Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Станкова Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Манаенковой Е.Н.,
судей Гантимурова И.А., Василенко С.К.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах граждан, проживающих в домах, к администрации Волгограда об оспаривании бездействия по разработке механизма и сроков переселения граждан
по кассационному представлению прокурора Красноармейского района г. Волгограда
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 мая 2011 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах граждан, проживающих в домах к администрации Волгограда о признании незаконным, бездействия администрации Волгограда, выразившегося в непринятии мер по разработке механизма и сроков переселения граждан из домов, обязании администрации Волгограда разработать механизм и сроки переселения граждан из аварийных домов, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Гантимурова И.А., выслушав прокурора Мещерякову Л.В., поддержавшую доводы представления, представителя ответчика Администрации Волгограда - по доверенности М., возражавшую против удовлетворения кассационного представления, судебная коллегия
установила:
Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в суд с иском в интересах граждан, проживающих в домах, к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившегося в непринятии мер по разработке механизма и сроков переселения граждан из домов, понуждении разработать механизм и сроки переселения граждан из указанных аварийных домов.
В обоснование исковых требований указал, что Постановлением главы Волгограда от 31.12.2009 г. N 3494 были утверждены заключения межведомственной комиссии Красноармейского района г. Волгограда о признании аварийными и подлежащими сносу домов. Управлению по жилищной политике администрации Волгограда предписано разработать механизм, сроки переселения граждан и утвердить список граждан, подлежащих расселению из домов. Управлением по жилищной политике администрации Волгограда 01.04.2010 года изданы распоряжения N 48 "Об утверждении списков граждан, проживающих в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном доме, расположенном по адресу: ", N 47 "Об утверждении списков граждан, проживающих в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном доме, расположенном по адресу: ". Однако до настоящего времени сроки и механизм переселения граждан из аварийных домов не определены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационном представлении прокурор оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование представления указал на нарушение и неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационном представлении, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Объектами жилищных прав, в соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются жилые помещения.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно п. 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Пунктами 7, 47, 49 Положения предусмотрено, что орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. По результатам работы комиссия принимает решение, в том числе и о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, на основании которого соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы Волгограда от 31.12.2009 г. N 3494 "Об утверждении заключений районных межведомственных комиссий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Волгограда" утверждены заключения межведомственной комиссии Красноармейского района г. Волгограда о признании аварийными и подлежащими сносу домов предписано разработать механизм, сроки переселения граждан и утвердить список граждан, подлежащих расселению из этих домов.
Управлением по жилищной политике администрации Волгограда 01.04.2010 года изданы распоряжения N 48 "Об утверждении списков граждан, проживающих в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном доме, расположенном по адресу: ", N 47 "Об утверждении списков граждан, проживающих в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном доме, расположенном по адресу: ".
При этом, в целях обеспечения благоустроенным жильем граждан, проживающих в жилых домах жилищного фонда Волгограда, не соответствующих санитарным и техническим нормам и правилам, решением Волгоградской городской Думы от 29.02.2008 г. N 58/1471 принята муниципальная адресная программа "Развитие застроенных территорий Красноармейского района Волгограда" на 2008-2013 годы".
Постановлением главы Волгограда от 22.07.2008 г. N 1401 "О принятии решения о развитии застроенных территорий Красноармейского района на 2008-2013 годы" принято решение о развитии застроенных территорий Красноармейского района Волгограда, в том числе территории N 2, в границах которой расположен жилые.
24.07.2009 года состоялся открытый аукцион по продаже права на заключение договоров о развитии застроенных территорий Красноармейского района Волгограда, по результатам которого между администрацией Волгограда и победителем аукциона - ООО "Бек-Строй" были заключены договоры N 1 от 30.09.2009 года о развитии территорий, общей площадью участков - га; N 2 от 30.09.2009 года о развитии территорий общей площадью - га.
Указанные договоры содержат отсылочные положения, согласно которым, этапы выполнения сторонами обязательств определяются дополнительными соглашениями (пп. 4.2.4, 4.2.5). Установлен общий срок исполнения обязательств - 31.12.2013 года.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении иска, исходил из того, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо правовой акт по вопросам, входящим в его компетенцию.
Между тем, судом не было учтено, что предметом иска прокурора не являлась обязанность органа местного самоуправления - Администрации Волгограда определить конкретный срок переселения граждан из аварийных домов, что, безусловно, относится к исключительной компетенции ответчика.
В то же время, обязанность Администрации Волгограда определить такой срок при принятии решения об утверждении заключения межведомственной комиссии в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу прямо предусмотрена нормами вышеуказанного Положения.
Однако, ни в Постановлении главы Волгограда от 31.12.2009 г. N 3494, ни в ином правовом акте, такой срок до настоящего времени не определен, что свидетельствует о допущенном Администрацией Волгограда бездействии в части исполнения такой обязанности.
При этом, наличие в заключенных Администрацией Волгограда договорах о развитии застроенных территорий Красноармейского района Волгограда указания на срок исполнения сторонами своих обязательств, не исключает обязанности именно Администрации Волгограда определить срок отселения граждан из признанного аварийным и подлежащим сносу дома в соответствующем муниципальном правовом акте.
При таких данных, поскольку указанным Положением не предусмотрена соответствующая обязанность органа местного самоуправления в части определения механизма переселения граждан из аварийных домов, поэтому постановленное решение в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора об оспаривании бездействия Администрации Волгограда, выразившегося в не определении сроков переселения граждан из спорных многоквартирных жилых домов, не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене по причине неправильного применения судом норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела и свидетельствующие об обоснованности исковых требований прокурора в указанной части установлены на основании имеющихся в деле доказательств, собирание дополнительных доказательств не требуется, поэтому судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить новое решение, которым исковые требования прокурора в указанной части удовлетворить.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 мая 2011 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Красноармейского района г. Волгограда к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по определению сроков переселения граждан из домов N, понуждении определить сроки переселения граждан из указанных аварийных домов, и принять в указанной части новое решение, которым данные исковые требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда к администрации Волгограда удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по определению сроков переселения граждан из домов.
Обязать администрацию Волгограда определить сроки переселения граждан из домов.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Красноармейского района г. Волгограда - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.11.2011 ПО ДЕЛУ N 33-14779/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 ноября 2011 г. по делу N 33-14779/2011
Судья - Станкова Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Манаенковой Е.Н.,
судей Гантимурова И.А., Василенко С.К.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах граждан, проживающих в домах, к администрации Волгограда об оспаривании бездействия по разработке механизма и сроков переселения граждан
по кассационному представлению прокурора Красноармейского района г. Волгограда
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 мая 2011 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах граждан, проживающих в домах к администрации Волгограда о признании незаконным, бездействия администрации Волгограда, выразившегося в непринятии мер по разработке механизма и сроков переселения граждан из домов, обязании администрации Волгограда разработать механизм и сроки переселения граждан из аварийных домов, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Гантимурова И.А., выслушав прокурора Мещерякову Л.В., поддержавшую доводы представления, представителя ответчика Администрации Волгограда - по доверенности М., возражавшую против удовлетворения кассационного представления, судебная коллегия
установила:
Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в суд с иском в интересах граждан, проживающих в домах, к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившегося в непринятии мер по разработке механизма и сроков переселения граждан из домов, понуждении разработать механизм и сроки переселения граждан из указанных аварийных домов.
В обоснование исковых требований указал, что Постановлением главы Волгограда от 31.12.2009 г. N 3494 были утверждены заключения межведомственной комиссии Красноармейского района г. Волгограда о признании аварийными и подлежащими сносу домов. Управлению по жилищной политике администрации Волгограда предписано разработать механизм, сроки переселения граждан и утвердить список граждан, подлежащих расселению из домов. Управлением по жилищной политике администрации Волгограда 01.04.2010 года изданы распоряжения N 48 "Об утверждении списков граждан, проживающих в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном доме, расположенном по адресу: ", N 47 "Об утверждении списков граждан, проживающих в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном доме, расположенном по адресу: ". Однако до настоящего времени сроки и механизм переселения граждан из аварийных домов не определены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационном представлении прокурор оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование представления указал на нарушение и неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационном представлении, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Объектами жилищных прав, в соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются жилые помещения.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно п. 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Пунктами 7, 47, 49 Положения предусмотрено, что орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. По результатам работы комиссия принимает решение, в том числе и о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, на основании которого соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы Волгограда от 31.12.2009 г. N 3494 "Об утверждении заключений районных межведомственных комиссий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Волгограда" утверждены заключения межведомственной комиссии Красноармейского района г. Волгограда о признании аварийными и подлежащими сносу домов предписано разработать механизм, сроки переселения граждан и утвердить список граждан, подлежащих расселению из этих домов.
Управлением по жилищной политике администрации Волгограда 01.04.2010 года изданы распоряжения N 48 "Об утверждении списков граждан, проживающих в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном доме, расположенном по адресу: ", N 47 "Об утверждении списков граждан, проживающих в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном доме, расположенном по адресу: ".
При этом, в целях обеспечения благоустроенным жильем граждан, проживающих в жилых домах жилищного фонда Волгограда, не соответствующих санитарным и техническим нормам и правилам, решением Волгоградской городской Думы от 29.02.2008 г. N 58/1471 принята муниципальная адресная программа "Развитие застроенных территорий Красноармейского района Волгограда" на 2008-2013 годы".
Постановлением главы Волгограда от 22.07.2008 г. N 1401 "О принятии решения о развитии застроенных территорий Красноармейского района на 2008-2013 годы" принято решение о развитии застроенных территорий Красноармейского района Волгограда, в том числе территории N 2, в границах которой расположен жилые.
24.07.2009 года состоялся открытый аукцион по продаже права на заключение договоров о развитии застроенных территорий Красноармейского района Волгограда, по результатам которого между администрацией Волгограда и победителем аукциона - ООО "Бек-Строй" были заключены договоры N 1 от 30.09.2009 года о развитии территорий, общей площадью участков - га; N 2 от 30.09.2009 года о развитии территорий общей площадью - га.
Указанные договоры содержат отсылочные положения, согласно которым, этапы выполнения сторонами обязательств определяются дополнительными соглашениями (пп. 4.2.4, 4.2.5). Установлен общий срок исполнения обязательств - 31.12.2013 года.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении иска, исходил из того, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо правовой акт по вопросам, входящим в его компетенцию.
Между тем, судом не было учтено, что предметом иска прокурора не являлась обязанность органа местного самоуправления - Администрации Волгограда определить конкретный срок переселения граждан из аварийных домов, что, безусловно, относится к исключительной компетенции ответчика.
В то же время, обязанность Администрации Волгограда определить такой срок при принятии решения об утверждении заключения межведомственной комиссии в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу прямо предусмотрена нормами вышеуказанного Положения.
Однако, ни в Постановлении главы Волгограда от 31.12.2009 г. N 3494, ни в ином правовом акте, такой срок до настоящего времени не определен, что свидетельствует о допущенном Администрацией Волгограда бездействии в части исполнения такой обязанности.
При этом, наличие в заключенных Администрацией Волгограда договорах о развитии застроенных территорий Красноармейского района Волгограда указания на срок исполнения сторонами своих обязательств, не исключает обязанности именно Администрации Волгограда определить срок отселения граждан из признанного аварийным и подлежащим сносу дома в соответствующем муниципальном правовом акте.
При таких данных, поскольку указанным Положением не предусмотрена соответствующая обязанность органа местного самоуправления в части определения механизма переселения граждан из аварийных домов, поэтому постановленное решение в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора об оспаривании бездействия Администрации Волгограда, выразившегося в не определении сроков переселения граждан из спорных многоквартирных жилых домов, не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене по причине неправильного применения судом норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела и свидетельствующие об обоснованности исковых требований прокурора в указанной части установлены на основании имеющихся в деле доказательств, собирание дополнительных доказательств не требуется, поэтому судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить новое решение, которым исковые требования прокурора в указанной части удовлетворить.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 мая 2011 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Красноармейского района г. Волгограда к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по определению сроков переселения граждан из домов N, понуждении определить сроки переселения граждан из указанных аварийных домов, и принять в указанной части новое решение, которым данные исковые требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда к администрации Волгограда удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по определению сроков переселения граждан из домов.
Обязать администрацию Волгограда определить сроки переселения граждан из домов.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Красноармейского района г. Волгограда - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)