Судебные решения, арбитраж
Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Белякова Г.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Крыловой В.Н.
судей Суриной Е.В. и Буйнова Ю.К.
с участием прокурора Михайловой Р.С.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
08 ноября 2011 года
по докладу судьи Суриной Е.В.
дело по кассационной жалобе администрации Конаковского района
на решение Конаковского городского суда Тверской области от 29 сентября 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Администрации Конаковского района о признании незаконным протеста Конаковской межрайонной прокуратуры от 12.09.2011 года N на постановление Администрации Конаковского района N 740 от 24.08.2011 "О переводе нежилых помещений в жилые" с момента вынесения отказать".
Судебная коллегия
установила:
Администрация Конаковского района обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что 19 сентября 2011 года в адрес Администрации Конаковского района поступил протест Конаковской межрайонной прокуратуры на постановление Администрации Конаковского района N 740 от 24.08.2011 "О переводе нежилых помещений в жилые". В качестве обоснования незаконности постановления прокуратурой указывается на отсутствие компетенции районной администрации на принятие подобного постановления.
Заявитель полагает, что протест является необоснованным. На основании акта приема-передачи объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемого предприятия от АОЗТ ЛОЦ "Карачарово" в 1999 году в собственность МО "Конаковский район" переданы жилые дома в п. Карачарово под N. Постановлением Главы Конаковского района от 13.04.1999 года N 226 жилые дома включены в реестр муниципальной собственности МО "Конаковский район". В квартире N жилого дома N в п. Карачарово размещался фельдшерско-акушерский пункт, который распоряжением Администрации Конаковского района N 144 от 11 июля 2011 года был закрыт в целях последующего отнесения его к специализированному жилищному фонду и предоставления для проживания. Администрацией Конаковского района 24.08.2011 принято постановление N 740 о переводе помещения из нежилого в жилое. Администрация Конаковского района в силу закона наделена полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом, в том числе и жилищным фондом. В соответствии с законом Тверской области от 18.01.2005 года N 4-ЗО "Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов" территорию МО "Конаковский район" составляют территории городских и сельских поселений, входящих в состав района. Таким образом, территория района и территории поселений совпадают своими границами. Городское поселение город Конаково, в т.ч. и п. Карачарово, составляет часть территории Конаковского района. Администрация Конаковского района вправе осуществлять права собственника имущества и полномочия публичного органа. Вынесение протеста на постановление нарушает права собственника.
В судебном заседании представитель Администрации Конаковского района по доверенности Р. поддержала заявление.
Представитель Конаковской межрайонной прокуратуры К. в судебном заседании с заявлением не согласился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Администрация Конаковского района ставит вопрос об отмене решения, указывая, что судом не учтено, что определение ряда вопросов местного значения городских и сельских поселений и муниципальных районов полностью тождественны или в значительной части совпадают. Законодатель определил полномочия поселений только в отношении жилищного фонда социального использования. Специализированный жилищный фонд может находиться в том числе и в собственности района. Помещение N жилого дома N до настоящего момента является собственностью МО "Конаковский район". Суд не учел правовую позицию о возможности нахождения в муниципальной собственности тех или иных объектов имущества, выраженную в определении Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 540-О. Администрация Конаковского района в силу закона наделена полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом, в том числе и жилищным фондом специализированного назначения. Администрация Конаковского района, принимая постановление о переводе нежилых помещений в жилое, соблюла положения ст. 23 ЖК РФ. На момент принятия постановления Администрации Конаковского района располагала необходимым пакетом документов для принятия решения. Заявление о переводе помещения было отражено в форме служебной записки главы администрации. Проект переустройства и перепланировки не требуется, так как помещение пригодно для проживания. Территория района и территории поселений совпадают своими границами. В п. 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. В иске прокурором не указано, чьи права нарушаются при принятии постановления. Администрация Конаковского района вправе осуществлять права собственника имущества и полномочия публичного органа. Вынесение протеста на постановление нарушает права собственника.
В возражениях на кассационную жалобу Конаковская межрайонная прокуратура полагает, что решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя Администрации Конаковского района Р., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Михайловой Р.С., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурору или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, иным нормативно-правовым документам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Администрации Конаковского района Тверской области от 24.08.2011 N 740 нежилое помещение, расположенное по адресу:, находящееся в муниципальной собственности МО "Конаковский район", переведено в жилое.
19 сентября 2011 года в адрес Администрации Конаковского района Конаковской межрайонной прокуратурой принесен протест на вышеуказанное постановление. Основанием вынесения протеста послужило несоблюдение Администрацией Конаковского района требований жилищного законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявления Администрации Конаковского района о признании незаконным протеста Конаковской межрайонной прокуратуры, суд первой инстанции исходил из того, что протест Конаковского межрайонного прокурора от 12.09.2011 N на постановление Администрации Конаковского района N 740 от 24.08.2011 "О переводе нежилых помещений в жилые" является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
В силу ч. 1 и 2 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Как установлено судом, органом, осуществляющим перевод жилых помещений в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое на территории городского поселения город Конаково, осуществляется Администрацией городского поселения город Конаково.
В связи с этим Администрация Конаковского района должна была обратиться в Администрацию городского поселения город Конаково с заявлением о переводе нежилого помещения <...> в д. <...> в д. Карачарово г. Конаково в жилое.
Поскольку с таким заявлением в Администрацию городского поселения город Конаково заявитель не обратился, требования ст. 23 ЖК РФ последним не соблюдены.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что протест Конаковского межрайонного прокурора от 12.09.2011 N на постановление Администрации Конаковского района N 740 от 24.08.2011 "О переводе нежилых помещений в жилые" является законным и обоснованным.
Вывод суда основан на нормах действующего законодательства и соответствует фактическим обстоятельствам, установленным по настоящему делу.
Доводы, приведенные в жалобе, не относятся к основаниям, предусмотренным ст. 362 - 364 ГПК РФ, для отмены постановленного решения.
Статьей 23 ЖК РФ установлен единый порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение. Такой перевод осуществляется органом местного самоуправления по месту нахождения переводимого помещения.
Таким образом, решение вопроса о переводе нежилого помещения, расположенного по указанному выше адресу, в жилое отнесено к компетенции органа местного самоуправления по месту нахождения недвижимого имущества, в данном случае - администрации городского поселения город Конаково.
Доводы жалобы о возможности в одностороннем порядке перевода нежилого помещения в жилое помещение без обращения в администрацию поселения не могут быть приняты во внимание, как не основанные на законе.
Кроме того, доводы кассационной жалобы по существу являются позицией заявителя, изложенной в заявлении и в ходе разбирательства в суде первой инстанции, являлись предметом исследования суда первой инстанции, сводятся к несогласию с выводом суда первой инстанции, не опровергают его и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по мотивам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Конаковского городского суда Тверской области от 29 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Конаковского района - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.11.2011 ПО ДЕЛУ N 33-4065
Разделы:Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 ноября 2011 г. по делу N 33-4065
Судья: Белякова Г.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Крыловой В.Н.
судей Суриной Е.В. и Буйнова Ю.К.
с участием прокурора Михайловой Р.С.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
08 ноября 2011 года
по докладу судьи Суриной Е.В.
дело по кассационной жалобе администрации Конаковского района
на решение Конаковского городского суда Тверской области от 29 сентября 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Администрации Конаковского района о признании незаконным протеста Конаковской межрайонной прокуратуры от 12.09.2011 года N на постановление Администрации Конаковского района N 740 от 24.08.2011 "О переводе нежилых помещений в жилые" с момента вынесения отказать".
Судебная коллегия
установила:
Администрация Конаковского района обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что 19 сентября 2011 года в адрес Администрации Конаковского района поступил протест Конаковской межрайонной прокуратуры на постановление Администрации Конаковского района N 740 от 24.08.2011 "О переводе нежилых помещений в жилые". В качестве обоснования незаконности постановления прокуратурой указывается на отсутствие компетенции районной администрации на принятие подобного постановления.
Заявитель полагает, что протест является необоснованным. На основании акта приема-передачи объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемого предприятия от АОЗТ ЛОЦ "Карачарово" в 1999 году в собственность МО "Конаковский район" переданы жилые дома в п. Карачарово под N. Постановлением Главы Конаковского района от 13.04.1999 года N 226 жилые дома включены в реестр муниципальной собственности МО "Конаковский район". В квартире N жилого дома N в п. Карачарово размещался фельдшерско-акушерский пункт, который распоряжением Администрации Конаковского района N 144 от 11 июля 2011 года был закрыт в целях последующего отнесения его к специализированному жилищному фонду и предоставления для проживания. Администрацией Конаковского района 24.08.2011 принято постановление N 740 о переводе помещения из нежилого в жилое. Администрация Конаковского района в силу закона наделена полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом, в том числе и жилищным фондом. В соответствии с законом Тверской области от 18.01.2005 года N 4-ЗО "Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов" территорию МО "Конаковский район" составляют территории городских и сельских поселений, входящих в состав района. Таким образом, территория района и территории поселений совпадают своими границами. Городское поселение город Конаково, в т.ч. и п. Карачарово, составляет часть территории Конаковского района. Администрация Конаковского района вправе осуществлять права собственника имущества и полномочия публичного органа. Вынесение протеста на постановление нарушает права собственника.
В судебном заседании представитель Администрации Конаковского района по доверенности Р. поддержала заявление.
Представитель Конаковской межрайонной прокуратуры К. в судебном заседании с заявлением не согласился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Администрация Конаковского района ставит вопрос об отмене решения, указывая, что судом не учтено, что определение ряда вопросов местного значения городских и сельских поселений и муниципальных районов полностью тождественны или в значительной части совпадают. Законодатель определил полномочия поселений только в отношении жилищного фонда социального использования. Специализированный жилищный фонд может находиться в том числе и в собственности района. Помещение N жилого дома N до настоящего момента является собственностью МО "Конаковский район". Суд не учел правовую позицию о возможности нахождения в муниципальной собственности тех или иных объектов имущества, выраженную в определении Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 540-О. Администрация Конаковского района в силу закона наделена полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом, в том числе и жилищным фондом специализированного назначения. Администрация Конаковского района, принимая постановление о переводе нежилых помещений в жилое, соблюла положения ст. 23 ЖК РФ. На момент принятия постановления Администрации Конаковского района располагала необходимым пакетом документов для принятия решения. Заявление о переводе помещения было отражено в форме служебной записки главы администрации. Проект переустройства и перепланировки не требуется, так как помещение пригодно для проживания. Территория района и территории поселений совпадают своими границами. В п. 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. В иске прокурором не указано, чьи права нарушаются при принятии постановления. Администрация Конаковского района вправе осуществлять права собственника имущества и полномочия публичного органа. Вынесение протеста на постановление нарушает права собственника.
В возражениях на кассационную жалобу Конаковская межрайонная прокуратура полагает, что решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя Администрации Конаковского района Р., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Михайловой Р.С., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурору или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, иным нормативно-правовым документам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Администрации Конаковского района Тверской области от 24.08.2011 N 740 нежилое помещение, расположенное по адресу:, находящееся в муниципальной собственности МО "Конаковский район", переведено в жилое.
19 сентября 2011 года в адрес Администрации Конаковского района Конаковской межрайонной прокуратурой принесен протест на вышеуказанное постановление. Основанием вынесения протеста послужило несоблюдение Администрацией Конаковского района требований жилищного законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявления Администрации Конаковского района о признании незаконным протеста Конаковской межрайонной прокуратуры, суд первой инстанции исходил из того, что протест Конаковского межрайонного прокурора от 12.09.2011 N на постановление Администрации Конаковского района N 740 от 24.08.2011 "О переводе нежилых помещений в жилые" является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
В силу ч. 1 и 2 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Как установлено судом, органом, осуществляющим перевод жилых помещений в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое на территории городского поселения город Конаково, осуществляется Администрацией городского поселения город Конаково.
В связи с этим Администрация Конаковского района должна была обратиться в Администрацию городского поселения город Конаково с заявлением о переводе нежилого помещения <...> в д. <...> в д. Карачарово г. Конаково в жилое.
Поскольку с таким заявлением в Администрацию городского поселения город Конаково заявитель не обратился, требования ст. 23 ЖК РФ последним не соблюдены.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что протест Конаковского межрайонного прокурора от 12.09.2011 N на постановление Администрации Конаковского района N 740 от 24.08.2011 "О переводе нежилых помещений в жилые" является законным и обоснованным.
Вывод суда основан на нормах действующего законодательства и соответствует фактическим обстоятельствам, установленным по настоящему делу.
Доводы, приведенные в жалобе, не относятся к основаниям, предусмотренным ст. 362 - 364 ГПК РФ, для отмены постановленного решения.
Статьей 23 ЖК РФ установлен единый порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение. Такой перевод осуществляется органом местного самоуправления по месту нахождения переводимого помещения.
Таким образом, решение вопроса о переводе нежилого помещения, расположенного по указанному выше адресу, в жилое отнесено к компетенции органа местного самоуправления по месту нахождения недвижимого имущества, в данном случае - администрации городского поселения город Конаково.
Доводы жалобы о возможности в одностороннем порядке перевода нежилого помещения в жилое помещение без обращения в администрацию поселения не могут быть приняты во внимание, как не основанные на законе.
Кроме того, доводы кассационной жалобы по существу являются позицией заявителя, изложенной в заявлении и в ходе разбирательства в суде первой инстанции, являлись предметом исследования суда первой инстанции, сводятся к несогласию с выводом суда первой инстанции, не опровергают его и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по мотивам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Конаковского городского суда Тверской области от 29 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Конаковского района - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)