об установлении факта проживания (ФИО)41 в спорном домовладении как не влекущего для них юридических последствий.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ,

определила:

Решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 10 августа 2012 г. отменить и принять новое решение, которым иск (ФИО)42., (ФИО)43 к Администрации Белокалитвинского района об установлении факта проживания в жилом помещении по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с 1993 г. по настоящее время, о признании права на социальную выплату для приобретения жилья, ставшего непригодным в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте ОАО ШУ "Краснодонецкое", об обязании Администрации Белокалитвинского района включить (ФИО)44., (ФИО)45 в списки граждан, переселяемых из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте ОАО ШУ "Краснодонецкое" непригодным для проживания по критериям безопасности, оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)