Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный Суд Республики Мордовия в. составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Мордовия Н.В.Демидчик,
при секретаре судебного заседания Т.
с участием прокуроров В.М.Родиной, В.Е.Смирновой
с участием в деле:
заявителя - прокурора Республики Мордовия, его представителя В.М.Родиной, помощника прокурора, представившей в подтверждение своих полномочий удостоверение N <...>, Смирновой В.П., представившей в подтверждение своих полномочий удостоверение N <...>,
заинтересованного лица - Государственного Собрания Республики Мордовия, его представителей Ш., консультанта отдела финансирования социальной сферы Министерства финансов Республики Мордовия, представившей в подтверждение своих полномочий доверенность N <...> от <...>, М., консультанта юридического отдела аппарата Государственного Собрания Республики Мордовия, представившей в подтверждение своих полномочий доверенность N <...> от <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Саранске гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Республики Мордовия об оспаривании отдельных положений Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" (с последующими изменениями и дополнениями)
установил:
23 декабря 2004 года Государственным Собранием Республики Мордовия принят Закон Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", в который в последующем вносились изменения.
Первоначальный текст закона опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании "Известия Мордовии" 30 декабря 2004 года, изменения и дополнения в этом же печатном издания,
Исполняющий обязанности прокурора Республики Мордовия Базин А.М. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда абзаца девятого статьи 1, частей 1, 2 статьи 8 в части распространения их на работников образования, части 1 статьи 15 в части исключения услуги по вывозу бытовых и других отходов из состава мер социальной поддержки по оплате жилья Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" (с последующими изменениями и дополнениями).
В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемые им положения абзаца девятого статьи 1, частей 1, 2 статьи 8 указанного закона, установившие меры социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, в форме денежной компенсации для оплаты жилья тепловой и электрической энергии, противоречат Закону РФ "Об образовании", который сохранил для педагогических работников предоставление льготы в натуральном виде.
Оспаривая часть 1 статьи 15 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" прокурор указал, что исключение услуги по вывозу бытовых и других отходов из перечня мер социальной поддержки членов семей ветеранов труда приводит к фактическому уменьшению объема финансирования льгот, что противоречит статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". По мнению и.о. прокурора, указанная категория получателей меры социальной поддержки пользовалась льготой на вывоз бытовых и других отходов до 31 декабря 2004 года, поскольку Федеральный закон "Об основах федеральной жилищной политики" относил вывоз бытовых отходов к жилищной услуге.
В судебном заседании В.М.Родина и В.Е.Смирнова от имени прокурора Республики Мордовия заявление поддержали по изложенным в нем основаниям и просили удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании Ш. и М. от имени Государственного Собрания Республики Мордовия относительно заявления прокурора возразили и просили суд в его удовлетворении отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, и выслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Республики Мордовия удовлетворяет заявление прокурора частично по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного акта органа государственной власти противоречащим закону полностью или в части.
Прокурором оспариваются отдельные положения Закона Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия".
В соответствии с пунктами "ж", "е", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования и жилищное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Абзацем девятым статьи 1, частями 1, 2 статьи 8 Закона Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" установлены меры социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, в форме денежной компенсации для оплаты жилья, тепловой и электрической энергии.
Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований в указанной части, суд исходит из следующего.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Федеральным законом N 122 от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (пункт 30 статьи 16) указанная норма Закона РФ "Об образовании" дополнена предложением: размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законом не отменено предоставление льгот для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки, следовательно, оспариваемая норма закона Республики Мордовия противоречит приведенным нормам федерального законодательства, так как нарушает права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, заменяя натуральные льготы денежной компенсацией.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.
Статьей 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях. Из изложенного следует, что федеральным законодательством права и льготы не отменены, лишь установлен иной порядок обеспечения их предоставления, в соответствии с чем субъекты Российской Федерации должны до 1 января 2005 года установить своими законодательными актами механизм возмещения расходов в рамках межбюджетных отношений на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе и педагогическим работникам в сельских местностях и поселках городского типа (статья 6 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ).
Ссылка представителей Государственного Собрания Республики Мордовия на то, что оспариваемая прокурором норма не отменяет предусмотренные федеральным законом льготы, а предоставляет дополнительную меру социальной поддержки указанной категории населения за счет средств республиканского бюджета, не может быть принята во внимание по следующим основаниям.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 26.14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять расходы на решение вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В данном случае федеральным законом не предусмотрена возможность финансирования федеральной меры социальной поддержки педагогических работников за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а положение статьи 55 Закона РФ "Об образовании" об установлении законодательными актами субъектов Российской Федерации размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, как указывалось выше, регулирует вопросы межбюджетных отношений.
При таких обстоятельствах требования прокурора в указанной части подлежат удовлетворению.
Разрешая требования и.о. прокурора об оспаривании абзаца первого статьи 15 Закона Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", суд исходит из следующего.
Указанной нормой мера социальной поддержки ветеранов труда в виде частичного освобождения от оплаты жилья (за исключением услуги по вывозу бытовых и других отходов) распространена на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В связи с этим предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" льготы для ветеранов труда и членов их семей, были отменены.
В соответствии со статьей 22 указанного закона в редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 года, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления ухудшены.
Таким образом, при проверке правильности замены ранее предоставлявшихся льгот денежными компенсациями следует исходить из того, какие льготы предоставлялись законом гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Из содержания подпункта 6 пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей с 02.07.2004 г. по 31.12.2004 г.) следует, что нетрудоспособные члены семьи ветерана труда, совместно с ним проживающие, находящиеся на его полном содержании или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, пользовались льготой в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством субъекта Российской Федерации.
При этом, предоставляя соответствующие льготы, федеральный законодатель разделил понятия "оплата занимаемой общей площади жилых помещений" и "оплата коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия)".
Данный вывод следует из содержания подпункта 7 пункта 2 статьи 22 этого же закона, которым ветеранам труда предоставлена самостоятельная льгота по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия), которая на членов их семей не распространялась.
Поскольку до 31 января 2004 года нетрудоспособным членам семьи ветерана труда, совместно с ним проживающим, находящимся на его полном содержании или получающим от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, льгота по оплате коммунальных услуг, в том числе по вывозу бытовых и других отходов, в соответствии с законом не предоставлялась, то субъект Российской Федерации не обязан после 1 января 2005 года компенсировать данную льготу.
Ссылка и.о. прокурора Республики Мордовия на то, что действовавшим до 1 марта 2005 года Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики" вывоз бытовых отходов был отнесен к жилищной услуге, следовательно, члены семей ветеранов пользовалась льготой на вывоз бытовых и других отходов до 31 декабря 2004 года, не может быть принят во внимание. Как указывалось выше, при разрешении вопросов о замене натуральных льгот денежными компенсациями следует руководствоваться специальными нормами Федерального закона "О ветеранах", предусматривавшими конкретные льготы, а не нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы структуры платежей.
Таким образом, оспариваемая прокурором норма закона субъекта Российской Федерации не противоречит требованиям федерального законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку прокурором не оспаривается процедура принятия Закона, требования заявлены о признании оспариваемых норм недействующими с момента вступления решения в законную силу, суд признает абзац девятый статьи 1, части 1, 2 статьи 8 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" (с последующими изменениями и дополнениями) в части распространения их на педагогических работников противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда,
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с Государственного Собрания Республики Мордовия должна быть взыскана государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
Заявление прокурора Республики Мордовия удовлетворить частично,
Признать абзац девятый статьи 1, части 1, 2 статьи 8 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" (с последующими изменениями и дополнениями) в части распространения их на педагогических работников противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении требований о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда части 1 статьи 15 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" (с последующими изменениями и дополнениями) в части исключения услуги по вывозу бытовых и других отходов из состава мер социальной поддержки по оплате жилья отказать.
Взыскать с Государственного Собрания Республики Мордовия государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании "Известия Мордовии".
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия
Н.В.ДЕМИДЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ОТ 15.05.2006 N 3-12/2006
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 мая 2006 г. N 3-12/2006
Верховный Суд Республики Мордовия в. составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Мордовия Н.В.Демидчик,
при секретаре судебного заседания Т.
с участием прокуроров В.М.Родиной, В.Е.Смирновой
с участием в деле:
заявителя - прокурора Республики Мордовия, его представителя В.М.Родиной, помощника прокурора, представившей в подтверждение своих полномочий удостоверение N <...>, Смирновой В.П., представившей в подтверждение своих полномочий удостоверение N <...>,
заинтересованного лица - Государственного Собрания Республики Мордовия, его представителей Ш., консультанта отдела финансирования социальной сферы Министерства финансов Республики Мордовия, представившей в подтверждение своих полномочий доверенность N <...> от <...>, М., консультанта юридического отдела аппарата Государственного Собрания Республики Мордовия, представившей в подтверждение своих полномочий доверенность N <...> от <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Саранске гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Республики Мордовия об оспаривании отдельных положений Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" (с последующими изменениями и дополнениями)
установил:
23 декабря 2004 года Государственным Собранием Республики Мордовия принят Закон Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", в который в последующем вносились изменения.
Первоначальный текст закона опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании "Известия Мордовии" 30 декабря 2004 года, изменения и дополнения в этом же печатном издания,
Исполняющий обязанности прокурора Республики Мордовия Базин А.М. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда абзаца девятого статьи 1, частей 1, 2 статьи 8 в части распространения их на работников образования, части 1 статьи 15 в части исключения услуги по вывозу бытовых и других отходов из состава мер социальной поддержки по оплате жилья Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" (с последующими изменениями и дополнениями).
В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемые им положения абзаца девятого статьи 1, частей 1, 2 статьи 8 указанного закона, установившие меры социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, в форме денежной компенсации для оплаты жилья тепловой и электрической энергии, противоречат Закону РФ "Об образовании", который сохранил для педагогических работников предоставление льготы в натуральном виде.
Оспаривая часть 1 статьи 15 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" прокурор указал, что исключение услуги по вывозу бытовых и других отходов из перечня мер социальной поддержки членов семей ветеранов труда приводит к фактическому уменьшению объема финансирования льгот, что противоречит статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". По мнению и.о. прокурора, указанная категория получателей меры социальной поддержки пользовалась льготой на вывоз бытовых и других отходов до 31 декабря 2004 года, поскольку Федеральный закон "Об основах федеральной жилищной политики" относил вывоз бытовых отходов к жилищной услуге.
В судебном заседании В.М.Родина и В.Е.Смирнова от имени прокурора Республики Мордовия заявление поддержали по изложенным в нем основаниям и просили удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании Ш. и М. от имени Государственного Собрания Республики Мордовия относительно заявления прокурора возразили и просили суд в его удовлетворении отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, и выслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Республики Мордовия удовлетворяет заявление прокурора частично по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного акта органа государственной власти противоречащим закону полностью или в части.
Прокурором оспариваются отдельные положения Закона Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия".
В соответствии с пунктами "ж", "е", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования и жилищное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Абзацем девятым статьи 1, частями 1, 2 статьи 8 Закона Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" установлены меры социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, в форме денежной компенсации для оплаты жилья, тепловой и электрической энергии.
Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований в указанной части, суд исходит из следующего.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Федеральным законом N 122 от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (пункт 30 статьи 16) указанная норма Закона РФ "Об образовании" дополнена предложением: размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законом не отменено предоставление льгот для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки, следовательно, оспариваемая норма закона Республики Мордовия противоречит приведенным нормам федерального законодательства, так как нарушает права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, заменяя натуральные льготы денежной компенсацией.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.
Статьей 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях. Из изложенного следует, что федеральным законодательством права и льготы не отменены, лишь установлен иной порядок обеспечения их предоставления, в соответствии с чем субъекты Российской Федерации должны до 1 января 2005 года установить своими законодательными актами механизм возмещения расходов в рамках межбюджетных отношений на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе и педагогическим работникам в сельских местностях и поселках городского типа (статья 6 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ).
Ссылка представителей Государственного Собрания Республики Мордовия на то, что оспариваемая прокурором норма не отменяет предусмотренные федеральным законом льготы, а предоставляет дополнительную меру социальной поддержки указанной категории населения за счет средств республиканского бюджета, не может быть принята во внимание по следующим основаниям.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 26.14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять расходы на решение вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В данном случае федеральным законом не предусмотрена возможность финансирования федеральной меры социальной поддержки педагогических работников за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а положение статьи 55 Закона РФ "Об образовании" об установлении законодательными актами субъектов Российской Федерации размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, как указывалось выше, регулирует вопросы межбюджетных отношений.
При таких обстоятельствах требования прокурора в указанной части подлежат удовлетворению.
Разрешая требования и.о. прокурора об оспаривании абзаца первого статьи 15 Закона Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", суд исходит из следующего.
Указанной нормой мера социальной поддержки ветеранов труда в виде частичного освобождения от оплаты жилья (за исключением услуги по вывозу бытовых и других отходов) распространена на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В связи с этим предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" льготы для ветеранов труда и членов их семей, были отменены.
В соответствии со статьей 22 указанного закона в редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 года, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления ухудшены.
Таким образом, при проверке правильности замены ранее предоставлявшихся льгот денежными компенсациями следует исходить из того, какие льготы предоставлялись законом гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Из содержания подпункта 6 пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей с 02.07.2004 г. по 31.12.2004 г.) следует, что нетрудоспособные члены семьи ветерана труда, совместно с ним проживающие, находящиеся на его полном содержании или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, пользовались льготой в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством субъекта Российской Федерации.
При этом, предоставляя соответствующие льготы, федеральный законодатель разделил понятия "оплата занимаемой общей площади жилых помещений" и "оплата коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия)".
Данный вывод следует из содержания подпункта 7 пункта 2 статьи 22 этого же закона, которым ветеранам труда предоставлена самостоятельная льгота по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия), которая на членов их семей не распространялась.
Поскольку до 31 января 2004 года нетрудоспособным членам семьи ветерана труда, совместно с ним проживающим, находящимся на его полном содержании или получающим от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, льгота по оплате коммунальных услуг, в том числе по вывозу бытовых и других отходов, в соответствии с законом не предоставлялась, то субъект Российской Федерации не обязан после 1 января 2005 года компенсировать данную льготу.
Ссылка и.о. прокурора Республики Мордовия на то, что действовавшим до 1 марта 2005 года Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики" вывоз бытовых отходов был отнесен к жилищной услуге, следовательно, члены семей ветеранов пользовалась льготой на вывоз бытовых и других отходов до 31 декабря 2004 года, не может быть принят во внимание. Как указывалось выше, при разрешении вопросов о замене натуральных льгот денежными компенсациями следует руководствоваться специальными нормами Федерального закона "О ветеранах", предусматривавшими конкретные льготы, а не нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы структуры платежей.
Таким образом, оспариваемая прокурором норма закона субъекта Российской Федерации не противоречит требованиям федерального законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку прокурором не оспаривается процедура принятия Закона, требования заявлены о признании оспариваемых норм недействующими с момента вступления решения в законную силу, суд признает абзац девятый статьи 1, части 1, 2 статьи 8 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" (с последующими изменениями и дополнениями) в части распространения их на педагогических работников противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда,
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с Государственного Собрания Республики Мордовия должна быть взыскана государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
Заявление прокурора Республики Мордовия удовлетворить частично,
Признать абзац девятый статьи 1, части 1, 2 статьи 8 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" (с последующими изменениями и дополнениями) в части распространения их на педагогических работников противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении требований о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда части 1 статьи 15 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" (с последующими изменениями и дополнениями) в части исключения услуги по вывозу бытовых и других отходов из состава мер социальной поддержки по оплате жилья отказать.
Взыскать с Государственного Собрания Республики Мордовия государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании "Известия Мордовии".
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия
Н.В.ДЕМИДЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)