Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 21.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3227

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2012 г. по делу N 33-3227


Судья: Цыбикдоржиева Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Шагдаровой Т.А., судей Казанцевой Т.Б., Захарова Е.И., при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности принять исчерпывающие меры по установке мусоросборников во дворах жилых домов,
по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Улан-Удэ Ц. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 сентября 2012 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Советского района г. Улан-Удэ удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу принять исчерпывающие меры по установке мусоросборников во дворах жилых домов, расположенных по адресу: <...>
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., выслушав прокурора Дмитриеву Ю.А., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Советского района г. Улан-Удэ обратился в суд с иском к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, установке мусоросборников во дворах жилых домов, расположенных по адресу: <...>
Определением суда прекращено производство по делу в части требований о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов.
В судебном заседании помощник прокурора Стрильчук И.Л., требования в остальной части поддержала, суду пояснила, что требования направлены на защиту прав населения г. Улан-Удэ на благоприятную окружающую среду.
Представитель Администрации г. Улан-Удэ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ранее представитель Администрации г. Улан-Удэ М. исковые требования не признала, пояснив суду, что под "организацией" как полномочие органов местного самоуправления понимается исполнительно-распорядительная деятельность, нормативно-правовое регулирование данного вида деятельности, создание соответствующих предприятий, строительство полигонов и мусороперерабатывающих заводов. Данные мероприятия органом местного самоуправления выполнены. Кроме того, выявленная несанкционированная свалка возле жилых домов является результатом жизнедеятельности жильцов данных домов. Обеспечение надлежащего состояния придомовой территории, санитарно-технического оборудования, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов, установка мусоросборников является обязанностью собственников и нанимателей жилых помещений. В связи с чем просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Улан-Удэ Ц. просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований, указывая, что Администрация г. Улан-Удэ является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу ст. 36 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания имущества в многоквартирном доме" общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (п. 10). Содержание общего имущества включает в себя в том числе уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Таким образом, установка мусоросборников относится к полномочиям собственников многоквартирных домов. Судом в результате неправильного толкования закона на Администрацию г. Улан-Удэ возложена обязанность, не основанная на законе и нарушающая права местного самоуправления.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель Администрации г. Улан-Удэ, представитель Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования не явились, извещены надлежащим образом, от Администрации г. Улан-Удэ имеется заявление о рассмотрении дела без их участия.
Прокурор Дмитриева Ю.А. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, полагая, что решение суда постановлено законно и обоснованно. Просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При рассмотрении дела судом установлено, что вблизи жилых домов по ул. <...> не устроены (отсутствуют) мусоросборники.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г., Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которыми организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно ст. ст. 8, 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положений ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. 25 ч. 1 ст. 5 Устава муниципального образования "город Улан-Удэ" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения и к полномочиям органов местного самоуправления.
Результаты проведенной прокурорской проверки по исполнению природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства свидетельствуют о недостаточности предпринятых муниципальными органами мероприятий по организации сбора и вывоза мусора с территории указанных земельных участков, о ненадлежащем контроле со стороны Администрации г. Улан-Удэ за координацией работ по благоустройству, санитарному содержанию, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка на территории г. Улан-Удэ.
Доводы жалобы о том, что Администрация г. Улан-Удэ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность содержания общего имущества многоквартирных домов возложена на их собственников, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку сведения о том, что жилые дома <...> по ул. <...> находятся на обслуживании управляющих компаний, а земельные участки, на которых расположены указанные дома, переданы в собственность жильцов - собственников квартир, материалы дела не содержат.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что в нарушение ст. 161 ЖК РФ, ст. 18 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" Администрацией г. Улан-Удэ не приняты меры к выбору управляющей организации по обслуживанию указанных жилых домов, следовательно, до решения данного вопроса установка мусоросборников во дворах домов будет направлена к реализации органом местного самоуправления правомочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

определила:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 сентября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.А.ШАГДАРОВА

Судьи
Т.Б.КАЗАНЦЕВА
Е.И.ЗАХАРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)