Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Жуль А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Паюсовой Е.Г.
судей Тихоновой Т.В., Русанова Р.А.
при секретаре Ш.
выслушав в открытом судебном заседании по докладу Паюсовой Е.Г.
дело по иску П. к ТСЖ "Фрегат" о признании недействительным протокола,
по апелляционной жалобе ТСЖ "Фрегат" на решение Центрального районного суда гор. Красноярска от 22 июня 2012 года,
которым постановлено:
"Признать недействительными п. 4 Протокола общего собрания членов ТСЖ "Фрегат" в многоквартирном доме по адресу: от 11.06.2011 года, в части включения в тариф жилищная услуга членских взносов в размере 12 руб. кв для собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ "Фрегат" в многоквартирном доме по адресу: а также п. 5 и п. 6 указание Протокола, в части направления сэкономленных денежных средств (средства корректировки) за отопление и горячее водоснабжение на исполнение смет расходов на 2010 год и 2011 г. для собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ "Фрегат" в многоквартирном доме по адресу:
взыскать с ТСЖ "Фрегат" в пользу П. 500 (пятьсот) рублей в счет компенсации морального вреда и 200 (двести) рублей в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины, а всего 700 (семьсот) рублей.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований П. к ТСЖ "Фрегат" отказать.
Взыскать с ТСЖ "Фрегат" в пользу местного бюджета штраф в размере 250 (двести пятьдесят) рублей".
Выслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
П. обратилась в суд с иском к ТСЖ "Фрегат" о признании недействительными п. п. 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9 Протокола общего собрания членов ТСЖ "Фрегат" в многоквартирном доме по от, согласно которых принято решение об утверждении сметы расходов ТСЖ "Фрегат" на 2011 год (п. 1); об утверждении, что собственники, не являющиеся членами ТСЖ "Фрегат", оплачивают в том размере, что и члены Товарищества, коммунальные услуги и все расходы: по содержанию многоквартирного дома, включая сметы расходов ТСЖ "Фрегат" на 2011 год (п. 2); об утверждении тарифов по квартплате на 2011 год, согласно Решения Красноярского городского совета от 14.12.2010 года N 12-213 с 01.01.2011 года, для членов ТСЖ "Фрегат": и собственников, не являющихся членами ТСЖ, в которые включен, в том числе, тариф на оплату жилищной услуги в размере 27,21 руб. кв. м (п. 4); повторно утверждены расходы, произведенные за счет сэкономленных денежных средств за отопление и горячее водоснабжение в 2009 году в сумме 598 968 рублей, в связи с пропажей Протокола общего собрания об их утверждении за 2009 год (п. 5); об утверждении Решения о направлении части сэкономленных в 2010 году денежных средств за отопление и горячее водоснабжение в сумме 712 685 рублей на исполнение сметы расходов ТСЖ "Фрегат" на 2011 год. Данные денежные средства будут направлены на затраты по смете, указанные в п. 1 настоящего решения и утвержденные Общим Собранием ТСЖ "Фрегат" (п. 6); об утверждении штатного расписания ТСЖ "Фрегат" от 01.01.2011 года, согласно Приложению в количестве штатных единиц 14 и фондом оплаты труда 84 589 рублей (п. 8); об утверждении Размещение наружной рекламы на крыше жилого дома по. Доходы от аренды: рекламных мест направить на содержание жилого дома (п. 9).
Требования мотивировала тем, что она с мужем И. является сособственником членами ЛСБ "Фрегат" они не являются.
Принимая решение об утверждении сметы расходов ТСЖ "Фрегат" на 2011 года, направлении сэкономленных в 2009 году и 2010 году денежных средств за отопление и горячее водоснабжение на исполнение сметы расходов ТСЖ "Фрегат" на 2010 год и на 2011 год соответственно, об утверждении вопроса о размещении наружной рекламы на крыше жилого дома, общее собрание членов ТСЖ превысило свои полномочия, так как решение данных вопросов относится к компетенции общего собрания собственников помещений в данном доме, не все из которых являются членами ТСЖ "Фрегат". Кроме того, п. 2 и п. 4 протокола на собственников, не являющихся членами ТСЖ "Фрегат", незаконно возложена обязанность оплачивать расходы ТСЖ, в том числе производить уплату членских взносов. Учитывая, что оплата штатных единиц сотрудников ТСЖ "Фрегат" производится из членских взносов, оплату которых возложили и на собственников не являющихся членами ТСЖ "Фрегат", то разрешение вопроса об утверждении штатного расписания ТСЖ "Фрегат" и фонда оплаты труда затрагивает ее права и законные интересы.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ТСЖ "Фрегат" просит отменить решение, как незаконное и необоснованное. Указывает, что общее собрание членов ТСЖ "Фрегат" утвердило единые тарифы по квартплате, согласно Решения Красноярского городского совета от 14.12.2010 года, для членов ТСЖ и собственников не являющихся членами ТСЖ. Суд оставил без внимания расчет членского взноса, который направляется исключительно на техническое обслуживание и содержание жилого дома. Решение суда приведет к тому, что члены ТСЖ будут нести расходы по содержанию дома в большем размере, чем собственники не являющиеся членами ТСЖ Вывод суда о том, что истица не должна оплачивать жилищную услугу в размере 27,21 рубль необоснован. Поскольку п. 5 и п. 6 Протокола от 11.06.2011 г. в части направления сэкономленных денежных средств были приняты общим собранием членов ТСЖ, все виды указанных платежей направлены на сохранность имущества собственников квартир, обеспечения работы по техническому обслуживанию и эксплуатации общего имущества собственников дома, истица должна нести расходы, которые несут члены ТСЖ являющиеся собственниками помещений в доме. Товарищество правомочно решать вопросы, связанные с размером платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома для всех собственников жилых помещений, а не только собственников являющихся членами ТСЖ. Ввиду неправомерного удовлетворения судом требований истицы в части признания недействительными п. 4, 5, 6 Протокола общего собрания, в связи с отсутствием причинно-следственной связи между принятыми решениями ТСЖ 11.06.2011 г. и наступлением нравственных страданий у истицы, в связи с тем, что не установлена вина ТСЖ "Фрегат" и не доказано причинение истице нравственных и физических страданий оснований для взыскания в пользу истицы компенсации морального вреда не имелось. Штраф в доход местного бюджета взыскан судом также неправомерно.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика по доверенности К., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу истицы П., 3-го лица И., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
В силу ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;
3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания;
4) выбор способа управления многоквартирным домом;
4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ст. 145 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения общего собрания) к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относилось: внесение изменений в устав товарищества; принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества; избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования; принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества; утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана; рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда; определение размера вознаграждения членов правления товарищества; другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ст. 15 Закона "О защите прав потребителя" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Как правильно установлено судом, П. и И. являются собственниками квартиры.
Для совместного управления комплексом недвижимого имущества в указанном многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме создано ТСЖ "Фрегат", членами которого истица и И. не являются. Договор между истицей и ТСЖ "Фрегат" не заключен, что сторонами не оспаривалось.
В период с 10 мая по 10 июня 2011 года в форме заочного голосования проведено Общее собрание членов ТСЖ "Фрегат" в вышеуказанном многоквартирном доме по результатам которого составлен протокол, которым утверждены: п. 1 Смета расходов ТСЖ "Фрегат" на 2011 года, п. 2: собственники, не являющиеся членами ТСЖ "Фрегат", оплачивают в том размере, что и члены Товарищества, коммунальные услуги и все расходы по содержанию многоквартирного дома, включая сметы расходов ТСЖ "Фрегат" на 2011 год; п. 4 тарифы по квартплате на 2011 год, согласно Решения Красноярского городского совета от 14.12.2010 года N 12-213 с 01.01.2011 года, для членов ТСЖ "Фрегат" и собственников, не являющихся членами ТСЖ, в которые включен в том числе тариф на оплату жилищной услуги в размере 27,21 руб. кв. м, которая складывается из членского взноса - 12,0 руб. кв. м и жилищная услуга - 15,21 руб. кв. м, п. 5 повторно утверждены расходы, произведенные за счет сэкономленных денежных средств за отопление и горячее водоснабжение в 2009 году в сумме 598 968 рублей, в связи с пропажей Протокола общего собрания об их утверждении за 2009 год; п. 6 решение о направлении части сэкономленных в 2010 году денежных средств за отопление и горячее водоснабжение в сумме 712 685 рублей на исполнение сметы расходов ТСЖ "Фрегат" на 2011 год;. 8 штатное расписание ТСЖ "Фрегат" от 01.01.2011 года; п. 9 размещение наружной рекламы на крыше жилого дома по Доходы от аренды рекламных мест направить на содержание жилого дома.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных истицей требований, признал незаконными п. 4, 5, 6 общего собрания членов ТСЖ "Фрегат", протокол которого был утвержден 11 июня 2011 года в связи с тем, что данными пунктами решения были нарушены права собственников помещений дома, не являвшихся членами товарищества собственников жилья и отказал в остальной части требований.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.98 N 10-П товарищество собственников жилья не вправе нарушать права домовладельцев, отказавшихся от членства в товариществе, устанавливая преимущества и льготы по владению и пользованию общей долевой собственностью только для членов товарищества либо налагая на домовладельцев, не являющихся членами товарищества, дополнительные обязанности, выходящие за рамки возмещения необходимых затрат по управлению кондоминиумом (многоквартирным домом) и его эксплуатации. Определение необходимых расходов, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией общего имущества многоквартирного дома, должно производиться в порядке достижения общего согласия всех домовладельцев, а споры по данным вопросам - разрешаться в судебном порядке.
Согласно п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственнике помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительски кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ.
Пунктом 33 указанных Правил предусмотрено, что размер обязательных платежей (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В силу ч. 6 ст. 155 ЖК РФ граждане не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Из указанных правовых норм следует, что собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления товарищества собственников жилья; отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора с товариществом собственников жилья (в соответствии с ч. 6 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) не освобождает их от участия в несения расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 03 апреля 1998 года N 10-П, отсутствие членства в ТСЖ не влечет для таких домовладельцев утраты с ТСЖ иных правовых связей, кроме членства в товариществ и их отказ от вступления в члены ТСЖ не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией дома.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Из приведенной нормы следует вывод, что товарищество собственников жилья осуществляет свои функции в интересах всех собственников жилья, а потому даже те жильцы, которые не являются членами ТСЖ, должны нести расходы, установленные Уставом ТСЖ на оплату услуг; управления ТСЖ.
Между тем п. 4 общего собрания членов ТСЖ в составе тарифов по квартплате за 2011 год утвержден размер жилищной услуги 27,21 руб. кв. м, в которую включен членский взнос членов ТСЖ в размере 12,00 руб. кв. м, который не относится к расходам на оплату услуг и управления товариществом, что видно из п. 3 этого же решения общего собрания членов ТСЖ
Данный взнос истица и другие собственники, не являющиеся членами ТСЖ уплачивать не должны, поэтому решением суда решение общего собрания ТСЖ в части включения в тарифы оплаты членского взноса дл собственников жилья, не являющихся членами ТСЖ, правильно признано незаконным.
При этом судебная коллегия признает несостоятельными доводы ответчика относительно того, что суд дал формальную оценку принятому решению собрания членов ТСЖ, поскольку в силу прямого толкования формулировки решения собрания в данном случае собственники, не являющиеся членами ТСЖ "Фрегат" незаконно обязаны к уплате членского взноса в товариществе, членами которого они не являются.
Соглашается судебная коллегия и с решением суда первой инстанции в части признания недействительным пунктов 5 и 5 решения собрания членов ТСЖ "Фрегат" (л.д. 26), которым излишне начисленные платежи, образовавшиеся в результате корректировки размера платы за отопление и горячее водоснабжение за 2009 год и 2011 год, в том числе и средства корректировки, принадлежащие собственникам помещений не членам ТСЖ были направлены на ремонт общего имущества, а не были возвращены истице и не учтены в счет будущих платежей.
Как видно из дела, общее собрание собственников помещений по этому вопросу не проводилось, а собрание членов ТСЖ "Фрегат", решение которого оспаривается, членом которого истица не является, правом распоряжения ее личными денежными средствами, излишне оплаченными за отопление и горячее водоснабжение не обладало.
Выводы в решении об этом мотивированы, подтверждаются материалами дела, сомнений не вызывают.
Ссылка представителя ответчика на судебное решение Центрального районного суда гор. Красноярска от 24 апреля 2012 года, вступившее в законную силу, которыми ранее П. было отказано во взыскании излишне начисленных платежей за 2009 и 2010 годы с ТСЖ "Фрегат", как неосновательного обогащения не может быть принята во внимание, поскольку на момент дела этого спора о взыскании неосновательного обогащения решение общего собрания членов ТСЖ "Фрегат", которое распорядилось денежными средствами собственников квартир не членов ТСЖ не было оспорено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут послужить основанием для отмены решения суда.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Процессуальных нарушений влекущих отмену решения судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 22 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-8175/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2012 г. по делу N 33-8175/2012
Судья: Жуль А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Паюсовой Е.Г.
судей Тихоновой Т.В., Русанова Р.А.
при секретаре Ш.
выслушав в открытом судебном заседании по докладу Паюсовой Е.Г.
дело по иску П. к ТСЖ "Фрегат" о признании недействительным протокола,
по апелляционной жалобе ТСЖ "Фрегат" на решение Центрального районного суда гор. Красноярска от 22 июня 2012 года,
которым постановлено:
"Признать недействительными п. 4 Протокола общего собрания членов ТСЖ "Фрегат" в многоквартирном доме по адресу: от 11.06.2011 года, в части включения в тариф жилищная услуга членских взносов в размере 12 руб. кв для собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ "Фрегат" в многоквартирном доме по адресу: а также п. 5 и п. 6 указание Протокола, в части направления сэкономленных денежных средств (средства корректировки) за отопление и горячее водоснабжение на исполнение смет расходов на 2010 год и 2011 г. для собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ "Фрегат" в многоквартирном доме по адресу:
взыскать с ТСЖ "Фрегат" в пользу П. 500 (пятьсот) рублей в счет компенсации морального вреда и 200 (двести) рублей в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины, а всего 700 (семьсот) рублей.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований П. к ТСЖ "Фрегат" отказать.
Взыскать с ТСЖ "Фрегат" в пользу местного бюджета штраф в размере 250 (двести пятьдесят) рублей".
Выслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
П. обратилась в суд с иском к ТСЖ "Фрегат" о признании недействительными п. п. 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9 Протокола общего собрания членов ТСЖ "Фрегат" в многоквартирном доме по от, согласно которых принято решение об утверждении сметы расходов ТСЖ "Фрегат" на 2011 год (п. 1); об утверждении, что собственники, не являющиеся членами ТСЖ "Фрегат", оплачивают в том размере, что и члены Товарищества, коммунальные услуги и все расходы: по содержанию многоквартирного дома, включая сметы расходов ТСЖ "Фрегат" на 2011 год (п. 2); об утверждении тарифов по квартплате на 2011 год, согласно Решения Красноярского городского совета от 14.12.2010 года N 12-213 с 01.01.2011 года, для членов ТСЖ "Фрегат": и собственников, не являющихся членами ТСЖ, в которые включен, в том числе, тариф на оплату жилищной услуги в размере 27,21 руб. кв. м (п. 4); повторно утверждены расходы, произведенные за счет сэкономленных денежных средств за отопление и горячее водоснабжение в 2009 году в сумме 598 968 рублей, в связи с пропажей Протокола общего собрания об их утверждении за 2009 год (п. 5); об утверждении Решения о направлении части сэкономленных в 2010 году денежных средств за отопление и горячее водоснабжение в сумме 712 685 рублей на исполнение сметы расходов ТСЖ "Фрегат" на 2011 год. Данные денежные средства будут направлены на затраты по смете, указанные в п. 1 настоящего решения и утвержденные Общим Собранием ТСЖ "Фрегат" (п. 6); об утверждении штатного расписания ТСЖ "Фрегат" от 01.01.2011 года, согласно Приложению в количестве штатных единиц 14 и фондом оплаты труда 84 589 рублей (п. 8); об утверждении Размещение наружной рекламы на крыше жилого дома по. Доходы от аренды: рекламных мест направить на содержание жилого дома (п. 9).
Требования мотивировала тем, что она с мужем И. является сособственником членами ЛСБ "Фрегат" они не являются.
Принимая решение об утверждении сметы расходов ТСЖ "Фрегат" на 2011 года, направлении сэкономленных в 2009 году и 2010 году денежных средств за отопление и горячее водоснабжение на исполнение сметы расходов ТСЖ "Фрегат" на 2010 год и на 2011 год соответственно, об утверждении вопроса о размещении наружной рекламы на крыше жилого дома, общее собрание членов ТСЖ превысило свои полномочия, так как решение данных вопросов относится к компетенции общего собрания собственников помещений в данном доме, не все из которых являются членами ТСЖ "Фрегат". Кроме того, п. 2 и п. 4 протокола на собственников, не являющихся членами ТСЖ "Фрегат", незаконно возложена обязанность оплачивать расходы ТСЖ, в том числе производить уплату членских взносов. Учитывая, что оплата штатных единиц сотрудников ТСЖ "Фрегат" производится из членских взносов, оплату которых возложили и на собственников не являющихся членами ТСЖ "Фрегат", то разрешение вопроса об утверждении штатного расписания ТСЖ "Фрегат" и фонда оплаты труда затрагивает ее права и законные интересы.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ТСЖ "Фрегат" просит отменить решение, как незаконное и необоснованное. Указывает, что общее собрание членов ТСЖ "Фрегат" утвердило единые тарифы по квартплате, согласно Решения Красноярского городского совета от 14.12.2010 года, для членов ТСЖ и собственников не являющихся членами ТСЖ. Суд оставил без внимания расчет членского взноса, который направляется исключительно на техническое обслуживание и содержание жилого дома. Решение суда приведет к тому, что члены ТСЖ будут нести расходы по содержанию дома в большем размере, чем собственники не являющиеся членами ТСЖ Вывод суда о том, что истица не должна оплачивать жилищную услугу в размере 27,21 рубль необоснован. Поскольку п. 5 и п. 6 Протокола от 11.06.2011 г. в части направления сэкономленных денежных средств были приняты общим собранием членов ТСЖ, все виды указанных платежей направлены на сохранность имущества собственников квартир, обеспечения работы по техническому обслуживанию и эксплуатации общего имущества собственников дома, истица должна нести расходы, которые несут члены ТСЖ являющиеся собственниками помещений в доме. Товарищество правомочно решать вопросы, связанные с размером платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома для всех собственников жилых помещений, а не только собственников являющихся членами ТСЖ. Ввиду неправомерного удовлетворения судом требований истицы в части признания недействительными п. 4, 5, 6 Протокола общего собрания, в связи с отсутствием причинно-следственной связи между принятыми решениями ТСЖ 11.06.2011 г. и наступлением нравственных страданий у истицы, в связи с тем, что не установлена вина ТСЖ "Фрегат" и не доказано причинение истице нравственных и физических страданий оснований для взыскания в пользу истицы компенсации морального вреда не имелось. Штраф в доход местного бюджета взыскан судом также неправомерно.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика по доверенности К., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу истицы П., 3-го лица И., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
В силу ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;
3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания;
4) выбор способа управления многоквартирным домом;
4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ст. 145 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения общего собрания) к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относилось: внесение изменений в устав товарищества; принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества; избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования; принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества; утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана; рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда; определение размера вознаграждения членов правления товарищества; другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ст. 15 Закона "О защите прав потребителя" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Как правильно установлено судом, П. и И. являются собственниками квартиры.
Для совместного управления комплексом недвижимого имущества в указанном многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме создано ТСЖ "Фрегат", членами которого истица и И. не являются. Договор между истицей и ТСЖ "Фрегат" не заключен, что сторонами не оспаривалось.
В период с 10 мая по 10 июня 2011 года в форме заочного голосования проведено Общее собрание членов ТСЖ "Фрегат" в вышеуказанном многоквартирном доме по результатам которого составлен протокол, которым утверждены: п. 1 Смета расходов ТСЖ "Фрегат" на 2011 года, п. 2: собственники, не являющиеся членами ТСЖ "Фрегат", оплачивают в том размере, что и члены Товарищества, коммунальные услуги и все расходы по содержанию многоквартирного дома, включая сметы расходов ТСЖ "Фрегат" на 2011 год; п. 4 тарифы по квартплате на 2011 год, согласно Решения Красноярского городского совета от 14.12.2010 года N 12-213 с 01.01.2011 года, для членов ТСЖ "Фрегат" и собственников, не являющихся членами ТСЖ, в которые включен в том числе тариф на оплату жилищной услуги в размере 27,21 руб. кв. м, которая складывается из членского взноса - 12,0 руб. кв. м и жилищная услуга - 15,21 руб. кв. м, п. 5 повторно утверждены расходы, произведенные за счет сэкономленных денежных средств за отопление и горячее водоснабжение в 2009 году в сумме 598 968 рублей, в связи с пропажей Протокола общего собрания об их утверждении за 2009 год; п. 6 решение о направлении части сэкономленных в 2010 году денежных средств за отопление и горячее водоснабжение в сумме 712 685 рублей на исполнение сметы расходов ТСЖ "Фрегат" на 2011 год;. 8 штатное расписание ТСЖ "Фрегат" от 01.01.2011 года; п. 9 размещение наружной рекламы на крыше жилого дома по Доходы от аренды рекламных мест направить на содержание жилого дома.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных истицей требований, признал незаконными п. 4, 5, 6 общего собрания членов ТСЖ "Фрегат", протокол которого был утвержден 11 июня 2011 года в связи с тем, что данными пунктами решения были нарушены права собственников помещений дома, не являвшихся членами товарищества собственников жилья и отказал в остальной части требований.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.98 N 10-П товарищество собственников жилья не вправе нарушать права домовладельцев, отказавшихся от членства в товариществе, устанавливая преимущества и льготы по владению и пользованию общей долевой собственностью только для членов товарищества либо налагая на домовладельцев, не являющихся членами товарищества, дополнительные обязанности, выходящие за рамки возмещения необходимых затрат по управлению кондоминиумом (многоквартирным домом) и его эксплуатации. Определение необходимых расходов, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией общего имущества многоквартирного дома, должно производиться в порядке достижения общего согласия всех домовладельцев, а споры по данным вопросам - разрешаться в судебном порядке.
Согласно п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственнике помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительски кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ.
Пунктом 33 указанных Правил предусмотрено, что размер обязательных платежей (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В силу ч. 6 ст. 155 ЖК РФ граждане не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Из указанных правовых норм следует, что собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления товарищества собственников жилья; отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора с товариществом собственников жилья (в соответствии с ч. 6 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) не освобождает их от участия в несения расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 03 апреля 1998 года N 10-П, отсутствие членства в ТСЖ не влечет для таких домовладельцев утраты с ТСЖ иных правовых связей, кроме членства в товариществ и их отказ от вступления в члены ТСЖ не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией дома.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Из приведенной нормы следует вывод, что товарищество собственников жилья осуществляет свои функции в интересах всех собственников жилья, а потому даже те жильцы, которые не являются членами ТСЖ, должны нести расходы, установленные Уставом ТСЖ на оплату услуг; управления ТСЖ.
Между тем п. 4 общего собрания членов ТСЖ в составе тарифов по квартплате за 2011 год утвержден размер жилищной услуги 27,21 руб. кв. м, в которую включен членский взнос членов ТСЖ в размере 12,00 руб. кв. м, который не относится к расходам на оплату услуг и управления товариществом, что видно из п. 3 этого же решения общего собрания членов ТСЖ
Данный взнос истица и другие собственники, не являющиеся членами ТСЖ уплачивать не должны, поэтому решением суда решение общего собрания ТСЖ в части включения в тарифы оплаты членского взноса дл собственников жилья, не являющихся членами ТСЖ, правильно признано незаконным.
При этом судебная коллегия признает несостоятельными доводы ответчика относительно того, что суд дал формальную оценку принятому решению собрания членов ТСЖ, поскольку в силу прямого толкования формулировки решения собрания в данном случае собственники, не являющиеся членами ТСЖ "Фрегат" незаконно обязаны к уплате членского взноса в товариществе, членами которого они не являются.
Соглашается судебная коллегия и с решением суда первой инстанции в части признания недействительным пунктов 5 и 5 решения собрания членов ТСЖ "Фрегат" (л.д. 26), которым излишне начисленные платежи, образовавшиеся в результате корректировки размера платы за отопление и горячее водоснабжение за 2009 год и 2011 год, в том числе и средства корректировки, принадлежащие собственникам помещений не членам ТСЖ были направлены на ремонт общего имущества, а не были возвращены истице и не учтены в счет будущих платежей.
Как видно из дела, общее собрание собственников помещений по этому вопросу не проводилось, а собрание членов ТСЖ "Фрегат", решение которого оспаривается, членом которого истица не является, правом распоряжения ее личными денежными средствами, излишне оплаченными за отопление и горячее водоснабжение не обладало.
Выводы в решении об этом мотивированы, подтверждаются материалами дела, сомнений не вызывают.
Ссылка представителя ответчика на судебное решение Центрального районного суда гор. Красноярска от 24 апреля 2012 года, вступившее в законную силу, которыми ранее П. было отказано во взыскании излишне начисленных платежей за 2009 и 2010 годы с ТСЖ "Фрегат", как неосновательного обогащения не может быть принята во внимание, поскольку на момент дела этого спора о взыскании неосновательного обогащения решение общего собрания членов ТСЖ "Фрегат", которое распорядилось денежными средствами собственников квартир не членов ТСЖ не было оспорено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут послужить основанием для отмены решения суда.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Процессуальных нарушений влекущих отмену решения судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 22 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)