Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Савельевой Н.В., Степановой Т.Г.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ООО "Аида" на решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 05 июля 2012 г. по иску З. к ООО "Аида" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Савельевой Н.В., судебная коллегия
З. обратился в суд к управляющей организации ООО "Аида" по тем основаниям, что жильцами дома N <...> по ул. <...> пос. <...>, в котором проживает истец, за собственные денежные средства был приобретен и установлен счетчик тепловой энергии, который находился на обслуживании ответчика. В <...> г. в счетчике тепловой энергии была выявлена неисправность по причине износа. Согласно справке-заключению, подготовленной ООО <...> предложено произвести замену на расходометр <...>, о чем ответчик был поставлен в известность. <...> ответчику было направлено требование о направлении денежных средств, которые поступили на счета по статьям: "содержание общего имущества", "текущий ремонт", "капитальный ремонт", - на закупку и установку нового прибора <...>. Однако ответчик никаких мер для замены счетчика не предпринял. На основании изложенного истец просил суд обязать ответчика закупить и установить в доме N <...> по улице <...> пос. <...> счетчик тепловой энергии и счетчик общедомового холодного водоснабжения.
Впоследствии истец изменил исковые требования, просил суд обязать ООО "Аида" произвести замену расходометра коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в доме N <...> по ул. <...> в пос. <...>, произвести установку коллективного (общедомового) прибора учета потребления холодной воды (счетчик воды) в доме N <...> по ул. <...> в <...>, взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в сумме <...> руб. и расходы по оплате государственной пошлины <...> руб.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Муезерского городского поселения.
Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал ООО "Аида" произвести замену расходометра коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в доме N <...> по <...> в пос. <...> путем его приобретения, заключения с уполномоченной организацией договора на демонтаж, монтаж и пуско-наладочные работы, оплаты стоимости материалов и работ, приема прибора в эксплуатацию; произвести установку коллективного (общедомового) прибора учета потребления холодной воды (счетчик воды) в доме N <...> по ул. <...> в <...> путем его приобретения, проведения работ по монтажу и пуско-наладочные работы, оплаты стоимости материалов и работ, приема прибора в эксплуатацию. Взыскал с ООО "Аида" в пользу З. издержки, связанные с рассмотрением дела, в сумме <...> руб. <...> коп., в том числе: - расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...> руб. <...> коп.; расходы по оплате услуг представителя в сумме <...> руб. <...> коп.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование жалобы указывает, что согласно Распоряжению Правительства РК N <...> от <...> организация и финансирование работ по оснащению жилых домов в муниципальном жилом фонде на территории РК приборами учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии (включая проведение разъяснительной работы с гражданами, проживающими в таких домах и квартирах, по переходу на расчет по показаниям приборов учета): коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой и электрической энергии, возложена на органы местного самоуправления. Судом с ООО "Аида" необоснованно взыскано в пользу истца <...> руб., поскольку в ходе судебного разбирательства истцом данные требования не заявлялись.
В возражениях администрация Муезерского городского поселения полагала решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений к ней, судебная коллегия приходит к следующему.
По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 названных Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" устанавливает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
С целью осуществления такого учета согласно части 5 статьи 13 указанного Федерального закона до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, при осуществлении управления многоквартирным домом управляющей организацией обязанность по надлежащему содержанию, в том числе установке, ремонту и замене приборов учета в многоквартирном доме и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к осуществлению поставок коммунальных ресурсов возлагается на управляющую организацию.
Как установлено судом жильцами дома N <...> по ул. <...> пос. <...> за счет собственных денежных средств был приобретен и установлен счетчик тепловой энергии, который находился на обслуживании ООО "Аида", осуществляющего управление многоквартирным домом. В <...> г. возникла необходимость произвести замену указанного счетчика в связи с его неисправностью на расходометр <...>.
Протоколом общего собрания собственников жилых помещений дома <...> от <...> было принято решение о направлении денежных средств, собранных управляющей компанией по статьям "текущий" и "капитальный" ремонты на замену общедомового счетчика тепловой энергии и установку общедомового счетчика холодного водоснабжения.
<...> ООО "Аида" было направлено требование о направлении денежных средств, которые поступили на указанные счета на замену общедомового счетчика тепловой энергии и установку общедомового счетчика холодного водоснабжения.
Проанализировав положения законодательства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что коллективные (общедомовые) приборы учета относятся к общему имуществу дома, обязанность по надлежащему содержанию которого возложена на управляющую организацию, в данном случае ООО "Аида".
Доводы апелляционной жалобы о том, что организация и финансирование работ по оснащению жилых домов в муниципальном жилом фонде на территории Республики Карелия приборами учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой и электрической энергии, возложена на органы местного самоуправления, являются несостоятельными, поскольку не основаны на требованиях закона.
Таким образом, решение суда по существу является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Кроме того, судебная коллегия полагает в связи с вышеизложенным дополнить резолютивную часть решения суда указанием на оставление без удовлетворения заявленного иска к администрации Муезерского городского поселения.
Вместе с тем, из мотивировочной и резолютивной части мотивированного решения суда подлежит исключению вывод о взыскании с ООО "Аида" в пользу З. расходов по оплате услуг представителя в сумме <...> рублей, поскольку как следует резолютивной части решения суда, при вынесении решения суд не разрешал вопрос о взыскании с ООО "Аида" в пользу З. расходов по оплате услуг представителя.
Что касается доводов апелляционной жалобы относительно взыскания с ООО "Аида" в пользу З. расходов по оплате госпошлины в размере <...> рублей, судебная коллегия полагает решение суда в этой части соответствующим требованиям ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе расходы истца по оплате государственной пошлины при обращении в суд с иском.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 05 июля 2012 г. по настоящему делу по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ООО "Аида" без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда указанием: "Иск З. к администрации Муезерского городского поселения оставить без удовлетворения".
Исключить из мотивировочной и резолютивной части мотивированного решения суда вывод о взыскании с ООО "Аида" в пользу З. расходов по оплате услуг представителя в сумме <...> рублей.
В остальной части решения суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 23.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3130/2012
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2012 г. по делу N 33-3130/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Савельевой Н.В., Степановой Т.Г.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ООО "Аида" на решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 05 июля 2012 г. по иску З. к ООО "Аида" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Савельевой Н.В., судебная коллегия
установила:
З. обратился в суд к управляющей организации ООО "Аида" по тем основаниям, что жильцами дома N <...> по ул. <...> пос. <...>, в котором проживает истец, за собственные денежные средства был приобретен и установлен счетчик тепловой энергии, который находился на обслуживании ответчика. В <...> г. в счетчике тепловой энергии была выявлена неисправность по причине износа. Согласно справке-заключению, подготовленной ООО <...> предложено произвести замену на расходометр <...>, о чем ответчик был поставлен в известность. <...> ответчику было направлено требование о направлении денежных средств, которые поступили на счета по статьям: "содержание общего имущества", "текущий ремонт", "капитальный ремонт", - на закупку и установку нового прибора <...>. Однако ответчик никаких мер для замены счетчика не предпринял. На основании изложенного истец просил суд обязать ответчика закупить и установить в доме N <...> по улице <...> пос. <...> счетчик тепловой энергии и счетчик общедомового холодного водоснабжения.
Впоследствии истец изменил исковые требования, просил суд обязать ООО "Аида" произвести замену расходометра коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в доме N <...> по ул. <...> в пос. <...>, произвести установку коллективного (общедомового) прибора учета потребления холодной воды (счетчик воды) в доме N <...> по ул. <...> в <...>, взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в сумме <...> руб. и расходы по оплате государственной пошлины <...> руб.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Муезерского городского поселения.
Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал ООО "Аида" произвести замену расходометра коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в доме N <...> по <...> в пос. <...> путем его приобретения, заключения с уполномоченной организацией договора на демонтаж, монтаж и пуско-наладочные работы, оплаты стоимости материалов и работ, приема прибора в эксплуатацию; произвести установку коллективного (общедомового) прибора учета потребления холодной воды (счетчик воды) в доме N <...> по ул. <...> в <...> путем его приобретения, проведения работ по монтажу и пуско-наладочные работы, оплаты стоимости материалов и работ, приема прибора в эксплуатацию. Взыскал с ООО "Аида" в пользу З. издержки, связанные с рассмотрением дела, в сумме <...> руб. <...> коп., в том числе: - расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...> руб. <...> коп.; расходы по оплате услуг представителя в сумме <...> руб. <...> коп.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование жалобы указывает, что согласно Распоряжению Правительства РК N <...> от <...> организация и финансирование работ по оснащению жилых домов в муниципальном жилом фонде на территории РК приборами учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии (включая проведение разъяснительной работы с гражданами, проживающими в таких домах и квартирах, по переходу на расчет по показаниям приборов учета): коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой и электрической энергии, возложена на органы местного самоуправления. Судом с ООО "Аида" необоснованно взыскано в пользу истца <...> руб., поскольку в ходе судебного разбирательства истцом данные требования не заявлялись.
В возражениях администрация Муезерского городского поселения полагала решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений к ней, судебная коллегия приходит к следующему.
По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 названных Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" устанавливает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
С целью осуществления такого учета согласно части 5 статьи 13 указанного Федерального закона до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, при осуществлении управления многоквартирным домом управляющей организацией обязанность по надлежащему содержанию, в том числе установке, ремонту и замене приборов учета в многоквартирном доме и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к осуществлению поставок коммунальных ресурсов возлагается на управляющую организацию.
Как установлено судом жильцами дома N <...> по ул. <...> пос. <...> за счет собственных денежных средств был приобретен и установлен счетчик тепловой энергии, который находился на обслуживании ООО "Аида", осуществляющего управление многоквартирным домом. В <...> г. возникла необходимость произвести замену указанного счетчика в связи с его неисправностью на расходометр <...>.
Протоколом общего собрания собственников жилых помещений дома <...> от <...> было принято решение о направлении денежных средств, собранных управляющей компанией по статьям "текущий" и "капитальный" ремонты на замену общедомового счетчика тепловой энергии и установку общедомового счетчика холодного водоснабжения.
<...> ООО "Аида" было направлено требование о направлении денежных средств, которые поступили на указанные счета на замену общедомового счетчика тепловой энергии и установку общедомового счетчика холодного водоснабжения.
Проанализировав положения законодательства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что коллективные (общедомовые) приборы учета относятся к общему имуществу дома, обязанность по надлежащему содержанию которого возложена на управляющую организацию, в данном случае ООО "Аида".
Доводы апелляционной жалобы о том, что организация и финансирование работ по оснащению жилых домов в муниципальном жилом фонде на территории Республики Карелия приборами учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой и электрической энергии, возложена на органы местного самоуправления, являются несостоятельными, поскольку не основаны на требованиях закона.
Таким образом, решение суда по существу является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Кроме того, судебная коллегия полагает в связи с вышеизложенным дополнить резолютивную часть решения суда указанием на оставление без удовлетворения заявленного иска к администрации Муезерского городского поселения.
Вместе с тем, из мотивировочной и резолютивной части мотивированного решения суда подлежит исключению вывод о взыскании с ООО "Аида" в пользу З. расходов по оплате услуг представителя в сумме <...> рублей, поскольку как следует резолютивной части решения суда, при вынесении решения суд не разрешал вопрос о взыскании с ООО "Аида" в пользу З. расходов по оплате услуг представителя.
Что касается доводов апелляционной жалобы относительно взыскания с ООО "Аида" в пользу З. расходов по оплате госпошлины в размере <...> рублей, судебная коллегия полагает решение суда в этой части соответствующим требованиям ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе расходы истца по оплате государственной пошлины при обращении в суд с иском.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 05 июля 2012 г. по настоящему делу по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ООО "Аида" без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда указанием: "Иск З. к администрации Муезерского городского поселения оставить без удовлетворения".
Исключить из мотивировочной и резолютивной части мотивированного решения суда вывод о взыскании с ООО "Аида" в пользу З. расходов по оплате услуг представителя в сумме <...> рублей.
В остальной части решения суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)