Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6813

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 ноября 2012 г. по делу N 33-6813


Судья Шушпанова О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенев Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Поляниной О.А.,
при секретаре М.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Л. на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от <дата>, которым постановлено:
прокурору Ленинского района города Саратова в удовлетворении исковых требований, заявленных в интересах Л., к государственному казенному учреждению Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения города Саратова" о признании за ним, как за ветераном военной службы, права на получение ежемесячной денежной выплаты по плате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с 01 января 2010 года, возложении обязанности по производству перерасчета произведенных выплат - отказать.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения Л., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора полагавшего решение суда законным, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

прокурор Ленинского района г. Саратова в интересах Л. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения города Саратова" (далее - КСПН) с вышеуказанными требованиями. В обоснование требований указывал, что Л. является ветераном военной службы и ветераном боевых действий, в связи с чем имеем право на получение мер социальной поддержки.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ, "О ветеранах" Л., как ветеран боевых действий, имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членами его семьи, совместно с ним проживающими.
Как ветеран военной службы Л. в силу п. 2 ч. 2 ст. 1., п. 5 ст. 2 и ст. 5 Закона Саратовской области от 26.12.2008 года N 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" имеет право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, и в таком же размере на каждого члена его семьи, совместно с ним проживающего и самостоятельно не пользующегося мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. На настоящий момент Л. получает меры социальной поддержки, как ветеран боевых действий, однако ему данная льгота предоставляется в размере не 50%, а 10%, по следующему расчету: имеющиеся льготы по оплате жилого помещения и по оплате коммунальных услуг делятся на 2 части: первая часть - оплата жилого помещения, которая составляет 20%. а доля коммунальных услуг - 80%. Ответчик, начисляя льготу, берет 50% от 20% размера стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ), таким образом получается 10%. Л. с таким порядком начисления льгот не согласен, поскольку до <дата> пользовался льготами в размере 50% по оплате жилья и 50% по плате коммунальных услуг как ветеран военной службы.
С <дата> произведена замена формы предоставления мер социальной поддержки с натуральных льгот на денежные выплаты. В связи с изменением размера меры социальной поддержки Л. обратился к ответчику с заявлением от <дата>, в котором просил исключить из перечня его льгот, как участника боевых действий, льготу по оплате ЖКУ с вычетом положенных денег по данному пункту, и соответственно сохранить за ним льготу по оплате ЖКУ, как за ветераном военной службы, произвести соответствующий перерасчет за 2010 год. На данное заявлением от Министерства социального развития <адрес> им получен ответ от <дата>, который фактически является отказом в назначении ему ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с <дата> как ветерану военной службы, что послужило основанием для обращения в суд в защитой интересов Л. согласно поступившему от него заявлению.
Полагал, что получение Л. ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в силу положений ч. 3 ст. 13 данного Закона, а также п. 4 ст. 6 Закона Саратовской области N 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области", не является препятствием для получения им ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как ветераном военной службы в соответствии с Законом Саратовской области от 28.12.2008 г. N-372-ЗСО. Считал, что отказ в назначении ему данной выплаты дополнительно к мерам социальной поддержки, получаемым им, как ветераном боевых действий, на основании Федерального закона "О ветеранах" является незаконным.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Л. просит решение суда отменить, назначить новое рассмотрение. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых были основаны заявленные в его интересах требования. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Л. является ветераном боевых действий и ветераном военной службы. С. <дата> Л. состоит в КСПН как получатель мер социальной поддержки по статусу ветерана боевых действий, сведений о наличии у него иного статуса на указанную дату в КСПН не поступало. Решением КСПН г. Саратова от <дата> Л. была назначена мера социальной поддержки "ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (федеральный бюджет) как ветерану боевых действий в соответствии с Законом Саратовской области от 26.11.2009 года N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" по <дата>, что соответствовало требованиям п. 17 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категория граждан, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2009 года N 676-П. 21.09.2010 года Л. обратился в подразделение по предоставлению мер социальной поддержки по Ленинскому району КСПН г. Саратова с заявлением-обязательством о назначении ему ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Саратовской области от 26.11.2009 года N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" по статусу ветерана боевых действий на состав семьи - 1 человек. Распоряжением КСПН от <дата> Л. произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (федеральный бюджет) в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Саратовской области от 26.11.2009 года N 174-ЗСО и назначена выплата данной меры социальной поддержки как ветерану боевых действий пожизненно.
Не согласившись с размером получаемых льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, Л. обратился <дата> с заявлением к прокурору Ленинского района г. Саратова, в котором указал, что с марта 2008 года является ветеранам военной службы, по исполнении ему 60-ти лет выбрал льготу по дате 50% за ЖКУ по данному статусу, которая действовала до января 2010 года. С января 2010 года без его письменного согласия эту льготу отменили и стали оплачивать ЖКУ по статусу ветерана боевых действий. В целях восстановления его прав просил исключить из перечня льгот как ветерана боевых действий льготу по оплате ЖКУ с выплатой положенных денег по данному пункту, а соответственно сохранить за ним льготу по оплате ЖКУ,. как за ветераном военной службы, произвести перерасчет за предыдущие месяцы 2010 года., На основании заявления Л. прокурор Ленинского района г. Саратова обратился по вопросу предоставления истцу льгот в Министерство социального развития Саратовской области. На данное обращение Л. из Министерства поступил ответ от <дата>, смысл которого сводился к тому, что начисление и выплата льгот с учетом имеющихся у него статусов ветерана боевых действий и ветерана военной службы производился с соблюдением требований действующего законодательства и новаций для перерасчета не имеется. Данный ответ послужил основанием для обращения прокурора Ленинского района г. Саратова в суд с настоящим иском в защиту интересов Л.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий определены в пп. 5 п. 1 ст. 16 вышеуказанного Закона, которой предусмотрено в частности, что данной категории ветеранов предоставляется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
То есть указанный закон не устанавливает льготы по оплате коммунальных услуг.
В п. 3 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" закреплено право ветерана выбрать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он, как ветеран, имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям. Указанная норма не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан (в данном случае как ветерану боевых действий и как ветерану труда).
Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10).
Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных, в том числе ст. 16 настоящего Федерального закона, для ветеранов боевых действий, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем, был принят Закон Саратовской области N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области".
В соответствии с п.п. 2 и 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством РФ стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области от 26.12.2008 N 372-ЗСО (в редакции от 12.12.2011 г.) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" лицам, являющимся ветеранами труда, после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляются меры социальной поддержки: 1) оказание медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в поликлиниках и других медицинских учреждениях; 2) ежемесячная денежная выплата в размере 400 рублей; 3) право на приобретение социальных проездных билетов для проезда в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения; 4) право на обеспечение разовыми проездными билетами для бесплатного проезда на внутреннем водном транспорте и железнодорожном транспорте пригородного сообщения; 5) ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п. 5 введен Законом Саратовской области от 28.07.2010 N 114-ЗСО)
В ч. 3 вышеуказанной статьи предусмотрено, что ветеранам военной службы и ветеранам государственной службы, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предоставляются меры социальной поддержки, установленные частью 1 настоящей статьи для ветеранов труда.
В части 4 ст. 6 Закона Саратовской области N 372-ЗСО указано, что получение мер социальной поддержки по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области, не препятствует получению мер социальной поддержки по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области. При наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами области, данная мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области", ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается в процентном соотношении от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, установленных органом исполнительной власти области в сфере государственного регулирования тарифов, в частности, для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, и совместно проживающих с ними членов их семей, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки, - 10 процентов.
С 1 января 2010 г. все меры социальной поддержки как федеральным льготополучателям (в данном случае имеется в виду ветеран боевых действий), так и льготополучателям субъекта Федерации Саратовской области (ветеран военной службы) заменены с натуральных льгот (50% оплата) на денежные выплаты. Ежемесячная денежная выплата назначается в процентном соотношении от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина.
Ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения назначена истцу в размере 10 процентов, что соответствует ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области".
Довод истца о том, что он имеет право на выбор основания предоставления льгот, основан на неправильном толковании закона.
Федеральный закон "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ и Закон Саратовской области N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" не предоставляют гражданам выбор между аналогичными формами социальной поддержки с учетом их выгодности для льготников.
Размер начисляемых ветерану боевых действий и ветерану военной службы льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в силу Федерального закона "О ветеранах", не может быть равным, так как ветерану военной службы в силу Закона Саратовской области предоставляется мера социальной поддержки в виде 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, а ветеранам боевых действий - в размере 50% и только по оплате жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что по смыслу заявленных исковых требований, истец Л. считает, что вправе, получая меры социальной поддержки по статусу ветерана боевых действий, отказаться только от льготы по оплате жилого помещения, начисляемой и оплачиваемой ему с <дата> по данному статусу на основании Закона Саратовской области от 26.11.2009 года N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области", и получать с этой же даты льготу в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг размере 50%. Однако данная позиция Л. не основана на нормах действующего законодательства. Ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения назначена истцу Л. по статусу ветерана боевых действий с <дата> в размере 10 процентов в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" правильно, оснований на настоящий момент для получения ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг как ветерану военной службы с 01.10.2010 года у Л. не имеется.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу об отказе прокурору в удовлетворении его требований, заявленных в интересах Л.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Кроме того судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно п. 15 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 03.02.2010 г. N 40-П, при переходе граждан из категории лиц, имеющих право на получение государственной социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, в категорию лиц, получающих меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета, назначение ежемесячной денежной выплаты производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился в органы социальной защиты населения с заявлением об изменении льготного статуса и всеми необходимыми документами.
В соответствии с п. 22 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2009 N 676-П, при переходе гражданина из категории лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета, в категорию лиц, получающих меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета, назначение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился в орган социальной защиты населения с заявлением-обязательством и документом, подтверждающим право на меры социальной поддержки, и его копией.
Из материалов дела не следует, что Л. обратился в соответствии с п. 15 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 03.02.2010 г. N 40-П, в орган социальной защиты населения с заявлением об изменении льготного статуса и всеми необходимыми документами.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался Л. в суде первой инстанции, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 19 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)