Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 31.07.2012 N 33-752/12 ПО ДЕЛУ N 2-2309/12

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 июля 2012 г. N 33-752/12


Судья{ }Диденко{ }Д.М. Дело{ }N{ }2-2309/12{
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Ечина А.А.,
судей Кошкиной М.Г., Адаркина И.А.,
при секретаре С.
рассмотрела 31 июля 2012 года в г. Магадане в здании Магаданского областного суда, расположенного по ул. Якутской, д. 49 в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе мэрии города Магадана на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 25 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кошкиной М.Г., пояснения представителя ответчика Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов жалобы помощника прокурора Магаданской области Зариповой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

установила:

Прокурор города Магадана обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Магадана об обязании совершить определенные действия.
В обоснование указал, что прокуратурой города Магадана проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования "город Магадан" не организован прием энергосберегающих (ртутьсодержащих) ламп от физических лиц.
Положениями ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 8 "Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года N 681, обязанность по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, возложена на органы местного самоуправления.
Постановлением мэрии города Магадана от 11.11.2010 года N 3440 утвержден Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки ртутьсодержащих отходов на территории муниципального образования "Город Магадан", в соответствии с которым организация сбора, вывоза, утилизации и переработки ртутьсодержащих отходов от населения на территории муниципального образования "Город Магадан" включает в себя организацию на территории города пунктов бесплатного приема ртутьсодержащих отходов (далее - РСО) от населения, прием от населения и временное хранение РСО в указанных пунктах. Финансирование мероприятий, связанных со сбором, вывозом, утилизацией и переработкой РСО от населения, проводится за счет средств бюджета муниципального образования "Город Магадан" на соответствующий год.
В силу требований п. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В нарушение вышеприведенных требований федерального законодательства на момент проведения проверки сбор, вывоз, утилизация и переработка РСО от населения на территории муниципального образования "Город Магадан" не организованы, пункты бесплатного приема РСО от населения отсутствуют.
Учитывая изложенное, просил обязать мэрию города Магадана организовать на территории муниципального образования "Город Магадан" пункт бесплатного приема ртутьсодержащих отходов от населения, о чем проинформировать физических лиц - жителей муниципального образования "Город Магадан" в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Магаданским городским судом Магаданской области 25 мая 2012 года постановлено решение об удовлетворении заявленных требований. На мэрию возложена обязанность в течение трех месяцев, со дня вступления решения в законную силу организовать любыми доступными способами на территории муниципального образования "Город Магадан" пункт бесплатного приема ртутьсодержащих отходов от населения, информировав об этом население Муниципального образования "Город Магадан" в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, отказав в удовлетворении исковых требований.
В обоснование заявленных доводов ссылается на то, что в целях реализации возложенных на мэрию полномочий мэрией города Магадана принято постановление от 11 ноября 2010 года N 3440, которым утвержден Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки ртутьсодержащих отходов на территории муниципального образования "Город Магадан". Пункт 3.1.1 данного Порядка предусматривает организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки РСО от населения. Однако, организация таких пунктов предусматривается в качестве этапа процесса сбора, вывози, утилизации и переработки РСО от населения. Из текста нормативного акта не усматривается, что пункты бесплатного приема РСО должны быть организованы непосредственно органами местного самоуправления.
Полагает, что возложение на органы местного самоуправления обязанности непосредственно организовывать пункты бесплатного приема РСО выходит за рамки организационной функции, предусмотренной Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Заявляя требования о понуждении к совершению действий, прокурор возлагает на суд обязанность вмешательства в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым.
По мнению ответчика, являются недопустимыми ссылки в решении суда на пункт 3.2 постановления от 11 ноября 2010 года N 3440, поскольку, во-первых, решение о том, какие конкретно мероприятия необходимо финансировать за счет бюджета, должны принимать органы местного самоуправления, а не суд. Во-вторых, с учетом того, что мэрия города Магадана является лишь исполнителем бюджета, суд не установил, предусмотрены ли в бюджете муниципального образования "Город Магадан" на 2012 год средства на организацию пункта бесплатного приема РСО.
Органы местного самоуправления непосредственно не должны организовывать пункты сбора РСО, поскольку в соответствии с пп. "д(1)" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности. При этом в силу ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ, обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в многоквартирном доме, а не органы местного самоуправления.
Далее ответчик ссылается на то, что в соответствии с п. 9 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года N 681, сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации. Соответственно, организация на территории города пунктов бесплатного приема РСО от населения, как один из этапов сбора и вывоза этих отходов, также осуществляется специализированными организациями и не может быть возложена на органы местного самоуправления.
По мнению автора апелляционной жалобы, судом при принятии решения не были учтены положения пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении", поскольку в резолютивной части решения не указано, какие конкретно действия должен совершить ответчик. Более того, суд по собственной инициативе дополнил требования словами "любыми доступными способами", тем самым признав невозможность указать определенные действия.
Как указано в пункте 1 Правил обращения с отходами производства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года N 681, настоящие Правила устанавливают порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп. Положения данных Правил регулируют вопросы сбора исключительно ртутьсодержащих ламп. Поэтому считают неправомерной ссылку в исковом заявлении и в решении суда на вышеуказанные Правила в части обязания ответчика создать пункт приема ртутьсодержащих отходов.
Дополнительных доказательств ответчик к апелляционной жалобе не приложил и на них не ссылается.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Магадана ссылается на те же доводы, которые были положены в обоснование исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора Магаданской области с доводами апелляционной жалобы ответчика не согласилась, полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы мэрии города Магадана.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право.
В соответствии с п. п. 1, 2 Постановления от 19.12.2003 N 23 решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению,
Пунктом 5 того постановления установлено, что согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Принимая решение об обязании мэрии г. Магадана организовать пункт бесплатного приема ртутьсодержащих отходов от населения любыми доступными способами, суд вышел за пределы заявленных требований и разрешил требование, которое процессуальным истцом не заявлялось, по собственному усмотрению изменив и дополнив его требования.
Федеральный закон, обязывающий суд выйти за пределы заявленных требований, отсутствует.
В силу императивного предписания, содержащегося в части 5 статьи 198, статьях 204 - 207 ГПК РФ, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении", в мотивировочной части решения должны быть разрешены все вопросы с тем, чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.
Однако вопросы способа исполнения решения суда об организации мэрией г. Магадана пункта бесплатного приема ртутьсодержащих отходов от населения в судебном заседании не рассматривались, на обсуждение в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не выносились.
Указание в резолютивной части решения суда на обязание мэрии г. Магадана организовать пункт бесплатного приема ртутьсодержащих отходов от населения любыми доступными способами не отвечает требованиям исполнимости.
Кроме этого, решение суда ни в мотивировочной, ни в резолютивной его частях не отвечает принципу правовой определенности, так как из него невозможно сделать однозначный вывод о том, что конкретно имеется в виду под "организацией любыми доступными способами" пункта бесплатного приема ртутьсодержащих отходов от населения - нормативно-правовое регулированию этой деятельности, либо конкретные действия мэрии г. Магадана по устройству и оборудованию таких пунктов.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктами 11, 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 8 "Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года N 681, установлены обязанность органов местного самоуправления по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Согласно пункта 9 указанных Правил сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
В целях предотвращения вредного воздействия ртутьсодержащих отходов на здоровье человека и окружающую среду и в порядке исполнения полномочий и выполнения обязанностей, возложенных на орган местного самоуправления статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года N 681, статьями 34.1 и 45 Устава муниципального образования "Город Магадан", мэрия города Магадана приняла постановление от 11.11.2010 года N 3440, которым утвержден Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки ртутьсодержащих отходов на территории муниципального образования "Город Магадан" (далее - Порядок).
Указанным нормативным правовым актом определен механизм организации сбора, вывоза, утилизации, переработки РСО, он регулирует взаимоотношения между собственниками РСО и предприятиями (организациями), занимающимися сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, размещением отходов I - IV классов опасности (п. 1.3 Порядка, л.д. 18 - 19).
В соответствии с пунктом 3 Порядка организация сбора, вывоза, утилизации и переработки ртутьсодержащих отходов от населения на территории муниципального образования "Город Магадан" состоит из следующих этапов:
- организация на территории города пунктов бесплатного приема РСО от населения (п. 3.1.1),
- прием от населения РСО в пунктах бесплатного приема (п. 3.2.1.2),
- временное хранение РСО в пунктах бесплатного приема, сбор и транспортирование РСО (п. 3.1.3) (л.д. 19 - 20).
Из изложенного следует, что мэрия г. Магадана выполнила обязанность по организации пункта бесплатного приема отработанных ртутьсодержащих ламп путем нормативно-правового регулирования указанного вопроса.
Вместе с тем, Порядок регламентирует условия, которым должны соответствовать пункты бесплатного приема РСО, а также предусматривает виды РСО, подлежащих приему от населения в пунктах бесплатного приема РСО.
Согласно пункту 1.5 Порядка, сбор РСО специализированными организациями, имеющими лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности, производится на платной основе, за исключением населения, в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 9 "Правил обращения с отходами производства ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года N 681, пунктом 1.5 Порядка, сбор РСО производится исключительно специализированными организациями, имеющими лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности, и, принимая во внимание, что мэрия города Магадана не имеет лицензии на осуществление такой деятельности и не относится к числу таких специализированных организаций, вывод суда о возложении на мэрию города Магадана обязанности организовать пункт бесплатного приема ртутьсодержащих отходов от населения (путем осуществления действий по устройству и оборудованию таких пунктов) также нельзя признать обоснованным.
Таким образом, вывод суда о неисполнении органами местного самоуправления муниципального образования "город Магадан" возложенной на них действующим законодательством обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию физических лиц о порядке осуществления такого сбора не соответствует установленным судом обстоятельствам дела и постановлен при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, что в силу п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
На территории муниципального образования "Город Магадан" функционирует четыре организации, имеющих лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV классов опасности, среди которых муниципальное бюджетное учреждение "Комбинат зеленого хозяйства" (л.д. 11 - 13).
Однако конкретный перечень мероприятий по организации на территории города пунктов бесплатного приема РСО от населения Порядком сбора, вывоза, утилизации и переработки ртутьсодержащих отходов не установлен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что прокурором избран неверный способ защиты прав неопределенного круга лиц.
Другие доводы апелляционной жалобы правового значения для разрешения данного спора не имеют.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, по причине постановления выводов суда первой инстанции при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а поэтому необходимости принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 330, п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

определила:

апелляционную жалобу мэрии города Магадана удовлетворить.
Решение Магаданского городского суда Магаданской области от 25 мая 2012 года отменить и постановить по делу новое решение, которым:
Отказать прокурору города Магадана в удовлетворении заявления об обязании мэрии города Магадана организовать на территории муниципального образования "Город Магадан" пункт бесплатного приема ртутьсодержащих отходов от населения, о чем проинформировать физических лиц - жителей муниципального образования "Город Магадан" в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий
А.А.ЕЧИН

Судьи
М.Г.КОШКИНА
И.А.АДАРКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)