Судебные решения, арбитраж
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Даниленко А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Игнатьева А.В., Ефимовой И.В.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.Е.В., М., Н.А.Ю. к администрации муниципального образования (далее - МО) "Город Саратов", администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе администрации МО "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 13.09.2012 года, которым постановлено:
"Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить Н.Е.В., М., Н.А.Ю. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 22,3 кв. м, состоящее из двух комнат.
В иске Н.Е.В., М., Н.А.Ю. к администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения - отказать".
Заслушав доклад судьи Игнатьева А.В., судебная коллегия
установила:
Н.Е.В., М., Н.А.Ю. обратились в суд с иском к администрации МО "Город Саратов", администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в котором просили обязать ответчиков предоставить Н.Е.В. и членам ее семьи по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 22,3 кв. м, состоящее из двух комнат.
В обоснование исковых требований указали, что проживают в <адрес>. N (Литер В) по <адрес>, общей площадью 22,3 кв. м, которая состоит из двух комнат. Жилой <адрес> признан непригодным для проживания. Однако вопрос об отселении истцов до настоящего времени не состоялось, состояние указанного дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрации МО образования "Город Саратов" ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, так как решение суда является незаконным, необоснованным. В доводах жалобы указано на то, что законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение. Администрацией МО "Город Саратов" в досудебном порядке уже рассмотрен вопрос о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, однако действующее законодательство не содержит каких-либо сроков для производства отселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания. Возложение судом обязанности на администрацию МО "Город Саратов" предоставления М. и Н.А.Ю. жилого помещения по договору социального найма не основано на законе, поскольку они лишь являются членами семьи нанимателя аварийного жилого помещения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда истцы, представители ответчиков, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не явились. На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1. ГПК РФ), обсудив их, судебная коллегия не находит оснований к отмене состоявшегося по делу судебного решения, соответствующего требованиям закона.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 5 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 ЖК РСФСР, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 года N 529, предусматривало, что рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания должно возлагаться на межведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов (пункт 1.2).
Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции, непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в" том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке (пункт 3.5 Положения).
В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом.
Согласно ст. 93 ЖК РСФСР, если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации.
В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания.
Аналогичные положения содержатся и в нормах ЖК РФ, в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 которого вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
- В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Как следует из материалов дела, Н.Е.В. является нанимателем двухкомнатной <адрес>, общей площадью 22,3 кв. м по <адрес> в <адрес> на основании договора найма от <дата>. Вместе с нанимателем в жилое помещение были вселены сын - Н.А.Ю. и дочь - М., которые до настоящего времени зарегистрированы и проживают в указанном жилом помещении (л.д. 6-9).
Жилой <адрес> (Литер В) по <адрес> в <адрес> на основании решения исполнительного комитета Волжского районного совета народных депутатов от 16.11.1988 года был признан аварийным.
В соответствии с заключением N 15/10 от 21.12.2010 года межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, созданной постановлением главы администрации г. Саратова от 08.08.2006 года N А, жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
С учетом изложенного, решения о признании жилого дома, в котором проживает Н.Е.В. и члены ее семьи М. и Н.А.Ю., непригодным для проживания принимались как в соответствии с ранее действовавшим законодательством, так и законодательством, действующим в настоящее время.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки представленных доказательств пришел к обоснованному выводу, что Н.Е.В., М. Н.А.Ю. имеют право на предоставление им по договору социального найма жилого помещения, поскольку после признания в 1988 году в установленном законом порядке жилого дома, в котором расположена квартира истца, непригодным для проживания, они до настоящего времени не обеспечены пригодными для проживания жилым помещением.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области видно, что истцы не имеют в собственности жилых помещений.
Разрешая вопрос о размере предоставляемого жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно учел положения ст.ст. 57, 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
С учетом данных о площади жилого помещения, находящегося в пользовании истцов, суд пришел к правильному выводу о том, что им должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 22,3 кв. м, состоящее из двух жилых комнат, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Саратова.
Суд обоснованно возложил данную обязанность по предоставлению жилого помещения на администрацию муниципального образования "Город Саратов", так как именно на данный орган местного управления в соответствии с действующего законодательства возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, непригодных для проживанию.
Согласно программы "Обеспечение жильем граждан г. Саратова, проживающих в ветхих, аварийных и построенных по проекту инженера Л. жилых домах на 2002-2010 годы", принятой решением Саратовской городской Думы от 2002 года N 22-200, исполнителем мероприятий программы, связанных с улучшением жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, относящихся к категории "аварийные" и "ветхие", значилась администрация г. Саратова (пункт 7).
Однако до настоящего времени жильцы дома, признанного аварийным, непригодным для проживания, не выселены из него, поскольку администрацией муниципального образования "Город Саратов" не были приняты соответствующие меры для разрешения данного вопроса, не осуществлялся должный контроль за исполнением вышеназванной Программы.
Учитывая, что администрацией МО "Город Саратов" не принимались решение о предоставлении истцам жилого помещения в конкретные сроки и достаточные меры к отселению граждан из жилого помещения, признанного непригодными для проживания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что за данным ответчиком сохраняется обязанность по предоставлению истцам жилого помещения по договору социального найма в порядке ст.ст. 87 - 89 ЖК РФ.
Кроме того, по своему правовому смыслу в системе действующего законодательства п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате его непригодности для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрацией МО "Город Саратов" в досудебном порядке уже рассмотрен вопрос о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, является несостоятельным, поскольку суду апелляционной инстанции не представлены доказательства, подтверждающие достоверность обстоятельств, на которые указывает автор жалобы.
Другие доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, регулирующего спорные правоотношения, аналогичны тем, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений на исковые требования, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и установлены на основании доказательств, признанных судом при их оценке достаточными, выводы суда вытекают из фактических обстоятельств, установленных в мотивировочной части решения на основе надлежащей оценки исследованных доказательств, решение вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемое правоотношение, и с соблюдением норм процессуального права. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1., 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 13.09.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО "Город Саратов" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6744
Разделы:Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2012 г. по делу N 33-6744
Судья Даниленко А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Игнатьева А.В., Ефимовой И.В.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.Е.В., М., Н.А.Ю. к администрации муниципального образования (далее - МО) "Город Саратов", администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе администрации МО "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 13.09.2012 года, которым постановлено:
"Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить Н.Е.В., М., Н.А.Ю. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 22,3 кв. м, состоящее из двух комнат.
В иске Н.Е.В., М., Н.А.Ю. к администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения - отказать".
Заслушав доклад судьи Игнатьева А.В., судебная коллегия
установила:
Н.Е.В., М., Н.А.Ю. обратились в суд с иском к администрации МО "Город Саратов", администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в котором просили обязать ответчиков предоставить Н.Е.В. и членам ее семьи по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 22,3 кв. м, состоящее из двух комнат.
В обоснование исковых требований указали, что проживают в <адрес>. N (Литер В) по <адрес>, общей площадью 22,3 кв. м, которая состоит из двух комнат. Жилой <адрес> признан непригодным для проживания. Однако вопрос об отселении истцов до настоящего времени не состоялось, состояние указанного дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрации МО образования "Город Саратов" ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, так как решение суда является незаконным, необоснованным. В доводах жалобы указано на то, что законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение. Администрацией МО "Город Саратов" в досудебном порядке уже рассмотрен вопрос о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, однако действующее законодательство не содержит каких-либо сроков для производства отселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания. Возложение судом обязанности на администрацию МО "Город Саратов" предоставления М. и Н.А.Ю. жилого помещения по договору социального найма не основано на законе, поскольку они лишь являются членами семьи нанимателя аварийного жилого помещения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда истцы, представители ответчиков, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не явились. На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1. ГПК РФ), обсудив их, судебная коллегия не находит оснований к отмене состоявшегося по делу судебного решения, соответствующего требованиям закона.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 5 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 ЖК РСФСР, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 года N 529, предусматривало, что рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания должно возлагаться на межведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов (пункт 1.2).
Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции, непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в" том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке (пункт 3.5 Положения).
В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом.
Согласно ст. 93 ЖК РСФСР, если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации.
В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания.
Аналогичные положения содержатся и в нормах ЖК РФ, в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 которого вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
- В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Как следует из материалов дела, Н.Е.В. является нанимателем двухкомнатной <адрес>, общей площадью 22,3 кв. м по <адрес> в <адрес> на основании договора найма от <дата>. Вместе с нанимателем в жилое помещение были вселены сын - Н.А.Ю. и дочь - М., которые до настоящего времени зарегистрированы и проживают в указанном жилом помещении (л.д. 6-9).
Жилой <адрес> (Литер В) по <адрес> в <адрес> на основании решения исполнительного комитета Волжского районного совета народных депутатов от 16.11.1988 года был признан аварийным.
В соответствии с заключением N 15/10 от 21.12.2010 года межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, созданной постановлением главы администрации г. Саратова от 08.08.2006 года N А, жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
С учетом изложенного, решения о признании жилого дома, в котором проживает Н.Е.В. и члены ее семьи М. и Н.А.Ю., непригодным для проживания принимались как в соответствии с ранее действовавшим законодательством, так и законодательством, действующим в настоящее время.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки представленных доказательств пришел к обоснованному выводу, что Н.Е.В., М. Н.А.Ю. имеют право на предоставление им по договору социального найма жилого помещения, поскольку после признания в 1988 году в установленном законом порядке жилого дома, в котором расположена квартира истца, непригодным для проживания, они до настоящего времени не обеспечены пригодными для проживания жилым помещением.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области видно, что истцы не имеют в собственности жилых помещений.
Разрешая вопрос о размере предоставляемого жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно учел положения ст.ст. 57, 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
С учетом данных о площади жилого помещения, находящегося в пользовании истцов, суд пришел к правильному выводу о том, что им должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 22,3 кв. м, состоящее из двух жилых комнат, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Саратова.
Суд обоснованно возложил данную обязанность по предоставлению жилого помещения на администрацию муниципального образования "Город Саратов", так как именно на данный орган местного управления в соответствии с действующего законодательства возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, непригодных для проживанию.
Согласно программы "Обеспечение жильем граждан г. Саратова, проживающих в ветхих, аварийных и построенных по проекту инженера Л. жилых домах на 2002-2010 годы", принятой решением Саратовской городской Думы от 2002 года N 22-200, исполнителем мероприятий программы, связанных с улучшением жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, относящихся к категории "аварийные" и "ветхие", значилась администрация г. Саратова (пункт 7).
Однако до настоящего времени жильцы дома, признанного аварийным, непригодным для проживания, не выселены из него, поскольку администрацией муниципального образования "Город Саратов" не были приняты соответствующие меры для разрешения данного вопроса, не осуществлялся должный контроль за исполнением вышеназванной Программы.
Учитывая, что администрацией МО "Город Саратов" не принимались решение о предоставлении истцам жилого помещения в конкретные сроки и достаточные меры к отселению граждан из жилого помещения, признанного непригодными для проживания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что за данным ответчиком сохраняется обязанность по предоставлению истцам жилого помещения по договору социального найма в порядке ст.ст. 87 - 89 ЖК РФ.
Кроме того, по своему правовому смыслу в системе действующего законодательства п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате его непригодности для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрацией МО "Город Саратов" в досудебном порядке уже рассмотрен вопрос о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, является несостоятельным, поскольку суду апелляционной инстанции не представлены доказательства, подтверждающие достоверность обстоятельств, на которые указывает автор жалобы.
Другие доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, регулирующего спорные правоотношения, аналогичны тем, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений на исковые требования, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и установлены на основании доказательств, признанных судом при их оценке достаточными, выводы суда вытекают из фактических обстоятельств, установленных в мотивировочной части решения на основе надлежащей оценки исследованных доказательств, решение вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемое правоотношение, и с соблюдением норм процессуального права. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1., 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 13.09.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО "Город Саратов" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)