Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 27.08.2012 ПО ДЕЛУ N 7-264

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2012 г. по делу N 7-264


Судья: Ткачев А.В.

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Полушкин А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 27 августа 2012 года дело по жалобе К.
на решение судьи Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 30 июля 2012 года, которым постановление инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И. от 10 мая 2012 года о привлечении к административной ответственности по ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ К. оставлено без изменения, жалоба К. - без удовлетворения,
установил:

постановлением инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И. от 10 мая 2012 года председатель ЖСК "<данные изъяты>" К. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Указанным постановлением установлено, что 05.05.2012 года в 12-00 часов при проведении внеплановой выездной проверки противопожарного состояния территории и помещений ЖСК "<данные изъяты>", расположенных по адресу: <адрес>, председатель К. нарушил требования пожарной безопасности, а именно:
1) в нарушение требований ст. 88, 151 Федерального закона N 123-ФЗ; п.п. 37, 64 ППБ 01-03 места сопряжения противопожарных перекрытий в помещениях с другими ограждающими конструкциями здания не имеют предел огнестойкости не менее предела огнестойкости сопрягаемых преград. В местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций инженерными и технологическими коммуникациями (шлейфы АПС, электропровода, теле-, радио-, водокоммуникациями) образовавшиеся зазоры и отверстия не заделаны в полном объеме строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости;
2) в нарушение требований ст. 5, 151 Федерального закона N 123-ФЗ; п. 44 ППБ 01-03 на дверях чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, не указана информация о месте хранения ключей: двери подвального этажа с торца здания; люк чердачного помещения в подъезде N 1; люк чердачного помещения в подъезде N 2; люк подвального этажа в подъезде N 2;
3) в нарушение требований ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ; п. 25 ППБ 01-03 допускается курение в помещениях здания, в не отведенных для курения местах, на лестничных клетках подъездов N N 1, 2, 3;
4) в нарушение требований ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 123-ФЗ; п. 7 ППБ 01-03 отсутствует система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, включающая в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (не пройден работниками противопожарный инструктаж под роспись);
5) в нарушение требований ст. 5, 151 Федерального закона N 123-ФЗ; п. 15 ППБ 01-03 не установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: не определены и не оборудованы места для курения; не установлен порядок уборки горючих отходов и пыли; порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; не регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
6) в нарушение требований ч. 1 ст. 143, 151 Федерального закона N 123-ФЗ; п. 60 ППБ 01-03 не выполнено стойким электрооборудование к возникновению и распространению горения. Электросветильники эксплуатируются без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильника: подъезд N 1 - лестничная клетка, кабина лифта, площадка 2 этажа, площадка 4 этажа, площадка 7 этажа; подъезд N 3 - лестничная клетка, площадка 1 этажа, площадка 3 этажа, площадка 7 этажа.
7) в нарушение требований ст. 60, ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ; п.п. 4.1.32, 4.1.33, 4.1.1, 4.1.36, 4.3.1, 4.2.7 СП 9.13130-2009; п. 108 прил. N 3 ППБ 01-03 помещения не обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с прил. N 3. Огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, не установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола или на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии. Отсутствует специальный паспорт на огнетушители, установленные на объекте. Огнетушители периодически не осматриваются, не проверяются и своевременно не перезаряжаются. Огнетушители, установленные на объекте, не имеют порядковые номера, нанесенные на корпус белой краской. Учет проверки наличия и состояния огнетушителей не ведется в журнале по рекомендуемой форме. Не определено на объекте лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей.
8) в нарушение требований ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ; п. 3.1 а СНиП 2.08.01-89* п.п. 3.4 ППБ 01-03 на сети хозяйственно-питьевого водопровода не предусмотрены отдельные краны для присоединения шланга (рукава) в целях возможности его использования в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения на ранней стадии;
9) в нарушение требований табл. 3, 28 ч. 6 ст. 134 Федерального закона N 123-ФЗ, п, 6.25 СНиП 21-01-97*; п. 53 ППБ 01-03 отделка путей эвакуации выполнена из материалов с показателями, превышающими допустимые: отделка стен лестничных клеток в подъездах N N 1, 2, 3; отделка стен эвакуационного тамбура в подъездах N N 1, 2, 3;
10) в нарушение требований ч. 2 ст. 51, п. 4 ч. 6 ст. 89, ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ; п. 40 ППБ 01-03, не обеспечивается выполнение требований по эвакуации людей в безопасную зону, в том числе через аварийные выходы (на окнах установлены глухие металлические решетки): на площадках 1 этажа лестничных клеток в подъездах N N 1, 2, 3;
11) в нарушение требований ч. 1 ст. 88, ст. 151 Федерального закона N 123 - п. 6.8.19 СП 2.13 130.2009; п.п. 5.14*, 7.4 СНиП 21-01-97; п. 1.82 СНиП 2.08.02-89 части здания, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Предел огнестойкости дверей не менее 30 минут (сертифицированные двери, люки): технических помещений, подвального, технического этажа не обеспечен. Не отделены:
Подъезд N 1:
- машинное отделение от площадки 9 этажа лестничной клетки;
- машинное отделение от площадки 8 этажа лестничной клетки;
- технический этаж (чердак) от площадки 9 этажа лестничной клетки;
- Подъезд N 2:
- машинное отделение от площадки 9 этажа лестничной клетки;
- - машинное отделение от площадки 8 этажа лестничной клетки;
- - технический этаж (чердак) от площадки 9 этажа лестничной клетки;
- - подвальный этаж от площадки 1 этажа лестничной клетки;
- Подъезд N 3:
- - машинное отделение от площадки 9 этажа лестничной клетки;
- машинное отделение от площадки 8 этажа лестничной клетки;
- технический этаж (чердак) от площадки 9 этажа лестничной клетки;
12) в нарушение требований ч. 19 ст. 88, ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ; п.п. 53, 40. 38 ППБ 01-03 объемно-планировочные решения и конструктивное исполнение лестниц и лестничных клеток не обеспечивают безопасную эвакуацию людей из зданий, сооружений, строений при пожаре и не препятствуют распространению пожара между этажами. Допускается устройство кладовых (чуланов), хранение на лестничных площадках вещей, мебели и других горючих материалов на площадках этажей лестничной клетки подъездов N N 1, 2, 3;
- Произведены изменения объемно-планировочных решений путем установки перегородок на лестничной клетке, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей: площадки этажей лестничной клетки подъездов N N 1, 2, 3;
13) в нарушение требований ч. 7 ст. 90., п. 5 ч. 6. ст. 89, ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 8.4* СНиП 21-01-97 не обеспечен выход по закрепленной стальной стремянке на кровлю, чердак с лестничной клетки через противопожарный люк 2-го типа размера не менее 0,6 x 0,8 м: площадки 9 этажа в подъездах N N 1, 2, 3.
14) в нарушение ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ; п. 8.5 СНиП 21-01-97* в технических подпольях, технических чердаках не предусмотрена высота проходов к свету не менее 1,8 м.
Нарушения, указанные в п.п. 1 - 5, квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Нарушения, указанные в п.п. 6 - 8, квалифицированы по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ. Нарушения, указанные в п.п. 9 - 14, квалифицированы по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
К. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, К. обжаловал его в суд.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 30 июня 2012 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба К. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, К. просит отменить вынесенные в отношении него акты ввиду того, что инспектором не представлено доказательств указанных в постановлении нарушений. У кооператива нет денежных средств, которые можно было бы направить на противопожарные мероприятия. Приобретение огнетушителей, информационных листков, улучшение условий подъезда пожарных машин к дому осуществлялось за счет заработной платы заявителя. По проекту рытье котлована под домом не предусмотрено, так как дом стоит на месте, где подземные воды выходят на поверхность в виде ключей. Считать его ответственным за действия собственников, которые принимают то или иное решение на общем собрании, является необоснованным, так как ни один из собственников на дату проверки не передал свои права на управление его имуществом ЖСК "МИР" или ему лично.
Заслушав объяснения К., поддержавшего доводы жалобы, инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И., просившего решение судьи оставить без изменения, проверив дело, считаю необходимым отменить оспариваемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда.
Как видно из материалов дела, указанные в протоколах об административных правонарушениях и постановлении по делу нарушения требований пожарной безопасности были установлены в ходе проведенной на основании распоряжения Главного государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору от 24 апреля 2012 года N 124 государственным инспектором Ленинского района г. Ижевска И. 05 мая 2012 года внеплановой проверки противопожарного состояния территории и помещений ЖСК "<данные изъяты>", расположенных по адресу: <адрес>. По результатам проверки 05 мая 2012 года составлен акт проверки N 124.
В соответствии со ст.ст. 37 и 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37). Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38).
Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность должностных лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
За нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц в виде административного штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ влечет административную ответственность должностных лиц в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (утратили силу в связи с изданием приказа МЧС России от 31.05.2012 года N 306).
Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что, наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
К таким документам, в частности, относятся и указанные в постановление по делу нормы пожарной безопасности, строительные нормы и правила.
Нарушения, указанные в п. п. 1, 2, 3, 5, 7, 10, 12 постановления, обоснованно вменены К. как нарушения требований пожарной безопасности, поскольку требования об их выполнении содержатся в п.п. 37, 64, 44, 25, 15, 40, 53, 38, п. 108 прил. N 3 ППБ 01-03, п.п. 4.1.32, 4.1.33, 4.1.1, 4.1.36, 4.3.1, 4.2.7 СП 9.13130-2009.
Вместе с тем, как следует из объяснений К. и не оспаривается должностным лицом - инспектором, указанные нарушения частично устранены: зазоры и отверстия в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций зацементированы, информация о месте хранения ключей от подвального этажа и чердачных помещений размещена на доске объявлений, издан приказ о запрете курения в неотведенных для курения местах, назначены ответственные по контролю за противопожарной безопасностью в подвале на чердаке, крыше и в лифтах, приобретены огнетушители, изданы приказы о демонтаже несъемных решеток на окнах первого этажа лестничных площадок и тамбуров, об устранении захламленности в местах общего пользования.
Вменение нарушения, указанного в п. 6 обжалуемого постановления, является обоснованным частично, поскольку согласно письму директора ООО "Союзлифт" от 14.05.2012 года плафон освещения кабины лифта выполнен из материала "Панели пустотные поликарбонатные "КАРБОГЛАСС", имеет группу воспламеняемости В2, что полностью соответствует требованиям ГОСТ "Лифты пассажирские. Лифты для пожарных".
В то же время оснований для признания К. виновным в нарушении требований пожарной безопасности, перечисленных в п.п. 8, 9, 11, 13, 14, не усматриваю, поскольку СНиП 2.08.01-89*, СНиП 21-01-97*, СНиП 2.08.02-89*, соблюдение требований которых являлось предметом проверки 05 мая 2012 года, вступили в законную силу после возведения и ввода в эксплуатацию жилого дома.
Также без наличия на то оснований К. признан виновным в отсутствии системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, включающей в себя, в том числе, прохождение работниками противопожарного инструктажа - пункт 4 постановления. Данное требование регламентировано п. 7 ППБ 01-03, которое распространяется на работников организации. Однако доказательств наличия штата работников, состоящих в трудовых отношениях с ЖСК "<данные изъяты>" на момент проверки, административным органом не представлено.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административной ответственности в связи неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Признанные имеющими место нарушения стали возможны в результате неисполнении и ненадлежащего исполнения К. своих служебных обязанностей. Факты устранения части выявленных нарушений свидетельствуют о том, что у К. имелась возможность выявления и устранения выявленных нарушений. Однако такие меры им своевременно приняты не были. Таким образом, виновное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, материалами дела подтверждается.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств. Статья 2.9 КоАП РФ не содержит каких-либо изъятий в зависимости от вида совершенного правонарушения.
Из материалов дела следует, что совершенное К. деяние в той части, с которой судья соглашается, не представляет большой общественной опасности для охраняемых законом прав и интересов, отсутствуют вредные последствия и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, что в своей совокупности указывает на малозначительность совершенного правонарушения.
При таких обстоятельствах полагаю возможным освободить К. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:

постановление государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору от 10 мая 2012 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ижевска от 30 июля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении К. отменить.
Освободить К. от административного наказания, предусмотренного ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и ограничиться устным замечанием.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении К. прекратить.
Решение вступает в законную силу немедленно и пересмотру в порядке ст.ст. 30.9 - 30.10 КоАП РФ не подлежит.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики
А.В.ПОЛУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)